Системы воздухоподготовки
Технология производства систем воздухоподготовки достигла сегодня высочайшего уровня качества – и в части конструктивных принципов, и в плане подбора агрегатов для каждого конкретного случая, осуществляемого при помощи соответствующего программного обеспечения.
Системы воздухоподготовки
Технология производства систем воздухоподготовки достигла сегодня высочайшего уровня качества – и в части конструктивных принципов, и в плане подбора агрегатов для каждого конкретного случая, осуществляемого при помощи соответствующего программного обеспечения.
Что на самом деле следует считать системой воздухоподготовки и как отличить ее, например, от большого вентиляторного конвектора или простого термовентилятора? – даже специалистам сегодня непросто ответить на этот вопрос. Мы рассматриваем в качестве систем воздухоподготовки главным образом установки модульного типа, хотя иногда таковыми бывают и моноблочные системы. Общее определение систем воздухоподготовки можно сформулировать следующим образом: «система воздухоподготовки представляет собой совокупность агрегатов, предназначенных для обеспечения воздухоподготовки по установленным параметрам и имеющих в своем составе узлы для производства теплоты или холода». Согласно этому определению система воздухоподготовки состоит из теплообменников, фильтров, вентиляторов, увлажнителей, заслонок и др., смонтированных под одной «крышей», и не имеет ни холодильника, ни отопительного котла. Однако это «теоретический» образ системы воздухоподготовки. На самом деле сегодня на рынке чаще всего предлагаются установки с интегрированным холодильником или отопительным котлом.
Системы воздухоподготовки имеют модульную структуру – общая комплектация системы и производительность отдельных агрегатов рассчитываются в соответствии с инженерным проектом.
Типы систем воздухоподготовки – их преимущества и недостатки
Однозональные системы
Большинство систем воздухоподготовки являются однозональными с постоянным расходом воздуха. Выходящий из них воздух имеет заданные значения температуры и влажности и по соответствующим каналам направляется на кондиционируемые участки. Стоимость такого решения минимальна. Выбор агрегатов достаточно прост по сравнению с другими вариантами.
Однако очевидно, что однозональная система не имеет возможности индивидуального регулирования температуры внутреннего воздуха в отдельных помещениях, обслуживаемых одной установкой. При использовании такой системы индивидуальное регулирование температуры можно обеспечить только одним способом – при помощи батарей последующего нагрева канального типа вблизи участка обслуживания. Такие батареи управляются термостатом. Правда, они требуют повышенного расхода энергоресурсов (если только в батареи не пропускать горячую воду, подающуюся из рекуператоров холодильного агрегата) и увеличивают эксплуатационные расходы.
Но, вообще говоря, в случаях, когда есть необходимость обеспечить индивидуальное регулирование температуры в отдельных помещениях, обслуживаемых одной установкой, рекомендуются системы воздухоподготовки иного типа: двухканальные или мультизональные.
Рисунок 1. (подробнее) Пример крышной установки воздухоподготовки |
|
Рисунок 2. (подробнее) Принципиальная схема однозональной системы воздухоподготовки. В системе имеется две батареи: предварительного нагрева и охлаждения воздуха |
Двухканальные системы
В двухканальных системах холодный и горячий воздух разводятся по двум различным воздуховодам, каждый из которых оснащен независимым вентилятором. Вблизи каждой зоны обслуживания устанавливают кассетный смеситель, управляемый термостатом. Термостат варьирует соотношение холодного и горячего воздуха и определяет требуемые параметры воздушной смеси, обусловленные тепловой нагрузкой конкретного помещения. Однако такая система безупречна лишь с точки зрения комфорта пользователя. На самом деле у нее имеются два существенных недостатка: первый – высокая начальная стоимость, т. к. требуется проложить два отдельных воздуховода вместо одного и смонтировать столько кассетных смесителей, сколько зон обслуживания в здании; и второй (еще больший недостаток, чем у однозональных систем последующего нагрева) – увеличенный расход электричества из-за двух дополнительных вентиляторов.
Мультизональные системы
В мультизональной системе имеют место такие же две подающие горловины, как и в двухканальной системе, однако на них монтируются пары сопряженных заслонок, каждая из которых регулируется зональным термостатом. Сопряженные заслонки, соответственно, открывают и закрывают выход холодного и горячего воздуха и наоборот. От системы расходятся индивидуальные воздуховоды, количество которых равно числу зон обслуживания. В каждый такой воздуховод подается воздух, имеющий такую температуру и влажность, какие требуются для конкретной зоны обслуживания. В силу конструктивных особенностей мультизональные системы могут обслуживать, как правило, не более 8–10 зон.
Таким образом, существуют три основных типа систем воздухоподготовки:
- однозональные системы – наиболее простые и экономичные;
- двухканальные системы;
- многозональные системы.
Рисунок 3. (подробнее) Модульная структура однозональной системы воздухоподготовки (на рисунке представлен примерный состав секций стандартной установки) |
Подбор агрегатов для системы воздухоподготовки
Подобрать агрегаты для системы воздухоподготовки сегодня можно с помощью специально разработанного программного обеспечения. Такие программы, помимо расчета параметров оборудования, выполняют также рабочие чертежи инженерных систем и определяют основные характеристики, необходимые для монтажа систем воздухоподготовки. Программа осуществляет подбор агрегатов для каждой секции и составляет необходимые расчетные диаграммы.
Сегодня подбор агрегатов ведется, как правило, по фронтальной скорости воздуха в батареях установки. Изготовители чаще всего оперируют тремя скоростями: 2, 2,5 и 3 м/с. На скорости 2,5 м/с расход воздуха варьируется обычно в диапазоне от 1 000 до 80 000 м3/ч.
Классификация систем воздухоподготовки | |||||||||||||||||||||||
Пять классов систем воздухоподготовки в зависимости от уровня тепловой проводимости обшивки корпуса системы (по классификации Европейского комитета по стандартизации (CEN)) Классификация систем воздухоподготовки по тепловой проводимости
Три класса систем воздухоподготовки по степени герметичности ((по классификации Европейского комитета по стандартизации (CEN)) Классификация систем воздухоподготовки по герметичности
|
Низкая, средняя и высокая скорость воздуха
В нормальном эксплуатационном режиме системы воздухоподготовки функционируют при низкой скорости воздуха и при низком давлении. В особых случаях проектируются системы для средних и высоких скоростей воздуха и среднего и высокого давления.
Как правило, применяются следующие значения:
• Низкая скорость воздуха и низкое давление:
- магистральные воздуховоды – от 5 до 12 м/с, давление до 900 Па;
- ответвления – от 3 до 6 м/с.
• Средняя скорость воздуха и среднее давление:
- магистральные воздуховоды – от 12 до 20 м/с, давление от 900 до 1 700 Па;
- ответвления – от 6 до 12 м/с.
• Высокая скорость воздуха и высокое давление:
- магистральные воздуховоды – от 20 до 30 м/с, давление от 1 700 до 3 000 Па;
- ответвления – от 10 до 15 м/с.
При этом во всех случаях воздухозаборные каналы всегда низкоскоростные и низкого давления.
Как уже подчеркивалось, системы воздухоподготовки низкой скорости и низкого давления применяются в основном на объектах малой и средней емкости. И лишь на крупных объектах монтируются средне- и высокоскоростные системы, соответственно, среднего и высокого давления, поскольку они позволяют существенно сократить сечение воздушных каналов и, следовательно, увеличить полезную площадь здания. В качестве недостатков следует упомянуть о повышенной шумности и повышенном расходе электричества по причине использования вентиляторов относительно высокого давления. Блоки «двигатель/вентилятор» систем воздухоподготовки могут оснащаться инвертерами, и тогда агрегаты могут работать в режиме переменного расхода воздуха. В этом случае возможно индивидуальное регулирование параметров в нескольких зонах, когда сама система работает с различными характеристиками. То есть каждая обслуживаемая зона оборудуется воздухораспределителями с переменным расходом воздуха, которые в соответствии с колебаниями тепловой нагрузки регулируют объем подаваемого воздуха.
Рисунок 4. (подробнее) Два примера монтажа многослойных панелей (типа «сэндвич») на несущий каркас системы воздухоподготовки. В первом случае на каркасе не предусмотрена термопрокладка, следовательно, рекомендуемое применение – внутренние участки. Во втором случае имеется термопрокладка (обозначена красным цветом), такую конструкцию можно использовать для наружной установки |
Конструкция
Раньше корпуса систем воздухоподготовки изготавливали из стального однослойного оцинкованного листа. Однако у такого решения имелись три существенных недостатка: высокая степень теплообмена с внешней средой, значительные утечки воздуха и высокая шумность. Со временем обшивку стали делать из двухслойного листа (из стали или иного материала) с промежуточным теплоизоляционным слоем. Общая толщина обшивки составляет сейчас 25–30 мм, хотя бывает, что предлагаются корпуса с толщиной обшивки до 50 мм. Такие панели монтируются на несущую конструкцию, выполненную из прессованного алюминиевого или стального профиля при помощи крепежных и уплотняющих элементов (у разных производителей разные). В итоге получается мощная прочная структура, имеющая незначительный уровень просачивания тепла и воздуха в обе стороны. Одновременно значительно уменьшилась шумность агрегатов.
Сами панели выполняются из различных материалов: чаще всего это оцинкованная сталь, алюминий, стальной лист AISI 304, окрашенный либо ламинированный стальной лист.
В зависимости от особенностей конкретного объекта системы воздухоподготовки могут иметь различную комплектацию теплообменных батарей.
Наиболее часто встречаются следующие комбинации:
• только горячая батарея для обеспечения тепловентиляции;
• горячая батарея, холодная батарея и каплеуловитель для обеспечения тепловентиляции в зимний период и кондиционирования воздуха в летний период;
• только холодная батарея и при необходимости каплеуловитель для обеспечения кондиционирования воздуха в летний период;
• горячая батарея, холодная батарея, каплеуловитель и батарея последующего нагрева для обеспечения круглогодичного кондиционирования.
Наиболее востребованные виды воздухоподготовки |
- Смешивание воздуха рециркуляции с наружным воздухом - Фильтрование воздушной смеси или одного наружного воздуха в зависимости от установленного режима - Предварительный нагрев воздуха - Увлажнение воздуха - Охлаждение воздуха и удаление влаги из воздуха - Последующий нагрев воздуха - Подача воздуха Данные виды воздухообработки могут осуществляться в неполном либо полном объеме в рамках различных функциональных режимов работы системы. |
Обычные вентиляционные агрегаты (секции) оснащаются центробежным вентилятором с изогнутыми вперед лопастями двойного всасывания. Вентилятор подключен к двигателю посредством шкивно-ременной трансмиссии с фиксированным либо регулируемым диаметром шкива. Блок трансмиссии закрыт защитным картером. Ремень трапециевидный, шкив одно- или многожелобный, в зависимости от мощности двигателя. Воздух может подаваться в различных направлениях: горизонтально (чаще всего), вниз или вверх.
Увлажняющие агрегаты предлагаются, как правило, средне- и высокопроизводительные. Наиболее часто встречающиеся комплектации:
• Парогенератор с погружными электродами, оснащенный парораспределителем, электронной регулировкой и стоком конденсата.
• Одинарный либо двойной стенд с распылительными форсунками и циркуляционным насосом со средней и высокой эффективностью насыщения (70–75 % и 75–80 % соответственно). В составе агрегата имеется накопительная камера с подводкой и стоком.
• Испарительный пакет, одинарный либо двойной, из целлюлозы, средне- и высокопроизводительный (60–65 % и 75–80 % соответственно). В составе агрегата циркуляционный насос, коллектор распределения воды над пакетом, подборочная ванна из оцинкованной стали с подводкой и стоком.
Перепечатано с сокращениями из журнала «GT».
Перевод с итальянского С. Н. Булекова.
Научное редактирование выполнено В. Д. Коркиным – зав. кафедрой СПб ГАИЖСА им. И. Е. Репина.
Статья опубликована в журнале “АВОК” за №8'2003
Подписка на журналы