Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 107-91-50 ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"

АВОК ассоциированный
член
...
Реклама ООО "Катюша" | ИНН 1659212383 | Erid: 2VtzqvimvWU
Summary:

Муниципальная энергетика – составная часть городского коммунального рынка энергообеспечения и реформы ЖКХ в Северо-Западном административном округе Москвы

Описание:

Данная статья подготовлена по материалам концепции, разработанной рабочей группой префектуры Северо-Западного административного округа Москвы, в которую вошли представители территориальных и отраслевых органов исполнительной власти Правительства Москвы, органов местного самоуправления, предприятий и организаций, занимающихся вопросами энергоэффективности, представители общественности округа.

Муниципальная энергетика – составная часть городского коммунального рынка энергообеспечения и реформы ЖКХ в Северо-Западном административном округе Москвы

Данная статья подготовлена по материалам концепции, разработанной рабочей группой префектуры Северо-Западного административного округа Москвы, в которую вошли представители территориальных и отраслевых органов исполнительной власти Правительства Москвы, органов местного самоуправления, предприятий и организаций, занимающихся вопросами энергоэффективности, представители общественности округа.

Цель разработки концепции заключается в обеспечении комплексного рассмотрения вопросов повышения эффективности и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, снижения их стоимости путем дальнейшего формирования в отрасли коммунальной энергетики столицы рыночной системы хозяйствования, которая включает в себя как развитие конкурентных отношений производителей и поставщиков энергии на городском коммунальном рынке энергообеспечения, так и эффективное регулирование естественных локальных монополий через создание потребительского рынка услуг муниципальной энергетики и максимальное развитие частной инициативы собственников жилищного фонда.

Новшеством предлагаемой концепции является введение общественного регулирования процессов формирования стоимости энергии на потребительском рынке услуг муниципальной энергетики.

В соответствии с разработанной концепцией становление и развитие эффективного городского коммунального рынка энергообеспечения должно состоять из четырех базовых элементов:

Первый – создание реального конкурентного рынка товаров и услуг, который обеспечит более низкую стоимостью энергии и услуг для потребителей посредством «вымывания» более дорогой энергии с рынка.

Второй – формирование института защиты прав потребителей на основе полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Формирующийся рынок услуг должен обеспечивать для потребителей возможность выбрать более качественное обслуживание в сочетании с комплексом услуг, которые будут востребованы вследствие создания и развития рыночных взаимоотношений в отрасли, а регламенты взаимодействия и организационная структура обеспечивать механизмы и возможность такого выбора.

Третий – перераспределение финансовых потоков из городского бюджета, направление высвобождающихся вследствие внедрения энергоэффективных технологий финансовых средств на реинвестирование в окружные программы повышения эффективности использования энергии.

Четвертый – развитие технологий, выводящее на уровень высокой экономической эффективности и оправданности широкое использования децентрализованных источников энергии – источников распределенной генерации в направлениях:

- непрерывного производства электроэнергии (базовая нагрузка);

- когенерации (совместного производства тепла и электроэнергии);

- производства электроэнергии в пиковые периоды;

- производства электроэнергии для потребителей с повышенными требованиями к надежности энергоснабжения;

- энергоснабжения изолированных потребителей;

- создания экологически чистых и энергоэффективных источников энергии.

Необходимым и обязательным условием создания городского коммунального рынка энергообеспечения является поэтапное создание энергоправовой базы.

К первоочередным законодательным инициативам можно отнести:

1. Закон об обязанности энергомонополий покупать электроэнергию от других, независимых и коммунальных производителей по такой же цене, которую энергомонополии использовали бы для себя.

2. Закон об энергетической политике. Должен формироваться и утверждаться новый класс независимых производителей электрической и тепловой энергии всех форм собственности, освобожденных от ограничений в выборе территорий города для энергобизнеса. Региональная энергетическая комиссия Москвы (РЭК) должна быть уполномочена обеспечить свободный доступ муниципальных и частных энергокомпаний к «чужим» линиям электропередачи.

3. Постановление о механизме введения правила открытого доступа. Энергомонополии должны предоставлять недискриминационные, обеспечивающие открытый доступ условия и тарифы на услуги по передаче «чужой» электроэнергии третьим сторонам. Постановление должно требовать от сетевых городских компаний увеличения емкости линий электропередачи для клиентов, которые готовы оплатить эти затраты.

4. Постановление о пресечении желания энергомонополий получить выгоду в несправедливой конкуренции требованием отделить их электропередающую функцию от функции продажи электроэнергии.

5. Пакет нормативно-правовых актов, поощряющих реализацию ресурсосберегающих технологий и обязывающих энергосистемы принимать у мелких производителей и территориальных энергопотребительских компаний (ТЭК) электроэнергию, полученную за счет энергосбережения, по цене замыкающих затрат (самых высоких) в энергосистеме.

В соответствии с концепцией в целях снижения стоимости и повышения надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению путем развития конкурентных отношений и развития дальнейшего реформирования отрасли, приоритетной задачей органов власти, руководителей предприятий и организаций городского хозяйства наряду с созданием городского коммунального рынка энергообеспечения, также будет и создание нормативно-правовых и административно-управленческих условий для становления и развития потребительского рынка услуг муниципальной энергетики на основе:

- формирования организационно-управленческих условий и рыночных механизмов для эффективного управления и обслуживания жилищного фонда в части инженерного энергообеспечения;

- развития конкуренции в сфере управления, содержания и ремонта жилищного фонда в части инженерного энергообеспечения;

- усиления контроля за качеством энергопотребительского (энергосервисного) обслуживания населения;

- реформирования системы предоставления населению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг;

- совершенствования системы пересмотра и утверждения тарифов на эксплуатационные и коммунальные услуги;

- активизации работы по созданию условий, необходимых для образования и деятельности товариществ собственников жилья и других форм объединений жителей;

- снижения затрат на оказание энергопотребительских (энергосервисных) услуг с повышением их качества и одновременной реализацией мер социальной защиты малообеспеченных слоев населения.

В материалах концепции показано, что:

- попытки государственной власти свести решение проблем к реформе жилищного хозяйства отдельно от реформы коммунальной энергетики и местного само-управления, без учета их взаимозависимости, едва ли смогут привести к желаемому результату. Рассматривая слабые и сильные стороны каждого сектора муниципальной сферы, можно сделать вывод, что чем сильнее пронизывают его рыночные отношения, тем эффективнее используются внутренние и внешние ресурсы. Особое место в вопросе создания и эффективного развития потребительского рынка услуг муниципальной энергетики занимают задачи совершенствования системы управления в условиях углубления и расширения рыночных механизмов в муниципальном хозяйстве;

- вектор муниципальных прав должен смещаться в сторону интересов собственников, объединяемых корпоративными структурами. С этой точки зрения города рассматриваются как сверхкорпорации, призванные интегрировать узкокорпоративные интересы собственников с интересами других слоев населения. Модель города-корпорации, широко распространенная в развитых странах, требует расширения в муниципальном самоуправлении прав как корпораций, так и представителей различных слоев населения на основе дифференциации и интеграции их экономических и социальных интересов. Только в случае высокого уровня защиты интересов собственников их корпоративные структуры, включая территориальные, могут рассчитывать на большие инвестиции, что в первую очередь окажет положительное влияние на достижение городской стратегической цели – создание городского коммунального рынка энергообеспечения;

- для муниципальной (коммунальной) энергетики основной продукт производства (электрическая и тепловая энергия) практически всегда является ликвидным и обладает высоким диверсификационным качеством, т. е. может использоваться в разных отраслях хозяйства. Это его сила. С другой стороны, электричество и тепло не могут быть складированы и даже при временном снижении потребления по разным причинам, его производство также должно снижаться. Другими словами, тепло и электроэнергия – это хороший товар, рассчитанный на долговременного потребителя. Несмотря на все заявления, население является и будет являться самым добросовестным плательщиком за коммунальные услуги, если рынок производства, поставки энергии и сервисного обслуживания организован правильно;

- система управления коммунальной энергетикой города и государственная система управления отраслью должны заботиться об интересах всего городского сообщества в целом. Независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности преимущество должно отдаваться созданию наиболее экономически эффективных технологий. Необходимо наряду с созданием городских высокоэффективных источников энергии создавать класс независимых (в том числе частных) производителей. Только такой подход позволит сформировать рынок предложения, который превышает объемы спроса.

Муниципальный потребительский рынок услуг призван обеспечить доступ потребителей к производителям более дешевой тепловой и электрической энергии, сгладить различия в стоимости путем «вымывания» более дорогой энергии с рынка. Рынок потребительских услуг, позволяющий снизить эксплуатационные расходы населения по оплате коммунальных услуг вследствие внедрения прогрессивных энергоэффективных и управленческих технологий, должен стать ясным и понятным для населения стимулом к объединению своих усилий с муниципалитетами всех уровней по само-управлению жилищным фондом и инженерной инфраструктурой на территории проживания.

Основное отличие настоящей концепции от концепции реформы РАО «ЕЭС России» заключается в том, что нижний уровень – распределение энергии потребителям – регулируется муниципалитетами и строится с учетом интересов потребителей на длительную перспективу. На городском рынке присутствует организованный муниципалитетами и координирующий свои действия с городским коммунальным рынком потребитель.

Как орган местного самоуправления муниципалитеты совместно с объединенными в корпоративные структуры собственниками жилого фонда могут обеспечить комплексное рассмотрение вопросов энергоэффективного строительства и модернизации существующего жилого фонда, что послужит основой становления муниципального энергопотребительского рынка – энергоэффективной составной части городского коммунального рынка энергообеспечения.

Основная проблема, которая будет особенно остро (!) ощущаться потребителями при отпуске цен на газовое топливо до мировых цен (условие вступления России в ВТО), – это энергорасточительность всего комплекса ЖКХ. Поэтому стратегия построения рынка отличается необходимостью, в первую очередь, регламентации энергоэффективного строительства, а во вторую – реконструкции существующего жилого фонда, который также является энергорасточительным. Это является необходимым, первоочередным и обязательным условием, т. к. нетрудно представить, сколько должны будут платить за электроэнергию и отопление жители, если при тарифах, сопоставимых с мировыми, они вынуждены будут оплачивать объем потребления, в 2–3 раза превышающий мировые стандарты.

Инструменты реализации концепции:

1. Общественный совет при префекте Северо-Западного административного округа по вопросам электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.

2. Ассоциация предприятий ЖКХ Северо-Западного административного округа Москвы. Окружной «Центр энергосервисного обслуживания предприятий и ТСЖ».

3. Окружной муниципальный фонд энергосбережения.

4. Управляющая компания «Жилэнергокомплекс».

5. Сеть территориальных энергопотребительских компаний «Жилэнергокомплекс».

Общественный совет

ЖКХ в соответствии с действующим законодательством относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления, но находится в зависимости от решений государственных органов власти, как и само местное самоуправление.

В результате ответственность за состояние дел нередко отделена от реального управления и не обеспечена финансовыми ресурсами. Необходимо устранить административные и иные барьеры на пути широкого внедрения энергоэффективных технологий в ЖКХ.

В целях создания необходимых условий для реализации концепции, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом г. Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве» и Положением о префектуре административного округа г. Москвы организован Общественный совет (далее – Совет) при префекте Северо-Западного административного округа по вопросам электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.

Совет образован как коллективный координационный, консультативный и совещательный орган взаимодействия государственных органов власти с органами местного самоуправления по реализации комплексных проектов и будет работать на постоянной основе.

Стратегической целью деятельности Совета является обеспечение снижения стоимости энергии и услуг энергосервиса для населения (потребителей энергии) путем формирования в отрасли коммунальной энергетики рыночной системы хозяйствования. Основными целями Совета являются:

1. Оказание органами государственной власти Москвы содействия населению в осуществлении права на местное самоуправление и органам местного самоуправления в осуществлении их функций и полномочий по созданию финансово-экономической основы местного самоуправления на территории округа.

2. Создание необходимых условий для реализации городских и окружных программ повышения эффективности использования энергии в ЖКХ и демонстрационного проекта создания Зоны высокой энергетической эффективности на территории округа в рамках единой территориальной концепции.

Стратегической задачей деятельности Совета является сдерживание роста тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей – как следствие конкурентного рынка, обеспечение защищенности малоимущих слоев населения в период глобальных преобразований, происходящих в отраслях топливно-энергетического комплекса страны. Основными задачами Совета являются:

1. Обеспечение комплексного рассмотрения вопросов повышения эффективности и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, снижения их стоимости путем дальнейшего формирования в отрасли коммунальной энергетики округа рыночной системы хозяйствования.

2. Определение критериев и приоритетов, необходимых для принятия решений по отдельным проектам, связанным с жилищно-коммунальной реформой на территории округа.

3. Выработка стратегии координации интересов различных организаций и ведомств при реализации программных мероприятий на территории округа.

4. Создание нормативно-правовых и административно-управленческих условий для становления и развития местного само-управления и оказание содействия органам местного само-управления в осуществлении их функций и полномочий на территории округа.

5. Создание условий для формирования конкурентного рынка энергообеспечения, совершенствования экономических и организационно-управленческих механизмов реформы ЖКХ на территории Северо-Западного административного округа, привлечения инвестиций в сферу ЖКХ округа.

6. Разработка на основе коллегиальных обсуждений рекомендаций органам власти, повышение уровня подготовки нормативно-правовых актов, привлечение к данной работе экспертов и представителей различных профессиональных и общественных организаций.

7. Оказание методического, кадрового и иного организационного содействия органам местного самоуправления; содействие профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации муниципальных служащих, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления.

8. Представление в городских органах и организациях, на Общественном совете при Мэре Москвы актуальных проблем реформы ЖКХ на территории округа в интересах его жителей.

Совет имеет право:

1. Приглашать представителей финансовых, проектных организаций, застройщиков, заказчиков, подрядчиков и других организаций, присутствие которых необходимо в процессе подготовки и рассмотрения вопросов на заседаниях Совета.

2. Направлять в Правительство Москвы и его структурные подразделения рекомендации и предложения по вопросам энергообеспечения вновь возводимых и реконструируемых объектов строительства, энергоэффективности, энергоснабжения населения, тарифной политики.

Руководить деятельностью Совета будут префект Северо-Западного административного округа и руководитель Департамента топливно-энергетического хозяйства Правительства Москвы. В соответствии с Положением об Общественном совете в его состав вошли руководители структурных подразделений префектуры, главы районных управ, муниципальных образований, общественных организаций и предприятий отрасли коммунальной энергетики города. Подготовку материалов к заседаниям и рабочим рассмотрениям Совета осуществляет советник префекта по вопросам реформирования ЖКХ совместно с Управлением развития окружной инфраструктуры Северо-Западного административного округа. Для работы Совета могут привлекаться представители заинтересованных организаций с правом совещательного голоса.

Несмотря на жесточайшее сопротивление и отчаянные попытки предприятий-монополистов сохранить монополию, городские власти будут стремиться к тому, чтобы самостоятельно покупать электроэнергию у производителей по ценам намного ниже тех, которые сейчас диктуют монополии. Стратегическим курсом органов государственной власти и местного самоуправления остается создание экономически эффективной и социально ориентированной экономики. Для достижения стратегической цели они будут эффективно взаимодействовать по созданию модели управления муниципальным энергетическим комплексом, обеспечивающей защиту интересов горожан от реформирования энергетики по принципам РАО «ЕЭС России» и очередного «ваучерного недоразумения».

Продолжение в следующем номере

Поделиться статьей в социальных сетях:

Все иллюстрации приобретены на фотобанке Depositphotos или предоставлены авторами публикаций.

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №5'2004



Реклама на нашем сайте
...
ООО «Арктика групп» ИНН: 7713634274 erid: 2VtzqvPGbED
...
Реклама / ООО «ИЗОЛПРОЕКТ» / ИНН: 7725566484 | ERID: 2VtzqwXxP2k
...
Реклама: СОЮЗ-ПРИБОР | ИНН 1657012967 | erid: 2VtzqwXm44Y
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Реклама на нашем сайте
...
Реклама / ООО “ТПК Арекс” / ИНН: 7722489658 / erid: 2VtzqvwmHP3
...
реклама ООО "БДР ТЕРМИЯ РУС" / ИНН: 7717615508 / Erid: 2VtzqvBV5TD
BAXI
Онлайн-словарь АВОК!