Московская объединенная энергетическая компания – важный шаг в реформировании топливно-энергетического хозяйства
Топливно-энергетическое хозяйство – одна из важнейших отраслей ЖКХ. Тепло, электричество, газ – без них невозможно нормальное функционирование города и существование его жителей. Бесперебойное энергоснабжение потребителей всегда входило в число первоочередных задач, решаемых Департаментом. Сегодня к этой функции прибавилась еще одна – реформирование топливно-энергетического хозяйства г. Москвы.
Московская объединенная энерветическая компания – важный шав в реформировании топливно-энерветическово хозяйства
На столичном рынке энергетики появился еще один участник – «Московская объединенная энергетическая компания». О том, с чем связано появление новой энергетической компании, принадлежащей Правительству Москвы, рассказывает руководитель Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы Александр Николаевич Ремезов.
Топливно-энергетическое хозяйство – одна из важнейших отраслей ЖКХ. Тепло, электричество, газ – без них невозможно нормальное функционирование города и существование его жителей. Бесперебойное энергоснабжение потребителей всегда входило в число первоочередных задач, решаемых Департаментом. Сегодня к этой функции прибавилась еще одна – реформирование топливно-энергетического хозяйства г. Москвы.
В конце прошлого года руководство города приняло экономически обоснованное решение реформировать три основных теплоснабжающих: ГУП «Мосгортепло», ГУП «Мостеплоэнерго» и ГУП «Теплоремонтналадка». Департамент топливно-энергетического хозяйства г. Москвы подготовил управленческие и финансовые механизмы, по которым все ГУП должны были принять новую организационно-правовую форму – акционерное общество. Есть несколько причин, которые доказывают необходимость данного процесса. Одна их основных – экономическая. В условиях современной экономики форма государственного унитарного предприятия (ГУП) не позволяет решать многих задач, которые стоят перед топливно-энергетическим хозяйством города. Невозможно найти ни экономической модели, ни юридической базы для того, чтобы через ГУП работать с инвесторами. Они не видят, какую прибыль могут получить работая через такие формы хозяйствования. Между тем, привлечение инвесторов в московскую энергетику – на сегодняшний день одна из наиболее стратегически важных задач.
11 ноября 2004 года вышло распоряжение Правительства Москвы № 2261-РП «О создании открытого акционерного общества «Московская объединенная энергетическая компания»» (МОЭК). На основании данного распоряжения в уставный капитал ОАО «МОЭК» был внесен находящийся в собственности Правительства Москвы пакет акций ОАО «Мосэнерго» в размере 2,95 %, рыночной стоимостью с учетом независимой оценки в размере 2 789 076 000 руб.
1 января 2005 года персонал ГУП «Теплоремонтналадка», ГУП «Мостеплоэнерго» и ГУП «Мосгортепло» перешел в состав соответствующих филиалов ОАО «Московская объединенная энергетическая компания», которые продолжили всю хозяйственную деятельность, связанную с энергоснабжением столицы.
Задача новой компании – консолидировать энергетические активы Москвы. Процедура юридического оформления прав собственника, т. е. города, должна быть завершена ориентировочно во втором квартале 2005 года. После этого уставный капитал ОАО «МОЭК» пополнится внесенными сюда активами города. Их балансовая стоимость составляет приблизительно (точная цифра будет названа после проведения независимой оценки) 60 млрд руб.
Около двух лет назад руководство города подписало совместно с РАО «ЕЭС России» и ОАО «Мосэнерго» Соглашение о взаимодействии при реформировании электроэнергетического комплекса города Москвы. Основным условием данного соглашения является право города увеличить свою долю в уставном капитале московских городских электросетевой и теплосетевой компаниях, выделяемых в ходе реформы из «Мосэнерго», до 51 % и выше путем участия в эмиссии дополнительных акций.
После того, как акционерное общество «МОЭК» выпустит на 100%-ю стоимость своего уставного капитала дополнительную эмиссию акций, город получит платежный инструмент в виде части акций ОАО «МОЭК», которыми он сможет рассчитаться за контрольные пакеты в двух сетевых компаниях: «Московская городская электросетевая компания» и «Московская городская теплосетевая компания».
Таким образом, выкупив контрольные пакеты двух сетевых компаний, выделяемых из ОАО «Мосэнерго», город становится полноправным владельцем всего инженерно-сетевого хозяйства, что позволит обеспечить надежное и бесперебойное тепло- и электроснабжение городских потребителей.
Кроме того, Департамент надеется, что акции открытого акционерного общества «Московская объединенная энергетическая компания» получат популярность, что позволит нам более эффективно работать с инвесторами. А это значит, что исчезнут инвестиционные нагрузки на бюджет города, поскольку Департамент сможет привлекать инвестиционные деньги со стороны.
Необходимость данных процессов обусловлена как общим ходом реформирования электроэнергетической отрасли страны, так и конкретной ситуацией с энергообеспечением, которая сложилась в последние годы в Москве.
Активное участие города на всех этапах реформирования столичного топливно-энергетического комплекса обосновано высокой степенью ответственности, которую несут городские власти перед населением и промышленными потребителями. На сегодняшний момент город обладает практически всеми инженерно-техническими коммуникациями, позволяющими регулировать жизнедеятельность огромного количества структур, кроме энергосетевого хозяйства. И «Московская кабельная сеть», и «Тепловые сети» сегодня принадлежат АО «Мосэнерго».
Почему же городу так важно взаимодействие с этими сетевыми хозяйствами? Дело в том, что практически все перспективное развитие столицы упирается в работу данных филиалов «Мосэнерго». Когда мы говорим о реконструкции, о строительстве нового жилья – все в результате упирается в подключение к этим двум организациям. Однако не всегда требования города по подключению нового жилья эффективно решаются в данных подразделениях «Мосэнерго». Конечно, это объясняется, в первую очередь, сложной ситуацией, связанной с нехваткой мощностей, поэтому выход здесь один: нужно строить новые источники генерации, новые сети. Но вот здесь как раз и возникает проблема.
Когда в Правительстве Москвы обсуждался план по строительству на 2005 год, возник вопрос о том, что с реализацией плана могут быть проблемы, поскольку выяснилось, что «Мосэнерго» просто не в состоянии обеспечить его энергетическими мощностями. Сегодня «Мосэнерго» сообщает о дефиците мощностей в размере 2 500 МВт. А в перспективе прирост потребления будет нарастать по 3–4 % в год.
Задержка в развитии энергохозяйства города не устраивала Правительство Москвы, поэтому оно приняло решение о строительстве новых центров в развивающихся районах, новых генерирующих источников по электроэнергии и по теплу. В январе 2004 года Правительство Москвы приняло Постановление «О развитии генерирующих мощностей в городе Москве». В рамках этого проекта в июле того же года была введена электростанция 12 МВт электрической и 24 Гкал/ч тепловой мощности на РТС «Люблино». В ближайшее время планируется ввести в эксплуатацию две аналогичные электростанции на РТС «Курьяново» и РТС «Пенягино». В этом же году будут введены в строй еще две небольшие электростанции (по 12 МВт) в г. Зеленограде на РТС-3 и на РТС «Переделкино». Также, начиная с этого года, начнет реализовываться строительство более крупных объектов – электростанций средней мощности. Первая и, пожалуй, основная – это электростанция на базе РТС «Строгино» мощностью 260 МВт.
Данная программа предусматривает строительство электростанций средней мощности 100–260 МВт и включает в себя 15 проектов. Для реализации каждого проекта будут привлечены инвесторы, с которыми Департамент уже работает.
27 января 2005 года прошли первые инвестиционные торги, и можно с уверенностью сказать, что это событие, значение которого переоценить невозможно, потому что в Российской Федерации впервые был проведен конкурс по привлечению инвестора на строительство электростанций. Ни один субъект РФ, ни РАО «ЕЭС России» на сегодняшний день организовать подобные торги не смогли.
Надо сказать, что успех торгов во многом обеспечил то, что Правительство Москвы пошло на создание серьезных, можно даже сказать привилегированных условий для инвесторов. По сути, в конкурсной документации были сформулированы такие предложения для инвесторов, которые до сегодняшнего дня никто не обозначал.
В первую очередь, они касаются покупки энергии, которая будет производиться на этих объектах. Во-вторых, они касаются условий по ценообразованию на топливо. В-третьих, город пошел на льготы, касающиеся арендной платы за землю, на которой будут стоять эти объекты. Арендная плата будет, безусловно, сохранена, но город предусмотрел определенный механизм рассрочек, который довольно серьезно увеличивает инвестиционную привлекательность проектов.
С другой стороны, надо отметить, что и инвесторы, которые принимали участие в этих конкурсах, тоже взяли на себя определенный риск. Схема проектного финансирования уже давно применяется во всем мире, но в России она имеет целый ряд отличий от других стран. Там, как правило, одной стороной выступает государство и дает ряд гарантий, в том числе и финансовых. В нашей стране пока все находится на уровне теоретических размышлений, поэтому можно сказать, что инвесторы взяли на себя дополнительный риск. Хотя все при этом понимают, что ситуация, в первую очередь, с электроснабжением, которая складывается сегодня в московском регионе, в перспективе может стать просто проблемной. И, конечно, строящиеся мощности будут востребованы.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №1'2005
Подписка на журналы