О мерах по совершенствованию системы городского энергоснабжения и аварийном отключении электроснабжения 24–26 мая 2005 года в г. Москве
14 июня 2005 года состоялось заседание Правительства Москвы, на котором был рассмотрен вопрос об аварийном отключении 24–26 мая 2005 года электроснабжения в Москве и мерах по совершенствованию системы городского энергоснабжения.
По материалам заседания Правительства Москвы
О мерах по совершенствованию системы городского энергоснабжения
и аварийном отключении электроснабжения 24–26 мая 2005 года в г. Москве
14 июня 2005 года состоялось заседание Правительства Москвы, на котором был рассмотрен вопрос об аварийном отключении 24–26 мая 2005 года электроснабжения в Москве и мерах по совершенствованию системы городского энергоснабжения. Заседание вел мэр Москвы Ю. М. Лужков. С докладами по рассматриваемому вопросу выступили В. Г. Плешивцев, руководитель Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы, В. Е. Зинаков, главный инженер ОАО «Московская областная электросетевая компания», В. А. Жаров, первый заместитель руководителя Департамента экономической политики и развития г. Москвы.
На заседании Правительства Москвы в прениях также выступили: В. Л. Титов, руководитель Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по г. Москве, Д. В. Гаев, начальник ГУП «Московский метрополитен», А. С. Свистунов, исполняющий обязанности исполнительного директора ОАО «Московская городская электросетевая компания», С. В. Храменков, генеральный директор МГУП «Мосводоканал», Н. И. Серебряников, советник генерального директора ОАО «Мосэнерго».
В. Г. Плешивцев,
руководитель Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы
Произошедшее в результате системной аварии, а именно так необходимо классифицировать случившееся 24–26 мая, отключение электрической энергии со всей очевидностью показало всем жителям Москвы несовершенство, уязвимость и незащищенность системы энергоснабжения города при техногенных авариях.
О масштабности этого отключения свидетельствуют следующие данные: разрыв системного кольца в 500 кВ, отключение 45 подстанций 220 и 110 кВ, 9 электростанций, в том числе 6 в Москве, отключение 12 355 жилых зданий, 15 больниц и родильных домов, 5 водозаборных и 9 канализационных станций Мосводоканала, 52 станций Метрополитена, остановка электрифицированного транспорта, прекращение горячего водоснабжения в 16 549 жилых зданиях, остановка промышленных предприятий с опасными технологическими производствами и других потребителей.
Сложившаяся ситуация была осложнена отсутствием какой-либо информации со стороны регионального диспетчерского управления руководства города и МЧС на начальном этапе.
Компетентная экспертная комиссия, безусловно, установит истинные причины случившейся аварии в энергетической системе Московского региона.
Созданный Правительством Москвы городской штаб в кратчайшие сроки организовал работы по ликвидации последствий аварии. Было налажено энергоснабжение жизненно важных объектов от передвижных источников, эвакуация пассажиров из тоннелей Метрополитена, дополнительные маршруты наземного транспорта и другие необходимые мероприятия.
Благодаря квалифицированным действиям представителей всех городских служб удалось локализовать ситуацию с минимальными потерями. Если смоделировать развитие подобной системной аварии в зимний период с частичным или полным распадом теплоэлектроснабжения московского мегаполиса, то масштабы могли бы иметь катастрофические последствия как для населения, так и для Москвы в целом.
Какова же реальная ситуация с энергоснабжением города? Существующая схема электроснабжения в основном опирается на три электроподстанции в 500 кВ: «Бескудниково», «Очаково» и «Чагино», построенные в 60-е годы XX века. Оборудование отслужило свои нормативные сроки эксплуатации, морально и физически устарело. Нагрузка на электроподстанции такова, что ни на одной из них нельзя даже частично сделать капитальный ремонт без понижения надежности энергоснабжения города.
Воздушные линии электропередачи, расположенные в городе, а это более тысячи километров, находятся на пределе своей пропускной способности и не позволяют предусмотреть какое-либо системное развитие.
Более 70 % электроподстанций 220–110 кВ отработали свой ресурс и запрещены по присоединениям. Кроме этого, данную проблему существенно усугубляют обменные потоки по 42-м межсистемным связям 110 и 220 кВ с энергосистемами соседних областей, в основном такими же дефицитными, как и московская, которая дополнительно перегружает электрические сети и трансформаторы Мосэнерго.
В период до 2010 года заканчивается ресурс на девяти турбинах Т-250. В этом году три из них уже выработали свой ресурс, а это 750 МВт. Необходимо срочное решение вопроса по продлению ресурса или замещению этих мощностей. В питающих и распределительных электрических сетях – аналогичная ситуация. В городе до сих пор используются подстанции и сети со сроком службы более 40 лет. В настоящее время в Москве эксплуатируются более 350 трансформаторных подстанций с перегрузкой в полтора раза. Более половины парка оборудования на сегодняшний день изношено. Объемы обновления сетей и подстанций ничтожно малы, а темпы реконструкции таковы, что потребуется еще более 20 лет для приведения его в соответствие с нормативами.
Объемы реконструкции кабельных сетей за прошлый год составили около 70 км, когда на сегодняшний день требуется как минимум 450–500 км в год. При этом значительная часть работ выполняется при вводе новых объектов жилищного и коммунального строительства в качестве обременений при реализации технических условий на присоединение.
В планах Московской теплосетевой компании объем ремонтных работ сокращен с 88 до 44 км. Сложившаяся ситуация напрямую отражается на надежности энергоснабжения города. Отсутствие должного финансирования со стороны Мосэнерго привело к накоплению несделанных ремонтов, старению сетей и оборудования. Недостаток инвестиционных средств не может служить причиной допущенного отставания по замене морально и физически изношенного оборудования. Налицо отсутствие конструктивного подхода со стороны руководства энергетических компаний и их подразделений.
Сложившаяся ситуация вызывает опасение в качественной и надежной подготовке этих компаний к прохождению предстоящего отопительного сезона. На ремонтную кампания всех предприятий, выделившихся из состава ОАО «Мосэнерго», запланировано 12 млрд руб. Для сравнения, в Московской объединенной энергетической компании запланировано 6,6 млрд руб.
Вклад города в обеспечение надежности и развитие энергетических мощностей несоизмеримо выше в пропорциональном отношении, чем в комплексе компаний Мосэнерго.
Департаментом топливно-энергетического хозяйства предложен документ, который был составлен по настоятельным требованиям города, предусматривающий строительство 16 крупных энергетических объектов, остро необходимых для выполнения городских программ жилищного и социального строительства. За период с 2002 года введена в работу только одна электроподстанция – «Академическая», и одна насосноперекачивающая станция – «Бусиновская». Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний день система управления энергетическим комплексом Московского региона находится в тяжелейшем положении.
Все эти проблемы Правительство Москвы неоднократно излагало в своих обращениях в адрес президента, председателя Правительства Российской Федерации и РАО «ЕЭС России». Однако действенных мер не последовало.
При подготовке к заседанию Правительства Москвы в проект постановления был предложен пункт «О разработке РАО ‘‘ЕЭС России’’ программы повышения надежности энергоснабжения города Москвы, включающей реконструкцию, новое строительство энергетических станций и сетей». Редакция этого пункта не согласована руководством РАО «ЕЭС России», однако, без ее разработки и обязательной реализации повышение надежности энергосистемы города невозможно и контролировать данный вопрос должно Правительство России.
Срочно должны быть приняты кардинальные меры организационного и технологического характера и одна из них – восстановление единого административного, технологического и диспетчерского управления. Что касается технологических мероприятий, то их можно разделить на первоочередные – для обеспечения прохождения осенне-зимнего периода и долгосрочные – по повышению надежности и развитию энергосистемы города в целом.
Коротко остановимся на первоочередных. На территории города расположено значительное количество объектов здравоохранения, Мосводоканала, Метрополитена, опасных производств, перерыв в энергоснабжении которых недопустим, либо значительно ограничен. В соответствии с правилами устройства электроустановок все они должны быть в обязательном порядке обеспечены резервными источниками энергоснабжения.
Произошедшая 25 мая аварийная ситуация показала неподготовленность этих объектов при отключении и перебоях в энергоснабжении. Этому вопросу было посвящено отдельное заседание в Комплексе городского хозяйства, определены необходимые мероприятия и источники финансирования по оснащению объектов автономными агрегатами. Все они отражены в проекте постановления Правительства Москвы.
Далее подробнее рассмотрим долгосрочные мероприятия. Существующая схема энергоснабжения города не функционирует должным образом. В сложившейся ситуации необходимо разработать иной путь развития энергосистемы города. Устойчивый рост энергопотребления в Москве по оценкам генплана и Мосэнергопроекта, нагрузка в Московском регионе в 2010 году может возрасти до 21 млн кВт, в 2020 году – до 28 млн кВт. Это практически удвоение сегодняшнего электропотребления и, соответственно, объемов сетевого и станционного строительства. Учитывая высокую плотность застройки города, необходимо принципиально изменить схему электроснабжения. Следует отказаться от развития сетей и подстанций – 110 кВ, а также распределительных сетей – 10 кВ, и осуществить перевод схемы на напряжение 220–20 кВ, что позволит сократить число элементов цепи и с резервом обеспечить объекты в части транспорта электроэнергии. Эти решения уже реализованы при застройке Ходынского поля и Московского международного делового центра.
Резерв активной мощности электрических станций должен быть не менее 13 %. Только в этом случае может быть обеспечена системная надежность и возможность вывода в ремонт части системообразующих линий и подстанций 110, 220 и 500 кВ без снижения надежности энергообеспечения города.
Исходя из вышеизложенного можно констатировать, что в целях повышения надежности энергоснабжения потребителей города, а также в целях развития энергосистемы и обеспечения безусловного выполнения программы развития города, необходимо:
1) Ускорить разработку программ комплексного развития систем тепло-, электро-, газоснабжения города в соответствии с Постановлением № 365 ПП «Об основных направлениях развития системы электроснабжения на период до 2020 года», являющимся основополагающим документом развития энергетического комплекса города. Необходимо срочное решение вопроса о финансировании разработки указанных программ, а понимание с Департаментом экономической политики и развития города Москвы уже достигнуто.
2) Осуществить строительство электроподстанций 500, 220 кВ на северо-западе Москвы, что позволит обеспечить наиболее дефицитные районы города электрической мощностью и осуществить поэтапный вывод подстанций «Чагино», «Бескудниково» и «Очаково» в реконструкцию.
3) Произвести реконструкцию существующего кольца 500 кВ с созданием его второй новой цепи.
4) Осуществить строительство ориентировочно 18 электроподстанций, очень необходимых городу 220 на 20 кВ, таких как: «Герцево», «Нарская», «Дубнинская», «Коровино», «Коньково», «Бабушкино», «Заболотье», «Сити» и другие. Уже сейчас необходимо предусмотреть резервирование площадок под эти подстанции.
5) Осуществить переустройство в кабель воздушных линий электропередачи, находящихся на территории города, с увеличением их пропускной способности и обеспечением необходимого резервирования питания электроподстанций 220–110 кВ.
6) Продолжить выполнение программы, принятой Постановлением Правительства Москвы № 3 ПП «О вводе генерирующих мощностей».
7) Продолжить выполнение программных мероприятий, принятых распоряжением Правительства Москвы № 680 РП «Об альтернативном энергоснабжении жилого фонда и предприятий города Москвы и строительстве муниципальных энергообъектов», по оснащению котельных газопоршневыми энергогенерирующими установками общей установленной мощности 500 МВт для покрытия дефицита электроснабжения.
Расположенные вблизи потребителей источники могут помимо своего первоначального предназначения решить проблемы аварийного электроснабжения социально значимых потребителей города и обеспечить живучесть ответственных городских объектов, обеспечить высокий квалификационный уровень специалистов и высокий уровень компетенции и технической грамотности руководящих кадров энергоснабжающих предприятий.
Большинство этих вопросов рассмотрено на совместном Научно-техническом совете в апреле Департаментом и Мосэнерго с привлечением широкого круга специалистов энергоснабжающих организаций России и Москвы. При рассмотрении у руководителя Комплекса городского хозяйства П. Н. Аксенова они были одобрены.
Отдельно остановимся на переустройстве воздушных линий электропередачи в кабель. Данный вопрос неоднократно докладывался на различных совещаниях и получил одобрение. Ни у кого не вызывает сомнения, что реализация данных мероприятий, кроме повышения надежности энергоснабжения города в части транспорта, мощностей, позволит решить целый ряд задач социального характера в части повышения комфортности и проживания в городе.
Предлагаемый комплекс мероприятий планируется реализовать на инвестиционной основе за счет последующей продажи или передачи в долгосрочную аренду инвесторам высвобождаемых участков.
При соответствующей организации данного процесса через аукцион или иные формы может быть привлечен дополнительный объем финансовых средств, которые могут быть направлены на строительство энергетических объектов города. По нашим оценкам, он может оказать существенный вклад в энергетику Москвы.
Понимая всю сложность ситуации с энергосбережением в Москве, Правительство города реализует программу по вводу генерирующих мощностей на районных тепловых станциях с применением газотурбинных технологий.
За период с января 2004 года по июнь 2005 года городскими структурами введены в работу три газотурбинные установки суммарной электрической мощностью 36 МВт и тепловой – 72 Гкал/ч на РТС «Курьяново», ГПЗ «Люблино» в Марьино и РТС «Пенягино» в Митино.
Ведется строительство парогазовых установок на РТС в Строгино суммарной электрической мощностью 260 МВт для электроснабжения Серебряноборского тоннеля и других нагрузок Северо-Западного административного округа Москвы.
Началось строительство ГТУ суммарной мощностью 24 МВт и 48 Гкал/ч на РТС-3 в Зеленограде и РТС «Переделкино» в Солнцево. До 2010 года будет введено 2 900 МВт электрической мощности.
Понимая, что бюджетных средств на реализацию программы строительства новых генерирующих мощностей не хватит, проведены инвестиционные конкурсы на строительство ГТС «Молжаниновка», «Кожухово», «Терешково» и «Северное» суммарной электрической мощностью 500 МВт, тепловой – 990 Гкал/ч.
С января 2006 года вступит в действие Федеральный закон Российской Федерации № 210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», изменивший условия инвестирования в развитие объектов энергосбережения, принадлежащих различным хозяйствующим субъектам, путем надбавки к тарифам и платы за присоединение их к системам теплоснабжения, электроснабжения.
Согласно Федеральному закону № 210 у Правительства Москвы появляется экономический механизм регулирования процесса инвестирования организаций коммунального комплекса, а значит, и рычаг управления развитием системы энергоснабжения в соответствии с планами и перспективами развития города.
Анализ выполнения инвестиционных программ по ОАО «Мосэнерго» прошлых лет показывает, что целый ряд объектов, включенных в тарифы на энергоносители, остаются нереализованными, в связи с чем Департамент предлагает изменить процедуру утверждения тарифов на энергоносители, исключив из нее инвестиционную составляющую на новое строительство, разработать механизм разделения и аккумулирования этих финансовых средств в структуре, подчиненной Правительству Москвы, и на конкурсной основе вести проектирование и строительство энергетических объектов. Это позволит обеспечить своевременный ввод энергетических объектов, значительно повысить долю города в энергетических компаниях.
Еще одним из важных вопросов является действующая на сегодняшний день нормативная база по схеме развития и категорийности энергетических сетей. Москва – один из крупнейших мегаполисов, на территории которого расположены, в том числе и объекты, обеспечивающие жизнедеятельность не только города, но и страны в целом. При этом большинство из них относится к потребителям второй категории, что в соответствии с правилами устройства электроустановок допускает отключение до суток. Безусловно, в случае возникновения каких-либо нарушений восстановление энергоснабжения происходит в более короткие сроки. Однако никаких нормативных документов, регламентирующих данный процесс, нет, и предъявление исков энергоснабжающим компаниям невозможно. Такая позиция поддерживается руководством Ростехнадзора по Москве.
Департамент топливно-энергетического хозяйства считает необходимым обратиться в законодательные и надзорные органы России и Москвы с инициативой по рассмотрению данного вопроса.
В. Е. Зинаков,
главный инженер ОАО «Московская областная электросетевая компания»
Часть своего доклада посвятил описанию событий, произошедших на подстанции «Чагино» 24 мая 2005 года (явившихся непосредственной причиной аварийного отключения энергоснабжения городских объектов). Было подчеркнуто, что в результате повреждения трансформаторов тока, сопровождавшегося их возгоранием и разрушением, подстанция «Чагино» была практически остановлена и от нее отключилось четыре энергоблока ТЭЦ-22 из одиннадцати работающих на эту подстанцию. Анализируя состояние схемно-режимной ситуации в энергосистеме в период ликвидации последствий аварии, В. Е. Зинаков высоко оценил работу персонала всех уровней на энергоснабжающих и ремонтных предприятиях, коллективы которых проявив профессионализм и высокую самоотдачу не допустили в это тяжелое время серьезных повреждений и отказов оборудования. Докладчик рассказал также о мерах, принимаемых Московской областной электросетевой компанией по обеспечению надежного и бесперебойного электро- и теплоснабжения. В числе основных задач В. Е. Зинаков отметил оснащение московских ТЭЦ и подстанций автономными источниками резервного питания для собственных нужд; создание автоматики отключения потребителей при недопустимом снижении напряжения в условиях дефицита реактивной мощности в энергосистеме; разработку методики программного обеспечения для восстановления рабочего режима энергосистемы после ее полной или частичной остановки.
В. А. Жаров,
первый заместитель руководителя Департамента экономической политики и развития
г. Москвы
В своем докладе обратил основное внимание на уроки, которые необходимо извлечь из прошедшей аварии. Авария выявила ряд проблем: первая и главная из них – недостаточная надежность на сегодняшний день энергосистемы и недостаточная защищенность некоторых объектов городского хозяйства от длительных перерывов в энергоснабжении. Необходимо ускорить работы по оснащению резервными источниками питания в первую очередь больниц, а во вторую очередь предприятий Мосводоканала (в том числе канализационно-насосных станций). Следует запретить энергетикам при проектировании энергоснабжения медицинских учреждений оба параллельных луча электросети запитывать (подключать) к одной и той же РТС. Важным представляется восстановление программы создания резервных источников питания на метрополитене (законсервированной 10–15 лет назад вследствие сворачивания в российском бюджете программы метростроения). Дефицит энергии в Москве определяется сегодня в первую очередь не недостатком производственных мощностей, а отсутствием достаточного количества кабельных линий, то есть отсутствием должного развития энергосети. Но дефицит сетей – это лишь половина проблемы. Москва и Московская область последние 2–3 года набрали достаточно высокие темпы промышленного роста и жилищного строительства, и эти темпы в короткий срок «съедят» еще имеющиеся резервы производственных мощностей московской энергосистемы.
Д. В. Гаев,
начальник ГУП «Московский метрополитен»
Отметил, что авария и последовавшие за этим события подтвердили жизнеспособность сегодняшней технической системы Московского метрополитена, но при этом был выявлен ряд проблем, которые необходимо решить. В первую очередь выяснилось, что резервные источники автономного энергоснабжения позволяют осуществлять работу инженерных систем только в течение 30–40 мин. В этой связи разработаны мероприятия по модернизации более 70 подстанций метрополитена, включающие оснащение их в течение полутора лет стационарными автономными источниками электропитания, обеспечивающими продолжительность работы всех систем не менее 1 ч. Необходимо также ускорить разработку мер по созданию системы управления метрополитеном в кризисных условиях, предусмотренных в рамках городской программы по антитеррору.
С. В. Храменков,
генеральный директор МГУП «Мосводоканал»
Подчеркнул, что даже в аварийных условиях Мосводоканалу удалось обеспечить население питьевой водой и не допустить сброса сточных вод в водоемы и на местность (исключением стало водоснабжение микрорайона «Теплый стан», где 25 мая вода подавалась не выше 4–5 этажей жилых зданий). Прошедшие события заставили пересмотреть концепцию развития городского водопроводно-канализационного хозяйства в сторону повышения надежности имеющихся сооружений. В системе этого хозяйства необходимо создавать собственные, независимые от Мосэнерго энергоисточники. Это могут быть, например, мини-ТЭС. Имеется возможность построить независимые энергоисточники на Люберецкой и Курьяновской станциях аэрации, возвести гидроэлектростанцию мощностью 10 МВт в Зубцово (Тверская область). Особое внимание будет уделяться дополнительному строительству аварийно-регулирующих емкостей (резервуаров) в канализационной сети, которые позволят в аварийной ситуации увеличить время сбора сточных вод не допуская сброса неочищенных стоков в окружающую среду.
Н. И. Серебряников,
советник генерального директора ОАО «Мосэнерго»
Внес предложение восстановить прежнюю структуру оперативно-диспетчерского управления Мосэнерго с подчинением его генеральному директору и главному инженеру Мосэнерго. Он отметил, что в результате возврата к ранее существовавшей системе оперативно-диспетчерского управления повысится ее эффективность и будет восстановлена административная ответственность руководства Мосэнерго перед городом.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №4'2005
Подписка на журналы