О подготовке топливно-энергетического хозяйства Москвы к работе в зимних условиях
Работа по подготовке к осенне–зимнему периоду энергоснабжающими предприятиями выполняется в соответствии с планами, установленными в Постановлении Правительства г. Москвы от 03.05.2005 года № 320-ПП.
О подготовке топливно-энергетического хозяйства Москвы к работе в зимних условиях
Работа по подготовке к осенне–зимнему периоду энергоснабжающими предприятиями выполняется в соответствии с планами, установленными в Постановлении Правительства г. Москвы от 03.05.2005 года № 320-ПП.
Производственные планы текущего месяца на 15.08.2005 года выполняются в соответствии с графиками не менее чем на 100 % по энергоснабжающим предприятиям: ОАО «Мосэнерго», ОАО «Московская теплосетевая компания», ОАО «МОЭК», ОАО «Московская городская электросетевая компания», ГУП «Мосгаз», ГУП «Моссвет». Выполнение годовых производственных программ реализовано в среднем на 70 %, предзимние работы по гидравлическим испытаниям сетей и ЦТП и их профилактическому ремонту практически завершаются, в среднем по энергосистеме они выполнены на 95 %. Запасы резервного топлива на ТЭЦ составляют: мазут – 103,8 %, уголь – 171,9 %. Недостаточная динамика в реализации производственных программ 2005 года энергоснабжающими предприятиями обусловлена процессами реструктуризации энергетического комплекса Московского региона, неравномерностью поступления финансовых средств, а также значительным ростом числа инженерных объектов энергоснабжения, передаваемых в эксплуатацию специализированным организациям в порядке реализации Постановления Правительства г. Москвы № 660-ПП, которые также требуют соответствующей технической подготовки.
Сегодня в теплоснабжении прочно обосновались такие новые технологии и оборудование, как: шаровая запорная арматура, сильфонные компенсаторы термических удлинений трубопроводов тепловых сетей, регулируемые электроприводы насосов с переменной частотой, закрытые мембранные расширительные баки для систем отопления, комплексные системы управления тепловыми пунктами в виде микропроцессорных контроллеров, приборы учета тепловой энергии (по сути те же микроконтроллеры), трубопроводы для тепловых сетей (с пенополиуретановой изоляцией в полиэтиленовой оболочке с пенополимерминеральной изоляцией, полиэтиленовые и полипропиленовые трубопроводы для отопления и горячего водоснабжения), высокоэффективные пластинчатые теплообменные аппараты, относительно миниатюрные газотурбинные и газопоршневые установки и многое другое. Все это реально внедряется каждый день и в весьма немалых масштабах по городу.
Началось широкое применение поквартирных приборов учета электричества, тепла и воды, их компоненты объединены в комплексы АСКУЭ с выводом информации о текущем потреблении на ЦОД и ЕИРЦ. Департамент топливно-энергетического хозяйства активно участвовал в разработке «типовых технических условий на организацию автоматизированного учета энергопотребления в жилых домах». Правда, не надо лукавить, что эти системы по мановению волшебной палочки появятся сразу и везде. Где-то это принципиально невозможно, так как зависит от конфигурации существующей системы отопления. Попытки принудительного встраивания приборов во все дома подряд, даже весьма точных, приведут к существенным ошибкам во взаиморасчетах. В новых домах поквартирная горизонтальная схема разводки отопительных и сантехнических приборов через специальные коллекторы позволяет установить комплекты измерительных приборов с созданием необходимого интерфейса и уже сегодня реализуется на практике. Конечно, есть проблемы с организацией использования таких систем и механизмами компенсации эксплуатационных затрат, но эти вопросы находятся в компетенции ДЖКХ.
В Департамент нередко обращаются с вопросами использования нетрадиционных источников энергии. В мировой практике нашли свое применение альтернативные источники электро- и теплоснабжения, в том числе и в нашей стране. Это зависит от ряда природных условий: количества солнечных дней в году, ветровой нагрузки, силы и постоянства морского прилива, наличия геотермальных источников и т. д. По мнению ученых, наше географическое положение, а Москва – это самый северный мегаполис, не позволяет с достаточной эффективностью использовать солнечные батареи, ветровые установки, тепловые насосы и совсем уж невозможна такая экзотика, как геотермальные и приливные станции. Из-за низкого КПД это будет крайне невыгодно. При немалых капитальных и эксплуатационных затратах и относительно коротком сроке службы этих устройств удельная стоимость энергии будет значительно выше существующей.
К нам поступают различные предложения по улучшению работы энергосистемы, например, для улучшения выработки электроэнергии на ТЭЦ рекомендуют переводить тепловую нагрузку с РТС на ТЭЦ. Частичная передача тепловых нагрузок в неотопительный период с РТС на ТЭЦ практикуется и сегодня там, где имеются между ними магистральные резервные связи и это возможно по гидравлическим условиям. Такое технологическое мероприятие улучшает загрузку турбин, повышает выработку электрической энергии и способствует некоторой экономии топлива. Подобные эксперименты активно проводились в 1985–1986 годах. При этом наблюдалась экономия топлива, однако существенных результатов не было достигнуто, в связи с чем ОАО «Мосэнерго» прекратило дальнейшие мероприятия в этом направлении. В то же время в соответствии с различными программами развития московской энергетики на целом ряде существующих РТС установлены турбинные надстройки для комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, и новые источники закладываются как ГТУ ТЭЦ. Поэтому перераспределение между ними нагрузок поставит эти станции в крайне невыгодное положение в пользу другой генерирующей компании. Таким образом, данное мероприятие по переводу тепловых нагрузок между источниками может быть целесообразным для снижения времени простоя в ремонтном периоде и на практике реализуется при схемотехнических возможностях.
Аналогичным образом отражается и перевод зимних нагрузок. В настоящее время осуществляется перераспределение тепловых нагрузок с РТС «Кунцево», КТС-24, КТС-26 на ТЭЦ-25, с РТС «Химки-Ховрино» на ТЭЦ-21 согласно технологическим схемам и программам перевода мощностей. Такие технические решения проработаны в схемах ГУП «Мосинжпроект» и детально обоснованы для обеспечения требуемых режимных характеристик в конкретной зоне теплоснабжения. При прохождении холодного периода (зимнего максимума) для подогрева теплоносителя до требуемой температуры по режимному графику на ТЭЦ включаются в работу пиковые котлы, технологически это такое же оборудование, что и на РТС. Разгрузка одного оборудования с его расчетной мощности и загрузка другого, такого же, изменит его режимные характеристики и отразится как на его потерях, так и при реализации (убытки). Следует отметить, что в настоящее время в ОАО «Мосэнерго» имеется дефицит мощности, суммарная договорная тепловая нагрузка присоединенных потребителей несколько превышает суммарную установленную мощность теплогенерирующего оборудования ТЭЦ. Следовательно, дальнейшая их загрузка в зимний период резко снизит показатели нормативной надежности, что не отвечает требованиям Правил технической эксплуатации сетей и станций Российской Федерации.
Для оценки потенциала энергетического баланса в системе необходимо провести энергоаудит в системе: сопоставить нагрузки, заявленные в договорах теплоснабжения, с фактическим потреблением, фиксируемым приборами учета. Проведение ревизии, выданных и реализованных технических условий на тепловую энергию как по сетевым, так и по генерирующим компаниям – мероприятие целесообразное, но менее эффективное ввиду ограниченного срока действия последних (3 года). Говоря об электрической энергии, в связи с тем, что в настоящее время ОАО «Мосэнерго» достигло технического предела по покрытию максимума потребления электрической мощности и перевело энергосистему из разряда «самобалансирующейся» в разряд «дефицитных» (недостаток мощности в объеме 2,2–3 млн кВт – около 30 % покупается на Федеральном оптовом рынке), данное предложение не принесет желаемого результата. Все это отразилось в виде перегрузки значительного числа электроподстанций и линий электропередачи, снижению срока эксплуатации энергокомплекса, а также к серьезному ограничению и невозможности в отдельных рай-онах подключения новых электропотребителей. Проведение указанной ревизии, безусловно, необходимо, но ожидаемый результат может оказаться не столь эффективным.
Одно из интересных предложений – введение двухставочного тарифа. Необходимо разделить оплату на две части: постоянную составляющую – оплату за максимальную установленную мощность – и переменную – оплату за текущее потребление. Это позволит сократить издержки в капитальных вложениях, образующиеся в результате введения всевозможных коэффициентов запаса в расчетное энергопотребление при проектировании. Избыточные затраты на «запасы мощности» возникают во всей цепочке: генерация – транспорт – преобразование – потребление, что приводит к излишнему удорожанию оборудования и снижению его фактической загрузки и эффективности, сдерживает процесс присоединения потребителей искусственным дефицитом. С одной стороны, необходимо разрабатывать соответствующую тарифную политику, а с другой – пересмотреть нормативные документы в области проектирования зданий, сетей и источников на предмет определения оптимального соответствия расчетной нагрузки потребления и установленной мощности оборудования. Введение двухставочного тарифа позволит потребителям избавиться от заявленных в договорах излишках (резервах), что даст возможность их дальнейшего использования для присоединения других потребителей и повысит транспортную загрузку. Другим важным аспектом его применения является возможность организации равномерных финансовых поступлений в течение года на энергоснабжающие предприятия, что очень важно для правильной реализации ремонтных компаний по подготовке оборудования к отопительному периоду. Понятие двухставочного тарифа следует рассматривать не только в отношении конечного потребителя, но и раздельно для технологических процессов генерации, транспорта и распределения энергии.
Большой интерес представляет также проблема определения долей топливных затрат на выработку электрической и тепловой энергии. Изменение порядка расчета при определении тарифов с физического метода на энергетический «эксергический», принятый в европейских странах, несомненно является прогрессивным подходом. Он действительно изменяет удельную стоимость видов энергии и влияет на инвестиционную привлекательность источников, использующих технологию совместной выработки – когенерацию. Следует отметить, что при этом существенно возрастет себестоимость выработки электрической энергии и пропорционально снизится себестоимость тепловой энергии. Возможность прироста тарифа на электрическую энергию ограничена соответствующими федеральными документами и лишь незначительно опережает инфляцию. Таким образом, введение эксергического метода расчета в сложившихся социальных условиях может быть только постепенным, иначе прогрессивный рост тарифа на электроэнергию существенно повлияет на социальную напряженность в обществе. В тоже время при резком снижении себестоимости тепла теряет экономическую целесообразность весь комплекс мероприятий по сбережению тепловой энергии как в энергетике, так и в строительной индустрии, в том числе и приборного учета тепла.
В отношении надежности московской энергосистемы, ее стабилизации и развития Департаментом топливно-энергетического хозяйства была проанализирована ситуация, которая была отражена в новом проекте Постановления Правительства г. Москвы от 9.08.2005 года № 588-ПП «Об аварийном отключении 24–26 мая 2005 года электроснабжения в г. Москве и мерах по совершенствованию городского энергоснабжения». Этим постановлением предусмотрен целый комплекс мероприятий по развитию генерирующих мощностей, передаточных сооружений и транспортных энергетических сетей, а также целый ряд организационно-технических мероприятий, направленных на координацию совместных действий энергетических компаний и городских структур. Но это отдельная большая тема.
Между социальным запросом потребителей – жителей города – и ответственностью за обеспеченность энергоресурсами – местных органов исполнительной власти – стоит монопольный бизнес в виде ряда компаний в форме ОАО, осуществляющих отдельные технологические функции в цепочке энергоснабжения: генерацию мощности, транспорт энергии, распределение энергии, сбытовую деятельность и т. д., не имеющих прямых юридических связей с органами власти и необходимой степени ответственности и управляемости. В настоящее время пути решения этой проблемы прорабатываются совместно Правительством Москвы и руководством РАО «ЕЭС России», что, безусловно, будет способствовать лучшей координации деятельности энергоснабжающих компаний в Московском регионе и повысит надежность ее работы в целом.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №5'2005
Подписка на журналы