Концепция Городской целевой программы «Энергосбережение в городе Москве на 2009–2013 гг. и на перспективу до 2020 года»
25 сентября 2007 года состоялось заседание Правительства Москвы под председательством мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова, на котором первым и главным вопросом было обсуждение проекта концепции Городской целевой прог-раммы «Энергосбережение в г. Москве на 2009–2013 годы и на перспективу до 2020 года» и первоочередных мероприятий на 2008 год.
Концепция Городской целевой программы
«Энергосбережение в городе Москве на 2009–2013 гг. и на перспективу до 2020 года»
25 сентября 2007 года состоялось заседание Правительства Москвы под председательством мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова, на котором первым и главным вопросом было обсуждение проекта концепции Городской целевой прог-раммы «Энергосбережение в г. Москве на 2009–2013 годы и на перспективу до 2020 года» и первоочередных мероприятий на 2008 год.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы № 1030 «О первоочередных задачах по энергосбережению в г. Москве» была разработана Концепция Городской целевой программы «Энергосбережение в г. Москве на 2009–2013 годы и на перспективу до 2020 года» (далее – Концепция). Данный документ в сочетании с решениями по представленному проекту постановления Правительства Москвы про-должает планомерную работу органов исполнительной власти в области энергосбережения.
Сегодня можно отметить положительную тенденцию по сохранению на одном уровне потребления тепловой энергии, что на фоне роста общего количества объемов отапливаемого фонда позволяет сделать вывод о повышении энергоэффективности вновь вводимых зданий, а также о снижении теплопотерь в целом. Также отмечено снижение прироста пиковой нагрузки. Так, например, в часы максимумов осенне-зимнего периода (ОЗП) 2005–2006 годов нагрузка на один градус прибавлялась на 100 МВт, а по ОЗП 2006–2007 годов она снизилась прирос-том 90 МВт на градус, что характеризует уменьшение потребления электроэнергии на термические цели.
За три года реализации действующей городской программы по энергосбережению суммарная экономия энергоресурсов составила 1,3 млн т. у. т. Вместе с тем потребление энергоресурсов и потенциала энергосбережения в Москве остаются на высоком уровне. По оценкам специалистов, потребление топлива составляет 33 млн т. у. т. и 11 млн т. у. т., соответственно, составляет потенциал энергосбережения.
Представленная Концепция не отменяет действующих распорядительных документов в области энергосбережения. Она призвана выполнять роль задания на разработку новой городской целевой программы «Энергосбережение в Москве на 2009–2013 годы и на перспективу до 2020 года». Концепцией определена цель прог-раммы. Обосновано соответствие цели программы энергосбережения приоритетным задачам со-циально-экономического развития Москвы. Описана задача прог-раммы, в том числе по сокращению потребления и потерь, а также по сокращению выбросов загрязняющих веществ.
Важным разделом концепции является предложение по утверждению целевых индикаторов и показателей по оценке хода реализации программы. В качестве основных индикаторов предложены: годовой объем потребления электроэнергии, годовой объем потребления тепловой энергии, удельный расход топлива на выработку тепловой и электрической энергии, доля комбинированной выработки энергоресурсов, потери в электросетях, кроме того, потери в тепловых сетях, а также сокращение потребления электрической мощности.
Концепцией предлагается считать основной целью первоочередных мероприятий по энергосбережению на 2008 год создание необходимых предпосылок для реализации программы. Для этого ставятся организационные, технические и нормативные задачи.
К организационным задачам относятся: создание механизма управления процессом, анализ топливно-энергетического баланса, контроль за исполнением мероприятий, совершенствование отчетности и оценка эффективности, детальная оценка потенциала энергосбережения. Формирование механизмов воздействия при нерациональном и несанкционированном использовании энергоресурсов. Графики ограничения потребителей при недостатке мощности, организация работ по усилению контроля экспертизы энергоэффектив-ности проектов, в том числе при капитальном ремонте зданий, усиление роли пропаганды и обучения.
К техническим задачам отнесены: энергетическая паспортизация, создание банка данных энергосберегающего оборудования и технологий, внедрение показателей энергоэффективности, научно-исследовательская и инновационная деятельность.
К проекту постановления Правительства Москвы прилагается задание по экономии энергоресурсов и снижению электрической мощности в Москве на 2008 год. Это оцифрованные взаимоувязанные показатели оценки эффективности деятельности территориальных и отраслевых органов власти в области энергосбережения.
К нормативно-правовым задачам отнесены: финансово-экономические документы, в том числе по тарифному регулированию, правовые развивающие нормы, установленные законом Москвы об энергосбережении, нормативы для проектирования и эксплуатации.
В Концепции предложена структура городской целевой программы, которая включает четыре подпрограммы, сбалансированные по целям, задачам и срокам исполнения. Каждая подпрограмма охватывает отдельное направление работы. Так, подпрограмма развития нормативно-правовой базы энергосбережения направлена на разработку нормативной и законодательной базы, на разработку регламентов, методик и требований правового регулирования.
На примере программы энергосбережения Северо-Западного административного округа проектом постановления Правительства Москвы поручается разработать и утвердить территориальную модель управления энергосбережением при эксплуатации жилого фонда. Проводится паспортизация жилых зданий. Форма для сбора первичной информации и методики направлена в префектуры. В каждом административном округе для сбора информации выбран муниципальный район, максимально оснащенный приборами общедомового учета.
В целях обмена опытом проводятся конференции по энергосбережению, например, в мае текущего года на базе МЭИ в Юго-Восточном округе проводилась специализированная конференция по обмену опытом в энергосбережении.
В течение 2008 года будут разработаны и утверждены такие документы, как форма энергетических паспортов жилых зданий, формы энергетических деклараций для бюджетных организаций, методическая документация по составлению и утверждению этих документов, порядок лимитирования энергопотребления бюджетных организаций.
Подпрограмма энергосбережения при потреблении энергоресурсов направлена на сокращение энергопотребления. В отличие от предыдущих программ задание по экономии дано отдельно по тепловой энергии, отдельно для электрической энергии. Подпрограмма состоит из восьми разделов. Можно отметить, что по этой подпрограмме активно работают многие территориальные и отраслевые органы власти, предприятия и организации города. Так, подготовлен адресный перечень учреждений комплекса социальной сферы Москвы, подлежащий энергетическому обследованию. В 2006 году реализован пилотный проект по энергосбережению в школе № 10361 в Восточном административном округе, где внедрены системы автоматического регулирования – водяного, воздушного отопления, система автоматического регулирования освещения холлов и коридоров школы, установлены ЧРП на приводах и вентиляторах воздушного отопления. В результате достигнута годовая экономия тепловой энергии в размере 880 Гкал и электрической энергии в размере 20 тыс. кВт•ч. Окупаемость мероприятия составляет ориентировочно три года.
Разрабатываются и внедряются новые энергоэффективные технологии оборудования. Например, на южной газораспределительной станции внедрены три установки, преобразующие перепад давления газа в электричес-кую энергию, общая мощность – 2,1 МВт. На одной из котельных района Куркино установлено два принципиально новых каталити-ческих котла мощностью 0,5 МВт каждый, у которых выбросы вредных веществ сведены до минимума. Специалистами ЗАО «Оптима» и МЭИ в рамках выполнения научно-исследовательской работы разработана и установлена на одном из ЦТП «МОЭК» пилотная установка для преобразования избыточного давления теплосе-тевой воды. Электроэнергия используется для питания собственных нужд ЦТП. Совместно с Департаментом науки и промышленности оказывается финансовая помощь предприятиям, реализующим у себя проекты энергосбережения. Предприятия Москвы проинформированы о программе и о возможностях финансовой поддержки.
В августе текущего года проведено общегородское совещание с руководителями более ста крупных предприятий, на котором обсуждены эти механизмы поддержки. Проводится индивидуальная работа с крупными потребителями, такими как промзона «Калошино», завод «Серп и молот», завод «Чернышово», «Салют» и другие.
Большое значение придается вопросам пропаганды энергосбережения. Совместно с Комитетом по рекламе организована наружная реклама, призывающая экономить электроэнергию. Можно достоверно оценить эффект проведения рекламной кампании в городе за период с ноября 2006 по сентябрь 2007 года. Так, объем продаж энергосберегающих ламп в Москве увеличился с 2,5 до 5 млн шт., за время действия кампании. В совокупности это позволило снизить потребление электроэнергии в годовом исчислении более чем на 300 млн кВт•ч.
Подпрограмма «Энергосбережение при производстве и распределении энергоресурсов» нацелена на сокращение потребления первичного топлива, электрической и тепловой энергии, сокращение расхода на выработку тепловой и электрической энергии, сокращение потребления энергоресурсов на собственные нужды, сокращение потерь при передаче и распределении тепловой энергии. Например, оценка оптимизации работы системы теплоснабжения на примере ТЭЦ-21 и РТС «Химки-Ховрино», расположенных в одной зоне, при переводе нагрузки горячего водоснабжения в летний период дает экономию природного газа в объеме 47 млн м3.
Подпрограмма «Сокращение потребления электрической мощности» ориентирована на снижение роста потребления мощности в часы максимумов нагрузки: на 1 500 МВт к 2013 году и на 3 600 МВт к 2020 году (таблица). Это достигается целевыми мероприятиями, такими, например, как программа энергосбережения в районе Северное Медведково. По этой подпрограмме запланирован к внедрению перечень мероприятий, опробованных на практике, для последующего их анализа эффективности. Планируется сэкономить электрической энергии в объеме 6,5 млн кВт•ч и сократить потребляемую электрическую мощность на 1 800 кВт.
Другой пример. Совместно с Мосжилинспекцией и Ростехнадзором в рамках межведомственных комиссий проводится рабо-та по выявлению потребителей, превышающих договорные мощности электропотребления или незаконно подключенных. В результате выявлено и отключено более 900 потребителей. В то же время есть положительные примеры работы с объектами потребительского рынка. Так, на строительном рынке «Каширский двор» принято решение об использовании теплонакопителей для отопления павильонов, это позволит перевести нагрузку в размере 150 кВт из пикового периода в ночной.
В настоящее время на практике отрабатывается механизм перераспределения электрической мощности, высвобождаемой в результате внедрения энергосберегающих мероприятий, для подключения новых объектов. Например, свободные мощности отсутствуют в районе действия подстанции «Бабушкин», где сейчас активно прорабатываются энергосберегающие мероприятия для обеспечения вводных объектов.
Отдельно остановлюсь на вопросе компенсации реактивной мощности, особенно в бытовом секторе. Рост оснащения бытовыми приборами, зачастую низкого качества, привел к росту реактивной мощности. С учетом сокращения в общем балансе московской энергосистемы нагрузок промышленных потребителей роль компенсаторов реактивной мощности неоценимо важна. Планируется разработка комплекса мероприятий по восстановлению работы компенсаторов реактивной мощности в промышленности и организации компенсации реактивной мощности в бытовом секторе. Только в социально-бытовом секторе Москвы, по оценкам специалистов, это позволит снизить потребляемую мощность на 7–10 %.
В Концепции также предложены источники финансирования, направления их использования, различные формы и методы управления реализацией программы. Объем экономии энергоресурсов и сокращение выбросов к базовому году приведен в сводных показателях программы.
Представленная Концепция и решение, предложенное в проекте постановления Правительства Москвы, позволит повысить эффективность использования топливно-энергетических ресурсов и организовать системную работу по энергосбережению.
Таблица Сводные показатели Городской целевой программы «Энергосбережение в г. Москве на 2009–2013 годы и на перспективу до 2020 года». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
1 Опыт снижения энергопотребления, полученный на типовом здании школы // Энергосбережение. 2007. № 4. С. 12–18, № 5. С. 11–17
Содокладчиком по данному вопросу выступил Орлов С. В., председатель Комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Московской городской Думы. В своем докладе он отметил кардинальное изменение произошедшее в отношении к вопросам энергоснабжения и энергосбережения, оценке их роли и места в общем социально-экономическом развитии города и правовой базы энергосбережения и сделал несколько замечаний и дополнений по проекту Концепции. Орлов С. В. рекомендовал включить в проект пункт о создании московской дирекции энергосберегающих программ, более четко проработать институт юридической ответственности за нарушение законодательства об энергосбережении, поддержал разработчиков Концепции в вопросе формирования структуры программы, которые на первое место поставили подпрограмму «Развитие нормативно-правовой базы», заметив, что недостаточно уделено внимания пропаганде энергосбережения при потреблении энергоресурсов.
В прениях по вопросу принятия концепции Городской целевой программы «Энергосбережение в г. Москве на 2009–2013 годы и на перспективу до 2020 года» участвовали: Антонов И. Е. – председатель Бюджетно-финансовой комиссии Московской городской Думы, Бочин Л. А. – министр Правительства Москвы, руководитель Департамента природоиспользования и охраны окружающей среды г. Москвы, Силкин В. Н. – заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Департамента имущества г. Москвы, руководитель Комплекса имущественно-земельных отношений г. Москвы, Евтихиев Н. Н. – префект Восточного административного округа г. Москвы, Ремезов А. Н. – генеральный директор ОАО «Московская объединенная энергетическая компания», Семенов В. Г. – генеральный директор ОАО «Объединение ВНИПИэнергопром», Серебрянников С. В. – ректор Московского энергетического института, Пареньков С. Л. – генеральный директор ОАО Московский металлургический завод «Серп и молот», Табунщиков Ю. А. – президент Некоммерческого Партнерства «Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике», Петухов М. А. – студент Московского коммунального хозяйства и строительства, дублер руководителя Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы.
Бочин Л. А. по данному вопросу отметил необходимость внесения в Концепцию отдельного раздела по использованию возобновляемых источников и предложений по ресурсосбережению.
Ремезов А. Н. в своем выступлении предложил ускорить работу и перейти от обсуждения Концепции к выполнению программы энергосбережения. В рамках реализации самой программы он отметил, что нужно юридически зафиксировать необходимость использования энергосберегающих технологий. Например, при строительстве новых объектов использование современных труб должно стать обязательным. Подчеркнул важность оптимизации тарифной политики как механизма экономического развития, которая бы сделала внедрение энергосберегающих технологий экономически выгодным и потребителю, и производителю, и поставщику энергии.
Семенов В. Г. заметил, что принципиально новым в Концепции является пункт о возможности перераспределения электрической мощности, полученной в результате энергосбережения, в пользу новых застройщиков, и привел пример, что при обследовании зон застройки 60-и объектов, где имелись трудности с подключением к закрытым подстанциям, во всех случаях были найдены варианты альтернативного высвобождения мощности, и при этом затраты на энергосбережение и перераспределение одного киловатта не превысили принятую в городе плату за подключение.
Табунщиков Ю. А. обратил внимание на правильность определения стратегических направлений Концепции и предложил дополнить программу энергосбережения следующими задачами: провести широкомасштабные, оперативные, быстроокупаемые работы по анализу фактического теплоэнергопотребления жилого фонда Москвы и выявлению энергорасточительных зданий, т. к. сегодня отсутствует достоверная информация о фактической энергопотребности жилого фонда Москвы; активнее продолжать создание нормативно-правовой базы по стимулированию энергосбережения; разработать условия стимулирования к применению нетрадиционной энергетики.
Петухов М. А., рассматривая Концепцию, как важнейший интегратор процессов привлечения финансовых и управленческих ресурсов, создания и внедрения новых технологий, указал, что для улучшения ситуации с обеспечением энергоэффективности в городе в Концепцию нужно ввести некоторые поправки: предусмотреть механизмы реализации положений ч. 3 и 4 закона «Об энергосбережении в г. Москве», связанные с проведением комплекса мер по финансово-экономическому обеспечению энергосбережения; разработать систему дифференцированного подхода к внедрению энергосберегающих технологий; энергетическую мощность понимать как товар. Им было отмечено, что невозможно экономическое стимулирование программы по энергосбережению без модернизации существующей системы учета потребления электроэнергии и тарификации.
Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков, подводя итог дискуссии по данному вопросу, отметил, что программа имеет достаточно полное содержание и четко обозначенные цели и после доработки может быть принята.
Мэр города обратил внимание на необходимость правильного понимания категорий «электрическая и тепловая энергия» для нашего рыночного государства, рыночной экономики, подчеркнув, что энергия – это товар, который продается и покупается и, соответственно, должен иметь все признаки товарно-денежных отношений.
Мэр Москвы рекомендовал провести консультации с представителями РАО «ЕЭС России», чтобы четко определиться по системе взаимодействия, которая включала бы не только выгоду от экономии электрической энергии, но и создавала в городе экономические условия для возможности продажи предприятиями излишков освобожденной мощности другим потребителям.
Мэр Москвы заметил, что товарно-денежные отношения должны распространятся и на водоснабжение.
Лужков Ю. М. напомнил о кардинальных изменениях, произошедших в экономике страны по сравнению советскими временами: если раньше 70 % электроэнергии потреблялось промышленностью, а 30 % в жилом секторе, то сейчас все наоборот, и поэтому основной упор нужно делать на программирование экономии электрической и тепловой энергии в жилом секторе, отметив, что программа энергосбережения должна иметь сбалансированный вид, а значит, одинаковым образом быть обращена на бытовой и промышленный секторы.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №7'2007
Статьи по теме
- Энергосбережение в условиях мегаполиса
Энергосбережение №5'2016 - Формирование региональных программ энергосбережения
Энергосбережение №8'2010 - Реализация программ энергосбережения в Москве. Проблемы и пути решения
Энергосбережение №2'2014
Подписка на журналы