Рынок кондиционеров: что будет дальше?
Несмотря на то, что в последние 10 лет российский рынок климатической техники сделал огромный шаг вперед, в мировом масштабе доля России составляет всего полпроцента. Поэтому события на российском рынке систем кондиционирования пока мало влияют на мировую конъюнктуру, а вот ее изменения могут иметь для нас самые серьезные последствия.
Рынок кондиционеров: что будет дальше?
Обзор подготовил Георгий Литвинчук - независимый эксперт
Несмотря на то, что в последние 10 лет российский рынок климатической техники сделал огромный шаг вперед, в мировом масштабе доля России составляет всего полпроцента. Поэтому события на российском рынке систем кондиционирования пока мало влияют на мировую конъюнктуру, а вот ее изменения могут иметь для нас самые серьезные последствия.
Что же нам ждать в ближайшее время? Динамика мирового рынка кондиционеров за последние пять лет весьма красноречива (рис. 1). После рекордного по объемам продаж 1996 года последовал азиатский кризис, пошатнувший всю мировую финансовую систему. Если учесть, что две трети мирового потребления климатической техники приходится именно на этот регион, становится понятным поведение мирового рынка, рост которого прекратился.
Рисунок 1. Продажи кондиционеров в мире 1996-2000 гг. (данные BSRIA/JARN) |
Следом грянул кризис в Бразилии, а в 1998 году явно подвела погода в странах, являющихся наиболее крупными потребителями кондиционеров. В Японии лето оказалось на редкость прохладным, а Китай пострадал от сильнейшего наводнения. В результате за два года рынок "съежился" почти на 10 %. Не готовые к такому повороту событий, производители не успели быстро сократить объемы производства и были вынуждены вступить в жесткую ценовую конкуренцию. К этому подталкивало и резкое удешевление азиатских валют к доллару, снизившее себестоимость техники, собранной в Малайзии, Таиланде и Южной Кореи.
На российский рынок это оказало самое непосредственное влияние. Благодаря ценовой войне ведущих фирм-производителей, отечественные фирмы-поставщики за последние два года смогли снизить розничную стоимость кондиционеров на 15-20 %.
В стороне от кризиса оказалась только Европа, для которой 1998 год ознаменовался началом устойчивого роста продаж, который продолжается и по сей день (рис. 2). Причем немалую лепту в этот процесс внесла и Россия. В 2000 году общеевропейский рынок кондиционеров увеличился на 137 тысяч единиц, причем треть этого прироста обеспечила именно наша страна.
Рисунок 2. Продажи кондиционеров в Европе в 1996-2000 гг. (данные BSRIA/JARN) |
К немалой гордости некоторых наших соотечественников, начиная с 1998 года, Россия прочно обосновалась на 4 месте по продажам кондиционеров на европейском континенте. Данные за минувший сезон пока не публиковались в специализированных изданиях, а потому воспользуемся цифрами за 1999 год (рис. 3). Впереди изнывающие под жарким средиземноморским солнцем Испания, Италия и Греция. За ними - Франция, Великобритания, Германия и другие соседи по континенту.
Кстати, в первую десятку входит и Украина, обосновавшаяся на восьмом месте. Несмотря на некоторое снижение продаж на Украине за последние два года, украинский рынок по-прежнему в полтора раза больше немецкого и в 2001 году обещает вырасти на 10-15 %.
Рисунок 3. Продажи кондиционеров (split, mob, win)
в европейских странах в 1999 г. Объемы продаж кондиционеров
в мире и западноевропейских странах приведены по данным BSRIA/JARN. |
По предварительным оценкам BRSIA/JARN в 2000 году европейский рынок подрос на 5,6 %. За это же время застоявшийся после кризиса российский вытянулся вверх сразу на 29 %. Таким образом, в 2000 году Россия еще ближе подтянулась к "призовой тройке" и в 2001-2002 году имеет все шансы потеснить с "пьедестала" Грецию. Если же оценивать продажи кондиционеров в расчете на душу населения, наши "достижения" выглядят намного скромнее (рис. 4).
Как видно из графика, мы пока еще не дошли даже до среднеевропейского уровня потребления климатической техники на душу населения. По этому показателю мы уступаем даже такой северной стране, как Швеция, и даже нашей ближайшей "соседке" Украине.
Но, с другой стороны, это говорит о наличии определенного потенциала для дальнейшего увеличения продаж. Ведь пока насыщение рынка произошло только в Москве и Санкт-Петербурге. Последние три-четыре года российские столицы имеют столь же слабую динамику объемов продаж климатической техники, как и зрелые рынки Великобритании, Франции, Германии и Японии. Проводя некоторые климатические аналогии с устоявшимися европейскими и азиатскими рынками, можно оценить "точку насыщения" и для России.
Правда, учитывая большие климатические различия между отдельными регионами, их необходимо сравнивать с разными странами. Например, душевое потребление кондиционеров на северо-западе России остановится где-нибудь на уровне Швеции, а в Краснодарском крае вполне может достигнуть уровня Италии.
Рисунок 4. Продажи кондиционеров в расчете на тысячу жителей в европейских странах за 1999 г. |
В результате получаем, что наша страна в перспективе способна переварить 350-400 тысяч кондиционеров. Забавно, но именно этой цифрой в начале-середине восьмидесятых годов исчислялся выпуск продукции на Бакинском заводе кондиционеров.
При нынешних темпах развития рынка мы выйдем на этот рубеж потребления через 5-7 лет, по-прежнему сохранив за собой третье место в Европе. Потеснить нас с этой позиции может только Турция, рынок которой рассматривается как весьма перспективный.
Итак, что же ожидает нас в ближайшем будущем? Увеличение продаж на мировом рынке пока создает благоприятную ценовую конъюнктуру, что позволит достаточно спокойно пережить переход на новые, более дорогие хладагенты. Сегодня это оборудование на 10-15 % дороже работающего на фреоне R-22, но по мере увеличения объемов продаж разница в цене сократится. Примерно также было и с инверторами, цена которых все ближе подбирается к стоимости стандартных моделей.
Если не случится нового глобального финансового кризиса и прочих "радостей", о неотвратимости которых так долго говорил Джорж Сорос, мировой рынок кондиционеров продолжит свой рост. По крайней мере, в ближайшей перспективе. Причем основную прибавку обеспечит Китай, рынок которого уже обогнал японский, а в ближайшие год-два обойдет и американский. А к 2005-2006 годам эта страна будет потреблять до трети всего мирового производства климатической техники. Причем уже сегодня мощности китайских производителей позволяют двукратно обеспечить потребности своей страны. Такое положение вещей подсказывает, что в ближайшие несколько лет стоит ожидать широкую экспансию дешевой китайской продукции на мировой рынок, в том числе и в Россию. Пойти по пути LG и Samsung уже готовы Haier, Chunlan, Gree и другие производители из "Поднебесной". Уже сегодня по объему выпускаемой продукции они сравнимы с ведущими японскими поставщиками.
В условиях усиливающейся конкуренции со стороны корейских и китайских фирм последние активно включились в процесс укрупнения. Так, Toshiba продолжает свое слияние с Carrier, а Daikin развивает альянс с Panasonic.
Вообще процесс глобализации в кондиционировании затронул не только азиатские и американские фирмы. В межнациональную корпорацию стремительно превращается израильская Electra. После покупки компании Airwell был построен новый суперсовременный завод в Китае, а затем приобретен еще один известный французский производитель - Wesper. В результате объемы производства достигли полутора миллионов штук в год.
Примерно по тому же пути идет и DeLonghi. После строительства нового завода в Тревизо компания приобрела другого крупнейшего итальянского производителя - Climaveneta. Кроме того, DeLonghi имеет контрольный пакет акций компании Clivet, а в 2001 году купила компанию Clever, тем самым полностью сформировав модельный ряд: от сплит-систем и мобильных моноблоков до чиллеров и центральных кондиционеров.
К сожалению, производство кондиционеров в России пока идет не так активно и ведущие мировые производители не торопятся размещать у нас свое производство. Хотя размер и динамика внутреннего рынка уже позволяют начать полномасштабный выпуск климатической техники, предпосылки к этому появились лишь недавно. К уже существующему производству "Элемаш" в Электростали добавился ижевский завод "Купол" и новая сборочная линия компании "Rolsen" в подмосковном Фрязино. Причем уже в этом сезоне "Rolsen" обещает выпустить 18000 кондиционеров, что составит не менее 7 % российского рынка.
К тому же отечественным производителям невольно помогло государство, существенно ужесточившее таможенные правила по ввозу климатической техники. Реально это вылилось в резкое увеличение таможенных и налоговых сборов с импортной продукции. Это уже привело к некоторому увеличению розничных цен, однако, вряд ли сможет привести к сокращению рынка.
Поэтому рынок кондиционеров Европы по-прежнему будет прирастать в основном Россией, Украиной и Турцией, доля "старого света" в мировых продажах будет постепенно сокращаться.
Статья опубликована в журнале “АВОК” за №3'2001
Подписка на журналы