Саморегулирование в строительной отрасли
С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вводит принципы саморегулирования в строительной отрасли и отменяет действие лицензий, выданных организациям в области изысканий, проектирования и строительства. Документом, позволяющим работать таким компаниям, теперь является допуск от саморегулируемой организации (СРО) – некоммерческого партнерства, выполнившего требования закона и внесенного в реестр Ростехнадзора.
Cаморегулирование в строительной отрасли
С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вводит принципы саморегулирования в строительной отрасли и отменяет действие лицензий, выданных организациям в области изысканий, проектирования и строительства. Документом, позволяющим работать таким компаниям, теперь является допуск от саморегулируемой организации (СРО) – некоммерческого партнерства, выполнившего требования закона и внесенного в реестр Ростехнадзора.
Опираясь на базу НП «АВОК», на его специалистов, в содружестве с НО «АПИК» была реализована сложнейшая задача по созданию двух саморегулируемых организаций – некоммерческих партнерств «Проектирование инженерных систем зданий и сооружений» и «Монтаж инженерных систем зданий и сооружений». 16 ноября 2009 года оба НП были внесены в реестр саморегулируемых организаций с номерами: НП «ИСЗС-Проект» СРО-П-053-16112009 и НП «ИСЗС-Монтаж»
Для оценки проделанной работы необходимо оглянуться назад и вспомнить весь путь создания саморегулируемых организаций в области проектирования и монтажа инженерных систем.
1 декабря 2007 года вступил в действие закон 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», который вводил общие принципы саморегулирования в экономику нашей страны. Закон предусматривал объединение организаций по принципу общности интересов, то есть это была попытка в условиях нашего государства принести «цеховую культуру» западных стран, где она культивировалась веками и к сегодняшнему дню привела к образованию профессиональных ассоциаций со своими правилами (стандартами) поведения на рынке. Несомненно, у нас данный закон носил искусственный характер, однако, в условиях перестройки экономики (ухода от государственных предприятий, которые объединялись в управления, тресты, главки, министерства и т. д., к частным компаниям, которые «жили сами по себе») возникла острая необходимость создания объединяющего механизма.
После вступления закона 315-ФЗ в силу НП «АВОК» в апреле 2008 года провело съезд, на котором был провозглашен курс на развитие саморегулирования в рамках нашего некоммерческого партнерства. Так как НП «АВОК» де-факто уже было «саморегулируемой организацией» (объединяло коллективных членов, плативших членские взносы, разрабатывало стандарты АВОК, имело специализированные СМИ, центр профессионального обучения), казалось, что получение статуса саморегулируемой организации сводится к регистрации в уполномоченном органе.
Однако 22 июля 2008 года вышел закон 148-ФЗ, вводивший поправки в Градостроительный кодекс, а по сути устанавливавший свои правила саморегулирования в строительной отрасли. Произошло ужесточение условий получения статуса СРО. В чем это выражалось. Первое и самое главное – определялись три вида деятельности, по которым необходимо было получать статус: земельные изыскания, проектирование и строительство. Таким образом, НП «АВОК», имея в своем составе организации, выполняющие и проектирование, и строительно-монтажные работы, встало перед выбором: по какому виду деятельности получать статус СРО. Стало понятно, что, не разрушая структуру членства, НП «АВОК» закон 148-ФЗ в данном виде выполнить не может.
Сегодня завершен даже не первый, а нулевой этап развития CPO. Очевидно, что только те саморегулируемые организации, которые будут не просто выдавать допуски на работу, но создадут систему, способствующую развитию отрасли, смогут добиться успеха в будущем. |
На заседании в сентябре 2008 года было принято решение о создании двух некоммерческих партнерств: объединение организаций по проектированию и по монтажу. Состоялись переговоры с дружественной ассоциацией «АПИК»: пришло понимание объема и сложности предстоящей работы и было решено в вопросах саморегулирования объединить усилия и двигаться далее вместе.
В январе 2008 года было зарегистрировано два некоммерческих партнерства: НП «Проектирование инженерных систем зданий и сооружений» и НП «Монтаж инженерных систем зданий и сооружений», после чего начался процесс подготовки двух НП к соответствию требованиям закона. По закону в НП по проектированию необходимо было объединить не менее 50 членов с внесением компенсационного взноса 150 000 руб., в НП по строительству – не менее 100 членов с компенсационным взносом 300 000 руб.
С началом работы стало ясно, что получить статус окажется сложнее, чем предполагалось осенью 2008 года. Главной проблемой стало то, что для небольших компаний, которые занимаются проектированием и монтажом инженерных систем, общая сумма всех взносов оказалась «трудноподъемной», особенно в условиях кризиса. Более того, до мая 2009 года подавляющее большинство руководителей организаций ожидало отмены закона и продления действий лицензий. И только после первых регистраций СРО в реестре Ростехнадзора пришло осознание, что процесс не обратим.
В конце августа 2009 года в Рос-технадзор были сданы документы НП «ИСЗС-Проект», которое к этому моменту насчитывало 55 членов. 15 сентября был получен отказ, и в начале октября, после исправлений всех замечаний Ростехнадзора, были повторно сданы документы НП «ИСЗС-Проект» (81 член) и первично – НП «ИСЗС-Монтаж» (102 члена). Через две недели по обеим организациям пришел отказ о внесении их в реестр СРО.
Для устранения замечаний Рос-технадзора были привлечены все ресурсы НП «АВОК» и НО «АПИК» – специалисты в области оформления документов и юристы.
31 октября документы обеих организаций в очередной раз были поданы в Ростехнадзор, и 16 ноября 2009 года оба НП были внесены в реестр.
Этот момент стал, с одной стороны, завершением грандиозной работы, а с другой стороны – заставил еще раз задуматься, что за процесс сейчас происходит и к чему должно привести саморегулирование в строительной отрасли.
Весь 2009 год не утихали споры о правильности новых принципов работы и своевременности введения института саморегулирования. До последних чисел декабря руководители строительных компаний ожидали решения о продлении лицензирования. Однако саморегулирование фактически уже вошло в нашу жизнь, и в связи с этим необходимо отметить те изменения, которые оно обязано внести в развитие отрасли.
Несомненно, закон требует доработки, однако, очевидно то, что это первый основополагающий документ, направленный на создание структур, которые объединяют субъектов рынка. Последние пятнадцать-двадцать лет шел последовательный развал строительных институтов. Конечно, возникали новые компании, в условиях свободного рынка появлялись новые технологии строительства и проектирования, передовое оборудование, наряду с крупными организациями в строительстве активно развивался малый бизнес. Однако, несмотря на это, строительная отрасль как система – именно как система – разваливалась. В первую очередь, из крупных строительных, строительно-монтажных объединений, проектных институтов выделились в самостоятельные организации самые активные специалисты, те, кто приносил основную прибыль. Это повлекло за собой прекращение исследовательской деятельности, остановилась работа многих испытательных лабораторий. В условиях развития новых технологий перестала быть востребованной в полном объеме старая нормативная база. Разработка современных стандартов стала невозможной из-за сокращения финансирования и резкого оттока специалистов в коммерческие структуры.
Как следствие, многие российские компании стали не в состоянии своими силами проектировать и строить объекты, расчет и строительство которых ранее выполняли самостоятельно.
Основная цель принятого закона – это передача прав разработки стандартов работы профессиональным объединениям |
К 2008 году ситуация со строительной отраслью еще более ухудшилась. Крупные коммерческие организации стали терять специалистов. В условиях роста рынка специалист, проработав два-три года, получив некоторые навыки и клиентскую базу, создавал свою фирму, нередко имея всего пару сотрудников. Таким образом, рынок малого бизнеса стал разрушаться – трансформироваться в некий «микробизнес».
В этих сложных условиях появился закон о саморегулировании. В первом приближении может показаться, что его основная идея – это передача прав выдачи разрешения на работу от государства, по сути, частным лицам. Изучая же его более углубленно, становится очевидным, что его основная цель – это передача прав разработки стандартов работы профессиональным объединениям. И именно эти объединения обязаны изыскать материальные ресурсы, ресурсы знаний и специалистов, консолидировать их и разработать те правила, по которым необходимо будет работать в ближайшие годы.
В настоящее время появляется все больше и больше некоммерческих партнерств, претендующих на статус СРО. Но далеко не каждому из них, по многим причинам, удастся в перспективе получить этот статус. Сотрудничество с сильным партнером – это залог безопасности, активного развития и успеха в качестве члена СРО.
В связи с этим необходимо еще раз отметить, на какой базе строятся саморегулируемые организации НП «ИСЗС-Проект» и НП «ИСЗС-Монтаж». Это два ведущих профессиональных объединения специалистов в нашей стране: НП «АВОК» и НО «АПИК».
НП «АВОК» осуществляет свою деятельность с 1990 года, в настоящее время объединяет более 400 членов – ведущих производителей и поставщиков инженерного оборудования, проектных, монтажных, эксплуатационных, научно-исследовательских организаций. За свою деятельность партнерство награждено грамотами от Правительства Москвы и Золотой медалью от Российской академии архитектуры и строительных наук.
НП «АВОК» осуществляло научное руководство и проектирование первых энергоэффективных зданий в России; на протяжении многих лет сотрудничает с Правительством Москвы, в том числе участвовало в разработке закона «Об энергосбережении в городе Москве», городской целевой программы «Энергосбережение в Москве на 2009–2011 годы и на перспективу до 2020 года», городской программы «Энергосберегающее домостроение в г. Москве на 2010–2014 годы и на перспективу до 2020 года».
За годы деятельности было проведено 25 крупных энергетических форумов, в которых принимало участие более 4 000 специалистов из России и зарубежных стран. Были разработаны и опубликованы 32 нормативных документа, 20 книг по внедрению инновационных энергосберегающих технологий и оборудования.
Взаимодействие компаний в рамках одной организации способствовало разработке системы нормативных документов – стандартов АВОК, то есть задолго до принятия Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» НП «АВОК» осуществляло регулирование деятельности членов партнерства.
НП «АВОК» получило международное признание – оно является членом Федерации европейских ассоциаций инженеров в области отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха (REHVA) и Американского общества инженеров по отоплению, охлаждению и кондиционированию воздуха (ASHRAE). Партнерство имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности и повышение квалификации специалистов в области инженерных систем зданий и сооружений.
Изначально НП «ИСЗС-Проект» и НП «ИСЗС-Монтаж» создавались как межрегиональные структуры по признаку общности специальности, что позволило объединить специалистов по всей территории Российской Федерации. При этом созданы несколько центров с функциями контрольного комитета – в Новосибирске, Саратове, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Калининграде. Каждый региональный центр создан в виде местного некоммерческого партнерства, объединяющего организации своего региона. Данная схема позволяет осуществлять контроль деятельности региональных компаний силами специалистов данного региона, а также проводить обучение и переподготовку на месте.
Привлекая в свои ряды организации со всей России, мы располагаем устойчивыми межрегиональными связями с представителями отрасли и обладаем знанием особенностей работы на конкретных региональных рынках. Данный подход способствует взаимному проникновению членов СРО с территории регионов на другие строительные рынки, где функционируют организации-партнеры.
Реализация стратегии создания двух смежных СРО – непосредственно строительства и подготовки проектной документации – с объединенным органом управления на взаимной партнерской основе, на наш взгляд, ощутимо облегчит удобство и надежность планирования и ведения рабочего процесса, особенно, если организация – член СРО – осуществляет деятельность сразу в нескольких сегментах строительного бизнеса.
Таким образом, создана мощная рабочая структура, которая, регулируя деятельность организаций в области строительства, позволит каждому ее члену оставаться востребованным на рынке и вести работу, в первую очередь, реализуя интересы своей организации.
Статья опубликована в журнале “АВОК” за №1'2010
Статьи по теме
Подписка на журналы