Топливно-энергетическое хозяйство Москвы. Итоги и планы работы
В начале февраля 2010 года был проведен хозяйственно-экономический актив под председательством мэра Москвы с участием ДепТЭХ и руководителей крупнейших энергетических компаний города, на котором подведены итоги работы энергетической отрасли столицы за прошедший годовой период и определены основные целевые задачи на текущий 2010 год.
Топливно-энергетическое
хозяйство москвы.
Итоги и планы работы
В начале февраля 2010 года был проведен хозяйственно-экономический актив под председательством мэра Москвы с участием ДепТЭХ и руководителей крупнейших энергетических компаний города, на котором подведены итоги работы энергетической отрасли столицы за прошедший годовой период и определены основные целевые задачи на текущий 2010 год.
РТС «Строгино» |
Обеспечение надежного и бесперебойного функционирования систем газо-, тепло- и электроснабжения, а также наружного освещения столицы как и прежде оставались приоритетными задачами ДепТЭХ г. Москвы в 2009 году.
Достижение этих целей осуществлялось в первую очередь посредством межотраслевой координации. Основными и наиболее эффективными методами регулирования деятельности энергетических предприятий стали прямые контакты с руководителями отраслей, составляющих топливно-энергетическое хозяйство, как во время проведения совещаний, межведомственных комиссий, оперативных штабов целевого назначения, так и в процессе разработки и внедрения энергосберегающих программ и решения адресных проблем.
Энергетические предприятия, входящие по своей функциональной принадлежности в состав Комплекса городского хозяйства Москвы, технологически неразрывно связаны с инфраструктурой потребителей. Среди этих предприятий можно выделить основные и структурировать их по функциям:
• энергогенерирующие компании – Мосэнерго, МОЭК;
• электросетевые компании – ФСК ЕЭС, МОЭСК, ОЭК;
• теплосетевые компании – МТК, МОЭК;
• поставщик газа – Мосрегионгаз;
• газотранспортная организация – Мосгаз;
• наружное освещение и архитектурно-художественная подсветка – Моссвет.
Помимо этих организаций, в энергетике города работают многочисленные коллективы в научных, образовательных и проектных институтах, в строительных и сервисных компаниях.
Подводя итоги деятельности энергетической отрасли в 2009 году, необходимо отметить прежде всего бесперебойное обеспечение энергоресурсами потребителей города и отсутствие отключений при прохождении пиковых нагрузок в осенне-зимний период и ограничений для новых потребителей.
В течение года имели место некоторые аварийные ситуации и инциденты, при этом следует отметить, что ни по одному из них ограничений в подаче ресурсов конечным потребителям не было. Причины каждого инцидента исследовались, затем разрабатывались и реализовывались мероприятия по предотвращению подобных случаев в будущем. В целом количество и масштабы ущерба от последствий аварийных остановок снизились.
В течение года под председательством первого заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы П. П. Бирюкова работал Штаб по обеспечению энергобезопасности. Штабом организованы и проведены совещания по прохождению максимальных нагрузок, по действиям в аварийных ситуациях, а также аварийные тренировки по всем видам оборудования и на сетях энергохозяйства города.
Необходимо отметить, что 16 декабря 2009 года был достигнут исторический пик максимальной электрической нагрузки на энергосистему Москвы и Московской области, равный 17 219 МВт. При этом энергосистема сохраняла устойчивость и имела более 2 000 МВт резервной мощности.
Выполнена оптимизация инвестиционных программ энергокомпаний. В условиях экономического кризиса при сокращении финансирования электросетевого строительства на 54 % ввод мощностей по центрам питания сократился только на 18 %.
В 2009 году введено 265 МВт новых генерирующих электрических и 170 Гкал/ч тепловых мощностей: начал работу энергоблок 130 МВт на РТС «Строгино», по заказу бюджета Москвы, а также введена в эксплуатацию электростанция ГТЭС «Коломенская» (135 МВт + 170 Гкал/ч), построенная на инвестиционной основе. Пуск электростанции позволил на практике отработать режим оптимизации тепловых нагрузок в зоне действия РТС «Коломенская», «Ленино-Дачное» и «Нагатино» и принести реальную экономию газа в объеме 70 млн м3.
Введено новых трансформаторных мощностей 1 589 МВА, в том числе на подстанциях «Бутово» и «Никулино».
Ряд вводов по энергообъектам перенесен на 2010 год: блок 420 МВт на ТЭЦ-26 ОАО «Мосэнерго», ПГУ 130 МВт на РТС «Строгино», ГТС «Внуково» (90 МВт) и ряд других.
Продолжается работа по техническому перевооружению и созданию резервных связей.
Напомним, что правительством Москвы разработка схем развития энергетических сетей города была поручена ОАО «Газпром промгаз». Важность и необходимость выполнения данной работы очевидна: энергетика Москвы построена на мощных теплофикационных системах, в которых тепловая и электрическая энергия производятся в едином технологическом процессе. Кроме этого, взаимозависимость режимов тепло-, электро- и газоснабжения, неравномерные графики потребления данных ресурсов, проблемы обеспечения пикового энергопотребления – все это усложняет задачу обеспечения надежного и экономичного энергоснабжения и требует ее комплексного решения.
Важное значение приобрела разработка схем развития энергетических сетей после повышения внимания государства к задачам энергосбережения. Нужно отметить, что благодаря усилиям мэра Ю. М. Лужкова Москва стала первым регионом России в деле реализации указа президента по снижению энергоемкости ВВП к 2020 году не менее чем на 40 %: для города утверждены показатели снижения потребления энергоресурсов в 2010 году не менее чем на 10 % (Постановление правительства Москвы от 29.12.2009 года № 1499-ПП). Разработка схемы теплоснабжения столицы на период до 2020 года – первый шаг в данном направлении (утверждена Постановлением правительства Москвы № 1508-ПП от 29.12.2009 года).
Основными направлениями развития теплоснабжения, предусмотренными схемой, являются:
- увеличение комбинированного производства тепла и электроэнергии как за счет передачи тепловых нагрузок с РТС на современные мощные парогазовые установки ТЭЦ, так и за счет строительства в комплексе с РТС распределенной генерации на базе маневренных ГТУ;
- ограничение производства избыточной для Москвы электроэнергии;
- переход на строительство зданий с пониженным (нормативным) удельным теплопот-реблением (40–50 Ккал•ч/м2).
Варианты реконструкции систем теплоснабжения города для их перспективного развития разработаны с учетом предложений по реализации энергосберегающих мер, по снижению негативного воздействия на окружающую среду и повышения надежности теплоснабжения.
На сегодняшний день продолжается разработка схем энергоснабжения: результаты работ по газоснабжению будут обсуждаться на заседании правительства Москвы в апреле, а по электроснабжению – в июле-августе текущего года.
На ход разработки и выполнения в 2009 году городских целевых программ по повышению надежности электроснабжения столичных объектов и внедрению мероприятий по изменению светоцветовой среды города оказали негативное влияние кризисные явления в экономике. Реализация данных программ, запланированная на 2009–2011 годы, из-за сокращения бюджетного финансирования была перенесена на более поздний срок.
Тема энергосбережения стала главным направлением работы 2009 года в законотворческой деятельности. В целом ДепТЭХ г. Москвы и специалистами предприятий было инициировано и выпущено более 10 нормативно-правовых актов столицы. Нельзя не отметить проведение в октябре 2009 года Международного симпозиума «Энергетика крупных городов» и ежегодной конференции-выставки «Москва: проблемы и пути повышения энергоэффективности», на которых рассматриваются реализованные энергоэффективные технологии и определяются дальнейшие наиболее целесообразные пути развития отрасли.
В начале декабря 2009 года при рассмотрении вопроса «О ходе реализации Городской целевой программы энергосбережения в г. Москве на 2009–2011 годы и на перспективу до 2020 года» было отмечено, что масштабность поставленных задач требует переосмысления в стратегической инициативе, в подходах и методах решаемых задач.
Анализ исторически сложившейся в городе модели управления показывает функциональную недоработку и узковедомственную направленность методов работы. Такая организация управления при современном уровне требований неэффективна. Активная реализация поставленных задач возможна только через создание эффективной структуры управления энергосбережением, верхний уровень которой можно закрепить за Координационным советом по энергосбережению и повышению энергоэффективности при мэре Москвы.
Основные целевые задачи на 2010 год: |
|
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №2'2010
Подписка на журналы