Особенности современного монтажа систем вентиляции
В этом материале описаны способы креплений, методика индивидуальных испытаний систем, особенности монтажа оконечных устройств, пусконаладочных работ и сдачи объекта в эксплуатацию.
Особенности современного монтажа систем вентиляции
Статья продолжает рассматривать вопросы, касающиеся особенностей монтажа систем вентиляции (начало читайте в журнале «АВОК», № 6, 2010). В этом материале описаны способы креплений, методика индивидуальных испытаний систем, особенности монтажа оконечных устройств, пусконаладочных работ и сдачи объекта в эксплуатацию.
Крепление воздуховодов
На сегодняшний день крепления воздуховодов должны выполняться согласно СНиП 3.05.01-85: для неизолированных горизонтальных круглых воздуховодов диаметром до 400 мм и прямоугольных с большей стороной до 400 мм – через 4 м, для бóльших размеров – через 3 м. Следует отметить, что указанный СНиП 1985 года. За это время широкое применение в системах вентиляции и кондиционирования воздуха получили спиральнонавивные воздуховоды, которые по сравнению с прямошовными имеют более высокую жесткость самого воздуховода и соединения (ниппельного/муфтового), что позволяет для диаметра до 500 мм производить крепления через 6 м.
Однако когда речь идет о креплении фланцевых воздуховодов соблюдение СНиП обязательно, так как мы имеем другой вес плети и крепление воздуховода к фланцу является слабым местом. Отбортовка, на которой держится фланец, при превышении нагрузки разгибается, что приводит к падению плети. По той же причине запрещено крепление воздуховодов к фланцам. Круглые воздуховоды должны плотно обжиматься хомутами (из стальной полосы, перфоленты), а прямоугольные – передавать свой вес на траверсу, выполненную из угловой стали, перфорированную траверсу и П-образный профиль из оцинкованной стали.
Основная цель разметки креплений – обеспечение равномерного распределения нагрузок с учетом трассировки. На поворотах и ответвлениях появятся дополнительные крепления для фиксации этих мест.
Наиболее серьезный вопрос по креплению воздуховодов, который не имеет отражения в СНиП 3.05.01-85, это выбор типа и размера шпилек, траверс, дюбелей. Необходимо учитывать, что при креплении к плите перекрытия основная нагрузка – это вырывание и разрыв, а при креплении к стене вертикального воздуховода – изгиб и срез.
До 1985 года основным креплением к перекрытию было сквозное отверстие с закреплением шпильки сверху перекрытия, что сдерживало темпы монтажа и производство строительных работ. Широкое применение в строительстве монолитных перекрытий и большое разнообразие выпускаемых сейчас дюбелей позволяет отказаться от сквозных отверстий. До выхода нормативных документов по выбору типа и размера крепления ответственность за выбор ложится на монтажную организацию. При выборе необходимо учитывать нагрузку (вес воздуховода, изоляции, сетевого оборудования и т. д.) на каждое крепление, сверять полученные нагрузки с сертификационными данными элементов крепления и в случае необходимости производить статические испытания.
Для крепления на изолированных вертикальных воздуховодах СНиП 3.05.01-85 предусматривает расстояние до 4 м с креплением в межэтажном перекрытии. При большей высоте этажа требуется дополнительное крепление, месторасположение которого должно быть указано в рабочем проекте.
В современном монолитном строительстве очень часто применяется высота типового этажа до 4,5 м. Соответственно, если в рабочем проекте не указаны дополнительные крепления, то допускается крепление только в межэтажном перекрытии. Особенностью межэтажного крепления является необходимость плотного обхвата воздуховода (круглого – хомутом, прямоугольного – траверсами) и опора крепления на перекрытие с заделкой его материалами, огнестойкость которых не ниже уровня огнестойкости самого перекрытия.
Оконечные устройства
К оконечным устройствам следует относить все воздухораздающие и воздухоприемные элементы: решетки, воздухораспределители, анемостаты, диффузоры и т. д.
Следует отметить важность монтажа оконечных устройств, так как в современных зданиях все разводки воздуховодов обычно скрыты потолками и другими элементами декора, а оконечные устройства становятся элементами интерьера. По ним потребитель (заказчик) часто судит о качестве монтажа.
Монтажные организации при монтаже оконечных устройств вынуждены считаться со стилем отделки, конструкцией потолков, декора и т. д., соблюдая при этом условия воздухораспределения в помещении.
Соединение сетевого воздуховода с переходом или адаптером оконечного устройства допускается с применением гибкого воздуховода при условии возможности обслуживания (осмотра и ремонта) этого участка. При потолках типа Armstrong со съемными элементами проблем не возникает. При потолках из гипсокартона следует применять жесткое соединение (без гибких воздуховодов) или предусматривать лючки для обслуживания.
Испытание и сдача в эксплуатацию систем вентиляции и кондиционирования воздуха
СНиП 3.05.01-85 предусматривает четыре этапа сдачи в эксплуатацию систем вентиляции и кондиционирования воздуха:
- Освидетельствование скрытых работ.
- Индивидуальные испытания.
- Пусконаладочные работы.
- Сдача в эксплуатацию.
Современные системы вентиляции и кондиционирования входят в системы жизнеобеспечения и пожарной безопасности зданий и сооружений. Из этого условия появился пятый этап сдачи – участие в комплексном опробовании систем пожарной безопасности.
Освидетельствование скрытых работ
Освидетельствование является очень важным и ответственным этапом в выполнении работ. Акт установленной формы имеет четыре подписи: представителей авторского надзора, технического надзора заказчика, генподрядчика и монтажной организации.
Неверно считать, что акт составляется на весь объем работ, возможно его составление на отдельные захватки, этажи, шахты. Это относится не только к воздуховодам, но и ко всем видам трасс (дренажным, кондиционерным) и элементам сетевого оборудования. В обязательном порядке актируются все участки трасс, подлежащие заделке в потолках, шахтах и прочих конструкциях.
Значимость этого акта повышается, так как проходит комиссионная приемка выполненного этапа работ, что наряду с актами Ф2 и Ф3 выполненных работ может служить подтверждением для оплаты в случае спорных объемов работ.
Индивидуальные испытания
В испытании участвуют три представителя: технического надзора, генподрядчика и монтажной организации. Основная цель – проверить работоспособность электродвигателей и отсутствие механических дефектов вращающихся частей и деталей. Это особенно важно, когда габаритное оборудование подается в труднодоступные места монтажа (на кровлю здания, в венткамеры и технические этажи, не имеющие монтажных проемов прямого доступа). В этих случаях предварительные индивидуальные испытания (до подачи к месту монтажа) позволят избежать дополнительных затрат, если оборудование неисправно. При индивидуальных испытаниях следует всегда помнить, что запуск вентагрегатов, неподключенных к сети воздуховодов, нельзя производить не создав искусственного сопротивления, иначе это может привести к перегрузке двигателя и выходу его из строя. Простейший способ – заглушить более половины живого сечения воздухозаборного отверстия.
Давние споры вызывает длительность проведения индивидуального испытания. В СНиП оговорено, что испытания технологического оборудования длятся 72 часа, а оборудования систем вентиляции и кондиционирования – в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя, которых нет ни в одном паспорте. Исторически сложилось, что время испытания этих систем – 4 часа. Правильно это или нет?
Современные контрольно-измерительные приборы дают возможность за считанные минуты определить режим работы двигателя. На шильдике электродвигателя есть значение номинального тока. Электроклещи позволяют в цепи подключения электродвигателя (обычно в шкафу у автомата) измерить силу тока по фазам. Если рабочий ток двигателя не превышает более чем на 10 % значение номинального тока, можно утверждать, что двигатель работает без перегрузки.
Следует также следить за разностью значений между фазами. Если показания разнятся более чем на 10 %, это говорит о «перекосе фаз», что часто бывает во время строительства и может быть причиной перезагрузки двигателя.
Пусконаладочные работы
В настоящее время НП СРО «ИСЗС-МОНТАЖ» разрабатывает национальный стандарт по пусконаладочным работам систем вентиляции и кондиционирования воздуха (ПНР). Разрозненные документы ведомственных организаций, выпущенные в основном до 1993 года, не покрывают весь спектр вопросов, они во многом устарели, не отражают современных методов измерения и регулирования.
Остановимся на основных задачах пусконаладочных работ. Мы делим ПНР на два вида. Более простой и чаще встречающийся вид – ПНР по воздуху. Их цель: проверка и сопоставление проектных и фактических параметров работы оборудования, регулирование расходов воздуха по сети и оконечным устройствам с невязкой до 10 %. Итогом является составление паспортов систем с указанием контрольных точек и фактических значений параметров работы вентустановок и расходов воздуха. Более сложными являются ПНР на санитарно-гигиенический эффект. Их цель: добиться требуемых параметров воздуха (температура, влажность, запыленность, подвижность, газовый состав и т. д.) в помещении. Итогом являются паспорта вентсистем и технический отчет о ПНР.
Сдача в эксплуатацию
Ко всем вышеупомянутым документам монтажная организация готовит комплект «исполнительных чертежей», где делается отметка о выполнении работ в соответствии с проектом и куда вносятся необходимые изменения (если таковые имеются). Собираются все паспорта на оборудование, сертификаты на материалы, и системы предъявляются к сдаче в эксплуатацию. Самая часто встречающаяся проблема последнего десятилетия – отсутствие или очень низкий уровень технической подготовки служб эксплуатации, что недопустимо в современных условиях. Это приводит к снижению сроков службы систем вентиляции и кондиционирования воздуха, ухудшению внутренних параметров микроклимата, перерасходу тепловой и электроэнергии.
Комплексное опробование
Данный этап сдачи объекта в эксплуатацию проводит генеральный подрядчик с участием всех организаций, чьи системы входят в комплекс пожарной безопасности. По системам вентиляции и кондиционирования при срабатывании сигнализации о пожаре проверяются следующие моменты: отключение систем общеобменной вентиляции, закрытие огнезадерживающих клапанов (если с электроприводом), открытие клапанов дымоудаления, включение вентиляторов дымоудаления и подпора воздуха (расходы и подпор проверяются при ПНР). Кроме этого, при комплексном опробовании проверяется работа всех остальных инженерных систем объекта.
Статья опубликована в журнале “АВОК” за №8'2010
Подписка на журналы