Реконструкция системы теплоснабжения в городском округе Мытищи
Reconstruction of Heat Supply System in Mytischi town district
Yu.N. Kazanov, General Director at OJSC “Mytischenskaya teploset”
Keywords: heat supply system, reconstruction program, individual heating substation, heat transfer media, tariffs.
Over the past 15 years OJSC “Mytischenskaya teploset” has been going through systematic and consecutive modernization of the heat supply system in Mytischi town district (hereinafter - Mytischi).
Before 2000 the existing Mytischi heat supply system was not able to provide the required quality of heat supply: the system was extensively worn out, which resulted in 20-30 accidents in heating networks every day and to extensive disruptions of hot water and heat supply. The number of complaints from the district residents was constantly growing. Heat supply networks reconstruction plan was prepared and executed to break the situation.
На протяжении последних 15 лет ОАО «Мытищинская теплосеть» проводит планомерную
и последовательную модернизацию системы теплоснабжения городского округа Мытищи (далее – Мытищи). До 2000 года существующая система теплоснабжения Мытищ не позволяла обеспечить требуемое качество теплоснабжения: система была значительно изношена, что проводило к 20–30 инцидентам на тепловых сетях в день и к длительным отключениям горячего водоснабжения и отопления. Количество жалоб от жителей района постоянно росло. Чтобы изменить ситуацию, был составлен и реализован план реконструкции сетей системы теплоснабжения.
РЕКОНСТРУКЦИЯ СИСТЕМЫ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ МЫТИЩИ
На протяжении последних 15 лет ОАО «Мытищинская теплосеть» проводит планомерную и последовательную модернизацию системы теплоснабжения городского округа Мытищи (далее – Мытищи). До 2000 года существующая система теплоснабжения Мытищ не позволяла обеспечить требуемое качество теплоснабжения: система была значительно изношена, что проводило к 20–30 инцидентам на тепловых сетях в день и к длительным отключениям горячего водоснабжения и отопления. Количество жалоб от жителей района постоянно росло. Чтобы изменить ситуацию, был составлен и реализован план реконструкции сетей системы теплоснабжения.
Необходимость проведения модернизации системы теплоснабжения городского округа Мытищи была вызвана следующими обстоятельствами:
- перебоями в работе системы теплоснабжения;
- высокими потерями в изношенных тепловых сетях и в целом по энергетической системе;
- низкими значениями КПД теплогенерирующего оборудования;
- нестабильными параметрами теплоносителя;
- отсутствием данных учета потребления тепловой энергии потребителями;
- морально и физически устаревшим оборудованием на центральных тепловых пунктах;
- задолженностью перед поставщиками ресурсов;
- отсутствием единого диспетчерского пункта управления тепловым хозяйством;
- отсутствием возможности индивидуального регулирования комфорта и потребления тепловой энергии для каждого здания.
Уже в начале 2000-х годов в Мытищах рассматривались вопросы о возможности индивидуального регулирования каждого дома, установки общедомовых приборов учета, а также готовились программы энергосбережения.
В настоящее время основные крупные теплоисточники в городе закольцованы, около 85 % всех тепловых сетей – трубопроводы в ППУ-изоляции со встроенной системой оперативно-диспетчерского контроля, потери тепла существенно сокращены. Продолжается модернизация котельных, все новые теплоисточники снабжены автоматической системой управления горелками, частотным управлением электродвигателями.
Выбор системы теплоснабжения с ИТП
В первые годы XXI века были проанализированы две системы: с индивидуальными (ИТП) и центральными тепловыми пунктами (ЦТП) (рис. 1). В результате расчетов выбрана система с ИТП, с единой двухтрубной системой теплоснабжения и, соответственно, с приборами учета и регулирования в каждом здании и обязательная диспетчеризация всех объектов.
Концепция включала: источник тепловой энергии, минимальный температурный график теплоносителя 95/70 °C (перешли с 150 на 115 °C, а теперь переходим на 95 °C). Переход на низкотемпературный график влечет за собой гигантский экономический эффект от снижения теплопотерь в сетях и, естественно, повышение безопасности.
Рис. 1. |
В выборе системы теплоснабжения немаловажную роль сыграла существовавшая на тот момент ситуация с детскими садами. Система централизованного отопления отключается в мае. Но если приходит похолодание, администрация просит включить отопление в детских садах. А как это сделать без подключения к отоплению жилых зданий? Приходилось отапливать все здания. В результате удельный расход тепловой энергии постоянно превышал нормативные значения. Это натолкнуло на мысль, что каждое жилое или общественное здание может просить собственного режима теплоснабжения. Через ЦТП сделать это невозможно.
Была поставлена задача, которую можно сформулировать так: теплоноситель у каждого потребителя должен быть круглый год. Сколько брать тепловой энергии, должен решать сам потребитель: жилой дом, больница, школа, промышленное предприятие и т. д. Кроме того, рассчитывая новую систему теплоснабжения, мы предполагали и предполагаем, что от нормативного потребления 2000 года все потребители могут сэкономить в среднем 20 %.
К настоящему времени практически все жилые и общественные здания в Мытищах оснащены системами автоматизированного учета и регулирования теплопотребления, системами передачи данных в центральную диспетчерскую службу. Диспетчерская служба предприятия производит круглосуточный мониторинг комплекса физических (давление, температура теплоносителя) и коммерческих параметров (количество потребленного тепла) оборудования ИТП в режиме реального времени.
Плата за тепловую энергию на отопление жилого дома по адресу: |
Программа реконструкции системы теплоснабжения1
В 2000 году программа реконструкции существующей системы теплоснабжения предусматривала следующие пункты:
- повышение надежности и эффективности;
- улучшение экологической ситуации в районе: сократились удельные расходы топлива, электроэнергии, подпиточной воды;
- снижение потерь в тепловых сетях до 8 %;
- сокращение удельных затрат на 20 %;
- снижение расходов потребителей на 20 %.
На сегодня реконструировано 90 % сетевого хозяйства и модернизировано 50 % генерирующих мощностей. При реконструкции сетей теплоснабжения сразу закладывались схемные решения кольцевых трубопроводов, поэтому ремонт части станций можно проводить, не дожидаясь окончания отопительного периода.
Программа рассчитана на поэтапное выполнение. Первый этап включал реконструкцию тепловых сетей – 275,3 км (в двухтрубном исчислении). Удалялись горячеводные сети, строились устройства теплоносителя. Увеличивать диаметры трубопроводов не требовалось – только уменьшать. У каждого потребителя устанавливался погодозависимый узел регулирования системы отопления и ГВС (ИТП) – всего в Мытищах их установлено 1 400 шт. Осуществлен перевод открытой системы теплоснабжения на закрытую.
На втором этапе паровые котельные переводились в водогрейный режим, реконструировались изношенные и удаленные источники тепла, котельные переводились в автоматический режим.
Третий этап включал автоматизацию технологических процессов системы теплоснабжения городского округа Мытищи; диспетчеризацию источников тепла, тепловых сетей и узлов регулирования; реконструкцию и объединение источников теплоснабжения в единую сеть. Автоматизированная система управления позволила нам перейти на прямые взаимоотношения: получаем информацию с прибора учета потребителя и выставляем каждому жителю платежку по реальному потреблению энергоресурса. Все открыто, все на сайте, но проблемы, с которыми мы столкнулись, очень большие – расчеты с жителями.
Тарифы на тепловую энергию в некоторых городах Московской области 2015–2016 года |
Структура расходов в тарифе на тепловую энергию |
Источники финансирования
Источники финансирования были определены в 2000 году. Во-первых, это средства областного и местного бюджетов по планам капитального ремонта и реконструкции. Каждый год выделяются средства на подготовку к отопительному периоду. Мы их тратили не на латание дыр, а на выполнение части запланированной модернизации, и так шаг за шагом… Это трудно и медленно, но возможно. Во-вторых, использовались средства от аренды теплового хозяйства, направленные муниципалитетом на модернизацию. Также привлекались кредитные банковские средства. Кроме того, инвестиционная программа ОАО «Мытищинская теплосеть» позволяет направить всю полученную прибыль на модернизацию.
Достигнутые результаты
На сегодняшний день построена принципиально новая система центрального теплоснабжения. Количество жалоб от жителей значительно уменьшилось (см. табл. 1), и суть их качественно изменилась: несмотря на то, что температурный график соответствует температуре наружного воздуха, в основном жалуются на неравномерность выставляемой в счетах платы за тепловую энергию по месяцам (сумма выставляется по фактическому потреблению). В октябре при незначительных холодах потребляется немного тепловой энергии – в счете, соответственно, будет небольшая сумма, в январе усилились морозы – и расходы на тепло возрастут, что и зафиксирует платежный документ.
Таблица 1 Результаты внедрения энергоэффективных мероприятий |
||||||||||||||||||||
|
Количество инцидентов сократилось, и по сути своей они стали несерьезными. Снизились удельные расходы топлива, электроэнергии и теплофикационной воды. Расход электроэнергии снизился в большей степени за счет применения частотного регулирования в насосах.
В 2000 году была поставлена задача установления тарифа на тепловую энергию, не превышающего среднего значения по Московской области. А после 2015 года он стал даже меньше.
Таблица 2 Сравнительный анализ стоимости тепловой энергии на отопление 1 м2 площади (по Московской области) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Удельная стоимость отопления для населения в Мытищах в домах, оборудованных автоматической системой учета и регулирования, составляет 39,75 руб. на 1 м2. Это самый низкий показатель по Московской области (см. табл. 2).
Для ускорения процесса модернизации необходимо принять следующие меры:
- разрешить установку ИТП и автоматизированного ОДПУ за счет средств ресурсоснабжающих организаций с включением затрат на их установку и содержание в тариф на тепловую энергию;
- корректировать Жилищный кодекс в части возможности учитывать ИТП и ОДПУ на балансе предприятия как окончание ввода тепловой сети в здание;
- изменить расчеты платы за коммунальные услуги, сохранив действующий порядок учета и начислений фактического потребления тепловой энергии на основании показаний ОДПУ.?Однако при этом нужно позволить собственникам квартир осуществлять оплату равными частями в течение отопительного периода (ОП): по 1/7 в виде фиксированного авансового платежа2. Такой принцип оплаты позволяет исключить неравномерность платежей по месяцам (теплые и холодные) и планировать семейный бюджет. Поскольку собственник заранее знает сумму авансового платежа, исключается психологический барьер от возможности получения счетов с большими суммами, связанными с низкими температурами наружного воздуха в зимний период. Корректировка в сторону уменьшения или увеличения платежа на следующий ОП происходит по окончании текущего ОП;
- внедрить двухставочный тариф на тепловую энергию;
- внести изменения в постановления Правительства РФ № 124 и № 8083 о получении депозита при заключении договора теплоснабжения или предоставлении страхового полиса на случай неоплаты потребленной тепловой энергии.
1 Программа рассчитана до 2020 года.
2 Фиксированный авансовый платеж для текущего отопительного периода высчитывается 1 раз в год индивидуально для каждого МКД, строго исходя из фактического потребления тепловой энергии этим домом на основании показаний приборов учета за предыдущий год.
3 Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2012 года № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» (с изменениями и дополнениями); Постановление Правительства РФ от 8 августа 2012 года № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации»).
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №5'2016
pdf версияСтатьи по теме
- Сто пятьдесят... Норма или перебор? (Размышления о параметрах теплоносителя)
Энергосбережение №5'2004 - СП 60.13330.2016: по следам дискуссии на форуме АВОК
АВОК №3'2018 - Подбор регулирующих клапанов для вентиляционных установок. Режим работы – постоянный
АВОК №3'2018 - Проектирование систем ОВК многофункциональных жилых комплексов
АВОК №6'2018 - Пример расчета системы напольного отопления на первом этаже одноквартирного жилого здания
АВОК №4'2021 - Проектирование систем ОВК многофункциональных жилых комплексов
АВОК №8'2018 - Водоподготовка для систем ОВК
Сантехника №3'2022 - Инженерные системы многоэтажного жилого дома премиум-класса
АВОК №4'2019 - Энергосбережение в системах централизованного теплоснабжения на новом этапе развития
Энергосбережение №2'2000 - Применение теплонасосных установок для отопления и горячего водоснабжения жилых домов. Опыт Австрии
Сантехника №2'2023
Подписка на журналы