Этап, годы |
Характеристика |
Результат |
Спрос |
Предложение |
I 1988–1995 |
Знакомство производителей и потребителей с современными окнами, их преимуществами |
Формирование устойчивого спроса (в основном среди обеспеченных сограждан) |
Доминирующее положение зарубежных
поставщиков светопрозрачных конструкций,
системных профилей и комплектующих |
II 1996–1998 |
Стремительный рост числа оконных производств (в первую очередь по изготовлению конструкций из ПВХ-профилей) |
«Евроокна» – престиж, мода и высокие цены |
Нарастание конкурентной борьбы между отечественными и зарубежными производителями оконных конструкций |
Особенности этапа II:
– доминирование к 1997 году на российском рынке немецких поставщиков экструдированных ПВХ-профилей: их доля
в общем объеме
потребляемого в России профиля превысила 80 %. Доля немецких фирм в объеме продаж фурнитуры и других комплектующих достигла 90 %;
– спрос на качественный алюминий, который до 1996 года импортировался, а после начал поставляться отечественными производителями,
например «Агрисовгаз»;
– начата разработка комплекса отечественных стандартов по оценке и применению светопрозрачных конструкций, в значительной
степени основанного
на европейских аналогах.
К концу 1998 года в России насчитывалось более 2 500 фирм (в основном мелких и «гаражных»), выпускающих окна. Появились и достаточно
крупные
оконные производства.
Дефолт 17 августа 1998 года обрушил многие рынки, включая оконный. Для многих это была катастрофа, однако серьезные фирмы считают
эту дату стартом новой эпохи. |
III 1999–2000 |
Преодоление последствий дефолта
1998 года. Закрытие многих мелких компаний и расцвет «гаражников» |
Снижение покупательной способности населения, рост спроса на дешевые конструкции |
Общее снижение цен на оконную продукцию, борьба фирм за снижение издержек производства, переход на отечественные
профили и комплектующие, снижение качества продукции из-за использования дешевых
материалов |
Особенности этапа III:
– перевод зарубежными фирмами экструзии ПВХ-профиля в Россию, появление отечественных производств ПВХ-профилей, начало
производства российской фурнитуры;
– появление проектов строительства современных стекольных заводов, создание первых профессиональных объединений в оконной отрасли;
– создание отечественных современных производств оконных конструкций из дерева (клееный брус), конкурирующих с зарубежными фирмами.
Объем выпуска современных деревянных окон в России невысок, поскольку стоимость современного оборудования по производству ПВХ-окон
на порядок ниже, чем для изготовления деревянных конструкций, а конечная цена для потребителя отличается на 50–100 %. |
IV 2001–2008 |
Начало перехода от «дикого» к цивилизованному рынку. Повышение требований к соотношению «цена – качество» в связи с нарастанием конкуренции и растущей
осведомленностью потребителя о свойствах продукции |
Увеличение спроса на разнообразные оконные конструкции.
Проявление интереса
к энергосберегающей продукции |
Расширение ассортимента продукции (классы эконом, стандарт, люкс). Почти 90 % комплектующих для производства окон изготавливается в России. Бум оконного производства |
Особенности этапа IV:
– самый успешный период развития массового оконного рынка в нашей стране: массовая замена старых окон в жилых зданиях, бум
строительства торгово-развлекательных и офисных центров, увеличение объемов строительства стимулируют создание новых и
дальнейшее наращивание производственных мощностей, освоение производства новых видов продукции (подоконников, панелей для
отделки откосов и др.). В 2006 году
рост производства светопрозрачных конструкций составил 40–50 %;
– к концу этапа в России насчитывается более 8 000 предприятий, работающих на оконный рынок. Развивается специализация: возникают
предприятия по производству только стеклопакетов, автоматических линий по изготовлению окон из ПВХ-профилей. Появились крупные
производства, создающие 50–70 тыс. м2 конструкций в месяц. В 2007–2008 годы отечественными компаниями был поставлен рекорд по
закупкам современного производственного оборудования за рубежом. Появились отечественные «клоны» западного оборудования и
китайские копии, не имеющие
(и те, и другие) ресурса западных оригиналов;
– запущена программа комплексной реконструкции жилых зданий с утеплением стен, заменой окон и некоторых инженерных систем,
дающей возможность
развития некоторых оконных компаний;
– в начале этапа практически завершено формирование нормативной базы, которая к 2008 году стала устаревать. Пересмотр нормативных
требований
и наметившиеся тенденции развития оконного
рынка были прерваны наступлением
мирового финансового
кризиса. |
V 2009 – н. в. |
Преодоление последствий финансового кризиса 2008 года. Резкое снижение объема строительства (особенно общественных зданий). Продолжение процесса укрупнения производителей оконных конструкций. Появление федеральных и региональных
программ энергосбережения |
Снижение покупательского спроса и, как следствие, объема замены старых окон в жилых домах. Резкое снижение спроса на дорогие конструкции, а также на алюминиевые окна и фасадные конструкции |
В России могут изготавливаться практически любые светопрозрачные и фасадные конструкции. Объемы заказов на
энергосберегающее остекление и использование конструкций для пассивных и активных зданий пока невелики. Загрузка оборудования на многих региональных
предприятиях менее 30 %, в среднем по стране около 40–50 % |
Особенности этапа V:
– в результате кризиса были «заморожены» многие государственные и муниципальные программы, в частности программа капитального
ремонта жилых зданий и федеральная программа «Доступное и комфортное жилье». Выделяются бюджетные средства на модернизацию
светопрозрачных конструкций в школах, больницах и пр. ;
– значительно снизился объем производства фасадных конструкций (за исключением некоторых больших городов, где имеются средства
на строительство
высотных зданий, а также Сочи); восстановление этого
рынка прогнозируется не раньше 2015–2016 годов;
– происходит консолидация оконного рынка, связанная с укрупнением оконных компаний. По некоторым данным, в настоящее время
число компаний в отрасли сократилось до 5 500–6 000 и ожидается дальнейшее сокращение небольших фирм (к 2016 году до 4 500).
Однако возникает много «гаражных» фирм сезонного характера, производящих некачественную продукцию, чему способствовала
отмена обязательной сертификации окон;
– принят Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении...», что, однако, не привело к значительному
увеличению спроса на энергоэффективные светопрозрачные конструкции;
– начался пересмотр стандартов, связанных с оконной и фасадной индустрией, в основном выполняемый по заказу профессиональных
объединений,
в частности Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), а не за счет государственного
финансирования. |