Опыт проектирования бельепроводов в гостиницах Москвы
Бельепровод – устройство, предназначенное для периодического порционного гравитационного транспортирования белья в бельеприемную камеру или сразу в прачечную, если она смонтирована на данном объекте. За рубежом бельепроводы широко используются в зданиях общественного назначения – гостиницах, больницах, санаториях.
Опыт проектирования бельепроводов в гостиницах Москвы
Бельепровод – устройство, предназначенное для периодического порционного гравитационного транспортирования белья в бельеприемную камеру или сразу в прачечную, если она смонтирована на данном объекте. За рубежом бельепроводы широко используются в зданиях общественного назначения – гостиницах, больницах, санаториях. Считается, что это самый эффективный способ транспортировки белья в многоэтажных и высотных зданиях. В нашей стране в таких зданиях использовалась транспортировка белья посредством грузовых лифтов.
В настоящее время в Москве в зданиях гостиниц установлено несколько подобных устройств. В основном это импортные бельепроводы, произведенные в Германии и Великобритании, однако в двух многоэтажных (20 этажей) гостиницах, расположенных в Москве на Лесной улице и на Сущевском Валу, были смонтированы бельепроводы отечественного производства. Рассмотрим здесь особенности их конструкции более подробно.
Как было отмечено, в нашей стране даже во вновь строящихся гостиницах для транспортировки белья предпочитают использовать специально выделенные грузовые лифты. Отказ от бельепроводов продиктован, во-первых, отсутствием соответствующих нормативных требований и, во-вторых, стремлением инвестора минимизировать капитальные затраты. Здесь имеет место то обстоятельство, что инвестор, как правило, не заинтересован в снижении эксплуатационных затрат, поскольку сам не занимается эксплуатацией объекта. Если же рассматривать экономическую целесообразность с учетом эксплуатационных затрат, то устройство бельепроводов оказывается оправданным, а дополнительные капитальные затраты быстро окупаются за счет снижения эксплуатационных затрат на транспортировку белья с этажей в прачечную.
На рассматриваемых объектах в обоих случаях заказчик является одновременно и инвестором, и эксплуатирующей компанией, заинтересованной в уменьшении эксплуатационных затрат. В связи с этим заказчик пошел на дополнительные капитальные вложения, позволяющие в дальнейшем снизить стоимость эксплуатации гостиниц.
В отечественных нормативных документах бельепроводы упоминаются, но практически никаких требований к ним не предъявляется. Так, в санитарных правилах и нормах МосСанПиН 2.1.2.043–98 «Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию гостиниц Москвы» регламентируется площадь площадки разборки грязного белья при бельепроводе – 4 м2; в правилах пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ–01–93 в п. 1.6.4. говорится, что мусоропроводы и бельепроводы должны иметь клапаны, предусмотренные проектом, а клапаны, в свою очередь, должны постоянно находиться в закрытом положении, быть исправными и иметь уплотнение в притворе.
Бельепровод состоит из следующих основных элементов:
• бельеприемник, расположенный в бельеприемной камере и предназначенный для порционного приема и сортировки белья;
• огнеотсекающая заслонка, расположенная между стволом бельепровода и бельеприемником; при возникновении пожара в зоне приемки белья заслонка автоматически перекрывает отверстие ствола бельепровода, предотвращая распространение огня в ствол;
• опора ствола бельепровода с патрубком, несущая всю нагрузку ствола;
• ствол бельепровода, предназначенный для периодического порционного гравитационного транспортирования белья;
• загрузочное устройство на каждом этаже обслуживаемого здания;
• вентиляционный узел, предназначенный для вентилирования ствола бельепровода и бельеприемной камеры;
• спринклер, предназначенный для тушения возможного возгорания в стволе мусоропровода.
Кроме того, по желанию заказчика бельепроводы могут комплектоваться различными дополнительными устройствами – устройствами очистки и дезинфекции, системами автоматики и т. д. Эти устройства будут рассмотрены ниже. Следует отметить, что по своей конструкции бельепроводы сходны с мусоропроводами, конструкция которых описывалась в журнале «АВОК», № 4, 2006 год в статье «Системы му-сороудаления высотных зданий». Ниже по тексту при описании отдельных элементов бельепроводов даны ссылки на эту статью.
Рассмотрим конструкцию бельепроводов, предлагаемых зарубежными производителями. Стволы и загрузочные клапаны этих бельепроводов изготавливаются, как правило, из нержавеющей стали, но также используется и оцинкованная либо плакированная алюминием сталь. Толщина материала составляет обычно 1,2–3 мм. Огнестойкость ствола и загрузочных устройств, как правило, составляет 2 ч. В нижней части ствола бельепровода обязательно устанавливается огнеотсекающая заслонка с пределом огнестойкости 1 или 2 ч, автоматически перекрывающая ствол бельепровода в случае возгорания в бельеприемной камере, что предупреждает распространение пожара или продуктов горения по верхним этажам. Огнеотсекающая заслонка оборудуется термозамком, срабатывающим при достижении в бельеприемной камере температуры 70–75 °С. В верхней части ствола обязательно устанавливается спринклерная головка. По желанию заказчика могут быть установлены и другие возможные устройства противопожарной автоматики. Кроме того, по желанию заказчика в верхней части может устанавливаться устройство для очистки и дезинфекции. Притвор загрузочного клапана может быть выполнен с дымозащитным (герметичным) уплотнением. Во избежание травм персонала углы притворов скруглены, могут также использоваться гидравлические, гидропневматические или подобные механизмы, обеспечивающие плавное закрытие дверцы. Фирмы-производители по желанию заказчика могут комплектовать бельепроводы дополнительным оборудованием и повышать степень их автоматизации. В числе предлагаемых дополнительных опций могут быть дополнительная шумоизоляция ствола бельепровода; датчики дыма и датчики температуры для обнаружения возможного задым-ления и возгорания; замки притворов, запираемые ключом или посредством смарт-карт; ножные педали для управления притворами загрузочных клапанов и т. д.
Как правило, бельепроводы не требуют какого-либо обслуживания в процессе эксплуатации за исключением случаев, когда на притворах установлены электронные замки. В этом случае необходимо проводить периодические профилактические осмотры. Кроме того, может потребоваться периодическая дезинфекция внутренней поверхности ствола.
Основное принципиальное отличие от конструкции мусоропроводов состоит в диаметрах трубы ствола мусоропровода. Ствол бельепровода отличается от ствола мусоропровода увеличенным диаметром. Так, в рассматриваемых гостиницах в Москве внутренний диаметр стволов бельепроводов был выбран по требованию заказчика и составил 760 мм по всей длине бельепровода. Зарубежными фирмами предлагаются, как правило, стволы бельепроводов диаметром от 450 до 1 200 мм, при этом оптимальным размером считается диаметр 600–800 мм. Для сравнения, диаметр ствола типичного мусоропровода в многоэтажном здании составляет 400 мм.
Относительно большой диаметр ствола бельепровода представляет определенные сложности как с архитектурной точки зрения, поскольку требуется разместить данную конструкцию в зачастую очень ограниченном объеме технической зоны гостиницы, так и для непосредственно проектировщиков бельепроводов, поскольку необходимо обеспечить прочность и жесткость конструкции, но одновременно при этом учитывать, что при возросшей массе ствола возрастает нагрузка на междуэтажные перекрытия.
Крепление ствола бельепровода на каждом этаже осуществляется опорно-разгрузочными хомутами. В связи с вышеизложенным, опоры ствола рассматриваемых бельепроводов выполнены в усиленном варианте. Опора ствола бельепровода с патрубком, несущая всю нагрузку ствола, изготавливается как отдельный элемент из антикоррозионной стали толщиной 3 или 5 мм. Разгрузочные (опорные) хомуты выполняются на каждом этаже, в отличие от мусоропровода, где данные крепежные элементы устанавливаются через два этажа на третий.
Ствол бельепровода, предназначенный для периодического порционного гравитационного транспортирования белья, состоит из отдельных элементов, соединенных между собой в раструб и скрепленных болтовыми соединениями. Длина каждого из элементов определялась исходя из условий технологии монтажа и раскроя стали.
Рисунок 1. Основные элементы бельепровода |
Стволы мусоропровода и приемные устройства выполнены из нержавеющей стали высшего качества марки AISI 321 (соответствующее отечественное обозначение 08Х18Н10Т) толщиной 1,5 мм, проварены сплошным сварочным швом. Особое внимание было уделено тщательной зачистке и отделке внутренних поверхностей ствола и загрузочных устройств, поскольку даже небольшие заусенцы могут привести к повреждению белья. В связи с этим внутренние поверхности были отполированы практически до зеркального блеска.
Как и в упомянутых мусоропроводах, трубы ствола бельепровода соединяются между собой через проушины. В отличие от мусоропровода здесь из-за увеличенного диаметра труб число проушин увеличено до четырех (в мусоропроводах – три).
На одном из элементов ствола бельепровода на каждом этаже размещен загрузочный люк, прикрепленный к стволу посредством сварного соединения. Размер проема загрузочного люка (загрузочное отверстие) составляет 600–500 мм. Люк расположен на высоте от чистого пола 750 мм. Открывание притвора правое на 180°. Конструкция загрузочного люка травмобезопасна. Притвор (дверь) загрузочного люка имеет уплотнение, закрывается герметично и оборудуется замком, отпираемым ключом. Уплотнение обычное резиновое, хотя возможна и установка магнитного уплотнения, как в мусоропроводах (см. упомянутую статью). В данном случае плотное прилегание притвора к загрузочному люку обеспечивается ручкой специальной конструкции.
По желанию заказчика можно автоматизировать запорное устройство на бельепроводах. Автоматизация используется для обеспечения безопасности обслуживающего персонала. Дело в том, что в отличие от мусоропроводов, в которых используется загрузочный клапан с ковшом, препятствующий в открытом положении доступу в камеру, в конструкции бельепровода загрузочное устройство представляет собой обыкновенную дверцу (притвор), запираемую на замок. Белье помещается в бельепровод непосредственно через данный проем, без каких-либо клапанов. В сочетании с относительно большими диаметрами ствола бельепровода и размерами самой дверцы (в данном случае размеры дверцы составили 600–500 мм) это вызывает опасность причинения травм обслуживающему персоналу тяжелыми тюками белья, сброшенными в то же самое время с верхних этажей.
Для предупреждения возможных травм в таких случаях можно автоматизировать запорные устройства дверцы, установив электронный замок, который блокирует запорное устройство и препятствует открыванию дверцы в случае, если какая-либо из остальных дверц бельепровода в данный момент уже открыта. Блокировка замков отмечается также загоранием красной сигнальной лампы над дверцей; если дверца разблокирована, горит сигнальная лампа зеленого цвета.
Для автоматической ликвидации очага возгорания в стволе бельепровода в верхней части означенного ствола установлен спринклерный водораспылитель. В данном случае не требуется никаких сложных систем тушения, поскольку в отличие от мусоропровода, куда достаточно часто попадают, например, непотушенные окурки, возгорание в стволе бельепровода является маловероятным событием. В случае срабатывания системы после ликвидации возгорания экономически целесообразно просто заменить спринклерную головку.
В нижней части ствола бельепровода в бельеприемной камере установлена огнеотсекающая заслонка. В рабочем положении эта заслонка постоянно открыта. В случае возникновения в бельеприемной камере пожара огнеотсекающая заслонка автоматически перекрывает отверстие ствола бельепровода, предотвращая распространение огня и дыма в ствол. Перекрытие осуществляется при срабатывание термозамка на основе сплава Вуда, обеспечивающего срабатывание при достижении в бельеприемной камере температуры 72 °С. В качестве исполнительного механизма применяется система с грузом и противовесом.
Рисунок 2. Схема бельепровода |
За рубежом обычно используется пружинный привод, однако, как показали испытания различных вариантов решения огнеотсекающей заслонки, этот вариант не отличается надежностью. Дело в том, что в рабочем положении огнеотсекающая заслонка находится в открытом состоянии, и пружины в этом случае натянуты постоянно. Это приводит к тому, что со временем пружины теряют свои упругие свойства, что способствует нечеткому срабатыванию устройства в случае пожара. Вариант с грузом и противовесом лишен данного недостатка.
Поскольку сложно ожидать загрязнений внутренних поверхностей ствола бельепровода при его использовании по назначению, инвестор отказался от использования какого-либо моющего устройства, а для тушения возможного возгорания, как отмечалось выше, используется спринклерное устройство. Тем не менее для периодической дезинфекции возможна установка устройства, подобное тому, что было установлено на мусоропроводах (см. упомянутую статью). Особенно следует рассматривать целесообразность обработки специальным дезинфицирующим раствором внутренних поверхностей стволов бельепроводов, устанавливаемых в больницах.
Бельепроводы размещаются в технической зоне гостиницы (там расположены, например, технические лифты), и в связи с этим каких-то специальных решений (обкладка кирпичом с заполнением керамзито-бетонной смесью и т. д.) по защите от шума, как это часто необходимо в случае монтажа му-соропроводов, в данном случае не требуется. В упомянутых проектах передние стенки ниш, в которых проложены стволы бельепроводов, зашивались гипсокартонными плитами или закладывались легкими пеноблоками.
Бельеприемная камера размещена непосредственно под стволом бельепровода. Она должна иметь размеры в плане не менее 3 ×$3 м, что позволяет обеспечить удобный подход к бельеприемнику, сортировку и временное хранения белья, а высота камеры в свету должна быть не менее 3,5 м. Бельекамера имеет самостоятельный выход с открывающейся наружу дверью и отделена от остальных помещений противопожарными перегородками и перекрытием с пределом огнестойкости не менее 1 ч. Бельекамера оборудована горячей и холодной водой.
С вопросами по статье обращайтесь по тел.: (495) 167-81-31, (495) 730-58-72.
Статья опубликована в журнале “АВОК” за №7'2006
Статьи по теме
- Энергоэффективное здание: оптимизация теплозащиты и систем ОВК
АВОК №4'2000 - Проблемы учета специфики климата Сибири при проектировании зданий
АВОК №3'2007 - Анализ европейских и российских правил проектирования традиционных канальных систем противодымной вентиляции автостоянок закрытого типа
АВОК №6'2017 - Научные основы проектирования энергоэффективных зданий
АВОК №1'1998 - Проектирование и эксплуатациия систем вентиляции и кондиционирования воздуха зданий учебных центров
АВОК №4'2007 - Теплотехнические характеристики ограждающих конструкций зданий. Ч. 1. Европейский подход и метод расчета
Энергосбережение №7'2017 - Энергосбережение в зданиях. Новые МГСН 2.01-99 требуют проектирования энергоэффективных зданий
Энергосбережение №2'1999 - Инженерные решения высотных жилых комплексов
АВОК №5'2007 - BIM в России: перспективы и направления развития
АВОК №8'2017 - Опыт проектирования и эксплуатации инженерных систем новых высотных комплексов Москвы
АВОК №2'2005
Подписка на журналы