Предложения по интенсификации использования основных мер политики повышения энергоэффективности зданий
В последние годы наметилось попятное движение в политике по повышению энергоэффективности российских зданий. Между тем, Россия располагает самым значительным потенциалом экономии энергии именно в жилищном секторе. Мы предлагаем цикл статей о первоочередных мерах и механизмах стимулирования повышения энергоэффективности в зданиях.
Статьи подготовлены на основании результатов проекта «Анализ сектора недвижимости России. Выявление необходимости в изменении системы регулирования сферы энергоэффективности», выполненного специалистами ЦЭНЭФ И. А. Башмаковым, К. Б. Борисовым, М. Г. Дзедзичеком, О. В. Лебедевым, А. А. Луниным, А. Д. Мышак и В. И. Башмаковым
Предложения по интенсификации использования основных мер политики повышения энергоэффективности зданий
В последние годы наметилось попятное движение в политике по повышению энергоэффективности российских зданий. Между тем, Россия располагает самым значительным потенциалом экономии энергии именно в жилищном секторе. Мы предлагаем цикл статей о первоочередных мерах и механизмах стимулирования повышения энергоэффективности в зданиях.
Статьи подготовлены на основании результатов проекта «Анализ сектора недвижимости России. Выявление необходимости в изменении системы регулирования сферы энергоэффективности», выполненного специалистами ЦЭНЭФ И.А. Башмаковым, К.Б. Борисовым, М.Г. Дзедзичеком, О.В. Лебедевым, А.А. Луниным, А.Д. Мышак и В.И. Башмаковым.
В настоящее время в РФ параллельно действуют два нормативных документа, в которых регламентируются требования к тепловой защите зданий:
- СНиП 23-02–2003 «Тепловая защита зданий»1 (далее – СНиП 23-02–2003),
- Свод правил СП 50.13330.2012 «Актуализированная редакция СНиП 23-02–2003 "Тепловая защита зданий"»2 (далее – СП 50.13330.2012).
Распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 года № 1047-р утвержден «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"» (далее – Перечень № 1047-р). В этот перечень включен СНиП 23-02–2003 в части обязательного применения разделов 4–12 и приложений В, Г и Д, а СП 50.13330.2012 не внесен. Однако с 1 июля 2015 года распоряжение № 1047-р утрачивает силу (см. справку).
Предложения по актуализации нормативных документов
Для продолжения работы по актуализации стандартов, строительных норм и сводов правил для жилых, общественных и промышленных зданий необходимо:
• для обеспечения выполнения требований ПП РФ № 18 и во исполнение утвержденной Министерством регионального развития РФ «Комплексной программы разработки нормативных технических документов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период 2012–2015 годов» (далее – Комплексная программа) Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (далее – Минстрой России) продолжить реализацию данной Комплексной программы;
• для запуска программ экономического стимулирования строительства зданий с низким потреблением энергии (пассивных зданий) Минстрою России необходимо организовать работу по определению требований по энергоэффективности к зданиям с низким потреблением энергии и по разработке необходимых методик расчета параметров потребления энергии в таких зданиях;
• разработать новые своды правил по энергоэффективности зданий производственного назначения (промышленных зданий). Логично это поручить Минстрою России совместно с Министерством промышленности и торговли РФ и с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
Для продолжения работы по актуализации имеющихся и разработке новых стандартов, строительных норм и сводов правил для жилых, общественных и промышленных зданий необходимо:
• в сжатые сроки принять следующие нормативные документы:
- СП «Энергетическая эффективность зданий. Общее потребление энергии и определение уровней энергопотребления» (EN 15603:2008). Разработчик: НП «АВОК»;
- СП «Энергетическая эффективность зданий. Расчет потребления энергии для отопления и охлаждения» (EN ISO 13790:2008). Разработчик: НП «АВОК»;
- СП «Системы отопления зданий. Метод расчета энергетических характеристик и показателей эффективности системы» (EN 15316–2-1:2007). Разработчики: НП «АВОК» и ООО «НПО ТЕРМЭК»;
- СП «Энергетическая оценка зданий. Методы выражения энергетических характеристик зданий и сертификация энергопотребления зданий» (EN 15217:2007). Разработчики: НП «АВОК» и ООО «НПО ТЕРМЭК»;
• расширить Перечень № 1047-р, включив в него разрабатываемые НП «АВОК» и ООО «НПО ТЕРМЭК» вышеперечисленные нормативные документы.
Функции федеральных органов исполнительной власти при создании новых СП
Организацию работы по созданию новых сводов правил и ведомственных стандартов необходимо поручить нескольким федеральным органам государственной власти3 и возложить на них следующие функции:
- методическое руководство по разработке новых сводов правил и ведомственных стандартов;
- координация действий конкретных исполнителей (разработчиков) новых сводов правил и ведомственных стандартов;
- контроль качества разработанных СП и ведомственных стандартов. Утверждение окончательной редакции разработанных СП и ведомственных стандартов.
Строительство пассивных зданий
Для того чтобы не разрабатывать российскую версию стандарта на строительство пассивных новых зданий, можно в сжатые сроки согласовать СП «Энергетическая оценка зданий. Методы выражения энергетических характеристик зданий и сертификация энергопотребления зданий» (EN 15217:2007) с поправкой для введения классов энергоэффективности зданий А+, А++ и А+++ и с расширением перечня технологий, особенно в части использования НВИЭ.
Альтернативой может быть создание одного или нескольких нормативных документов, в которых определялись бы требования к зданиям с низким потреблением энергии и к пассивным зданиям. В этом случае такую работу необходимо поручить Минстрою России совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
О показателях энергоэффективности объектов индивидуального жилищного строительства
В российской нормативной базе необходимо ликвидировать противоречие относительно регламентации показателей энергоэффективности объектов индивидуального жилищного строительства. Ст. 11 закона № 261-ФЗ (п. 5, пп. 4) гласит, что требования энергетической эффективности не распространяются на «объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома с количеством этажей не более чем три), дачные дома, садовые дома». В то же время, во всех ранее действовавших СНиП, ныне действующих СП и проектах СП требования по энергоэффективности задаются для всех жилых зданий площадью свыше 50 м2. Необходимо внести поправку в ст. 11 ФЗ-261 (п. 5, пп. 4) в следующей редакции: «объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома с количеством этажей не более чем три (за исключением домов, построенных по типовым проектам в коттеджных поселках, и домов, подключенных к централизованным системам тепло- и газоснабжения), дачные дома, садовые дома».
Введение этого положения, а также соображения по охвату сферой контроля за выполнением требований по эффективности зданий всех МКД, требуют внесения поправки в ст. 49 Градостроительного кодекса РФ за счет исключения из нее следующих моментов:
– п.
2 («жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие
из нескольких блоков, количество которых не превышает десять
и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет
общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними
блоками, расположен на отдельном
земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования
(жилые дома блокированной застройки)»);
– п. 3 («многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования»),
– а также поправки к п. 1 в следующей редакции: «объекты индивидуального жилищного строительства, отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома с количеством этажей не более чем три (за исключением домов, построенных по типовым проектам в коттеджных поселках, и домов, подключенных к централизованным системам тепло- и газоснабжения), дачные дома, садовые дома».
Здания после капитального ремонта
В России требования по повышению энергоэффективности в зданиях (СНиП 23-02–2003) распространяются только на новые и реконструируемые здания. На здания после капитального ремонта они не распространяются, несмотря на то, что он является наиболее приоритетным направлением повышения энергоэффективности в зданиях, поскольку имеет максимальный потенциал энергосбережения.
Целесообразно закрепить в СП «Системы отопления зданий. Метод расчета энергетических характеристик и показателей эффективности системы» (EN 15316–2-1:2007) и СП «Энергетическая оценка зданий. Методы выражения энергетических характеристик зданий и сертификация энергопотребления зданий» (EN 15217:2007) требования по повышению энергоэффективности к капитально ремонтируемым зданиям.
Требования к удельному годовому расходу энергетических ресурсов или масштабу их снижения для зданий после капитального ремонта целесообразно дифференцировать в зависимости от срока эксплуатации здания и его положения в рейтинге зданий по удельному расходу энергии. В этом случае получатся реалистичные нормативные требования по повышению энергоэффективности зданий после капитального ремонта.
Необходимо внести изменения в Жилищный кодекс РФ, позволяющие расширить перечень обязательных мер при проведении капитального ремонта за счет включения в него мер по повышению энергоэффективности жилых зданий. Предлагаем внести следующие коррективы:
- определить стандартные (минимальные) пакеты мер по капитальному ремонту МКД и общественных зданий;
- Правительству РФ рекомендовать субъектам РФ и органам власти муниципальных образований принять нормативные акты, определяющие, что для зданий бюджетной сферы реализация стандартного пакета должна стать обязательным условием выделения бюджетных средств на проведение капитального ремонта таких зданий;
- Правительству РФ выделять субсидии субъектам РФ на проведение капитального ремонта жилых зданий только по тем зданиям, для которых в проект капитального ремонта включен стандартный пакет мер при условии софинансирования из бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований не менее 25% стоимости мер этого пакета;
- Правительству РФ рекомендовать субъектам РФ включить стандартный пакет мер по повышению энергоэффективности в список обязательных мер по капитальному ремонту МКД в составе региональных законов о капитальном ремонте МКД.
Контроль за выполнением нормативных требований
Для продолжения работы по актуализации имеющихся и разработке новых стандартов, строительных норм и сводов правил для жилых, общественных и промышленных зданий с целью повышения энергетической эффективности предлагается:
Минстрою России:
– внести изменения в ст. 49 «Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации…» Градостроительного кодекса РФ, а именно исключить из п. 2 ст. 49 «Экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства» пп. 2 и 3;
- развивать экспертизу проектной документации, в форме как государственной экспертизы, так и негосударственной экспертизы;
- ввести институт негосударственного строительного надзора;
- укреплять надзор за соблюдением требований технических регламентов в стадии эксплуатации зданий и обеспечить требование закона № 261-ФЗ по присвоению им классов энергоэффективности;
Минстрою России и ФАУ «Главгосэкспертиза России» совместно с Гостехнадзором РФ:
- принять в качестве национального стандарта разработанную в Москве «Методику инструментального определения энергопотребления вводимых в эксплуатацию жилых и общественных зданий и оценки их соответствия требованиям энергетической эффективности»;
- обеспечить подготовку специалистов и обеспечить их современным оборудованием для проведения инструментального контроля объектов капитального строительства, реконструкции или капитального ремонта на соответствие нормативным требованиям по энергоэффективности зданий;
- разработать планы-графики обследований всех МКД, вводимых в эксплуатацию или прошедших капитальный ремонт, на территории субъектов РФ в целях присвоения им классов энергетической эффективности;
- рассматривать отсутствие таблички с указанием класса энергетической эффективности здания в течение 2 лет после сдачи его в эксплуатацию или после капитального ремонта как несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований по энергетической эффективности и в соответствии с законом № 261-ФЗ накладывать административный штраф на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб.
В целях развития системы испытательных лабораторий, занимающихся сертификацией зданий, тестированием строительных материалов и оборудования, а также построенных зданий Министерству промышленности и торговли совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии необходимо:
- ввести требование обязательности проведения испытаний энергетического оборудования, строительных материалов и конструкций, а также сертификации зданий;
- утвердить список измеряемых параметров при тестировании энергетического оборудования, строительных материалов и конструкций;
- утвердить единые для всех испытательных лабораторий методики и стандарты сертификации зданий, тестирования энергетического оборудования, строительных материалов и конструкций;
- утвердить список используемого для проведения тестов оборудования, а также периодичность его калибровки и технические требования;
- организовать обучение специалистов (экспертов) для работы в испытательных лабораториях;
- создать сеть испытательных лабораторий;
- установить количество/объем тестируемых изделий и периодичность проводимых испытаний/измерений.
Продолжение темы в следующем номере
1 Документ принят и введен в действие 1 октября 2003 года Постановлением Госстроя России от 26 июня 2003 года № 113.
2 Утвержден Приказом Министерства регионального развития России от 30 июня 2012 года № 265 и введен в действие с 1 июля 2013 года.
3 Министерствам экономического развития РФ, строительства и ЖКХ РФ, промышленности и торговли РФ совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №2'2015
pdf версияПодписка на журналы