Отмена ПП № 815: чудо или осознанная необходимость?
Cancellation of PP No. 815: a Miracle or a Recognized Necessity?
A. N. Kolubkov, Vice-President of NP ABOK, Director of LLC PPF AK
Keywords: reformation of regulatory framework, regulatory technical documents, mandatory requirements, specific technical specifications, design characteristics
What will the professional community gain from Resolution of the Government No. 914 dd. 20.05.2022 "On amendment of the Resolution of the Government of the Russian Federation dd. 28.05.2021 No. 815"?
Что получит профессиональное сообщество благодаря Постановлению Правительства № 914 от 20.05.2022 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 № 815»?
Отмена ПП № 815: чудо или осознанная необходимость?
Опубликовано Постановление Правительства РФ от 20.05.2022 № 914 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 года № 815». Постановление Правительства РФ от 28.05.2021 № 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 года № 985»
После принятия Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании» была внесена статья, где говорится, что особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются 384-ФЗ, а ранее утвержденные строительные нормы и правила признаются сводами правил, подлежащими в дальнейшем актуализации.
Правительству поручалось утвердить перечень стандартов и сводов правил (их частей), применением которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований указанного регламента, а Росстандарту – перечень стандартов и сводов правил, применяемых с той же целью на добровольной основе.
Но по факту с момента принятия 384-ФЗ постановления правительства (ПП) издавались по принципу «обязательно-добровольно». Именно здесь, в Распоряжении Правительства № 1047-р, ПП № 1521, ПП № 985, ПП № 815, была заложена основная причина выхолащивания, потери целостности сводов правил (актуализированных СНиПов) как нормативных документов.
Зададимся вопросом: а получило ли профессиональное строительное сообщество за прошедшие годы долгожданное облегчение и удобство в работе или все же вместе с позитивным результатом реформирования появились определенные сложности и новые административные барьеры? Отнюдь нет: внесение ряда требований сводов правил (частей таких сводов правил), применение которых на обязательной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ, привело к частичному ограничению использования принципа «гибкого нормирования», где это было возможно, и явилось причиной возвращения от параметрического к предписывающему методу технического регулирования.
За прошедшие с принятия 184-ФЗ 20 лет выросло целое поколение проектировщиков, у которых принцип избирательности применения положений СП уже прочно застрял в головах. Хуже того, выросло целое поколение молодых экспертов, которые делают анализ проектной документации тоже по этому принципу. Все остальное, как это видится со стороны, никого и не волнует.
Это положение, усугубленное развалом государственных проектных институтов и постоянной реформой системы профобразования, уже привело к полной деградации проектного дела.
Безусловно, остались «очаги сопротивления» реформированию, но они держатся только на энтузиазме руководителей и сотрудников немногочисленных проектных организаций. На самом деле проектных организаций много, но по факту профподготовки сотрудников это уже не те институты, которые обеспечат качество и безопасность зданий и сооружений.
Самое интересное во всем этом – никто не спросил проектировщиков, что им нужно. Проектировщики все это время пользовались СП, платили за СТУ и при желании руководствовались СТО НОСТРОЙ, НП «АВОК» и других организаций.
НП «АВОК» постоянно выступало за отмену деления требований сводов правил по принципу «обязательно-добровольно». Работа по этому направлению велась всеми доступными способами – разработкой НИОКР, письмами в Минстрой РФ, разъяснительной работой в подкомитетах ТК 465, организацией круглых столов на выставках и форумах и публикациями в специализированных изданиях.
Но в нашей стране, к сожалению, чиновники, которые могут и должны принимать соответствующие решения в сфере нормативно-технической документации, слышат только указы сверху. На наш взгляд, это связано с отсутствием в Минстрое заинтересованности в создании нормальной структуры нормативно-технической документации в России.
Основной призыв НП «АВОК» по данной теме состоит в следующем.
Своды правил подлежат применению всеми органами управления и надзора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, включая предприятия с участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами.
Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на своды правил не освобождает исполнителя от их соблюдения.
Разрешение на отступление от требований сводов правил в обоснованных случаях может дать только орган, которым этот документ введен на территории Российской Федерации, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований органов надзора.
Юридические и физические лица несут ответственность за нарушение требований и правильность применения положений нормативных документов в соответствии с законодательством.
Соответственно этому должна быть выстроена структура системы нормативных документов в строительстве, предлагаемый вид которой увязан с жизненным циклом зданий и сооружений, требованиями безопасности, регламентируемыми ст. 3 закона № 384-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
Предложенный НП «АВОК» проект структуры может быть введен в действие практически сразу, без привлечения значительных средств бюджетного финансирования, на базе разработанных и введенных в действие сводов правил путем введения соответствующих шифров документов в электронной базе.
Необходима лишь определенная работа, проведенная соответствующими экспертными комиссиями соответствующих технических комитетов с привлечением общественных объединений и ведущих специалистов в соответствующих областях.
Минстрой России же, кажется, запутался в собственных вариантах поправок в техрегламент, вводя то реестр документов, то реестр требований, то строительные нормы, то СТУ. Но компьютеру и цифровым моделям нет дела до метаний чиновников, для них главный и единственный приоритет – конкретная цифра и возможность включить ее в модель. Пока обязательные и добровольные нормативы в СП будут меняться трижды в год, никакая BIM-модель не сможет формироваться и работать корректно. «Цифра» и нормативный произвол – вещи несовместные. Так что или стройный, умный СНиП – или срыв поручения президента о всеобщей «бимизации».
Ведь законы физики, химии, архитектуры и материаловедения не меняются в зависимости от «текущего момента». Они мстят – разрушенными объектами, сорванными сроками, а иногда и жизнями людей.
Но еще раз повторимся – для реформирования структуры должно быть желание правительства, а его нет.
Но нет ничего случайного в этом мире. Поставленная президентом России В. В. Путиным задача выхода на новые масштабы жилищного строительства заставила правительство по-иному взглянуть на существующие ограничения на данном пути.
Пользователь получил регуляторную гильотину, где среди всех прочих веяний (отмена почти всех СанПиНов с заменой их на два базовых – с требованиями по безопасности условий проживания и работы и по охране среды обитания, упрощение цепочки разрешительно-согласовательной деятельности и т. п.) была и отмена почти 4000 обязательных требований сводов правил, подкрепленная Постановлением № 815 взамен недолго просуществовавшего Постановления № 985.
Кроме перевода почти всех пунктов сводов правил в разряд добровольного применения пользователь получил наказ: нормы надо выполнять все. Так, может, пора завершить попытки реформирования и сделать хотя бы часть сводов правил базовыми, обязательными к применению целиком?
В чем же чудо произошедшего?
Чудо в том, что все мысли в мире материальны. Ничто не остается без последствий, в т. ч. и полученный результат, который мог бы быть получен намного раньше и принести больше пользы всего лишь при желании власть имущих слышать профессиональное сообщество и своих граждан.
Итак, сжато, – что получит в результате профессиональное сообщество с 1 сентября 2022 года благодаря подписанному М. Мишустиным Постановлению Правительства № 914 от 20.05.2022 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 № 815»?
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона № 384-ФЗ и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в ч. 1 и 7 ст. 6 Федерального закона № 384-ФЗ перечни, или требований специальных технических условий.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 384-ФЗ национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил) являются обязательными для применения в случае, если они включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ (далее – Перечень).
Действующие нормативно-технические документы либо их части включены в Перечни от 02.04.2020 № 687 и от 14.07.2020 № 1190 документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ, утвержденные приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Согласно ч. 4 ст. 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечни от 02.04.2020 № 687 и от 14.07.2020 № 1190, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
Добровольность применения стандартов и сводов правил, включенных в Перечни, не означает, что они могут не соблюдаться. Предоставляется возможность использовать вместо них другие документы, не противоречащие требованиям Федерального закона № 384-ФЗ. Но при этом лицо, осуществляющее оценку соответствия, вправе потребовать доказательства, что использование других документов не повлечет за собой противоречия требованиям Федерального закона № 384-ФЗ.
В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
Таким образом, из приведенного выше следует, что для обоснования соответствия проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения требованиям безопасности достаточно ссылок на требования стандартов и сводов правил из обязательного и добровольного перечней. При этом в случае наличия в проектной документации отступлений от требований стандартов и сводов правил, включенных в перечень добровольного применения, отсутствие СТУ не может являться основанием для вывода о несоответствии проектной документации требованиям Технического регламента № 384-ФЗ.
Соответствие проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы ссылками на требования настоящего Федерального закона и ссылками на требования стандартов и сводов правил, включенных в указанные в ч. 1 и 7 ст. 6 настоящего Федерального закона перечни, или на требования специальных технических условий. В случае отсутствия указанных требований соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими из следующих способов:
1) результатами исследований;
2) расчетами и (или) испытаниями, выполненными по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;
3) моделированием сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в т. ч. при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;
4) оценкой риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.
Подготовка указанных обоснований соответствия проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности способами, указанными в п. 1–4 ч. 6 ст. 15 Технического регламента, осуществляется на этапе подготовки проектной документации.
Таким образом, в случае отступления от требований документов в области стандартизации, включенных в добровольный перечень, основания для разработки и согласования СТУ отсутствуют, в т. ч. если соответствующие требования отсутствуют также в обязательном перечне.
Все вроде бы понятно, но непонятна позиция подчиненных Минстрою структур, в частности ФАУ ФЦС, которые взяли курс на разработку сводов правил из двух частей по принципу «Основные положения» и «Требования по проектированию». Видимо, они живут своей жизнью и принцип «обязательно-добровольно» – уже ее часть.
Данные предложения расходятся с Постановлением Правительства (иными словами – об отмене ПП № 815 от 28.05.2021), подписанным М. Мишустиным.
По этому направлению работы ФАУ ФЦС необходимо переосмыслить свою позицию по нескольким причинам:
• отсутствие в действующем законодательстве такого вида документов;
• нарушение Постановления Правительства РФ от 01.06.2016 № 624 «Об утверждении Правил разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил» (с изменениями и дополнениями);
• недопустимость расходования бюджетных средств в условиях проведения спецоперации России на Украине. Теперь, судя по данной позиции ФАУ ФЦС, количество сводов правил возрастет в два раза, как и расходы бюджета на них!
На что еще хочется обратить внимание? В этом Постановлении оставлен принцип избирательности «обязательно-добровольно» для четырех сводов правил: СП 20.13330.2016 «СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия», СП 28.13330.2017 «СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии», СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СП 131.13330.2020 «СНиП 23-01-99* Строительная климатология».
Что это? Недостаток смелости отменить целиком то, что не нужно было принимать вовсе, или низкое качество данных сводов правил? Но это тема отдельной дискуссии.
Самое главное – страна вернулась к осознанию того, что все, что написано в своде правил, нужно выполнять. Сейчас важно не допустить попыток внесения изменений в своды правил, направленных на снижение уровня безопасности пользования зданиями и сооружениями. А желающих (судя по уровню штамповки СТУ) в стране будет очень много.
Главные выводы, видимо, можно будет делать с 1 сентября 2022 года. Это будет проверкой на прочность всех структур Минстроя РФ. Хочется, чтобы он не остановился и не пошел на уступки при выборе столь правильного и очевидного решения.
Статья опубликована в журнале “АВОК” за №5'2022
pdf версияСтатьи по теме
- Состояние и перспективы оценки соответствия здания, сооружения требованиям пожарной безопасности
АВОК №1'2016 - Получение технических условий
Сантехника №6'2010 - Кто так строит?
АВОК №4'2021 - Куда податься проектировщику? Для чего и для кого пишутся стандарты АВОК
АВОК №1'2022 - Стандарт СТО НП «АВОК» 7.7-2020 «Музеи. Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха»: новый статус
АВОК №6'2022 - Какие чувства остаются после ознакомления с ПП № 963?
АВОК №7'2022 - Особенности применения требований технических регламентов, сводов правил и СТУ при проектировании систем противодымной вентиляции
АВОК №2'2015 - Проектирование систем противодымной вентиляции. Особенности применения требований технических регламентов, сводов правил и СТУ
АВОК №3'2015
Подписка на журналы