Экономический аспект учета тепловой энергии в ЖКХ
В современных российских условиях при цетрализованном теплоснабжении большое значение приобретает использование системы учета тепловой энергии.
Экономический аспект учета тепловой энергии в ЖКХ
В современных российских условиях при цетрализованном теплоснабжении большое значение приобретает использование системы учета тепловой энергии. В Москве существует две основные организации, производящие тепловую энергию: АО "Мосэнерго" и МГП "Мостепэнерго" (соответственно, 72 и 28% от общего количества необходимого тепла городу). Учет тепловой энергии необходим непосредственно как на источниках, так и у потребителя. В настоящее время установка приборов учета тепла сдерживается ограниченным финансированием этих работ. Сооружение узла учета тепла требует значительных единовременных капитальных средств, а именно от 80 до 100 тысяч рублей на один прибор. В последствии необходимо обслуживание этого прибора, а это еще дополнительные средства.
В настоящее время население не может установить эти приборы. Следовательно, решением этих вопросов должны заниматься теплоснабжающие организации, дирекции единого заказчика и крупные потребители тепловой энергии. Правительство Москвы в своем постановлении № 566 от 28.07.98 г. представило механизм внедрения приборов учета тепла, воды и электроэнергии. Этим постановлением предусмотрено финансирование работ по установке приборов учета за счет льготных ставок налога на прибыль, использования части экономии тепловой энергии, полученной от использования тепловых приборов.
Правительство Москвы поставило задачу обеспечить до конца 2000 года установку приборов на всех ЦТП. Это позволит оптовым покупателям-перепродавцам вести достоверные расчеты, с одной стороны, с теплосетью АО "Мосэнерго", а с другой стороны - с жилищными организациями. В настоящее время учет тепла ведется на 4 809 ЦТП (более 70% от общего количества). Проблема установки узлов учета на остальных ЦТП будет решена до конца текущего года.
Сегодня практикуется следующий механизм распределения тепла: производимое ТЭЦ тепло передается теплосетью АО "Мосэнерго" потребителям, и расчеты ведутся по показаниям имеющихся приборов, а оставшаяся часть тепла распределяется дифференцированно по нагрузкам между потребителями. Теплосеть заинтересована в бесконтрольной поставке тепла, что позволяет ей получить максимальную прибыль от передачи потребителям тепловой энергии.
В этой связи Правительство Москвы поставило задачу потребителю и производителю в кратчайшие сроки установить приборы учета тепла за счет собственных средств, за счет льгот по налогу на прибыль или за счет дотаций.
При теплоснабжении жилых домов, не оснащенных приборами учета, расчеты ведутся, с одной стороны, между теплоснабжающей и жилищной организацией по количеству фактически потребленной тепловой энергии и тарифам, установленным региональной энергетической комиссией, а с другой стороны - между жилищной организацией и населением по количеству квадратных метров жилой площади и проживающих людей и по ставкам, утвержденным Правительством Москвы.
Ставки рассчитываются исходя из нормативов и тарифов для населения. В настоящее время эти ставки составляют по отоплению 2,1 руб. с м2 в месяц и 34,2 руб. с человека в месяц по горячему водоснабжению. До середины 1999 года все разночтения, возникающие при расчетах за потребленное тепло, уравновешивались доборами с населения или зачетами последующих платежей. Однако протесты населения по применению на 1 июля пересчетов по оплате услуг отопления и горячего водоснабжения привели к тому, что Правительство Москвы отказалось от этого механизма.
В условиях наличия приборов учета на ЦТП или на домах расчеты за тепло жилищных организаций с теплоснабжающими ведутся по их показаниям, а с населением по ставкам.
Проблема взаимных недорасчетов встает в настоящее время остро. Пока она решается за счет дотации, но дотация определена и зафиксирована в бюджете города.
Предлагается в этих условиях отказаться от ставок для населения, так как они рассчитаны усредненно по нормативам и не отражают существующей ситуации.
Расчеты с жилищными организациями за потребленное тепло осуществляются по показаниям приборов учета, установленных на ЦТП, на доме. В свою очередь, жилищная организация должна вести расчеты с населением также по тарифам, а не по ставкам ежемесячно, т. е. в отопительный период - за отопление и горячее водоснабжение, а в летний период только за горячее водоснабжение. И, соответственно, подход к каждому жилому зданию должен быть индивидуальным.
Естественно, необходим перерасчет на один квадратный метр общей площади за вычетом нежилых помещений, незаселенных помещений и арендаторов. Могут возникнуть элементы несправедливости по отношению к использованию горячей воды в квартирах, но такой подход позволит снять разночтение по количеству проживающих. Дело в том, что прописка (регистрация) в Москве носит, в основном, условный характер. В действительности в современных условиях много лиц, пользующихся горячей водой, не зарегистрированы.
Естественно, наиболее правильный вариант, это когда на доме будет стоять водосчетчик или в каждой квартире будут установлены водосчетчики по горячей и холодной воде.
Таким образом, предлагается следующий вариант: жилищная организация совместно с теплоснабжающей организацией до 5 числа снимает показания со счетчиков, до 15 числа делает расчеты по каждой квартире, потом каждой квартире предъявляются счета, до 25 числа жители должны оплатить услуги отопления и горячего водоснабжения.
В Москве с 1996 года начался процесс перевода населения на прямые расчеты с теплоснабжающими организациями. В настоящее время около 600 тысяч квартир (примерно 18% от общего числа) рассчитываются напрямую. Теплоснабжающие организации, перешедшие на прямые расчеты, оказались в тех же условиях, что и ДЭЗы, следовательно, они должны также осуществлять эти расчеты с населением по тарифам, а не по ставкам.
Большое отрицательное влияние при расчетах за тепло оказывает задолженность жилищных организаций (около 1 миллиарда рублей по всей Москве). Эти долги возникли в результате того, что многие жилищные организации, собирая с населения по ставкам, использовали средства не по назначению вследствие неоплаты коммунальных услуг арендаторами помещений и неоплаты незаселенной части жилья.
В настоящее время уровень оплаты коммунальных услуг населением составляет 85%, а в некоторых случаях - до 92%.
При расчетах за тепловую энергию большую роль оказывает предоставление льготы различным слоям населения (40% от общего количества тепла). Имеется в виду малообеспеченное население и население, льготы которому предоставлены отдельным постановлением Правительства Российской Федерации и Правительства Москвы.
Необходимо ликвидировать такую систему при одновременном предоставлении финансовой помощи незащищенным слоям населения через Комитет социальной защиты для оплаты полным рублем всех коммунальных услуг, т. е. каждый житель должен оплачивать газ, электро- и теплоэнергию по полному тарифу.
Выпадающие доходы ресурсоснабжающих организаций от предоставления льгот различным слоям населения должны компенсироваться за счет российского и местного бюджетов, в зависимости от того, каким нормативным актом предоставлены эти льготы.
Тел. (095) 209-7667
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №5'2000
Статьи по теме
- Тепловые насосы большой мощности. Примеры реализованных проектов в Европе
АВОК №5'2019 - Индивидуальный учет тепловой энергии в многоквартирных домах: особенности, возможности, проблемы
АВОК №2'2020 - Инструмент, мотивирующий к энергосбережению
Энергосбережение №7'2024 - Предложения по изменению системы расчетов за тепловую энергию
АВОК №1'1998 - Накопление тепловой энергии
АВОК №3'2004 - Дискуссия по теме: «Экономическая оптимизация теплозащиты зданий»
АВОК №6'2015 - Энергетическая эффективность тригенерации для зданий в мегаполисах
Энергосбережение №2'2016 - Индивидуальный учет потребления тепловой энергии
Энергосбережение №3'2013 - Расчет количества тепловой энергии на горячее водоснабжение
Сантехника №5'2013 - Методика распределения объемов и стоимости поставленной тепловой энергии
Энергосбережение №1'2002
Подписка на журналы