Стимулирование энерго- и водосбережения в Москве
В целях повышения экономической заинтересованности ресурсоснабжающих предприятий и потребителей в сокращении потребления электрической и тепловой энергии, а также воды, и для реализации мероприятий по ресурсосбережению, правительство Москвы ведет разработку соответствующего постановления. Этим постановлением планируется ввести в действие комплекс экономических и организационных мер, направленных на создание основ взаимовыгодной реализации энергоресурсосберегающих мероприятий для всех участвующих в этом процессе организаций.
Стимулирование энерго- и водосбережения в Москве
За последнее время создана техническая база для проведения энергоресурсосберегающих мероприятий. Вместе с тем отсутствие механизма экономического стимулирования участников этого процесса тормозит их широкомасштабное внедрение в практику.
В целях повышения экономической заинтересованности ресурсоснабжающих предприятий и потребителей в сокращении потребления электрической и тепловой энергии, а также воды, и для реализации мероприятий по ресурсосбережению, правительство Москвы ведет разработку соответствующего постановления. Этим постановлением планируется ввести в действие комплекс экономических и организационных мер, направленных на создание основ взаимовыгодной реализации энергоресурсосберегающих мероприятий для всех участвующих в этом процессе организаций.
Предусматривается первостепенным направлением энергоресурсосбережения считать учет и нормирование потерь (в процессе транспортировки) и расходования (при потреблении) воды, а также тепловой и электрической энергии.
В этой связи планируется определить источники финансирования установки приборов и систем учета, в числе которых рассматриваются:
- целевые ассигнования, предусматриваемые в бюджете Москвы для комплекса городского хозяйства и комплекса социальной сферы;
- собственные средства подрядных и ресурсоснабжающих организаций, образующиеся за счет льгот (предусмотренных специально на приобретение и установку приборов учета) по налогу на прибыль, подлежащему уплате в бюджет города в соответствии со ст. 2 закона Москвы №19 от 18.06.97 г. "О ставках и льготах по налогу на прибыль";
- бюджетные средства, высвобождающиеся при повышении ставок оплаты услуг теплоснабжения для населения;
- 50% бюджетных ассигнований, предназначавшихся для использования в виде дотации на сэкономленное в жилищном фонде тепло;
- 50% средств, сэкономленных в учреждениях социальной сферы в результате проведения ресурсосберегающих мероприятий.
Рекомендуется также использовать средства товариществ собственников жилья и кредитные ресурсы, привлекаемые ими для выполнения указанных работ.
Планируется осуществить комплекс мер по упорядочению учета потерь тепловой энергии и воды в распределительных сетях. Для этого Управлению топливно-энергетического хозяйства и Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства может быть поручена срочная разработка методики расчета технически обоснованных норм потерь в сетях при транспортировке энергоносителей и воды. На основе этой методики будут рассчитаны указанные нормы потерь, которые впоследствии должны быть представлены на утверждение правительства Москвы. Утвержденные нормы потерь в сетях станут важным показателем, влияющим на финансово-экономическую деятельность производителей (поставщиков) и оптовых потребителей-перепродавцов тепловой энергии и воды. В случае, если потери будут лежать в пределах утвержденных норм, они будут отнесены к себестоимости производимой продукции (услуг) указанных организаций и будут учитываться при определении тарифов на тепловую энергию и воду. Убытки от сверхнормативных потерь будут отнесены за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Указанная методика не распространяется на аварийные ситуации. Убытки от потерь тепловой энергии и воды при аварийных ситуациях на основании двусторонних актов, составляемых потребителем и ресурсоснабжающей организацией, возмещаются:
- ресурсоснабжающими организациями - по потерям в сетях, находящимся на их балансе;
- жилищными организациями - по сетям и оборудованию, находящимся на их балансе;
- арендаторами, владельцами и собственниками нежилых помещений - по потерям через водоразборную арматуру и внутренние тепловые сети;
- эксплуатирующими организациями или жителями - при нарушении ими содержания внутридомовых систем и сантехнического оборудования.
Правительство Москвы считает необходимым упорядочить расчеты жилищных организаций с поставщиками воды и тепловой энергии. Для этой цели намечено поручить префектам административных округов совместно с Управлением городского заказа и Департаментом финансов провести тщательный анализ состояния указанных расчетов с выявлением причин образования задолженности по оплате коммунальных услуг и разработкой предложений по ее ликвидации. Планируется утвердить и ввести в действие новые нормативы и новые ставки оплаты горячего и холодного водопотребления на хозяйственно-питьевые нужды населения г. Москвы.
Кроме того, должен быть утвержден и введен в действие новый порядок расчетов за услуги тепло- и водоснабжения.
Если у потребителя установлены приборы учета расхода тепла и воды (на квартиру, нежилое помещение, подъезд, дом), то расчеты за названные коммунальные услуги ведутся между поставщиком услуг и потребителем на основании показаний приборов учета. При этом поставщиками услуг выступают жилищные организации, в управлении которых находится жилищный фонд, или МГП "Мосводоканал" и теплоснабжающие организации - в зависимости от принятой схемы расчетов. При отсутствии приборов учета расхода воды и тепла у потребителей расчеты между поставщиками услуг и потребителем ведутся по установленным нормативам. При этом ежегодно по состоянию на 1 июля потребителям делается перерасчет платежей исходя из фактического потребления названных услуг в соответствии с договором между поставщиком услуг (жилищной организацией, в управлении которой находится жилищный фонд) и ресурсоснабжающими организациями. Положительная или отрицательная разница учитывается в расчете платежей текущего года.
Намечено упорядочить тарифную политику с целью стимулирования мероприятий по ресурсосбережению. Планируется сокращение льготных категорий потребителей услуг водоснабжения и водоотведения с одновременным снижением тарифа для промышленных предприятий. Рассматривается возможность применения утвержденного тарифа по оплате услуг водоснабжения и водоотведения отдельными категориями потребителей (за исключением населения и бюджетных организаций) без установки приборов учета до 1.01.99 г. В случае неустановки приборов учета в указанный срок оплату в последующем планируется осуществлять по тарифам, увеличенным в 1,5 раза.
Предусматривается установку приборов учета воды, электро- и теплоэнергии в домах товариществ собственников жилых помещений осуществлять за счет использования собственных средств указанных товариществ с рассрочкой оплаты стоимости работ на срок до 2 лет. Полученные от указанных работ средства должны быть целевым образом направлены на реализацию программы по ресурсосбережению.
Для учреждений социальной сферы, финансируемых из бюджета Москвы, планируется разработать и ввести в действие с 1 января 1999 года нормативы ресурсопотребления; установить строгий контроль за соблюдением указанных нормативов, проводить анализ причин их превышения, принимать меры по устранению этих причин.
Намечается обеспечить корректировку ранее выпущенной проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию жилых зданий, а также объектов социальной сферы с целью обязательной установки:
- квартирных счетчиков холодной и горячей воды, а также приборов учета тепло- и электроэнергии на дом или группу зданий;
- приборов учета тепла в точках перепродажи ОАО "Мосэнерго" и другими теплоснабжающими организациями независимо от форм собственности;
- двухтарифных электрических счетчиков.
При разработке проектно-сметной документации на строительство новых зданий, реконструкцию и капитальный ремонт зданий и тепловых сетей планируется предусматривать обязательную установку систем и приборов учета расхода холодной и горячей воды, двухтарифных поквартирных электросчетчиков, счетчиков тепла и холодной воды на дом, а также систем передачи данных по использованию энергоресурсов и воды ресурсоснабжающим организациям.
Рассматривается возможность ввести с 1.06.98 г. в порядке эксперимента на территории Северо-Западного, Юго-Западного и Центрального административных округов "Правила оплаты населением услуг по подаче холодной и горячей воды и водоотведению по показаниям квартирных счетчиков учета воды". МГП "Мосводоканал" предлагается в порядке эксперимента в 1998 году внести изменения в договоры с жилищными организациями указанных выше административных округов, предусматривающие расчеты граждан, имеющих квартирные водосчетчики, непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Тел. (095) 925-8389 (УТЭХ)
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №3'1998
Статьи по теме
- Метод материального стимулирования энергосбережения в коммунальном хозяйстве
Энергосбережение №3'1999 - Энергоэффективные здания – в московское массовое строительство
АВОК №1'1999 - Поиски новых энергосберегающих технологий для реконструкции газопроводов продолжаются
Энергосбережение №5'1998 - Перспективы развития энергоснабжения городов
Энергосбережение №6'2006 - Энергоэффективность в строительстве. Гармонизация отечественной нормативной базы
АВОК №6'2012 - СО2: критерий эффективности вентиляции
АВОК №1'2015 - Оценка теплозащиты эксплуатируемых жилых зданий из газобетонных блоков
Энергосбережение №6'2016 - Вторичное использование сточных вод
Сантехника №5'2020 - Энергоэффективные строительные системы и технологии
АВОК №2'1999 - Тепловая изоляция и энергосбережение
Энергосбережение №2'1999
Подписка на журналы