Перспективы развития энергоснабжения городов
Немного о теплоснабжении. Концепция, которую в части ЖКХ прописало недавно Министерство регионального развития и провело через правительство, очень грамотно разработана, там учтены практически все аспекты, о которых много-много лет только говорили.
Перспективы развития энергоснабжения городов
Зимой 2005–2006 годов в Москве насчитывалось три региона, в которых уже ощутимо сказывалась проблема дефицита электрических мощностей. В этом году, по разным подсчетам, их уже 16–18, по некоторым сведениям даже 28. И хотя на самом деле их не так много, проблема дефицита электромощностей существует и методов борьбы с ней можно назвать немного. Основными являются строительство новой генерации сетей и непривычный для нашей страны метод – энергосбережение. С одной стороны, государство принимает различные программы строительства новых электростанций, существующие электростанции переоснащаются в парогазовые, производятся надстройки блоков, модернизация, привлекаются большие финансовые средства. С другой, – минимальные действия со стороны правительства, направленные на экономию электроэнергии и мощности. Единственное энергосбережение, которое существует, заключается в постепенном росте тарифов на электроэнергию и тепло. При разработке схемы Москвы была выяснена удивительная вещь. Если рассматривать Москву в границах кольцевой автомобильной дороги, рост теплопотребления с 1990 года фактически равен нулю. На этом фоне рост потребления электрической мощности за последний год составляет 8 %, электроэнергии – 4 % и потребления газа – 2 %. Цифры округлены, но тенденция соблюдается по всем крупным городам. Рассматривая Москву в границах кольцевой автомобильной дороги, можно говорить о практически нулевом росте тепла, относительно небольшом повышении потребления природного газа, об удвоенном потреблении электроэнергии и 4-кратном увеличении (по сравнению с топливом) потребления мощности. И если рассматривать энергетическую проблему России целиком, то можно говорить о нехватке электроэнергии, особенно в морозные дни. 1 °С похолодания на улице приводит к росту потребления электрической мощности на 0,6 %, для Москвы это больше 100 МВт.
В Московском регионе значительное увеличение потребления мощности идет на электрообогрев. Если сравнивать дни с практически одинаковой световой длительностью и разной температурой, в подавляющей части разница в потреблении электрической мощности определяется использованием электроэнергии на термические цели. В основном, это прямой электрообогрев воздуха, т. е. отопление. За последние годы продажа аппаратов электрообогрева, начиная с простых масляных радиаторов и кончая мощнейшими устройствами, которые устанавливаются на входах в крупные магазины, выросла на порядок. Существуют странные правила, в которых до сих пор никто не разбирается. Для того чтобы подключить новую электрическую мощность, необходимо в составе документов, которые представляются для получения разрешения на подключение, представить акт на разрешение использования электроэнергии на термические цели. Естественно, когда это разрешение кончается, ни Энергонадзор, заинтересованный в максимальном получении доходов, ни главы местных администраций не выясняют, что происходит с данной палаткой, торговым павильоном или со складом, а использование электроэнергии продолжается много лет. Для примера: разрешение на установку так называемого тонара (небольшого прицепа к автомобилю, в котором продают курицу-гриль, цветы и т. д.) дает ГАИ. Так как это сооружение временное, как и подключение, то и при получении разрешения на использование электроэнергии на термические цели никаких проблем не возникает. И в итоге получается, что суммарно использование электроэнергии на термические цели, для теплоснабжения, в балансе мощности составляет 25 %. Вся проблема нехватки мощности заключается в действиях, которые приводят к тому, что все больше и больше электроэнергии используется на обогрев. Меры борьбы, в общем, известны: повышенный тариф, создание органа, осуществляющего реальный контроль – это стимулирование прямое, а в техническом плане: использование теплоаккумуляторов, устройств, позволяющих производить зарядку ночью. Это выгодно энергетикам, у которых улучшается ситуация с ночным провалом потребления мощности, и потребителям, которые используют более дешевый тариф по сравнению с дневным. Одно из основных решений это, конечно, создание стимулов. Понятно, что Энергосбыт заинтересован в максимальном получении средств. И проблема нехватки мощности решается самым тривиальным образом – прямыми ограничениями, составлением графиков на отключение. А проще графики составить, естественно, для крупных предприятий. И получается, что они за счет своей хозяйственной деятельности, за счет снижения темпов подъема нашей экономики расплачиваются за то, что происходит у мелких потребителей, которые используют электроэнергию на обогрев. Сегодня эта маленькая проблема стала очень значимой для крупных городов, но и решить ее можно в весьма короткие сроки, хотя это и не является прямым энергосбережением.
Далее необходимо сказать о введении высокой платы за подключение к электрическим сетям новых потребителей. В Московской области это 12 тыс. руб., а в Москве – 46 тыс. руб. Оказывается, такой платы более чем достаточно для того, чтобы проводить замещающие энергосберегающие мероприятия и освобождать мощность. Департамент экономической политики г. Москвы очень правильно говорит о том, что не надо никаких бюджетных средств, необходимо запустить правильные финансовые механизмы для того, чтобы решать эти проблемы. С другой стороны, необходимо обратить внимание на строительство новой генерации. Хорошо, что в городах начали задумываться о схемах энергоснабжения. Во многих даже идет работа по их разработке. В Санкт-Петербурге недавно реализовали такие схемы. Все, кто делает сети, каким-то образом откуда-то получают информацию о том, что собираются строить, и в процессе разработки своих схем просто-напросто привязывают свои трубопроводы к тем источникам, которые кто-то уже запланировал. И у нас получается ситуация, как с котельными в советское время, когда каждый трест, который строил свои дома, тут же рядом устанавливал свою котельную. Сейчас то же самое происходит с электростанциями. Застраивается маленький район, подключается к какому-то источнику, а как там что будет работать, никого не волнует. Ведь надо побыстрее построить новые дома и подороже их продать, а все возникшие проблемы должен будет решать город и энергетики. И мы имеем системное снижение надежности плюс чрезвычайно высокие затраты на энергоснабжение. И в итоге вся эта система получается чрезвычайно дорогая как при строительстве, если взять суммарные затраты, в том числе и из бюджетов, так и в эксплуатации, обеспечении работ, которые потом понадобятся для того, чтобы довести системную надежность до нормативного уровня. Сейчас разрабатывается множество нормативных документов правительственного уровня, одна из основных задач которых – введение обязательного требования разработки в городах программ развития генерирующих мощностей, которые бы учитывали все интересы и перевели конкуренцию в строительство новых мощностей.
Одна из основных проблем, если перейти конкретно к теплоснабжению, это массовое появление частных организаций. Уже, наверное, в половине городов муниципальные сети каким-то образом переданы в частные руки. Первое, на что надо обратить внимание, это то, что они переданы практически везде абсолютно бесплатно, если не считать прямой передачи в конвертах. Никто никогда не попытался продать сети. И массово пришлось столкнуться с такой ситуацией, что частная организация в подавляющем большинстве случаев – организация, у которой уставной капитал максимум 1 млн руб., правда, встречаются прецеденты в 10 млн. В том числе это касается организаций, у которых дневной оборот составляет сотни миллионов. Уже довольно много случаев, когда такие организации переставали работать. Возникает вопрос: кому передавать часть тепловой сети или котельную, которые построены этой организацией.
Так как в договорах обычно ничего об этом не говориться, возникает неясность с юридической точки зрения, и организация готова уйти только при условии покупки всех построенных ею сетей. Понятно абсолютно всем, что строительство происходило по тарифу. Даже простая замена тепловой сети, перекладка в пенополиуретан, считается другой трассой, и все расходы на это брала на себя частная организация.
Вторая проблема – это, конечно, снижение системной надежности, т. е. уровня теплоснабжения, которому частные организации не придают должного внимания. К сожалению, на фоне разговоров о том, что частные организации гораздо лучше будут обслуживать город, реальная ситуация, и в том числе прошедшая зима, показывает, что основные проблемы как раз с организациями частными. В том числе речь идет о котельных, принадлежащих заводам, ведомствам, институтам и т. д. Такую ситуацию можно наблюдать как в крупных, так и в мелких городах. Безусловно, частный капитал – это очень хорошо для нашей страны и приятно, что крупнейшие теплоснабжающие компании мира приняли решение работать в России. Это большая работа, обновления, это реальное снижение потерь. И за счет этого создание нормального бизнеса. И вхождение, если это концессия, лет на 15–30, при том что как только срок концессии заканчивается, организация уходит и оставляет все муниципалитету. Абсолютно все, что будет создано. Частный бизнес, действительно, гораздо более эффективен при наличии правильных стимулов. Проблема нашего теплоснабжения в том, что эти стимулы на законодательном уровне не созданы как ограничения, которые должны вводиться правительством, государством для естественных монополий. При отсутствии таких ограничений частник ведет себя так, как, наверное, и должен себя вести: ворует все, что только можно.
Идет массовое объединение муниципальных тепловых сетей и сетей бывших ОАО «Энерго», сейчас ТДК, их филиалов. Пять лет назад подобное объединение проводилось в единственном городе, в Чите, Алаферово. Сейчас таких городов очень много. Практически везде положение улучшилось, но и проблем остается множество.
Немного о теплоснабжении. Концепция, которую в части ЖКХ прописало недавно Министерство регионального развития и провело через правительство, очень грамотно разработана, там учтены практически все аспекты, о которых много-много лет только говорили. Это и ликвидация непосредственного управления многоквартирными домами, значение и юридического лица как покупателя, вопросы сбытов и многое другое. Россия потихоньку приближается ко всему цивилизованному миру и принимает те же самые, нормативные, правовые, правила игры. Главная задача сейчас, в переходный период, не потратить те огромные финансовые средства, которые появились в энергетике, впустую.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №6'2006
Статьи по теме
- Актуализация российского законодательства в области энергосбережения и энергоснабжения
Энергосбережение №4'2016 - Энергетическая реконструкция. Технико-экономический расчет здания, реконструированного в соответствии с требованиями стандарта passivhaus
Энергосбережение №4'2006 - Инженерное оборудование энергетики будущего
Энергосбережение №6'2006 - Энергетика Москвы и проблемы комплексного развития города
Энергосбережение №6'2006 - Энергосбережение в ЖКХ
Энергосбережение №6'2006 - Солнечная энергетика уже давно не экзотика. Теплоснабжение, энергосбережение, возобновляемые источники энергии
Энергосбережение №6'2006 - За оптимальное сочетание автоматизации регулирования подачи и учета тепла
АВОК №4'1998 - Метод материального стимулирования энергосбережения в коммунальном хозяйстве
Энергосбережение №3'1999 - 10 лет: от Информационного бюллетеня к Всероссийскому журналу!
Энергосбережение №10-юбилейн'2005 - Реализация программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в ЖКХ
Энергосбережение №7'2010
Подписка на журналы