Актуализация российского законодательства в области энергосбережения и энергоснабжения
Updating of Russian Energy Conservation and Power Supply Laws
Yu.A. Lipatov, First “Edinaya Rossiya” Floor Deputy Leader, Member of the State Duma Energy Committee
Keywords: legislation, energy conservation, building energy efficiency, energy industry, metering
Residential and utility, construction and industry account for a significant share of the total energy resources consumption. Energy conservation and energy efficiency issues are very important for these sectors of the economy. During the session of 6th State Duma base Federal Laws No. 261-FZ “On energy conservation and improvement of energy efficiency…”, No. 35-FZ “On electrical power industry” and No. 190-FZ “On heat supply” underwent a number of significant modifications.
Существенную роль в общем объеме потребляемых энергоресурсов занимают объекты жилищно-коммунальной сферы, строительного комплекса и промышленности. Вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в этих секторах экономики являются крайне актуальными. В период работы Государственной Думы шестого созыва в базовые федеральные законы № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...», № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и № 190-ФЗ «О теплоснабжении» был внесен ряд существенных изменений.
Актуализация российского законодательства в области энергосбережения и энергоснабжения
Существенную роль в общем объеме потребляемых энергоресурсов занимают объекты жилищно-коммунальной сферы, строительного комплекса и промышленности. Вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в этих секторах экономики являются крайне актуальными. В период работы Государственной Думы шестого созыва в базовые федеральные законы № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...», № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и № 190-ФЗ «О теплоснабжении» был внесен ряд существенных изменений.
первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия», член Комитета Государственной Думы по энергетике |
Повышение энергоэффективности поставлено на системную основу
В сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности после принятия закона № 261-ФЗ был сформирован основной массив нормативной базы, механизмов и моделей финансирования, накоплен положительный и отрицательный опыт реализации проектов практически по всем отраслям и сферам народного хозяйства. Возникли новые рынки энергоэффективных проектов. Работа по повышению энергоэффективности в стране поставлена на системную основу. Энергосбережение как бизнес состоялось.
Появились игроки, в частности энергосервисные компании, и нормальная рыночная мотивация. Эффективно работает Российская ассоциация энергосервисных компаний (РАЭСКО). В обществе укрепилось понимание того, что другого варианта, кроме как повышать энергоэффективность, сегодня нет.
Проблемы при внедрении энергосбережения
Вместе с тем, мы видим ряд проблем в применении закона № 261-ФЗ. Обозначу некоторые из них.
Энергоаудит
Очевидный перекос был допущен при введении обязательных энергетических обследований для государственных и муниципальных учреждений, а также для небольших предприятий, что привело к ситуациям, когда цена проведения энергетического обследования стала превышать затраты на энергоресурсы, потребляемые этими организациями.
В закон № 261-ФЗ были внесены изменения1, согласно которым обязательные энергетические обследования для государственных и муниципальных учреждений, а также для небольших предприятий, были отменены. Сейчас для массовых небольших потребителей переусложненные процедуры энергообследований заменены на упрощенный порядок предоставления деклараций об энергоэффективности.
Энергоэффективность зданий
Есть некоторые недоработки в повышении энергоэффективности зданий. В этом секторе сосредоточен огромный резерв повышения энергоэффективности.
В соответствии с законом № 261-ФЗ и постановлением Правительства РФ 182 определены три этапа повышения требований к энергетической эффективности зданий в Российской Федерации. Первый этап – с момента принятия закона до 31 декабря 2015 года, в течение которого необходимо было повысить энергоэффективность на 15 % по отношению к базовому 2009 году. Второй этап, начавшийся с 1 января 2016 года, предполагает снижение энергопотребления уже до 30 %. Третий этап, предусматривающий снижение энергопотребления на 40 %, начнется с 2021 года.
Наступил второй этап, а в государстве юридические требования к энергетической эффективности зданий не определены, хотя дома принимаются в эксплуатацию, им присваиваются классы энергетической эффективности. Как показывают результаты исследований, большинство зданий, принимаемых в эксплуатацию, пока не соответствуют нормам энергопотребления.
То же самое относится и к капитальному ремонту зданий. Проведение капитальных ремонтов многоквартирных домов должно включать в себя проведение энергоэффективных мероприятий. С учетом роста тарифов на коммунальные услуги это, безусловно, выгодно для граждан, для собственников помещений в многоквартирных домах.
Установка приборов учета
Необходимо обратить внимание, что с момента принятия закона № 261-ФЗ сфера установки квартирных приборов учета все-таки корректируется. Так, установка приборов учета газа в индивидуальных домах и квартирах была отменена3 сначала в случае, если газ не используется для отопления, а потом если потребление газа в таких объектах не превышает 2 м3/ч.
Постоянно откладывается крайний срок установки квартирных приборов учета тепловой энергии. Настало время честно сказать: при существующей в большой части жилого фонда вертикальной разводке теплоснабжения установка индивидуальных приборов учета нереальна. И не надо обманывать друг друга. Пора убирать из закона норму об обязательной установке квартирных приборов учета тепловой энергии или заменять ее выборочной установкой на добровольных началах.
Межведомственная координация
Одна из системных проблем применения закона об энергосбережении – это отсутствие межведомственной координации. Такую координацию поначалу осуществляло Минэнерго России. Инструментом данной координации была государственная программа «Энергосбережение и повышение энергоэффективности на период до 2020 года», утвержденная правительством в декабре 2010 года.
Но после отмены этой программы и утверждения вместо нее государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики» вопросы энергоэффективности в иных сферах экономики, кроме ТЭК, из этой программы исчезли. В результате Минэнерго России практически отказалось от функций межведомственной координации в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Решение вопросов электроэнергетики
В сфере электроэнергетики приоритеты законодательной работы фракции партии «Единая Россия» в Государственной Думе были направлены на обеспечение интересов потребителей, облегчение их доступа к электроэнергетической инфраструктуре, на повышение надежности и эффективности энергоснабжения.
Технологическое присоединение
Так, в частности, был введен льготный порядок технологического присоединения4 объектов малого бизнеса мощностью до 150 кВт и технологического присоединения домашних хозяйств мощностью до 15 кВт.
Больших успехов в упрощении порядка и сокращении сроков технологического присоединения добилась Московская область, где в развитие федерального законодательства в 2014 году был принят региональный закон, в соответствии с которым для строительства и реконструкции электросетевых объектов напряжением до 20 кВ не требуется получать разрешение на строительство. Это позволило существенно упростить процедуры и ускорить удовлетворение заявок потребителей на технологическое присоединение к электрическим сетям.
Ликвидация «последней мили»
Еще одна важная проблема, которую Государственной Думе удалось решить в интересах потребителей электроэнергии, – это ликвидация так называемой «последней мили». Отмена механизма «последней мили» произведена для 63 субъектов Российской Федерации из 86.
В ноябре 2015 года после длительных дискуссий был принят федеральный закон № 307-ФЗ5, которым, в частности в целях борьбы с ростом неплатежей, был установлен повышенный размер пени для управляющих компаний и ТСЖ, организаций ЖКХ и компаний топливно-энергетического комплекса.
Теплоснабжение
С момента принятия Государственной Думой закона № 190-ФЗ прошло пять лет. За это время в развитие закона Правительством РФ принято восемь постановлений и три распоряжения, шесть приказов Минэнерго России и один приказ Минстроя России, касающиеся функционирования тепловой энергетики и сферы теплоснабжения. В сам закон каждый год вносились поправки (всего их принято пятнадцать).
Закон создал основу для определения тарифной политики в теплоснабжении, для разработки схем теплоснабжения в муниципальных образованиях, для развития концессионных механизмов в теплоснабжении и долгосрочных тарифов, для привлечения инвестиций.
Деятельность в теплоснабжении, как ни в одной другой отрасли, полностью регулируется государством, причем в соответствии не только с законодательством о теплоснабжении, но также и с целым рядом нормативных актов в электроэнергетике, ЖКХ, водоснабжении.
Чрезмерная зарегулированность отпугивает инвесторов, а сохраняющееся ежегодное тарифное регулирование не создает стимулов для долгосрочного развития систем теплоснабжения. Концессия внедряется непросто – это довольно тяжелый механизм. Схемы теплоснабжения, принимаемые муниципальными органами, пока недостаточно хорошего уровня проработки. Часто их просто принимают для галочки.
Дорожная карта рынка тепловой энергии
Одним из важнейших документов стало распоряжение Правительства РФ от 2 октября 2014 № 1949-р, которым была утверждена дорожная карта «Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии». Мероприятия дорожной карты направлены на принципиальное изменение подхода к системе отношений между участниками рынка тепловой энергии. В качестве организующего принципа целевой модели рынка тепла предполагается создание условий квазиконкуренции в сфере теплоснабжения, основанной на сопоставлении существующих вариантов теплоснабжения потребителей тепловой энергии с альтернативными способами теплоснабжения и определении предельной цены такого теплоснабжения.
Этот метод предполагает установление в регионе предельной цены на тепловую энергию, рассчитанной по методу альтернативной котельной, а также отмену регулируемых тарифов на тепло, переход на свободное ценообразование в пределах установленной предельной цены альтернативной котельной. Одновременно с либерализацией цен на тепло планируется введение более жестких требований к единым теплоснабжающим организациям по надежности теплоснабжения.
Минэнерго России и правительство подготовили и собираются вносить в Государственную Думу законопроект6 о внедрении новой модели рынка тепла в пяти пилотных регионах и (после обобщения полученного опыта) о дальнейшем распространении этой модели на другие регионы России.
Взаимосвязь рынков теплоты и электроэнергии
Повышение загрузки существующих ТЭЦ и стимулирование развития технологий когенерации являются для нашей страны огромным потенциалом повышения эффективности тепло- и электроснабжения, сдерживания тарифной нагрузки на население. Анализ причин нарастания этих проблем показал: основная беда в том, что рынки теплоты и электроэнергии проектировались раздельно, они не согласуются между собой. Схемы перспективного развития в электроэнергетике и в теплоснабжении также разрабатываются и утверждаются без взаимной координации.
Именно поэтому для решения проблем в теплоснабжении нужно совершенствовать не только закон о теплоснабжении, но и законодательство об электроэнергетике.
Распределенная энергетика
В соответствии с мировой практикой, которая движется в сторону создания сетевого распределенного уклада в энергоснабжении, в сторону создания интеллектуальной и чистой энергетики на основе возобновляемых источников энергии, нужно смелее вводить в законодательство терминологию, регуляторные инструменты для локальных рынков электроэнергии, стимулировать развитие распределенной энергетики.
Сложившаяся ситуация, когда распределенная энергетика развивается в нашей стране потребителями, уходящими от централизованных систем электроснабжения и теплоснабжения на собственные энергоисточники, стихийна и вообще не имеет регуляторных рамок, она не может считаться нормальной. Она приведет к нарастанию неэффективности централизованных систем и снижению их надежности, к росту тарифной нагрузки и в конечном счете невыгодна потребителям.
Задача Государственной Думы следующего созыва – обеспечить законодательные условия для гармонизации развития распределенной энергетики и когенерации с системами централизованного электроснабжения и теплоснабжения.
1 Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 399-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"».
2 Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 года № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений».
3 Согласно федеральным законам № 197-ФЗ от 11 июля 2011 года и № 466-ФЗ от 29 декабря 2014 года.
4 Федеральным законом от 20 апреля 2014 № 83-ФЗ «О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона "Об электроэнергетике"».
5 Федеральный закон от 3 ноября 2015 года № 307-ФЗ «Об укреплении платежной дисциплины».
6 До конца работы Государственной Думы шестого созыва законопроект вряд ли будет рассмотрен. Однако как представитель фракции партии «Единая Россия» могу гарантировать, что сразу после официального внесения законопроекта в Государственную Думу он будет разослан в субъекты Российской Федерации для внимательного изучения. С учетом огромной значимости теплоснабжения для российских регионов мнение регионов при прохождении данного законопроекта будет крайне важным. – Прим. авт.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №4'2016
pdf версияСтатьи по теме
- Инженерное оборудование энергетики будущего
Энергосбережение №6'2006 - Перспективы развития энергоснабжения городов
Энергосбережение №6'2006 - Энергетика Москвы и проблемы комплексного развития города
Энергосбережение №6'2006 - Энергосбережение в ЖКХ
Энергосбережение №6'2006 - Солнечная энергетика уже давно не экзотика. Теплоснабжение, энергосбережение, возобновляемые источники энергии
Энергосбережение №6'2006 - Энергетическая реконструкция. Технико-экономический расчет здания, реконструированного в соответствии с требованиями стандарта passivhaus
Энергосбережение №4'2006 - Энергоэффективные здания – в московское массовое строительство
АВОК №1'1999 - Как правильно выбрать окно?
Энергосбережение №1'1999 - Интеллектуальная система управления процессами формирования микро- климата помещений
АВОК №8'2011 - Экспресс-оценка эффективности энергосберегающих решений
АВОК №8'2014
Подписка на журналы