О новом федеральном законе РФ «О техническом регулировании»
В распоряжении автора оказался новый федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», принятый Государственной Думой 15 декабря 2002 года и одобренный Советом Федерации 18 декабря 2002 года.
Настоящий федеральный закон состоит из 10 глав и 48 статей и определяет права и обязанности участников регулируемых настоящим законом отношений, возникающих при
О новом федеральном законе РФ «О техническом регулировании»
В распоряжении автора оказался новый федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», принятый Государственной Думой 15 декабря 2002 года и одобренный Советом Федерации 18 декабря 2002 года.
Настоящий федеральный закон состоит из 10 глав и 48 статей и определяет права и обязанности участников регулируемых настоящим законом отношений, возникающих при:
- разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
- разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
- оценке соответствия (гл. 1, п. 1, ст. 1).
Отношения, связанные с обеспечением целостности единой сети связи Российской Федерации и с использованием радиочастотного спектра, соответственно, устанавливаются и регулируются законодательством Российской Федерации в области связи, равно как и требования к функционированию единой сети связи Российской Федерации и к продукции, связанные с обеспечением целостности, устойчивости функционирования указанной сети связи и ее безопасности (гл. 1, п. 2, ст. 1). Действие настоящего федерального закона не распространяется на государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг.
Для устранения разночтений в статье 2 даны основные понятия, термины и определения, которые используются в настоящем законе.
Особенности технического регулирования в соответствии с настоящим законом даны в ст. 3–5. Отдельно оговариваются особые условия в соответствии с регламентом особенности технического регулирования в отношении оборонной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну.
В главе 2 закона дается содержание и требования к техническому регламенту (далее ТР), определяются виды технических регламентов, указывается круг вопросов по их применению и дается порядок их разработки, изменения и отмены. В частности, в п. 8 статьи 7 впервые разрешается использовать полностью или частично международные стандарты в качестве основы для разработки проектов технических регламентов. Особо акцентируются требования к ТР в вопросах, связанных с содержанием требований к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска.
К общим ТР отнесены регламенты, применяемые по вопросам:
- безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;
- безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий;
- пожарной безопасности;
- биологической безопасности;
- электромагнитной совместимости;
- экологической безопасности;
- ядерной и радиационной безопасности.
Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.
Много вопросов в настоящем федеральном законе уделено стандартизации. Впервые за основу национального стандарта допускается применение международных стандартов за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо если Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения. В качестве разработчика новых национальных стандартов теперь может выступать любое лицо, как юридическое, так и физическое. Отныне к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:
- национальные стандарты (добровольное применение);
- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
- применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (обязательны к применению);
- стандарты организаций (применяются равным образом и в равной мере – п. 2 ст. 17).
В ст. 16 даны правила разработки и утверждения стандартов, подлежащих к применению на территории РФ.
Вопросы сертификации, как добровольной, так и обязательной, отражены в главе 4 «Подтверждение соответствия». Соответствие подтверждается в целях удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров; содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг; повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках; создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли. Основным принципом подтверждения соответствия является доступность информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам (ст. 19).
Глава 5 устанавливает порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).
В главе 6 определяются цели и задачи органов государственного контроля за соблюдением требований ТР. В ней определяются объекты госконтроля, их права, полномочия, обязанности; порядок отзыва продукции (работ, услуг) в случае нанесения ими вреда потребителям или по предотвращению таковых (ст. 36–42).
Главным же требованием к информации по документам в области стандартизации в соответствии с настоящим законом должна стать их всеобщая доступность. Доступность должна осуществляться посредством официального опубликования. Порядок опубликования должен определяться правительством РФ (гл. 8, ст. 43).
Со дня вступления в силу настоящего федерального закона признаны утратившими силу:
- закон Российской Федерации от 10 июня 1993 года № 5151-I «О сертификации продукции и услуг» (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 26, ст. 966);
- постановление Верховного Совета Российской Федерации от 10 июня 1993 года № 5153-I «О введении в действие закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг»» (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 26, ст. 967);
- закон Российской Федерации от 10 июня 1993 года № 5154-I «О стандартизации» (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 25, ст. 917);
- постановление Верховного Совета Российской Федерации от 10 июня 1993 года № 5156-I «О введении в действие закона Российской Федерации «О стандартизации»» (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 25, ст. 918);
- пункты 12 и 13 статьи 1 федерального закона от 27 декабря 1995 года № 211-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О пожарной безопасности»» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 1, ст. 4);
- пункт 2 статьи 1 федерального закона от 2 марта 1998 года № 30-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О рекламе»» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 10, ст. 1143);
- федеральный закон от 31 июля 1998 года № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг»» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3832);
- статью 2 федерального закона от 10 июля 2002 года № 87-ФЗ «О внесении изменения в статью 6 федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и дополнения в статью 2 закона Российской Федерации «О стандартизации»» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст. 2791);
- статьи 13 и 14 федерального закона от 25 июля 2002 года № 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3033).
Нормативные документы
О поквартирных системах теплоснабжения жилых зданий
Письмо Госстроя РФ № ЛБ–725/9 от 11.02.03 г.
В целях нормативного обеспечения проектирования и строительства многоэтажных жилых домов с поквартирными системами теплоснабжения постановлением от 22.10.02 г. № 137 Госстроя России утверждено изменение № 3 СНиП 2.04.05-91 «Отопление, вентиляция и кондиционирование».
Ранее Госстроем России по этому вопросу направлено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации письмо от 29.12.01 г. № ЛБ-7115/12.
В связи с поступающими вопросами Госстрой России дополнительно разъясняет, что указанными документами разрешено устройство поквартирных систем теплоснабжения с индивидуальными теплогенераторами на природном газе с закрытой камерой сгорания в жилых зданиях независимо от их этажности, когда их применение является обоснованным и целесообразным.
Дополнительных разрешений Госстроя России получать не требуется.
Условия, соблюдения которых необходимо при устройстве систем поквартирного теплоснабжения, кратко приведены в письме Госстроя России от 29.12.01 г. № ЛБ-7115/12. Изменение № 3 СНиП 2.04.05-91 конкретизирует и дополняет эти условия в виде нормативных требований, которые должны соблюдаться при устройстве этих систем. Это изменение не противоречит письму от 29.12.01 г. № ЛБ-7115/12 и не отменяет его действие.
В письме от 29.12.01 г. № ЛБ-7115/12, кроме указанных условий, установлены положения по применению отдельных требований действующих нормативных документов, которые сохраняют свое действие. В частности, как указано в этом письме, на устройство поквартирных систем теплоснабжения с индивидуальными теплогенераторами с закрытой камерой сгорания не распространяются:
- ограничения по этажности жилых зданий, в которых применяются эти системы (п. 3.10 СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания» и второй абзац пункта 6.34 СНиП 2.04.08-87 «Газоснабжение»);
- требования к размерам помещений и дымоходам, установленные ранее в строительных нормах и правилах для других типов теплогенераторов (пункты 6.36, 6.41, 6.42 и 6.43 СНиП 2.04.08-87 и раздел «Печное отопление» СНиП 2.04.05-91 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»).
Соответствующие изменения в СНиП 2.08.01-89 будут внесены при его пересмотре (намечается не позднее 2-го квартала 2003 года). Взамен СНиП 2.04.08-87 вводится в действие с 1 июля 2003 года новый СНиП 42-01-2002 г. Дополнительных изменений в СНиП 2.04.05-91 вносить не требуется.
Учитывая недостаточный опыт применения указанных систем на территории Российской Федерации, Госстрой России намечает в первом квартале с. г. принять свод правил (СП) по проектированию этих систем и их устройству в жилых домах.
Статья опубликована в журнале “АВОК” за №2'2003
Статьи по теме
Подписка на журналы