Проблемы и задачи по энергосбережению в Москве
Москва является крупнейшим потребителем топливно-энергетических ресурсов в России. Объем внутреннего потребления городом топливно-энергетических ресурсов составляет более 27,5 млрд. кВт•ч электроэнергии, более 83,7 млн. Гкал тепловой энергии, свыше 25,8 млрд. м3 природного газа, свыше 2 млрд. м3 воды.
Проблемы и задачи по энергосбережению в Москве
Москва является крупнейшим потребителем топливно-энергетических ресурсов в России. Объем внутреннего потребления городом топливно-энергетических ресурсов составляет более 27,5 млрд. кВт•ч электроэнергии, более 83,7 млн. Гкал тепловой энергии, свыше 25,8 млрд. м3 природного газа, свыше 2 млрд. м3 воды.
Электротеплоснабжение города обеспечивается 14 ТЭЦ ОАО «Мосэнерго», 67 тепловыми станциями и более 100 мелкими отопительными котельными ГУП «Мостеплоэнерго», а также другими источниками.
Все ТЭЦ вырабатывают тепло в комбинированном цикле, а это около 75 % всего вырабатываемого тепла. В структуре теплового баланса города ТЭЦ районные и квартальные тепловые станции обеспечивают около 96 % тепловой потребности и, соответственно, децентрализованные источники тепла – около 4 %.
Основным видом топлива, сжигаемого на энергетических объектах, является газ, его доля в общем балансе составляет около 97 %.
Эффективная работа городской энергосистемы, предусматривающей как надежное и бесперебойное тепло-, электроснабжение уже существующих потребителей, так и присоединение дополнительных городских нагрузок, не может быть осуществлена без ввода новых генерирующих мощностей.
В условиях неизбежного увеличения потребления энергии важная роль отводится снижению показателей энергоемкости городского хозяйства на основе внедрения энергосберегающих и энергоэффективных технологий.
У города имеется большой опыт проведения политики энергосбережения, позволяющий говорить о комплексном подходе со стороны органов власти города к данной задаче. С начала 1990-х годов Правительством Москвы регулярно принимаются решения по данному вопросу. Постановлением Правительства Москвы от 10.02.2004 года № 72-ПП определено, что формирование единой государственной политики по энергосбережению осуществляет Департамент топливно-энергетического хозяйства г. Москвы.
За последние годы Правительством Москвы были приняты три основополагающих постановления по энергосбережению в г. Москве:
- О Городской программе по энергосбережению на 2001–2003 годы в г. Москве (№ 912-ПП от 9.10.2001 года).
- О Концепции внедрения энергоэффективных технологий в городское хозяйство (№ 999-ПП от 2.12.2003 года).
- О Городской целевой программе по энергосбережению на 2004–2008 годы и на перспективу до 2010 года (№ 672-ПП от 28.09.2004 года).
Программа на 2001–2003 годы позволила наметить конкретные мероприятия до 2004 года, скоординировать работу и установить контроль за ее выполнением. Данная Программа сыграла значительную роль в обеспечении комплексного подхода к энергосбережению в городе, позволив установить перспективные направления и определив требования по экономии энергоресурсов во всех отраслях городского хозяйства. Проведенный анализ выполнения Программы по энергосбережению на 2001–2003 годы показал, что мероприятия выполнялись в основном в соответствии с утвержденным планом. Экономический эффект от энергосберегающих мероприятий по отраслям городского хозяйства в целом достиг ожидаемого эффекта и составил 836,87 тыс. т. у. т. (или 620 млн. руб.) при запланированном показателе 812,2 тыс. т. у. т, а его доли по отраслям распределились следующим образом (рис. 1):
- топливно-энергетический комплекс – 37,5 %;
- жилищно-коммунальное хозяйство – 17,1 %;
- промышленность – 22,3 %;
- строительный комплекс – 20,3 %;
- социальная сфера – 2,1 %;
- транспорт – 0,7 %.
Рисунок 1. Экономический эффект от энергосберегающих мероприятий по отраслям городского хозяйства |
Основными мероприятиями, позволившими достичь снижения потребления энергии, являлись: внедрение регулируемого электропривода, автоматизация и диспетчеризация центральных тепловых пунктов, замена ртутных ламп уличного освещения на энергоэкономичные натриевые, применение трубопроводов тепловых сетей в пенополиуретановой изоляции, модернизация котлов ПТВМ на тепловых станциях, внедрение в производство и строительство жилых домов ограждающих конструкций с высокими теплозащитными характеристиками. Только модернизация котлов ПТВМ-50 и ПТВМ-100 на тепловых станциях ГУП «Мостеплоэнерго» и внедрение контроллеров для автоматизации и диспетчеризации ЦТП позволили достичь экономии в 525 тыс. Гкал, или 160 млн. руб. К сожалению, из-за отсутствия финансирования не был реализован проект комплексного освещения улиц и зданий с использованием энергоэффективных источников освещения в районе «Сокол», а также не в полном объеме выполнены мероприятия по внедрению приборов учета в учреждениях Комплекса социальной сферы.
Несмотря на проведенные в период 2001–2003 годы эффективные энергосберегающие мероприятия, неиспользованный потенциал энергосбережения в Москве значителен. На начало 2004 года он оценивается в размере 10,9–11,0 млн. т. у. т. в год и его структура следующая (рис. 2):
- жилищно-коммунальное хозяйство – 31 %;
- промышленность – 22 %;
- топливно-энергетический комплекс – 22 %;
- социальная сфера – 7 %;
- строительный комплекс – 3 %;
- городской транспорт – 3 %;
- прочие потребители – 10 %.
Рисунок 2. Потенциал энергосбережения в Москве (на начало 2004 года) |
Использование указанного потенциала энергосбережения на период до 2010 года будет осуществляться за счет Концепции внедрения новых энергоэффективных технологий и Программы энергосбережения на период 2004–2010 годы.
К основным направлениям проведения научно-технической политики реализации Концепции относятся:
1. Модернизация действующих тепловых станций, котельных, тепловых пунктов, трансформаторных подстанций с увеличением их мощности и установкой высокопроизводительного оборудования, автоматизированных систем управления технологическими процессами.
2. Модернизация систем теплоснабжения на основе использования технологий бесканальной прокладки сетей в пенополиуретановой изоляции, а также трубопроводов из полимерных материалов, обеспечивающих долговременную надежность теплоснабжения.
3. Использование газотурбинных установок на действующих и строящихся районных тепловых станциях для выработки тепловой и электрической энергии.
4. Модернизация систем внутреннего и наружного освещения на основе использования энергоэкономичных источников света и осветительного оборудования.
5. Сбалансированное и обоснованное расширение использования автономных источников теплоэлектроснабжения.
6. Использование нетрадиционных источников энергии (тепловые насосы, выработка электроэнергии при редуцировании природного газа, использование беспламенного окисления топлива с применением катализатора и др.).
7. Внедрение автоматизированных систем учета и регулирования потребления энергоресурсов и контроля эффективности их производства, передачи и потребления.
Целью Программы энергосбережения на 2004–2010 годы является повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Москве и создание на этой основе условий для устойчивого обеспечения населения и экономики города энергоносителями в условиях прогнозируемого роста валового регионального продукта, перевода экономики города на энергосберегающий путь развития, уменьшения негативного воздействия энергетического хозяйства города на окружающую среду и сдерживание роста платежей городского бюджета и населения за энергоресурсы.
Достижение поставленной цели базируется на освоении имеющегося потенциала энергосбережения за счет реализации подпрограмм энергоэффективности в промышленности, ТЭК, ЖКХ, социальной сфере, строительстве и в городском транспорте, решения задач по завершению к 2006 году оснащения жилых зданий и объектов социальной сферы приборами учета тепловой энергии и воды, внедрения в сфере ЖКХ системы расчетов за использованные энергоресурсы и воду по показаниям квартирных приборов учета.
Система мер по достижению целей и показателей программы сгруппирована в два блока мероприятий, охватывающих все основные сферы жизнедеятельности города и обеспечивающих комплексный подход к повышению энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере как по городу в целом, так и на уровне административных округов.
Первый блок представляет ключевые направления энергосбережения, имеющие межотраслевой характер:
- организационно-экономические мероприятия;
- государственное регулирование энергопотребления;
- энергетические обследования предприятий и организаций.
Второй блок включает комплекс энергосберегающих мероприятий, сгруппированных в семь структурированных по основным показателям подпрограмм:
- «Энергоэффективность в промышленности»;
- «Энергоэффективность в топливно-энергетическом комплексе»;
- «Энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве»;
- «Энергоэффективность в социальной сфере»;
- «Энергоэффективность в строительном комплексе»;
- «Энергоэффективность в городском транспорте»;
- «Основные направления повышения энергоэффективности в административных округах г. Москвы».
Сокращение потребности в топливе и энергии предусматривается обеспечить в основном за счет технологического энергосбережения на основе модернизации производственной базы и, прежде всего, замены устаревшего энергетического оборудования, и внедрения прогрессивной энергоэффективной техники и технологий в энергоемких отраслях.
В процессе реализации программы в первую очередь предусматривается решение следующих задач:
- технологическое переоснащение производственной базы экономики города и обеспечение на этой основе снижения энергоемкости валового регионального продукта в период 2004–2010 годов на 40 %, обеспечив на этой основе третью часть ожидаемого прироста потребности в энергоресурсах;
- формирование структуры управления процессом энергосбережения в городе, развивая ее не только по отраслевому признаку, но и по территориальному, как на уровне административных округов, так и муниципальных районов;
- усиление инновационного направления работ и развитие механизма привлечения инвестиций для реализации программы, повышения эффективности использования сооружаемых и реконструируемых РТС за счет установки ГТУ, развития энергетического потенциала Москвы на базе мини-ТЭЦ, энергетических объектов с использованием биотехнологий, на основе редуцирования газа и других;
- сокращение сверхнормативных потерь энергоресурсов при производстве и транспортировке ТЭР, включая потери
в электрических сетях, в 2004–2007 годах на 50 % и доведение их до уровня нормативных значений в 2010 году;
- оснащение до 2006 года потребителей бюджетной сферы и ЖКХ приборами учета расхода тепловой энергии и холодной воды;
- внедрение современного электроосветительного оборудования, обеспечивающего экономию электрической энергии на 60–80 %;
- развитие осуществляемых в городе мероприятий по проведению энергетических обследований производителей и потребителей энергетических ресурсов с паспортизацией энергоэффективности;
- развитие финансово-экономических механизмов и нормативно-правового обеспечения энергоэффективности.
Осуществление предусмотренного Программой комплекса мероприятий по повышению эффективности использования энергетических ресурсов в ТЭК, промышленности, ЖКХ, социальной сфере, строительстве и на транспорте обеспечит в период 2004–2010 годов сокращение потребности экономики города в топливе и энергии на 17,0 % от объема потребления в базовом 2003 году (26 020 т. у. т.) и освоение имеющегося потенциала экономии ТЭР за счет технологического энергосбережения в объеме 43–45 %.
В результате выполнения мероприятий программы уменьшение потребности в энергоресурсах по сравнению с 2003 годом по отраслям составит (рис. 3):
- промышленность – 18,8 %;
- ТЭК – 19,1 %;
- ЖКХ – 16,5 %;
- cоциальная сфера – 17,1 %;
- cтроительный комплекс – 18,7 %;
- городской транспорт – 5,8 %.
Рисунок 3. Уменьшение потребности в энергоресурсах (по сравнению с 2003 годом по отраслям) |
Достижение указанных уровней снижения энергопотребления позволит получить в период 2004–2010 годов суммарную экономию ТЭР в объеме 16,2–16,3 млн. т. топлива и энергии в условном исчислении, а реализация потенциала энергосбережения к концу срока реализации Программы составит 4,4 млн. т. у. т. в год.
Одновременно будут сокращены вредные выбросы в атмосферу на 27 717 т (с учетом двуокиси углерода).
Общие затраты оцениваются в 24,9 млрд. руб., 92 % которых составляют капитальные вложения в реализацию потенциала энергосбережения, оснащение потребителей системами учета и регулирования расхода энергоресурсов. Экономический эффект от получаемой суммарной экономии ТЭР оценивается как результат сопоставления указанной величины затрат со стоимостью сэкономленных энергоресурсов, которая характеризуется величиной в 43,9 млрд. руб. и превышает величину затрат в 1,8 раза.
В Москве функционирует свыше 2 000 организаций, подведомственных федеральным органам власти. В области энергосбережения с этими организациями необходимо работать в рамках реализации Федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика».
При соблюдении темпов энергосбережения, установленных в Городской программе по энергосбережению на 2004–2010 годы, суммарная экономия топливно-энергетических ресурсов, полученная за счет выполнения мероприятий в организациях федеральной бюджетной сферы, составит 2–2,5 % от общей экономии по программе.
Департаменту топливно-энергетического хозяйства г. Москвы как госзаказчику Городской программы по энергосбережению на 2004–2010 годы предстоит более тесное сотрудничество с Минпромэнерго России по вопросам организационного и финансового обеспечения программных мероприятий объектов федеральной бюджетной сферы, расположенных на территории Москвы.
Городская программа по энергосбережению на 2004–2010 годы учитывает многолетний опыт всех городских структур, заинтересованных в проведении технической политики повышения эффективности энергосбережения города. Департамент топливно-энергетического хозяйства г. Москвы будет осуществлять управление и контроль за ее реализацией, нести ответственность за выполнение в установленные сроки ее мероприятий и целевое использование выделенных на ее реализацию средств.
Выполнение за период 2004–2010 годов мероприятий программы позволит во многом решить сложнейшую задачу превращения Москвы в энергоэффективный и экологически чистый город.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №6'2004
Подписка на журналы