Совершенствование системы учета водопотребления и расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в Москве
В текущем году начался новый этап в проведении жилищно-коммунальной реформы в нашем городе – переход на расчеты с населением за фактическое потребление холодной и горячей воды исходя из показаний приборов учета.
Совершенствование системы учета водопотребления и расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в Москве
В текущем году начался новый этап в проведении жилищно-коммунальной реформы в нашем городе – переход на расчеты с населением за фактическое потребление холодной и горячей воды исходя из показаний приборов учета.
С этой целью 10 февраля 2004 года было принято постановление Правительства Москвы № 77-ПП «О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы г. Москвы».
Основными недостатками сложившейся в Москве системы учета водопотребления являлись:
1) отсутствие товара «горячая вода»;
2) отсутствие расчетов за потребляемую холодную, горячую воду и тепловую энергию по показаниям общедомовых приборов учета;
3) отсутствие нормативной базы для осуществления расчетов по установленным квартирным приборам учета воды.
Что нового дает постановление
Данное постановление направлено на стимулирование экономии энергоресурсов населением, организациями социальной сферы и другими потребителями. Оно регламентирует переход на расчеты с населением от нормативной ставки к фактическому водопотреблению и содержит следующие основные положения по совершенствованию системы учета водопотребления:
1. К 1 сентября 2005 года во всех жилых зданиях города должны быть установлены общедомовые приборы учета холодной и горячей воды и тепловой энергии. Общедомовые приборы учета воды – приборы учета, установленные на вводах систем горячего и холодного водоснабжения в жилое здание.
Принято решение: в существующем жилищном фонде общедомовые приборы учета холодной и горячей воды устанавливать за счет средств, предусмотренных городским бюджетом на эти цели, средств целевых бюджетных фондов развития территории, ресурсоснабжающих предприятий и привлеченных средств.
В строящихся жилых зданиях общедомовые и квартирные приборы учета холодной и горячей воды устанавливаются за счет средств, предусмотренных проектно-сметной документацией.
2. В состав услуг, оказываемых потребителям, введена «горячая вода».
Установлено, что производителями и поставщиками горячей воды в Москве являются теплоснабжающие предприятия. Они закупают у Мосводоканала воду, подогревают ее и доводят до дома. Теплоснабжающие организации несут всю ответственность за параметры подачи и качество горячей воды.
Утвержден временный (до утверждения в установленном порядке) норматив потерь воды на сетях горячего водоснабжения в размере 1 % от показаний приборов учета воды, установленных в ЦТП перед бойлером.
3. Меняется система учета энергоресурсов (рис. 1) и порядок взаиморасчетов за услуги холодного, горячего водоснабжения и водоотведения.
Теплоснабжающие организации должны рассчитываться с Мосводоканалом за отпуск воды для нужд горячего водоснабжения по показаниям приборов учета воды, установленных перед водонагревателями в ЦТП.
Рисунок 1. Новая схема ресурсоснабжения жилых домов |
Жилищные организации должны рассчитываться:
- с Мосводоканалом за отпуск холодной воды по показаниям общедомовых приборов учета холодной воды и за сброс сточных вод по сумме показаний приборов учета холодной и горячей воды;
- с теплоснабжающими организациями за отпуск горячей воды по показаниям общедомовых приборов учета горячей воды.
Жители, не имеющие квартирных водосчетчиков и проживающие в домах, где пока отсутствуют общедомовые приборы учета холодной и горячей воды, рассчитываются с жилищными организациями по ставкам услуг холодного, горячего водоснабжения и водоотведения.
Рисунок 2а. (подробнее) Квартирные приборы учета отсутствуют |
Жители, проживающие в домах с установленными общедомовыми приборами учета, должны рассчитываться за услуги холодного, горячего водоснабжения и водоотведения с жилищными организациями по следующим схемам:
1. Применяется при отсутствии квартирных водосчетчиков (рис. 2а). При этом объем воды, определенный по показаниям общедомовых приборов учета воды (за вычетом объема воды на общедомовые нужды и используемого субабонентами), распределяется между квартирами пропорционально количеству их жильцов.
Для справки: расход воды на общедомовые нужды оплачивается жильцами при оплате технического обслуживания.
2. Применяется при наличии приборов учета воды в части квартир (рис. 2б). При этом объем воды, определенный по показаниям общедомовых приборов учета воды (за вычетом объема воды на общедомовые нужды, используемого субабонентами и объема воды, определенного по квартирным приборам учета), распределяется между квартирами, не имеющими приборов учета воды, пропорционально количеству жильцов этих квартир.
3. Применяется при наличии приборов учета воды во всех квартирах (рис. 2в). При этом жители оплачивают объем воды, определенный по квартирным приборам учета воды. Кроме этого между жителями и субабонентами распределяться дополнительный объем воды, который может возникнуть, в случае если объем воды, определенный по общедомовому прибору учета воды, больше, чем суммарным объем водопотребления, определенный по приборам учета, установленным у субабонентов, в квартирах жильцов, а также на водоразборных кранах для использования воды на общедомовые нужды (мытье лифтов, лестничных клеток, мусоросборников и т. д.). Этот дополнительный объем (в размере не более 5 % от объема воды, определяемого по общедомовым приборам учета) распределяется между потребителями пропорционально их объему водопотребления. В том случае, если возникшая разница превышает 5 %, то между потребителями распределяется лишь дополнительный объем в размере 5 %, а остаток оплачивается за счет собственных средств организации, управляющей жилищным фондом.
Рисунок 3. Опрос общественного мнения об отношении к установке квартирных |
Опрос жителей Москвы, проведенный в 2002 году Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), показал, что 38 % опрошенных респондентов положительно относятся к установке квартирных водосчетчиков, 45 % – отрицательно, 17 % – затруднились ответить на вопрос (рис. 3). В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10.02.2004 года № 77-ПП квартирные приборы учета в существующем жилищном фонде будут устанавливаться за счет собственных средств жителей. При желании установить квартирные приборы учета жители должны обратиться, прежде всего, в организацию, управляющую жилищным фондом. Порядок оплаты расходов, связанных с приобретением, установкой, обслуживанием и ремонтом квартирных проборов учета расхода холодной и горячей воды, установленных в жилых и нежилых помещениях, определяется договором между нанимателем, арендатором, собственником этого помещения и специализированной организацией, производящей работы, оказывающей названные услуги.
Ввод прибора учета воды в эксплуатацию оформляется трехсторонним актом, подписанным представителями жилищной организации, специализированной организации и жителем.
Для координации действий по реализации постановления Правительства Москвы от 10.02.2004 года № 77-ПП распоряжением первого заместителя мэра в Правительстве Москвы П. Н. Аксенова 12 апреля 2003 года была создана рабочая группа, заседания которой проводятся еженедельно.
Что уже удалось сделать
Проведена полная инвентаризация всех приборов учета, установленных в жилищном фонде и на объектах социальной сферы.
Всеми префектурами разработаны и согласованы с ресурсоснабжающими организациями Программы установки приборов учета холодной, горячей воды и тепловой энергии. Этими программами предусматривается комплексный подход к проектированию и установке этих приборов.
Это означает, во-первых, что в здании должны устанавливаться одновременно приборы учета холодной, горячей воды и тепловой энергии. Во-вторых, что приборы учета должны устанавливаться в первую очередь во всех зданиях, снабжающихся водой и тепловой энергией от одного ЦТП, и только после этого в зданиях, снабжающихся этими ресурсами от другого ЦТП, т. е. по кустовому принципу. Только комплексный подход позволяет обеспечить на практике расчеты за воду и тепловую энергию по счетчикам, исключая нерациональное расходование денежных средств на установку приборов учета, которые затем длительное время остаются невостребованными из-за отсутствия полного учета в микрорайоне.
Лидером по количеству смонтированных узлов учета является префектура Южного административного округа. Здесь установлено 1 059 узлов учета, что составляет 51 % от запланированного количества. Это второй результат после Северо-Западного административного округа. Префектура Северо-Западного административного округа выполнила программу установки узлов учета наиболее полно – на 77 %, но этой префектурой был принят самый маленький план на 2004 год – 228 узлов учета.
По всем показателям отстает Западный административный округ. Здесь установлено всего 91 узел учета, что составляет 5 % от всего количества, запланированного на этот год.
Для осуществления контроля за потребляемыми ресурсами и возможности своевременных начислений жителям за услуги холодного, горячего водоснабжения и отопления через единые информационно-расчетные центры (ЕИРЦ) было принято решение о необходимости передачи информации со всех устанавливаемых приборов учета с помощью автоматизированной системы в объединенные диспетчерские пункты (ОДС).
На практике автоматизированные системы сбора информации уже действовали в некоторых районах Москвы (ДЕЗ «Измайлово», ДЕЗ «Преображенское» и др. районы). Однако в городе отсутствовала единая концепция использования автоматизированной системы учета потребления энергоресурсов и передачи информации.
Рабочей группой была проведена оценка работы имеющихся систем автоматизированного учета потребления энергоресурсов по следующим пяти параметрам: надежность, ремонтопригодность, перспектива развития, стоимость эксплуатации, совместимость с программным обеспечением ЕИРЦ.
В настоящее время разработаны и находятся на согласовании Общие требования к автоматизированной системе учета потребления энергоресурсов и перечень параметров энергоресурсов, выводимых на мониторы, установленные в ОДС и ЕИРЦ.
Проектированием узлов учета занимается в основном ГУП «МосжилНИИпроект». Проекты, выполненные другими организациями, проходят в обязательном порядке экспертизу в этом институте, на которую принимаются только работы, выполненные в комплексе с обязательным проектированием линий связи.
При проектировании и установке узлов учета возникают трудности при отсутствии в жилых зданиях подвальных помещений. Для решения этой проблемы ГУП «Мосжилниипроект» были разработаны типовые варианты установки узлов учета в зданиях.
Основные трудности с установкой приборов учета возникают при транзитной системе ресурсоснабжения жилых зданий. Мосводоканалом при установке приборов учета холодной воды было проложено 155 км байпасов, что привило к дополнительным финансовым затратам. Рабочей группой разрабатываются схемы установки приборов учета, не требующих прокладки байпасов.
Для отработки методик, связанных с проектированием и монтажом узлов комплексного учета энергоресурсов и автоматизированных систем передачи информации в каждом административном округе, выбраны пилотные ДЕЗ.
Хочется отметить хорошую организацию работы префектуры Восточного административного округа в пилотном ДЕЗ «Восточное Измайлово». Для отработки всех вопросов здесь выбраны два объекта:
- ввод 18587 ул. Нижняя Первомайская, д. 45;
- ввод 27224 ул. Нижняя Первомайская, д. 25.
От этих вводов осуществляется водоснабжение жилых строений и строений социальной сферы. У всех отдельно стоящих потребителей организован учет холодной, горячей воды и тепловой энергии. Принцип построения автоматизированной системы следующий: информация от счетчиков холодной воды и первичных преобразователей горячей воды и тепла поступает на тепловычислитель КМ-5, установленный в том же помещении; затем с помощью линий связи, проложенных в металлорукове (в пределах подвального помещения), производится подключение к лифтовым линиям связи, по которым сигнал передается на сервер ОДС, принадлежащий дирекции; из ОДС показания приборов учета по оптоволоконной связи передаются на ЕИРЦ.
Система автоматизированного учета энергоресурсов сертифицирована и внесена в Госреестр средств измерений за № 27567-04. Проведена ее первичная поверка.
С помощью автоматизированной системы возможно осуществлять контроль параметров расхода холодной и горячей воды и тепловой энергии, давления и температуры и принимать оперативные действия для устранения непроизводительных расходов воды и тепла.
Правильный подход к организации учета воды принят в Северном административном округе (ДЕЗ «Сокол»).
Работы проводятся МГУП «Мосводоканал», ТБН «Энергосервис», «РАСКО-Ресурс». Финансирование работ осуществляется за счет МГП «Мосводоканал» и префектуры округа. Монтаж приборов учета холодной, горячей воды и тепловой энергии осуществляется во всех строениях на территории ДЕЗ с соблюдением кустового принципа. В качестве системы учета принята разработка ТБН «Энергосервис». В настоящее время ведется подключение приборов учета, установленных в жилых строениях, к двум ОДС и монтаж приборов учета на объектах социальной сферы.
Следует отметить, что работы, проводимые в пилотных ДЕЗ других административных округов, выполняются с некоторыми нарушениями, основные из которых:
- не соблюдается кустовой принцип при проектировании и монтаже приборов учета (СВАО, ЮАО, ЮЗАО). Выполнение этого принципа осложнено тем, что здания ТСЖ, ЖСК социально-бытового назначения, расположенные в одном микрорайоне с жилыми зданиями и снабжающиеся водой от ЦТП, не спешат устанавливать приборы учета воды;
- устанавливаются индукционные приборы учета для определения холодной воды, что является нарушением решения научно-технического совета Департамента жилищно-коммунального хозяйства (ЮАО);
- не проведена первичная поверка автоматизированной системы (САО, СВАО, ДЕЗ «Вешняки» ВАО);
- не подключены к автоматизированной системе приборы учета, установленные в ЦТП (ЮЗАО, СВАО, САО, ЮАО).
Ранее общедомовые приборы учета, установленные ресурсоснабжающими организациями, находились на их балансе. На совещании у первого заместителя мэра Москвы П. Н. Аксенова было принято решение о передачи общедомовых приборов учета воды и тепловой энергии, установленных в жилых зданиях, на баланс организаций, управляющих жилищным фондом. Разработаны и утверждены в установленном порядке Регламенты технического обслуживания и ремонта общедомовых и квартирных приборов учета потребления воды и тепловой энергии.
В префектурах административных округов прошли конкурсные отборы организаций на право установки общедомовых приборов учета воды и тепловой энергии, а также на выполнение работ по их обслуживанию.
Всего в городе (без учета частного сектора) насчитывается 32,7 тыс. жилых строений, подключенных к системе централизованного водоснабжения. Из них более половины, около 20 тыс., уже оснащены приборами учета холодной воды. До сентября 2005 года планируется оснастить приборами учета холодной воды еще около 13 тыс. зданий. Задача непростая, но выполнимая.
Узлами учета горячей воды и тепловой энергии оснащено немногим более 4 тыс. жилых зданий, поэтому префектуры административных округов за свои средства в первую очередь устанавливают именно эти приборы учета. Всего в 2004 году планируется оснастить узлами учета около 13 тыс. жилых зданий и 835 объектов социально-бытового назначения. В 2005 году останется оснастить еще немногим более 11 тыс. зданий.
Постановление Правительства Москвы коренным образом меняет систему учета потребления энергоресурсов и порядок расчетов за услуги водоснабжения и водоотведения, поэтому его реализация потребовала разработки целого ряда нормативно-правовых документов, регулирующих взаимоотношение между ресурсоснабжающими и жилищными организациями, а также между жилищными организациями и жителями. Проведена большая работа по подготовке метрологической базы, обеспечивающей правильность снятия показаний и определения объемов водопотребления.
Планируется к 1 января 2005 года утвердить все формы договоров, а также недостающие тарифы и перейти на новую систему взаиморасчетов с организациями, управляющими жилищным фондом.
Полное оснащение жилых домов приборами учета поможет не только выявить и устранить утечки питьевой воды, потери тепловой энергии, но и позволит москвичам платить за реально потребленные ресурсы, что в итоге должно привести к экономному потреблению питьевой воды и доведению удельного водопотребления до уровня европейских городов.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №6'2004
Статьи по теме
- Горизонтальная система горячего водоснабжения: как обеспечить циркуляцию при поквартирном учете
АВОК №4'2020 - Горизонтальная система горячего водоснабжения: как обеспечить циркуляцию при поквартирном учете
Сантехника №1'2023 - К вопросу учета водопотребления в жилых зданиях
Сантехника №6'2003 - Системы учета водопотребления
Сантехника №1'2005
Подписка на журналы