«Положение об экономическом стимулировании…» с авторскими комментариями
Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы утвердил и ввел в действие с 1 июня 2005 года разработанное НП «АВОК» «Положение об экономическом стимулировании проектирования и строительства энергоэффективных зданий и выпуска для них энергосберегающей продукции». Положение согласовано с Департаментом экономической политики и развития г. Москвы, Мосгосэкспертизой, Москомархитектурой и ОАО «Москапстрой».
«Положение об экономическом стимулировании...»
с авторскими комментаяиями
Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы утвердил и ввел в действие с 1 июня 2005 года разработанное НП «АВОК» «Положение об экономическом стимулировании проектирования и строительства энергоэффективных зданий и выпуска для них энергосберегающей продукции». Положение согласовано с Департаментом экономической политики и развития г. Москвы, Мосгосэкспертизой, Москомархитектурой и ОАО «Москапстрой».
Департамент рекомендовал организациям – субъектам инвестиционной деятельности в строительстве применение настоящего Положения при заключении договоров на проектирование объектов экспериментального строительства на территории Москвы.
Положение состоит из введения, трех разделов и приложения.
В первом разделе «Область применения» указывается, что Положение устанавливает механизм экономического стимулирования проектирования и строительства зданий с пониженными показателями энергопотребления по сравнению с нормативными их значениями (далее – энергоэффективные здания).
Положение распространяется на проектирование и строительство жилых и общественных зданий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований и включенных в Перечень объектов экспериментального проектирования и строительства города Москвы.
Здесь обращают на себя внимание два ограничения по применению Положения1.
Первое ограничение связано с тем, что Положение распространяется только на строительство зданий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований.
Второе ограничение: Положение относится к зданиям, включенным в Перечень объектов экспериментального строительства. Укажем сразу, что содержание Положения и, главное, его методика совершенно не накладывают каких-либо ограничений, связанных с формой финансирования или строительным назначением объекта.
Эти ограничения, по всей видимости, были введены с учетом возможностей городского дополнительного финансирования и не относятся к самому содержанию методики оценки целесообразности внедрения каких-либо энергосберегающих решений или технологий.
Во втором разделе «Показатели энергетической эффективности зданий» указывается, что основным показателем энергетической эффективности здания является удельный расход тепловой энергии системой отопления здания за отопительный период в расчете на 1 м2 общей площади квартир в кВт•ч/м2, нормируемый по МГСН 2.01-99 (табл. 3.3).
Повышение уровня энергоэффективности здания определяется степенью снижения удельного расхода энергоресурсов по сравнению со стандартным (нормативным) уровнем, согласно МГСН 2.01-99 (табл. 3.6).
Проектная энергоэффективность здания определяется по данным энергетического паспорта в составе утвержденного проекта строительства этого здания.
Экономическому стимулированию подлежат проектирование и строительство зданий, проектная энергоэффективность которых превышает стандартный (нормативный) уровень за счет снижения удельного расхода энергоресурсов не менее чем на 15 %.
Нормирование энергетической эффективности зданий (особенно общественных) только по величине удельного расхода тепловой энергии системой отопления за отопительный период, принятое в МГСН и других документах, является явно недостаточным.
Для зданий, даже расположенных в Москве и оборудованных системой кондиционирования воздуха, энергетическая эффективность может определяться по расходу энергии в теплый период или по расходу энергии в годовом периоде.
Можно ввести соответствующие нормативные показатели и оценивать энергетическую эффективность зданий, отталкиваясь от величины этих показателей.
В процессе обсуждения первой редакции Положения высказывалось мнение, что удельный расход тепловой энергии системой отопления зданий является не показателем энергетической эффективности, а показателем уровня тепловой защиты здания.
Здесь надо иметь в виду следующее. Если при расчете удельного расхода тепловой энергии учитываются только трансмиссионные потери тепла через ограждающие конструкции и не учитываются потери тепла на инфильтрацию, поступления тепла от солнечной радиации и бытовые теплопоступления, то результаты такого расчета действительно будут характеризовать уровень тепловой защиты здания. Если при расчете учитываются упомянутые выше факторы, то результаты расчета принято называть оценкой энергетической эффективности здания. Здесь могут быть дополнительно учтены также энергетическая эффективность системы отопления, уровень ее автоматизации, форма и ориентация здания и т. д.
В третьем разделе «Механизм экономического стимулирования проектирования и строительства энергоэффективных зданий» указывается, что экономическое стимулирование осуществляется путем применения повышающего коэффициента к стоимости проектирования энергосберегающих мероприятий, предусмотренных в утвержденном проекте здания.
Размеры повышающих коэффициентов к стоимости проектирования энергосберегающих мероприятий дифференцируются в зависимости от степени снижения удельного расхода энергоресурсов по сравнению с их стандартным (нормативным) уровнем, установленным табл. 3.6. МГСН 2.01-99, с учетом сроков окупаемости дополнительных инвестиционных средств, обеспечивающих проектируемый повышенный уровень энергоэффективности здания.
В процессе обсуждения первой редакции Положения были высказаны предложения ограничить действие Положения применением повышающего коэффициента к стоимости проектирования лишь в зависимости от степени снижения удельного расхода тепловой энергии без учета дополнительных инвестиций и расчета срока их окупаемости.
Энергетическая эффективность должна соотноситься с экономической эффективностью, а срок окупаемости позволяет оценить экономическую эффективность инвестиций в средства энергосбережения!
Эффективные, но требующие больших инвестиций энергосберегающие мероприятия могут не окупиться в срок, установленный для применения повышающего коэффициента (см. таблицу). Более того, подобные мероприятия могут не окупиться и за весь срок службы энергосберегающего оборудования.
Размеры повышающего коэффициента к стоимости проектирования | ||||||||||||||||||
|
Сумма увеличения стоимости проектирования, определенная по приведенным в таблице коэффициентам, включается в смету на проектирование и выплачивается проектной организации в установленном порядке в 2 этапа: 50 % этой суммы выплачивается после утверждения проекта здания, оставшаяся сумма – после утверждения акта сдачи и приемки здания в эксплуатацию и подтверждения категории повышенной его энергетической эффективности по МГСН 2.01-99 с учетом результатов натурных теплотехнических испытаний.
Расходы предприятий (разработчиков) по проектированию выпускаемых ими средств энергосбережения, примененных в проекте здания и обеспечивших повышенный уровень его проектной энергоэффективности, оплачиваются проектной организацией за счет полученной суммы повышения стоимости проектирования энергосберегающих мероприятий.
Для дополнительного анализа эффективности инвестиций, направляемых на повышение стоимости проектирования энергосберегающих мероприятий, может быть рассчитан срок окупаемости этих инвестиций на основе «Методических рекомендаций по расчету срока окупаемости дополнительных инвестиций в проектирование повышенного уровня энергоэффективности зданий», которые приведены в приложении к Положению и носят рекомендательный характер.
Последнее означает, что для расчетов сроков окупаемости можно пользоваться другими согласованными методиками, например, «Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция)» (Официальное издание. Утверждено: Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике № ВК 477 от 21.06.1999 г. / В. В. Коссов, В. Н. Лившиц, А. Г. Шахназаров. М.: Экономика, 2000), однако данное издание содержит описание методов расчета эффективности любых инвестиционных проектов (не только в средства энергосбережения) и имеет значительный объем (более 400 страниц), что затрудняет их практическое применение.
Расчет срока окупаемости и дополнительных показателей эффективности инвестиций в проектирование повышенного уровня энергоэффективности зданий производится для сравнения различных вариантов энергосберегающих мероприятий и выбора наиболее эффективного варианта решений.
Дополнительные инвестиции в проектирование, обеспечивающие повышение уровня энергоэффективности зданий (∆К), приводят к ежегодному среднему дополнительному доходу (∆Э) за счет экономии энергоресурсов в течение всего срока (Тсл) эксплуатации в зданиях энергосберегающих мероприятий.
Сравнение различных вариантов энергосберегающих решений производится на основе расчетов и сопоставления сроков окупаемости инвестиций в проектирование повышенного уровня энергосбережения зданий и следующих дополнительных показателей эффективности инвестиций:
• чистый доход за счет экономии энергоресурсов за весь срок эксплуатации энергосберегающих мероприятий;
• индекс доходности инвестиций в проектирование энергосберегающих мероприятий, обеспечивающих указанный доход.
Перечисленные выше показатели могут рассчитываться в двух вариантах:
1. При дисконтировании поступающих доходов за срок службы инвестиционного оборудования – если полученные в результате инвестиций в средства энергосбережения зданий дополнительные доходы используются в качестве оборотных средств; под дисконтированием поступающих доходов понимается установление сегодняшнего эквивалента доходов (по покупательной способности), получаемых в будущем, т. е. процесс оценки текущей стоимости суммы, которую ожидают получить в будущем.
2. При наращении указанных доходов – если полученные в результате инвестиций в средства энергосбережения зданий дополнительные доходы используются в виде портфельных инвестиций.
Объективность результатов оценки эффективности инвестиций во многом зависит от корректного задания расчетного значения величины нормы дисконта2 в соответствии с тенденцией ее изменения в течение периода срока службы.
Например, бюджетная норма дисконта отражает альтернативную стоимость бюджетных средств, устанавливается федеральными или региональными органами, по заданию которых оценивается бюджетная эффективность инвестиционного проекта.
Коммерческая норма дисконта определяется с учетом альтернативной (т. е. связанной с другими проектами) эффективности использования капитала.
Социальная (общественная) норма дисконта характеризует минимальные требования общества к общест-венной эффективности проекта. Она считается национальным параметром и должна устанавливаться централизованно органами управления народным хозяйством России в увязке с прогнозами экономического и социального развития страны.
Рассматриваемая проблема экономического обоснования дополнительных инвестиций в строительство энергосберегающих зданий относится к разряду народнохозяйственных. Поэтому в соответствующих экономических расчетах следует использовать, как правило, откорректированные значения коммерческой нормы дисконта, направленные в стороны ее понижения, по сравнению с ценовыми факторами.
К сожалению, в окончательную редакцию Положения не вошло сравнение инвестиций в средства энергосбережения зданий с другими возможностями использования финансовых средств инвестора (так называемый «портфельный подход»3).
Такое сравнение позволило бы инвесторам выбирать наиболее эффективный способ использования финансовых средств: инвестиции в энергосберегающие мероприятия, банковский вклад или, например, покупка ценных бумаг.
Отметим еще, что стимулирование строительства энергоэффективных зданий может осуществляться на основе частичного или полного дотирования государством инвестиций в средства энергосбережения. Такие дотации могут быть как в форме денежных компенсаций дополнительных затрат на энергосберегающие мероприятия, так и в виде иных ресурсов (например, в виде увеличения доли заказчика и инвестора в полученной жилой или нежилой площади за счет уменьшения площади, переходящей в собственность субъекта Федерации, преимущества в проведении тендеров и т. д.).
Экономическая целесообразность дотирования инвес-тиций в средства энергосбережения должна определяться при обеспечении заданного срока окупаемости данных инвестиций и величины дополнительных доходов по истечении срока службы средств энергосбережения.
При этом средства, затраченные на такое дотирование, могут быть возвращены за счет снижения дотаций, выделяемых на покрытие разницы в стоимости тепловой энергии, оплачиваемой потребителями, и стоимости тепловой энергии, отпускаемой энергоснабжающими организациями.
Важно отметить – эффект от энергосберегающих мероприятий будет заметен только при их массовом применении.
Мы надеемся продолжить обсуждение этой темы в следующих номерах журнала «АВОК».
1 Здесь и далее курсивом выделены авторские комментарии.
2 Норма дисконта (rate of discount) – одно из возможных значений показателя, отражающего выгодность вложения инвестиционных средств в другие активы помимо инвестиционного оборудования в рассматриваемом направлении. Это может быть ставка рефинансирования Центробанка, доходность государственных ценных бумаг, депозитных вкладов коммерческих банков и др.
3 Портфельный подход (portfolio approach) – подход к изучению экономики с точки зрения оптимизации структуры («портфеля») имеющегося у индивидуума или фирмы богатства, включая деньги, материальные ценности, облигации, акции и другие активы. Экономические субъекты (люди, фирмы) стремятся распределить свое богатство таким образом, чтобы доходность активов была максимальной и, следовательно, в такой пропорции, при которой предельные доходы (marginal profit) от каждого из активов равны между собой.
Статья опубликована в журнале “АВОК” за №5'2005
Подписка на журналы