Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 107-91-50 ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"

АВОК ассоциированный
член
...
Реклама ООО "Катюша" | ИНН 1659212383 | Erid: 2VtzquyHfbr
Summary:

Структура нормативов системы водоснабжения

Описание:

Для современного строительного процесса характерна высокая динамичность проектирования и собственно строительства, а также многообразие форм собственности, рыночные отношения, новое земельное, водное и гражданское законодательство, повышение значимости проблем экологии, типологическое многообразие жилищ, новые методы возведения зданий, разнообразная палитра отечественных и зарубежных конструкционных, отделочных материалов, бытового, вентиляционного, отопительного и санитарно-технического оборудования.

СТРУКТУРА НОРМАТИВОВ СИСТЕМЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ

 

Для современного строительного процесса характерна высокая динамичность проектирования и собственно строительства, а также многообразие форм собственности, рыночные отношения, новое земельное, водное и гражданское законодательство, повышение значимости проблем экологии, типологическое многообразие жилищ, новые методы возведения зданий, разнообразная палитра отечественных и зарубежных конструкционных, отделочных материалов, бытового, вентиляционного, отопительного и санитарно-технического оборудования. Быстрые изменения условий строительства происходят на базе нормативов, разработанных в 1980-е годы [1, 2, 3]. Незначительные коррективы, внесенные в 1990–2000-х годах, не смогли привести их в соответствие с быстроменяющейся ситуацией. Разработанные в 2000-х годах проекты новых норм на наружный и внутренний водопровод и канализацию использовали старую идеологию – «предписывающий» подход, подразумевающий применение опробованных на практике типовых решений, что сдерживает разработку и внедрение новых материалов, технологий, методов проектирования и строительства. Уменьшение объема нормативов за счет исключения методик расчета еще больше осложнило положение проектировщиков, от которых требуется в новых динамичных условиях в короткие сроки решать новые, не предусмотренные нормами задачи. Проекты нормативов по-прежнему предписывали, как строить систему, вместо того, чтобы сформулировать требования, которым она должна отвечать.

Закон «О техническом регулировании» [4] освободил проектировщиков от «оков» «предписывающих» нормативов, переведя их в разряд «для добровольного использования», т. е. лишив их юридической силы. После принятия «технических регламентов» этот закон ограничивает творческую инициативу только минимумом требований к безопасности. Проектировщик, строитель, эксплуатационник свободны принимать любые технические решения, обосновав их безопасность и целесообразность расчетом или предыдущим положительным опытом строительства и эксплуатации аналогичного объекта. Таким образом, вся ответственность за принятое решение переносится с нормативов на конкретных лиц, разрабатывающих и принимающих техническое решение.

В этих демократических условиях нормативы определяют и разъясняют, как выполнить на практике проектирования и строительства все требования технических регламентов и действующих законов РФ. Они по-прежнему сохраняют техническую (но не юридическую) силу для рациональных решений и методов расчета, которые можно использовать для повторяющихся (типовых) зданий и систем.

Основу структуры новых нормативов заложил СНиП 10.1–94 «Основные положения государственной системы строительных норм, правил и стандартов Российской Федерации» [5].

Согласно п. 1.2 «Основных положений…», с учетом законов России, основных направлений развития строительства, инженерных систем, рационального использования и охраны природных (водных) ресурсов, можно рассмотреть следующую структуру норм:

1. Общие положения и технические требования, в которых определены показатели качества систем водоснабжения и водоотведения, по которым на основе законов Российской Федерации и требований строительного законодательства будет определяться ответственность за качество выполненных работ и услуг, обязанности, права и взаимоотношения участников инвестиционного процесса заказчиков (потребителей) и исполнителей (проектировщиков, строителей и т. д.);

2. Методы испытания системы и контроля нормируемых параметров, описывающие методы и методики определения параметров, нормируемых в первой части, а также всей системы в целом. Этот раздел является инструментом для оценки соответствия построенного объекта государственным требованиям, изложенным в первом разделе. Он необходим для управления качеством строительства, разрешения конфликтов между участниками строительного процесса;

3. Пособия по проектированию систем водоснабжения и водоотведения зданий содержат рекомендации и ограничения, позволяющие проектировщику создать системы, соответствующие требованиям первого раздела. В пособии детально изложены методы выбора систем и схем водоснабжения и канализации зданий, методики конструирования систем, приведены наиболее рациональные типовые схемы с их техническими характеристиками, специфика проектирования систем в особых условиях (вечная мерзлота, сейсмические районы, неустойчивые грунты и т. д.) с сохранением всех требований к системам, а также результаты новых научных разработок;

4. Руководство по расчету систем определяет расчетные случаи, методики определения расчетных нагрузок (расходов), способы гидравлического расчета, методы оценки надежности и других показателей системы, изложенных в первом разделе;

5. Пособие по монтажу и сдаче в эксплуатацию внутреннего водопровода и канализации, включающие правила и способы прокладки трубопроводов (металлических и пластмассовых), монтажа оборудования, проверки качества работы, испытания системы при сдаче ее заказчику, формы сдаточных документов;

6. Справочные материалы по проектированию и монтажу систем содержат таблицы номограммы, программы для расчета систем, данные об оборудовании, инструменте, укрупненные показатели на проектирование, монтаж, расход материалов и т. д.

Общие положения и технические требования должны включать все положения технического регламента на системы водоснабжения и водоотведения, дополненные требованиями из действующих законодательных актов и нормативов. При формировании технических требований эти системы необходимо рассматривать в первую очередь с точки зрения их социальной необходимости и значимости (потребительские качества).

Вода является фактически продуктом питания, поэтому ее качество определяет срок жизни и здоровье населения, его работоспособность, производительность труда, от которых зависит эффективность общественного производства. Поэтому система водоснабжения является второй по важности (после системы обеспечения воздухом) системой жизнеобеспечения общества.

Современная перестройка общества и переориентация от развития производства к развитию и улучшению социальных условий требует смещения акцентов на удовлетворение в первую очередь основных потребностей человека – в чистом воздухе, в чистой воде и безвредной пище. Учитывая, что воду, в отличие от воздуха, необходимо транспортировать на значительные расстояния и поднимать в высокие здания, затрачивая значительное количество материальных и энергетических ресурсов, ее социальная значимость для безопасного (от эпидемий и пожаров) и устойчивого развития общества можно признать приоритетной.

Конституция РФ и «Водный кодекс» на государственном уровне подтверждают приоритет водоснабжения, в особенности хозяйственно-питьевого.

Однако в сложившейся социальной системе водопровод вместе к коммунальным хозяйством стоит на последнем месте. Его эксплуатация и развитие планируется по остаточному принципу.

Это несоответствие, а также недостаточность материальных и трудовых ресурсов, оценка деятельности ее только по валовому продукту (подаче воды) привели к старению и износу большинства систем, перебоям в подаче воды населению, значительным утечкам, подтоплению территории, перегрузке водопроводных и канализационных очистных сооружений, что приводит к нарушению технологических режимов очистки, ухудшению качества воды, здоровья населения и загрязнению окружающей среды. Поэтому в законах, технических регламентах, общих положениях на системы водоснабжения и водоотведение необходимо восстановить их приоритетный социальный статус, что особенно необходимо в период убывания численности нации и срока жизни россиян.

Финансовый механизм, ориентированный на увеличение производства валового продукта, стимулирует увеличение подачи воды, а не ее рациональное использование. Это не приводит к более полному удовлетворению потребности общества в воде, а только покрывает потери воды.

Эксплуатирующие организации, лишенные социального статуса, а следовательно и достаточного количества средств и оборудования, вынуждены находить трудные пути их выполнения за счет предприятий и организаций, пользующихся водопроводом, что приводит к нерациональным трудовым и материальным общественным затратам.

Критерии эффективности общественного производства не соответствуют экологическим законам, т. к. направлены на увеличение конечного результата (общее и удельное водопотребление, энергозатраты и т. д.), не связывая его с затратами природных ресурсов и ущербом, наносимым природе, т. е. не учитывая воздействие на окружающую среду. Это привело к кризисной экологической обстановке, истощению и загрязнению водных источников во многих регионах страны.

Отсутствие единых или взаимосвязанных критериев оценки водопровода и водного хозяйства не позволяют реализовать положения «Водного законодательства», которое только властвует, но не управляет.

Вышеизложенное свидетельствует о необходимости изменения критериев оценки водопровода в направлении рационального использования воды в общественном производстве и минимизации воздействия на окружающую среду.

Необходимо качественное, не количественное, изменение критериев, кардинальное переосмысление их значимости.

Для формирования критериев оценки очень важно определить и зафиксировать на данный период развития основное функциональное назначение водопровода.

Принятые в СНиП 02.04.01–85* [1] и СТСЭВ 2085–80 определения отражают только его техническое содержание: внутренний водопровод – система трубопроводов и устройств, обеспечивающая подачу воды к санитарно-техническим приборам, пожарным кранам и технологическому оборудованию, обслуживающая одно здание или группу зданий и сооружений и имеющая общее водоизмерительное устройство от сети водопровода населенного пункта или промышленного предприятия.

Реально, в соответствии с социальной значимостью, водопровод – система жизнеобеспечения человека и производства, предназначенная для подачи потребителям необходимого количества воды требуемого качества бесперебойно в течение всего срока эксплуатации при минимальных ущербах здоровью населения и окружающей среде.

Основным критерием работы водопровода на основе его общественного назначения является обеспечение потребителя водой в количестве, равном его потребности (qпотр). С точки зрения экологии вторым основным критерием является количество воды, изъятое из природных ресурсов (qприр). Это количество воды на основании водного баланса водопровода будет отличаться от qпотр на величину потерь воды (qпот).

qприр = qпотр+ qпот       (1.1)

Соотношение qприр и qпотр характеризует рациональность использования природного ресурса, т. е. дает комплексную оценку эффективности водопровода в условиях интенсивного развития народного хозяйства, экономии природных ресурсов и внесения наименьших изменений в окружающую среду:

      (1.2)

При уменьшении потерь воды Кворац будет уменьшаться, стремясь к потребности в воде. Но уменьшение потерь воды требует создания систем с высокой надежностью по герметичности (Ргерм). Это связано с применением высококачественных дорогих материалов, сложных регулирующих водомерных устройств, что увеличивает общественные затраты на эксплуатацию и создание водопроводов и требует привлечения дополнительных сырьевых и энергетических ресурсов.

Эти дополнительные затраты также могут быть учтены дополнительными коэффициентами рационального использования оборудования (Кобор), энергии (Кэнер), трудовых ресурсов (Ктруд).

К = аКво + bКобор + cКэнер.+ dКтруд.      (1.3)

Величины коэффициентов a, b, c, d характеризуют важность или дефицитность для общества отдельных видов ресурсов.

Коэффициент рациональности использования ресурсов должен иметь единую структуру, базирующуюся на водном, материальном и энергетических балансах, но на различных уровнях управления этот коэффициент будет иметь разные цифровые значения в зависимости от возможности влияния данного уровня управления на водопотребление (рис. 1, 2).

Стоимостная оценка рациональности использования природных ресурсов, широко применяемая на высших уровнях управления не должна заменять натурального выражения коэффициента рациональности использования. Чтобы избежать ошибок прошлого, когда стоимостное отражение искажало картину реального водопотребления.

Стоимостная оценка работы водопровода, а также финансовая политика государства и ведомств в настоящее время не стимулируют экономию воды, доля стоимости которой ничтожно мала в себестоимости продукции (0,1–1 %). Поэтому ведомствам и предприятиям проще разнести убытки от перерасхода воды, чем заниматься трудоемкими и финансово невыгодными мероприятиями по экономии воды. Финансовый механизм – движение денежных масс – очень сложен и запутан из-за большого количества организаций, участвующих в подаче воды от природного источника к потребителю. Этот механизм позволяет скрывать и балансировать затраты общества, связанные с потерями воды, направлять ресурсы на строительство новых объектов, а не восстановление эксплуатируемых и изношенных систем.

Исправить сложившуюся ситуацию можно только заменив стоимостную оценки воды по себестоимости на оценку по потребительской стоимости воды как ресурса, необходимого любому продукту и технологическому процессу.

Такой подход будет регулировать потребление воды в зависимости от ее качества, дефицита и рациональной (оптимальной) потребности.

Экономический механизм будет работать, если стоимостная оценка базируется на нормативах, отражающих реальное водопотребление и результаты воздействия на него экономического механизма.

Вышеизложенные многочисленные требования для хозяйственно-питьевого водопровода предварительно можно конкретизировать следующим образом.

1. Хозяйственно-питьевой водопровод – система жизнеобеспечения человека, предназначенная для подачи всем гражданам России необходимого количества воды (не менее социальной нормы) питьевого качества бесперебойно в течение всего срока эксплуатации при минимальных ущербах здоровью населения и окружающей среде.

1.1. Водопровод должен соответствовать назначению, изложенному в п. 1.

1.2. Водопровод должен обеспечивать следующие функциональные и эксплуатационные качества:

1.2.1. Обеспечивать  потребителя технологическими расходами  (секундными, часовыми, суточными), определяемые степенью благоустройства зданий (количеством и типом санитарно-технического оборудования) и особенностями потребителя с бесперебойностью, обеспечивающей минимальные ущербы у потребителя;

1.2.2. Качество питьевой воды должно соответствовать СанПиН 2.1.4.1074–01 [6];

1.2.3. Температура в водопроводе холодной воды не должна быть ниже 2 °С и выше 25 °С, а в водопроводе горячей воды – не ниже 50 °С и не выше 75 °С;

1.2.4. Обеспечивать рабочее давление не более 0,6 МПа (60 м.вод.ст.) и не менее 0,05 МПа (5 м.вод.ст.);

Примечание: при использовании водозаборной арматуры с низким гидравлическим сопротивлением допускается снижение давления до 0,02 МПа при условии подачи при этом давлении нормативного секундного расхода.

1.2.5. Обеспечивать коэффициент водосбережения не более 1,5;

1.2.6. Отвечать требованиям дизайна, не нарушать архитектурной композиции и сочетаться с интерьером помещения.

2. Водопровод должен отвечать требованиям безопасности для жизни человека в отношении пожаро-, электробезопасности и других требований системы безопасности труда в строительстве.

2.1. Давление воды в водопроводе не должно превышать 0,6 МПа.

2.2. Гидропневматические баки и другие установки, работающие под давлением, должны отвечать требованиям ГОСтехнадзора.

2.3. Водопровод должен быть безопасен для здоровья человека.

2.3.1. Материалы, используемые для монтажа и

эксплуатации водопровода должны отвечать требованиям Государственной санитарной инспекции и не должны выделять в воду веществ, ухудшающих ее качество.

2.3.2. Конструкция системы должна исключать возможность попадания из окружающей среды загрязнений, ухудшающих качество воды.

2.3.3. Уровень шума, возникающий при работе системы и ее элементов, должен соответствовать требованиям СНиП «Защита от шума».

2.3.4. Конструкция системы должна  исключать возможность ожога пользующегося.

2.4. Водопровод должен гарантировать сохранность имущества и строительных конструкций здания, исключать возможность затопления, длительного увлажнения, повреждения строительных конструкций и предметов, находящихся в помещении.

2.5. Водопровод должен отвечать требованиям к охране окружающей среды, утвержденным Госкомприродой, обеспечивать рациональное потребление воды из природных источников, исключать утечки воды в грунт или помещения, не допускать сброса некачественной воды после промывки и ремонта в почву и на прилегающую территорию.

2.6. Водопровод должен обеспечивать надежную работу в процессе эксплуатации:

2.6.1. Допустимое снижение расхода у потребителя от максимального секундного расчетного не должно быть более 10 %;

2.6.2. Допустимое повышение или снижение температуры до потребителя (на выходе из излива водозаборной арматуры) не более 1 °С;

2.6.3. Средняя продолжительность снижения расхода или температуры не более 2 с;

2.6.4. Суммарная продолжительность снижения или температуры расхода в час максимального водопотребления не более 10 с;

2.6.5. Суммарный параметр потока отказов по герметичности для трубопроводов не более 0,01 1/пог.м.год, для водозаборной арматуры – 4,01/арм.год, для трубопроводной арматуры – 0,05 1/арм.год.

2.7. Узлы и элементы водопровода должны быть ремонтопригодны, допускать возможность демонтажа и повторного монтажа без нарушения целостности строительных конструкций.

2.8. Долговечность водопровода определяется сроком службы здания, его капитальностью. Срок службы системы до капитального ремонта не менее 25 лет.

2.9. Водопровод должен удовлетворять требованиям к взаимозаменяемости и проектироваться с максимальным использованием стандартных, типовых деталей, узлов блоков и установок с учетом индустриальных методов их изготовления и монтажа.

2.10. Водопровод должен быть совместим со строительными конструкциями и другими инженерными системами.

2.11. Водопровод должен отвечать требованиям ресурсосбережения:

2.11.1. Материалоемкость не должна превышать 10 дм/потребителя;

2.11.2. Металлоемкость не более 5 мг/ потребителя;

2.11.3. Энергопотребление не более 0.1 кВт•час/потребителя;

2.11.4. Установленная мощность не более 0,1 кВт/потребителя;

2.11.5. Трудоемкость монтажа не более 0,1 чел.•час/потребителя;

2.11.6. Затраты на эксплуатацию не более 1 чел.•час/потребителя•год.

2.12. Отвечать требованиям эргономики и дизайна.

Вышеизложенные данные, необходимые для управления водным хозяйством общества, можно систематизировать в соответствии с рекомендациями ГОСТ 4.200–78 [7].

Вариант общих положений и технических требований приведен в [8]. Интеграция России в мировое сообщество ставит вопрос о гармонизации нормативов и, в частности нормативов на жилище, в котором инженерные системы играют значительную роль.

ЕЭК ООН «Компендиум ЕЭК», включающий образцы положений для строительных правил «Жилые здания» [9, 10] рекомендует нормировать следующие показатели.

1. Безопасность.

1.1. Безопасность конструкций.

1.2. Пожарную безопасность.

1.3. Эксплуатационную безопасность.

2. Гигиенические требования к:

2.1. Воздушной среде;

2.2. Содержанию влаги;

2.3. Водоснабжению;

2.4. Удалению жидких отходов и нечистот;

2.5. Удалению твердых бытовых отходов;

2.6. Краскам и покрытиям;

2.7. Инсоляции.

3. Комфорт.

3.1. Акустический.

3.2. Зрительный.

3.3. Гидротермический.

3.4. Эксплуатационный (удобство пользования и надежность эксплуатации).

4. Экономия энергии.

5. Размеры и оборудование жилищ.

Водоснабжение и водоотведение являются неотъемлемой частью жилища, необходимой для выполнения требований безопасности (пп. 1.2, 1.3), гигиенических требований (пп. 2.2–2.5), комфорта (пп. 3.3, 3.4), экономии энергии, к размеру (ванных, санузлов) и оборудованию (санитарно-технические и водозаборные приборы). Поэтому требования к хозяйственно-питьевому водопроводу должны формироваться системно на основе требований к жилым зданиям и с учетом потребности в воде других инженерных систем (вентиляции, отопления, мусороудаления и т. д.).

Предложения «Компедиума» не следует рассматривать как догму, их можно использовать при разработке технических регламентов и требований на основе ГОСТ 4.200–78 [7].

Методы испытания системы и контроля нормируемых параметров разрабатываются для каждого показателя, приведенного в общих положениях и технических требованиях или используются имеющиеся методики испытания систем [11, 12].

1. Общие требования к испытанию систем и определению их качества.

2. Испытание внутреннего водопровода.

2.1. Методика определения удельного водопотребления.

2.2. Методика определения коэффициента водосбережения.

2.3. Методика определения давления в системе и ее герметичности.

2.4. Методики оценки показателей безопасности.

2.5. Методика определения показателей надежности.

2.6. Методика определения показателей взаимозаменяемости и совместимости.

2.7. Методика комплексной оценки внутреннего водопровода.

2.8. Методики определения качества водопровода горячей воды.

Пособия по проектированию систем водоснабжения должны содержать основные правила проектирования водопровода. В пособиях изложены методы выбора систем и схем водоснабжения и канализации зданий, методики конструирования систем, приведены наиболее рациональные типовые схемы с их техническими характеристиками, специфика проектирования систем в особых условиях (вечная мерзлота, сейсмические районы, неустойчивые грунты и т. д.) с сохранением всех требований к системам, а также результаты новых научных разработок.

Пособия по проектированию внутреннего водопровода (своды правил) могут состоять из следующих разделов.

1. Общие положения.

2. Внутренний водопровод.

2.1.1. Хозяйственно-питьевой водопровод холодной воды.

2.1.1. Выбор систем и схем водоснабжения.

2.1.2. Водоразборная арматура.

2.1.3. Водопроводные сети.

2.1.4. Трубопроводная арматура.

2.1.5. Установка для повышения давления.

2.1.6. Запасные и регулирующие емкости.

2.1.7. Водомерные устройства и КИП.

2.2. Хозяйственно-питьевой водопровод горячей воды.

2.2.1. Выбор систем и схем водопровода горячей воды.

2.2.2. Выбор и конструирование устройств для нагрева воды.

2.2.3. Особенности конструирования водопроводных сетей, установок для повышения давления, емкостей, КИП.

3. Проектирование систем в особых условиях.

3.1. Сейсмические районы.

3.2. Просадочные грунты.

3.3. Вечная мерзлота.

Руководство по расчету систем должно содержать все необходимые методики для количественного определения каждого показателя системы на конкретном проектируемом объекте.

Современные нормативные документы (СНиП 2.04–01–85*, СНиП 2.04.02–84, ГОСТы) ориентированы на расчет системы только на предельные режимы работ (час максимального водопотребления), продолжительность которых крайне незначительна по сравнению с длительным периодом эксплуатации водопровода (15–50 лет).

Важные эксплуатационные параметры – суточные расходы воды даны в [1] как справочные (не расчетные) для технико-экономической оценки проектов. Эти нормы приведены для осредненных условий эксплуатации и включают потери воды (25 %), которые определяются сложившимися условиями эксплуатации, конструкцией и качеством серийной водоразборной арматуры (смесителей, поплавковых клапанов и т. д.).

Из-за отсутствия подробных данных о суточном водопотреблении (при конкретных условиях эксплуатации), проектные суточные расходы из СНиП часто используют как эксплуатационные нормы и даже как перспективные. Этот принципиально неверный подход приводит к завышению расходов и оправданию потерь в эксплуатируемых зданиях.

Такое положение сложилось в условиях изобилия водных ресурсов и интенсивного развития строительства, требовавшего быстрых и дешевых решений. Поэтому главным критерием качества проектов была низкая материалоемкость и сметная стоимость.

В результате применения такой концепции и критериев оценки проектов наибольшее распространение получили внутренние водопроводы с дешевым оборудованием низкого качества, дающим значительные потери воды, а прогрессивные водосберегающие схемы водопроводов не вышли из стадии экспериментального проектирования.

Переход народного хозяйства от экстенсивных к интенсивным методам производства, обострение проблем экологии, охраны окружающей среды требует изменения социальной концепции создания водопроводов и разработки систем с минимальными потерями воды, тепловой и электрической энергии, приносящими наименьший ущерб окружающей среде в процессе длительной эксплуатации системы, требующей незначительных материальных затрат на монтаж и обслуживание. Только при таком подходе можно сократить трудовые и материальные затраты на эксплуатацию многочисленных водопроводных систем, которые значительно (в 3–7 раз) превосходят затраты на первоначальный монтаж [13] и освободившиеся средства направить на развитие и совершенствование систем.

В качестве исходной базы для расчета систем водоснабжения можно принять методики СНиП 3.05.01–85* «Внутренний водопровод и канализация зданий», многолетняя практика применения которого подтвердила его достоверность и надежность.

Материалы этого СНиПа могут быть использованы полностью в различных разделах нового стандарта и дополнены на 30 %  целевой комплексной программы (ЦКП) «Экономия, рациональное использование водных ресурсов г. Москвы и повышение надежности ее водообеспечения на период до 2000 г.», «Основных положений государственной системы строительных норм, правил и стандартов Российской Федерации», новых разработок НИИКВОВ АКХ, МИСИ им. В. В. Куйбышева, ЦНИИЭП инженерного оборудования, МосводоканалНИИпроекта, МНИИТЭПа и других организаций. Эти дополнения в основном ориентированы на конкретизацию потребительских качеств систем и более точное определение основных понятий, доработку методики СНиП 2.04.01–85 в направлении водосбережения, дополнения СНиП 3.05.01–85 методиками определения основного показателя качества систем – проектного удельного водопотребления, без которых невозможно оценить качество систем в условиях водоэнергосбережения, охраны окружающей среды и рационального использования водных ресурсов.

Содержание «Руководства…» может быть следующим.

1. Общие положения по расчету систем.

2. Внутренний водопровод.

2.1. Хозяйственно-питьевой водопровод холодной воды.

2.1.1. Расчетные случаи.

2.1.2. Расчетные расходы.

2.1.3. Гидравлический расчет элементов системы.

2.1.4. Определение требуемого давления и параметров установок для повышения давления.

2.1.5. Расчет системы на надежность подачи воды и на герметичность.

2.2. Водопровод горячей воды.

2.2.1. Расчетные случаи.

2.2.2. Расчетные расходы воды и теплоты.

2.2.3. Теплогидравлический расчет и увязка системы.

2.2.4. Определение требуемого давления и подбор насосов.

2.2.5. Расчет надежности температурного и гидравлического режима.

2.3. Расчет технико-экономических показателей системы.

Справочные материалы по проектированию, монтажу, эксплуатации систем водоснабжения содержат технологические, энергетические, экологические, геометрические характеристики оборудования, необходимые для его подбора в соответствии с требованиями к системе и результатами расчетов и принятых конструктивных решений, а также компьютерные программы номограммы, таблицы для расчета систем, данные об инструменте для монтажа и эксплуатации, укрупненные показатели на проектирование, монтаж, расход материалов и т. д. Для облегчения внедрения новой структуры нормативов желательно одновременно выпустить все ее части, максимально сохранив формулировки действующих СНиПов.

Выводы

1. В новых социально-экономических условиях рыночной экономики и действия закона «О техническом регулировании» основой для создания безопасных и экономичных систем водоснабжения, обеспечивающих устойчивое развитие общества, оздоровление и увеличение продолжительности жизни населения, является творческая инициатива специалистов, ограниченная только рамками безопасности, сформулированными в техническом регламенте и законах России.

2. Необходимо качественное изменение структуры нормативов для обеспечения эффективной работы проектировщиков, монтажников, эксплуатационного персонала в новых условиях.

3. Новая структура нормативов должна обеспечивать возможность реализации требований технического регламента и законов России в течение всего жизненного цикла системы водоснабжения и на всех уровнях управления.

4. При создании новых нормативов следует гармонизировать их с международными стандартами, максимально учитывая особенности России.

5. Основные положения ранее разработанных нормативов могут быть использованы в новой системе при условии их развития в направлении реализации основных направлений развития систем (надежность, ресурсосбережение, экология и т. д.).

6. Создание новой структуры нормативов требует проведения дополнительных научных и экспериментальных исследований для получения необходимых данных о режимах работы систем и ресурсосбережении.

Проблемы, перспективы

Рисунок 1 (подробнее)

 

Структура управления водопроводом

Рисунок 2 (подробнее)

 

Критерии оценки эффективности работы различных уровней управления водопроводом

Литература

1. СНиП 2.04.01–85*. Внутренний водопровод и канализация. М.: Госстрой, 1999.

2. СНиП 2.04.02–84*. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. М.: Госстрой, 1998.

3. СНиП 2.04.04–85*. Канализация. Наружные сети и сооружения. М.: Госстрой, 1996.

4. Федеральный закон РФ от 27.12.2002 №184–ФЗ «О техническом регулировании».

5. СНиП 10.01–94. Система нормативных документов в строительстве. Основные положения. М.: Госстрой, 1995.

6. СаНПиН 2.1.4.1074–01. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного питьевого водоснабжения. Контроль качества. М.: Минздрав России, 2002.

7. ГОСТ 4.200–78 Система показателей качества продукции. Строительство. Основные положения.

8. Исаев В. Н., Никонов С. А., Мхитарян М. Г. Водоснабжение и водоотведение высотных зданий // Сантехника. 2004. №5, 6.

9. ЕЭК ООН Компендиума ЕЭК. Нью-Йорк, 1992.

10. Мержанов Б. М. О нормативной базе проектирования жилища // Жилищное строительство. 2000.

11. СНиП 3.05.01–85. Внутренние санитарно-технические системы. М.: Госстрой, 1986.

12. СНиП 3.05.04–85. Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации. М.: Госстрой, 1986.

13. Чистяков Н. Н., Мхитарян М. Г., Исаев В. Н. Экономическая оценка внутренних водопроводов жилых зданий // Водоснабжение и санитарная техника. 1989. №9.

14. Исаев В. Н., Мхитарян М. Г., Пупков М. В. Методика определения расчетных расходов воды во внутреннем водопроводе // Сантехника. 2005. №4. С. 46–50

Поделиться статьей в социальных сетях:

Все иллюстрации приобретены на фотобанке Depositphotos или предоставлены авторами публикаций.

Статья опубликована в журнале “Сантехника” за №5'2005



Реклама на нашем сайте
...
ООО «Арктика групп» ИНН: 7713634274 erid: 2VtzqvPGbED
...
Реклама / ООО «ИЗОЛПРОЕКТ» / ИНН: 7725566484 | ERID: 2Vtzqw8FGZ4
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Реклама на нашем сайте
...
реклама ООО "БДР ТЕРМИЯ РУС" / ИНН: 7717615508 / Erid: 2VtzqvBV5TD
BAXI
...
реклама ООО «ВЕНТЕХ» / ИНН: 6825007921 / Erid: 2Vtzqux3SzJ
Онлайн-словарь АВОК!