Проблемы надежности функционирования энергосистемы
Проблема рационального использования энергоносителей в нынешней ситуации энергетического дефицита стала еще более актуальной для города, и Правительство Москвы уделяет большое внимание данному вопросу. Хотелось бы отметить некоторые результаты работы в этой области. В сентябре 2004 года принято Постановление Правительства Москвы № 672-ПП «О городской целевой программе по энергосбережению на 2004–2008 годы и на перспективу до 2010 года».
Проблемы надежности функционирования энергосистемы
Проблема рационального использования энергоносителей в нынешней ситуации энергетического дефицита стала еще более актуальной для города, и Правительство Москвы уделяет большое внимание данному вопросу. Хотелось бы отметить некоторые результаты работы в этой области. В сентябре 2004 года принято Постановление Правительства Москвы № 672-ПП «О городской целевой программе по энергосбережению на 2004–2008 годы и на перспективу до 2010 года».
Программа разработана с учетом накопленного опыта выполнения предыдущих программ и перспективных планов развития отраслей городского хозяйства. Она предусматривает повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Москве и создание на этой основе условий для устойчивого обеспечения населения и экономики города энергоносителями в условиях прогнозируемого роста валового регионального продукта, перевода экономики города на энергосберегающий путь развития, уменьшения негативного воздействия энергетичес-кого хозяйства города на окружающую среду и сдерживание роста платежей городского бюджета и населения за энергоресурсы.
Система мер по достижению целей и показателей программы сгруппирована в два блока мероприятий, охватывающих все основные сферы жизнедеятельности города и обеспечивающих комплексный подход к повышению энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере.
Первый блок представляет ключевые направления энергосбережения, имеющие межотраслевой характер, среди которых:
- организационно-экономические мероприятия;
- государственное регулирование энергопотребления;
- энергетические обследования предприятий и организаций.
Второй блок включает комплекс энергосберегающих мероприятий, сгруппированных в семь структурированных по основным отраслям городского хозяйства подпрограмм от топливно-энергетического комплекса до социальной сферы.
Реализация Городской целевой программы по энергосбережению на 2004–2010 годы позволит:
- реализовать до 40 % имеющегося потенциала энергосбережения;
- снизить энергоемкость валового регионального продукта;
- уменьшить потребность в энергоресурсах по сравнению с 2003 годом на 17 %;
- сэкономить до 16,3 млн т. у. т.;
- сократить вредные выбросы в атмосферу.
Анализ выполнения первого года Программы по энергосбережению показал, что установленные плановые задания экономии топливно-энергетических ресурсов выполнены на 115,5 %. Суммарная экономия топливно-энергетических ресурсов при плане в 322 тыс. т. у. т. составила 371,9 тыс. т. у. т.
Основными мероприятиями по достижению запланированного в Программе снижения потребления энергии в 2004 году являлись те, эффект по которым подтверждался достигнутыми после внедрения результатами. К таким мероприятиям относятся:
- внедрение регулируемого электропривода;
- автоматизация и диспетчеризация ЦТП;
- замена ртутных ламп уличного освещения на энергоэкономичные натриевые;
- применение трубопроводов тепловых сетей в пенополиуретановой изоляции;
- внедрение в производство и строительство жилых домов ограждающих конструкций с высокими теплозащитными характеристиками и другие.
По данным проведенного мониторинга по реализации энергосберегающих мероприятий Программы в 2004 году получены следующие показатели энергоэффективности по подпрограммам:
- в промышленности затраты на выполнение мероприятий – 204 млн руб. при плане 627 млн руб., при этом экономия топливно-энергетических ресурсов составила 62 тыс. т. у. т. при плане 83 тыс. т. у. т.;
- в топливно-энергетическом комплексе затраты на выполнение мероприятий – 991 млн руб. при плане 574 млн руб., экономия топливно-энергетических ресурсов составила 188 тыс. т. у. т. при плане 74 тыс. т. у. т.;
- в административных округах Москвы, включая учреждения социальной сферы окружного подчинения, затраты на выполнение мероприятий – 834 млн руб. при плане 647 млн руб., экономия топливно-энергетических ресурсов составила 48,6 тыс. т. у. т. при плане 114 тыс. т. у. т.;
- в строительном комплексе затраты на выполнение мероприятий – 12,5 млн руб. при плане 75 млн руб., экономия топливно-энергетических ресурсов – 1,3 тыс. т. у. т. при плане 12 тыс. т. у. т.;
- в городском транспорте затраты на выполнение мероприятий – 61,8 млн руб. при плане 10,4 млн руб., экономия топливно-энергетических ресурсов – 17,5 тыс. т. у. т. при плане 1,4 тыс. т. у. т.
Полная реализация программы по энергосбережению позволит достичь следующих показателей:
- суммарная экономия топливно-энергетических ресурсов – 16,280 млн т. у. т;
- затраты на выполнение мероприятий (без учета затрат на оснащение объектов ЖКХ и бюджетной сферы приборами учета тепловой энергии и воды) – 17,196 млрд руб.;
- стоимость сэкономленных топливно-энергетических ресурсов – 44 млрд руб.;
- сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Выполнение программы позволит несколько сократить дефицит энергетических мощностей, обеспечить энергоносителями вводимые энергетические объекты.
Однако требования сегодняшнего дня, стремительные темпы развития города показывают, что только реализаций мероприятий по энергосбережению недостаточно. Майская авария в энергосистеме Московского региона заставила по-иному взглянуть на ее надежность и устойчивость. Система стала в значительной мере дефицитна, исчерпан ее транспортный ресурс, оборудование морально и физически устарело. В большей части города отсутствует возможность присоединения строящихся объектов, особенно к электрическим сетям. Ситуация осложняется и тем, что московская энергосистема служит транспортным узлом для обеспечения межсистемных связей соседних регионов, что снижает ее возможности.
Таким образом, на сегодняшний момент можно констатировать, что энергосистема Московского региона находится в тяжелейшем положении. На многочисленных технических советах, проведенных совместно с научно-исследовательскими и проектными институтами, энергоснабжающими организациями, намечены мероприятия по исправлению сложившейся ситуации, их анализ показывает, что в целях сохранения темпов развития города как мегаполиса до 2020 года необходимо удвоить возможности энергосистемы.
Аналогичные выводы сделаны комиссией, созданной по распоряжению президента России. Задача крайне сложная – за 15 лет надо построить энергосистему, создаваемую десятилетиями. И здесь еще большую актуальность приобретают вопросы энергосбережения.
Далее коротко рассмотрим меры, предпринятые Правительством Москвы для повышения надежности и устойчивости энергосистемы города.
Во-первых, выполнение мероприятий по разработке Программ комплексного развития систем тепло-, электро- и газоснабжения города в соответствии с Постановлением Правительства Москвы № 365-ПП «Об основных направлениях развития системы тепло-, электроснабжения на период до 2020 года», являющихся основой для развития энергетического комплекса города.
Во-вторых, реализация Постановления Правительства Москвы «О развитии генерирующих мощностей в г. Москве». В этом году введены мощности на РТС «Курьяново» и «Пенягино» и планируется – на РТС-3 в г. Зеленограде.
Активно ведутся работы по строительству парогазовой установки на РТС «Строгино», строится ГТУ на РТС «Переделкино». Осуществляется проектирование ГТЭС «Внуково» и ГТУ на РТС-4 в г. Зеленограде. Ведется подготовка конкурсной документации для проведения инвестиционных торгов на строительство ГТЭС «Теплый Стан», «Коломенская» и «Щербинка».
В-третьих, продолжается выполнение программных мероприятий, принятых распоряжением Правительства Москвы № 680-РП «Об альтернативном энергоснабжении жилого фонда и предприятий г. Москвы и строительстве муниципальных энергообъектов» по оснащению котельных газопоршневыми энергогенерирующими установками (ГПУ) общей установленной мощностью 500 МВт для покрытия дефицита электроснабжения. Расположенные вблизи потребителей источники могут, помимо своего первоначального предназначения, решить проблемы аварийного электроснабжения социально значимых потребителей города и увеличить время работы ответственных городских объектов.
В-четвертых, в этом году при подготовке к зиме большое внимание уделялось надежности московской энергосистемы, которая нашла свое отражение в Постановлении Правительства Москвы от 9.08.2005 года № 588-ПП «Об аварийном отключении 24–26 мая 2005 года электроснабжения в г. Москве и мерах по совершенствованию городского энергоснабжения». Этим документом предусмотрен целый комплекс мероприятий по развитию генерирующих мощностей и энергетических сетей, диспетчерского взаимодействия, а также целый ряд организационно-технических мероприятий, направленных на координацию совместных действий энергетических компаний и городских структур.
В-пятых, подготовлено Постановление Правительство Москвы по строительству электроподстанций в 2006–2007 годах для обеспечения программы жилищного и социального строительства.
И целый ряд других мероприятий, среди которых переустройство воздушных линий электропередачи, кабелей, перевод городских электрических сетей на напряжение 220–20 кВ и т. д. Все они основываются на внедрение энергосберегающих и энергоэффективных технологий.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №7'2005
Подписка на журналы