Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 107-91-50 ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"

АВОК ассоциированный
член
...
Реклама ООО "Катюша" | ИНН 1659212383 | Erid: 2VtzquyHfbr
Summary:

Маркировка энергоэффективности оборудования

Описание:

Энергетическая стратегия современной цивилизации предусматривает рост энерговооруженности экономики при сдерживании расходов топливно-энергетических ресурсов и сопутствующего экологического ущерба. Базовым элементом решения этой противоречивой задачи является энергосбережение.

Маркировка энергоэффективности оборудования

Энергетическая стратегия современной цивилизации предусматривает рост энерговооруженности экономики при сдерживании расходов топливно-энергетических ресурсов и сопутствующего экологического ущерба. Базовым элементом решения этой противоречивой задачи является энергосбережение.

Помимо традиционных направлений энерго-сбережения, получивших развитие после энергетического кризиса 1970-х годов, в последние годы сформировалось еще одно направление – маркировка энергоэффективности оборудования и изделий. Суть маркировки состоит в том, что на основе анализа и тестирования энергопотребления в группе изделий каждому из них присваивается определенный индекс энергоэффективности, фиксируемый в технической документации. Кроме того, этот индекс наносится на изделие в виде красочной этикетки.

В целях унификации шкала энергоэффективности для всех групп маркируемых изделий разбивается на несколько классов.

В частности, в странах ЕС предусмотрено 7 групп энергоэффективности с буквенными индексами от А (самый энергоэффективный класс) до G (самый высокий уровень энергопотребления).

Внешний вид этикетки энергоэффективности представлен на рисунке.

Введение маркировки энергоэффективности является обязательным требованием в странах ЕС и регламентируется директивой 2005/32/ЕС Европейского парламента.

Маркировка уже введена во многих странах: США, Австралия, Япония, Южная Корея, Китай, ряд стран Латинской Америки, Африки.

По мере накопления опыта и информации в маркировку энергоэффективности вовлекается все большее количество оборудования, изделий и материалов.

Начиналась маркировка в 1990-х годах с электробытовой техники. Результаты повышения энергоэффективности бытовых холодильников и морозильников превзошли все ожидания. В странах, входящих в Международное энергетическое агентство (International Energy Agency – IEA), в 1990 году находилось в эксплуатации 315 млн холодильников и 91 млн морозильников, которые потребляли 335,3 млрд кВт • ч в год, к 2000 году их число возросло в 1,25 раза, а энергопотребление сократилось до 314,6 млрд кВт • ч в год.

Для сравнения, сэкономленная на бытовых холодильниках энергия в странах IEA превышает энергопотребление всего московского региона.

Вслед за холодильниками стали маркироваться стиральные и посудомоечные машины, водонагреватели, бытовые кондиционеры, осветительные приборы.

В настоящее время идет борьба за увеличение доли энергосберегающих осветительных ламп (флюоресцентные светильники потребляют в 5–6 раз меньше электроэнергии, чем лампы накаливания). Потенциал энерго-сбережения в осветительных технологиях в странах IEA оценивается в 150–200 млрд кВт • ч в год.

Пока объем применения энергосберегающих светильников оценивается в разных странах от 1 до 5 %.

Вслед за бытовой техникой в отдельных странах переходят к маркировке энергоэффективности промышленного оборудования (насосов, чиллеров, теплообменников, электродвигателей, генераторов и т. п.) и автомобильного транспорта. Есть первый опыт маркировки энергоэффективности в строительстве. Стоимость выставленного на продажу здания в Австрии существенно зависит от его индекса энергоэффективности.

Энергоэффективное изделие стоит зачастую существенно дороже обычного. Что же заставляет и стимулирует потребителя выкладывать дополнительные средства, а производителя выпускать новую технику?

Обобщая опыт разных стран, использующих маркировку энергоэффективности изделий, можно выделить следующие направления продвижения энергосберегающей продукции:

– обязательность маркировки энергопотребляющего оборудования и изделий;

– директивные ограничения производства и продажи энергоемкой техники;

– ограничение импорта: так, например, в страны EС запрещен ввоз изделий классов энергоэффективности F и G;

– информационно-пропагандистские меры, разъясняющие экономическую выгоду энергоэффективного оборудования при эксплуатации, его экологическую эффективность.

Впрочем, в ряде стран директивные методы сочетаются с системой добровольной сертификации оборудования на энергоэффективность. Ведущие западные производители с пониманием и заинтересованностью отнеслись к требованиям энергоэффективности изделий, и в настоящее время марка энергоэффективности столь же значимая характеристика конкурентоспособности товара, как качество, надежность, дизайн. Можно считать, что в ЕС модернизация техники по критерию энергоэффективности выходит на одно из первых мест. Такая же тенденция наблюдается в изменении приоритетов потребительских свойств товаров и у покупателей.

Австрийская маркировка энергоэффективности частного дома площадью 186 м2

Австрийская маркировка энергоэффективности частного дома площадью 186 м2

Насколько объективна информация маркировки энергоэффективности товара, который мы покупаем в магазине? Ведь даже в одной группе изделий наблюдается большое разнообразие свойств, влияющих на энергопотребление: размеры, мощность, режимы работы и т. п.

Выработаны критерии и регламенты тестирования на энергопотребление различных сходных групп изделий. В большинстве случаев результаты испытаний обрабатываются в относительных показателях, например, отношение потребляемой электрической мощности к полезной холодопроизводительности кондиционера. Весь диапазон характеристик энергопотребления однотипных изделий, присутствующих на рынке ЕС, от самых совершенных до самых энергорасточительных делится на 7 групп по классам энергоэффективности от А до G с фиксированным диапазоном относительных показателей в каждой группе.

Порядок идентификации энергоэффективности изделия в разных странах отличается. Испытания могут проводиться в государственных сертификационных центрах, в независимых аккредитованных лабораториях или непосредственно самим предприятием-изготовителем.

Разработанная методология маркировки энергоэффективности изделий достаточно универсальна и наглядна. Достаточно увидеть на холодильнике, кондиционере или автомобиле этикетку с буквой А, чтобы быть уверенным, что это изделие относится к высшему классу энергоэффективности.

Каково положение с энергоэффективностью в России? Нужна ли нам международная система маркировки энергоэффективности изделий?

Закон «О техническом регулировании» устанавливает обязательность соблюдения требований «охраны окружающей среды» и «предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей». Разработан ряд ГОСТов, определяющих требования к энергоэффективности изделий, в том числе ГОСТ Р 51388–99 «Информирование потребителей об энергоэффективности изделий бытового и коммунального назначения».

По результатам опросов приоритетов потребительских свойств (цена, бренд, дизайн и т. п.) наши покупатели отмечают энергоэффективность на одном из последних мест.

К сожалению, действующая нормативная база в области энергоэффективности в нашей стране не оказывает существенного влияния на энергосбережение. Так, в Москве действуют территориальные строительные нормы МГСН 2.010–99 «Энергосбережение в зданиях». Мосгорэкспертиза требует разработки в рамках строительных проектов раздела «Энергоэффективность».

Но, несмотря на усилия московских властей, в массовое строительство закладываются энергорасточительные решения по прямой трансформации электрической энергии в тепловую в тепловых воздушных завесах, системах обогрева полов, пандусов, открытых площадок и переходов; нередко приходится сталкиваться с использованием электрокалориферов в системах кондиционирования и вентиляции, с использованием несовершенных светильников с лампами накаливания, с неэффективными холодильными машинами, вентиляторами, насосами.

По нашему мнению, маркировка энергоэффективности может стать действенным инструментом по выработке стратегии энергосбережения в строительстве.

Уже на стадии технического задания на проектирование могут быть заложены требования по энергоэффективности всего здания и отдельных его инженерных систем, оборудования, изделий и материалов, обеспечивающих заданный уровень энергосбережения.

Россия присоединилась к Киотскому протоколу, готовится к вступлению в ВТО, страна располагает огромным потенциалом энергосбережения, в экономике взят курс на приоритетное развитие высокотехнологичных производств. Безусловно, нам необходимо интегрироваться в международную систему маркировки энергоэффективности, и такой проект готовится Минобрнауки РФ при поддержке Программы развития ООН и Глобального экологического фонда.

Реализация проекта в нашей стране сопряжена с необходимостью решения достаточно сложных проблем. Наша страна обладает уникальными запасами топливно-энергетических ресурсов, и внутренние цены на энергию всегда были значительно ниже мировых. В определенной степени это предопределило энергозатратность нашей экономики. Энергоемкость нашего ВВП превышает в 2,0–3 раза уровень стран ЕС.

В условиях низких энергоэксплуатационных за-трат энергоэффективность изделий и оборудования не является приоритетом ни у производителей, ни у потребителей.

Объективно энергоэффективная добавка к цене холодильника за счет эксплуатационных затрат в странах ЕС окупается за 3–5 лет, в нашей стране за 10–15 лет.

С другой стороны, к настоящему времени в большинстве регионов страны прогрессирует тенденция роста дефицита энергетических мощностей. Так, инвестиционная составляющая присоединения для потребителя дополнительно 1 кВт электроэнергии в московском регионе оценивается в 45 000 рублей.

Высвободить у потребителя этот киловатт электроэнергии за счет замены обычных ламп накаливания на энергосберегающие светильники обойдется всего в 2 000–3 000 рублей при увеличении их срока службы в 3–5 раз.

Или другой пример: для выработки 1 000 кВт • ч холода в системах кондиционирования воздуха могут быть использованы традиционные машины на базе поршневых компрессоров с расходом электроэнергии в 400 кВт • ч, а могут быть применены более дорогие машины с винтовым компрессором и расходом электроэнергии в 200 кВт • ч. Инвестиционная разница в подводе электроэнергии составит 9 млн рублей – что намного превышает стоимость самых дорогих холодильных машин, не говоря уже об эксплуатационной экономии не менее чем в 0,5 млн рублей в год.

Маркировка энергоэффективности может стать хорошим подспорьем в реализации программы энерго-сбережения в сферах строительства, эксплуатации общественных зданий (школ, больниц, поликлиник, спорткомплексов, административных учреждений и т. п.), государственных закупок для министерств и ведомств (МЧС, Минобороны, Минкультуры и др.). Именно в этих сферах могут рационально сочетаться добровольные и директивные направления реализации энергоэффективных технологий.

Более сложный и продолжительный путь следует прогнозировать для вовлечения в энергосбережение через маркировку энергоэффективности для бытовых потребителей и коммерческих структур. Акцент в этой работе придется на информационно-пропагандистское направление.

Другой тяжелейшей проблемой является модернизация технологий отечественных производств. Все понимают, что в условиях международной интеграции и продекларированного курса на роль ведущей энергетической державы необходимо радикальное обновление технологий производства энергетического и энергопотребляющего оборудования и изделий. Формальное одномоментное введение международных требований энергоэффективности оборудования и изделий поставит на грань банкротства большую часть отечественных производств.

Необходим достаточно продолжительный период и эффективная государственная поддержка модернизации наших заводов.

Отечественное энергетическое машиностроение по ряду позиций уже утратило свои позиции. Многие наши разработки уступают технологиям энергетического машиностроения европейских, американских, юго-восточных стран (фирмы «Сименс», «Хитачи», «Тошиба» и др.). Рынки энергопотребляющего бытового оборудования в значительной мере монополизированы импортом (бытовые кондиционеры, электрорадиаторы, холодильники, посудомоечные и стиральные машины и т. п.).

Наша нормативно-законодательная база в области энергосбережения в значительной мере носит декларативный характер и не ориентирована на поддержку повышения энергоэффективности продукции наших заводов.

Задачи, стоящие перед проектом маркировки энергоэффективности в нашей стране, в первую очередь направлены на содействие повышению энергоэффективности нашей экономики, интеграции передовых отечественных и зарубежных энергосберегающих технологий, их полномасштабной реализации, совершенствованию нормативно-законодательной базы в области энергоэффективности, пропаганде экологии и бережливого отношения к энергетическим ресурсам самых широких слоев населения.

Проект открыт для участия в нем квалифицированных заинтересованных организаций и специалистов в области энергопотребляющего инженерного оборудования, какими являются большинство членов НП «АВОК».

Поделиться статьей в социальных сетях:

Все иллюстрации приобретены на фотобанке Depositphotos или предоставлены авторами публикаций.

Статья опубликована в журнале “АВОК” за №8'2006



Статьи по теме

Реклама на нашем сайте
...
ООО «Арктика групп» ИНН: 7713634274 erid: 2VtzqvPGbED
...
Реклама / ООО «ИЗОЛПРОЕКТ» / ИНН: 7725566484 | ERID: 2Vtzqw8FGZ4
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Реклама на нашем сайте
...
реклама ООО "БДР ТЕРМИЯ РУС" / ИНН: 7717615508 / Erid: 2VtzqvBV5TD
BAXI
...
реклама ООО «ВЕНТЕХ» / ИНН: 6825007921 / Erid: 2Vtzqux3SzJ
Онлайн-словарь АВОК!