Городская система управления энергоэффективностью и энергосбережением
Располагаемый потенциал энергосбережения в Москве как по тепловой, так и по электрической энергии составляет 25–30 %. При подобной величине потенциала энергосбережения и с учетом наметившегося дефицита энергетических мощностей, возникших трудностях с передачей и распределением энергоресурсов вопросы энергосбережения и эффективного использования энергоресурсов приобретают первостепенное значение, поскольку реализация энергосберегающих проектов в значительной мере является альтернативой строительству новых энергетических мощностей, позволяющей минимизировать многомиллиардные бюджетные затраты.
Городская система управления энергоэффективностью и энергосбережением
Располагаемый потенциал энергосбережения в Москве как по тепловой, так и по электрической энергии составляет 25–30 %. При подобной величине потенциала энергосбережения и с учетом наметившегося дефицита энергетических мощностей, возникших трудностях с передачей и распределением энергоресурсов вопросы энергосбережения и эффективного использования энергоресурсов приобретают первостепенное значение, поскольку реализация энергосберегающих проектов в значительной мере является альтернативой строительству новых энергетических мощностей, позволяющей минимизировать многомиллиардные бюджетные затраты.
Москва – город со статусом российского региона, который не имеет аналогов по численности населения и при этом относится к крупнейшим потребителям топливно-энергетичес-ких ресурсов. Суммарная величина приходной части топливно-энергетического баланса Москвы в 2006 году достигла 46,5 млн т. у. т. (без учета нефти – порядка 33 млн т. у. т.).
В основном городское государственное регулирование в области энергосбережения, в том числе разработка программ энергосбережения (городских, территориальных, ведомственных), контроль их выполнения, входят в функции Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы.
Технические функции по реализации энергосберегающей политики выполняло ГУП г. Москвы «Московское агентство по энергосбережению» (в составе ДепТЭХ), образованное Постановлением Правительства Москвы от 27 октября 1992 года № 897 «Об основных направлениях энергосбережения в Москве на период до 1995 года». В 2006 году агентство реструктуризировано в КП «Московская энергетическая дирекция» с переносом приоритета хозяйственной деятельности от энергосбережения к строительству энергетических объектов. В результате чего сократился объем выполняемых работ по тематике энергосбережения, изменился кадровый состав специалистов и руководителей. Распоряжением мэра Москвы от 28 февраля 2008 года № 41-РМ «О распределении обязанностей между членами Правительства Москвы» КП «МЭД» передано из Комплекса городского хозяйства (руководитель Комплекса возглавляет Городскую Комиссию по энергосбережению) в состав Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции г. Москвы.
Кроме того, регулированием энергосбережения в городе занимается РЭК Москвы в рамках программы тарифа экономического развития и Мосгосэкспертиза в рамках раздела «Энергоэффективность» проектно-сметной документации по строительству.
Комплексная городская программа энергосбережения – это основной инструмент проведения политики государственного регулирования в области энергосбережения и энергоэффективности.
В Москве разработано две комплексные программы энергосбережения:
1. Городская программа по энергосбережению на 2001–2003 годы.
2. Городская целевая программа энергосбережения на 2004–2010 годы, действующая в настоящее время.
Ни одна из этих программ государственным заказчиком-координатором через Мосгордуму проведена не была, и, как следствие, централизованное бюджетное финансирование практически отсутствовало.
Финансирование реализации программных мероприятий осуществлялось за счет внутренних средств бюджетных организаций, префектур административных округов и собственных средств промышленных предприятий.
Орган управления городской программой энергосбережения до сих пор не создан, несмотря на то что это предусмотрено положениями программы 2004–2010 годов и предписано Постановлением Правительства Москвы от 17 января 2006 года № 33-ПП «О порядке разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации городских целевых программ в г. Москве».
За последние годы разработаны и внедряются программы энергосбережения на муниципальном и ведомственном уровнях. Эти программы не носят комплексного подхода к энергоэффективному использованию энергетических ресурсов.
Попытки организовать контролирующие органы в области эффективного использования энергоресурсов определены следующими основными нормативными правовыми актами Правительства Москвы:
– распоряжением премьера Правительства Москвы от 12 апреля 1993 года № 613-РП «О комиссии по реализации программы энергосбережения»;
– распоряжением премьера Правительства Москвы от 14 ноября 2000 года № 1117-РП «О комиссии по энергосбережению»;
– Постановлением Правительства Москвы от 19 декабря 2006 года № 991-ПП «О комиссии по энергосбережению»;
– Постановлением Правительства Москвы от 6 апреля 2004 года № 188-ПП «О межведомственной комиссии по тепло-, электро-, газо- и водоснабжению объектов г. Москвы»;
– Постановлением Правительства Москвы от 6 ноября 2007 года № 969-ПП «О межведомственной комиссии по тепло-, электро-, газо- и водоснабжению объектов г. Москвы»;
– «Положением об организации мониторинга выполнения заданий Городской целевой программы энергосбережения по повышению энергоэффектив-ности в экономике и социальной сфере города». Утверждено первым заместителем мэра Москвы в Правительстве Москвы П. Н. Аксеновым № 4-36-20576/4 от 28 декабря 2004 года.
Состояние дел в городе на настоящий момент описано в «Концепции городской целевой программы “Энергосбережение в г. Москве на 2009–2013 годы и на перспективу до 2020 года” и о первоочередных мероприятиях на 2008 год», утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2007 года № 1078-ПП: «Анализ существующего положения в области энергосбережения показывает, что основные принципы энергосберегающей политики города, определенные ст. 4 Закона г. Москвы "Об энергосбережении в г. Москве", не реализуются в полном объеме из-за отсутствия четко определенных практических механизмов проведения энергосберегающей политики и неопределенности полномочий исполнительных органов влас-ти в части обеспечения должного контроля за осуществлением энергосберегающих проектов и мероприятий.
При дальнейшем сохранении таких тенденций неизбежен интенсивный рост генерирующих мощностей, что в конечном итоге приведет к острой нехватке природного газа – основного вида топлива на выработку энергоресурсов».
Сложившаяся ситуация настоятельно диктует необходимость создания городской системы управления энергоэффективностью и энергосбережением.
Масштабы города, сложная и разветвленная система административного управления городом, объемы потребления и производства энергоресурсов требуют создания с точки зрения теории управления многоуровневой системы с распределенными параметрами.
Приблизительно структура городской системы управления энергоэффективностью и энергосбережением видится в таком виде:
– уполномоченная управляющая организация;
– административные округа, департаменты Правительства Москвы, энергогенерирующие компании;
– муниципалитеты административных округов;
– конечные потребители и производители энергетических ресурсов.
На вершине многоуровневой вертикали городской системы управления энергоэффективностью и энергосбережением должна стоять самостоятельная ведомственная структура Правительства Москвы (оптимально – в ранге департамента, минимум – управления). В противном случае функционирование системы погрязнет в ведомственных и внутриведомственных барьерах, бюрократических препонах.
Один пример. В развитие московского закона об энергосбережении КП «МЭД» в конце 2006 года разработало более десятка нормативных документов, часть из которых требует утверждения на уровне Правительства Москвы. Процедура согласования материалов и подготовка распорядительного акта длится до сих пор.
Основные цели создания структуры:
– практическая реализация положений Закона г. Москвы «Об энергосбережении в г. Москве» от 5 июля 2006 года № 35;
– городское государственное регулирование в области энергосбережения организаций, независимо от их организационно-правовых форм и физических лиц, направленное на эффективное использование энергетических ресурсов при их производстве, транспорте, преобразовании и потреблении;
– организация и централизация достоверных информационных потоков, их анализ, выработка управ-ляющего воздействия применительно к городской системе управления энергоэффективностью и энергосбережением.
Подробнее об основных решаемых задачах:
– координация взаимодействия всех субъектов системы управления;
– разработка и корректировка правовой и нормативной базы энергоэффективности и энергосбережения на территории Москвы в соответствии с федеральным и московским законодательством;
– разработка порядка подготовки топливно-энергетического баланса города, его мониторинг, анализ и прогнозирование энергопотребления;
– разработка, управление городской целевой прог-раммой энергосбережения, мониторинг выполнения программы;
– координация разработки и реализации территориальных программ энергоэффективности административных округов и отраслевых программ департаментов Правительства Москвы;
– разработка и внедрение системы лимитирования (нормирования) потребления энергоресурсов для потребителей Комплекса социальной сферы города, включая мониторинг потребления и перспективное прогнозирование бюджетных затрат на энергоресурсы;
– обеспечение мониторинга результатов программы проведения энергетических обследований промышленных предприятий – крупных потребителей топливно-энергетических ресурсов;
– организационное обеспечение обязательной энергетической паспортизации объектов Комплекса социальной сферы города;
– создание и поддержание системы аккредитации организаций-энергоаудиторов для проведения энергетических обследований потребителей топливно-энергетических ресурсов и энергетической паспортизации объектов промышленности, ЖКХ и социальной сферы Москвы;
– взаимодействие с организациями науки и промышленности в части разработки и внедрения энергоэффективных технологий и оборудования;
– формирование предложений по конкурсному отбору энергоэффективных проектов и мероприятий на размещение средств бюджета Москвы;
– совместная с органами федеральной власти разработка и реализация проектов в области развития энергоэффективности в Москве;
– подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области энергоснабжения и энергосбережения;
– массовая пропаганда идеи энергосбережения среди населения.
Разработка и внедрение системы управления энергоэффективностью и энергосбережением потребует финансовых вложений, при этом, как известно из многолетней практики, городские власти будут иметь желание получить стакан алмазов за рубль, забывая при этом, сколько десятков миллиардов бюджетных рублей идет на финансирование объектов генерации энергоресурсов.
Продолжительность внедрения будет зависеть от объемов и своевременности финансовых потоков. Кроме того, потребуется преодолеть:
– человеческий фактор (нам этого не нужно, а зачем это вам нужны сведения о нашем объекте?);
– отсутствие материальной заинтересованности исполнителей;
– правовую и техническую безграмотность весьма значительного числа специалистов всех уровней (особенно в сфере ЖКХ и Комплексе социальной сферы города), занимающихся вопросами энергоснабжения и энергосбережения.
Разработка действенной городской системы управления энергоэффективностью и энергосбережением уже и сама по себе сложная задача, требующая привлечения высококлассных профессионалов различных областей знаний. Внедрение системы потребует осознанной жесткой политической воли на самом верху властных структур города. Энергосбережение на уровне Москвы без системы управления – пустой звук.
Литература
1. Закон г. Москвы от 5.07.2006 года № 35 «Об энергосбережении в г. Москве».
2. Постановление Правительства Москвы от 11.12.2007 года № 1078-ПП «О концепции городской целевой программы “Энергосбережение в г. Москве на 2009–2013 годы и на перспективу до 2020 года” и о первоочередных мероприятиях на 2008 год».
3. Смотрелкин В. М. О системе лимитирования (нормирования) потребления энергоресурсов бюджетными организациями Комплекса социальной сферы г. Москвы // Энергосбережение. – 2007. – № 2. – С. 6–7.
4. Смотрелкин В. М. Совершенствование правовой и нормативной базы управления энергоэффективностью и энергосбережением в Москве // Энергосбережение. – 2007. – № 3. – С. 10–11.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №3'2008
Статьи по теме
- Системы климатизации помещений тюрем и следственных изоляторов. Опыт США
АВОК №4'2011 - Мировые тенденции в области ОВК: мнения экспертов
АВОК №8'2014 - Энергопотребление регионов России. О реальной динамике и о качестве статистики
Энергосбережение №5'2016 - Повышение эффективности энергоснабжения в северных регионах России
Энергосбережение №3'2017 - Проблемы и задачи энергосбережения в Республике Саха (Якутия)
Энергосбережение №4'2003 - Экспресс-анализ потенциала энергосбережения как инструмент повышения энергоэффективности регионов России
Энергосбережение №7'2017 - Оптимизация энергопотребления новых и реконструируемых зданий в США
АВОК №5'2011 - Эффективный возврат теплоты на литейных заводах
АВОК №8'2014 - Повышение энергетической эффективности многоквартирных домов. Проблемы и приоритетные задачи
Энергосбережение №5'2016 - Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов в России. Опыт, анализ, предложения
Энергосбережение №4'2017
Подписка на журналы