Проблемы и задачи энергосбережения в Республике Саха (Якутия)
В Республике Саха (Якутия) на сегодняшний день существует реальная база для решения проблем энергосбережения. Работает Закон Республики Саха (Якутия) «Об энергосбережении и эффективном использовании энергии», а также Республиканская целевая программа «Энергосбережение Республики Саха (Якутия) на 2001–2005 годы».
Проблемы и задачи энергосбережения в Республике Саха (Якутия)
В Республике Саха (Якутия) на сегодняшний день существует реальная база для решения проблем энергосбережения. Работает Закон Республики Саха (Якутия) «Об энергосбережении и эффективном использовании энергии», а также Республиканская целевая программа «Энергосбережение Республики Саха (Якутия) на 2001–2005 годы».
Закон Республики Саха (Якутия) «Об энергосбережении и эффективном использовании энергии» опирается на Федеральный закон об энерго-сбережении и регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения, в процессе создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов.
Государственными органами управления Республики Саха (Якутия) в области энергосбережения являются:
- Правительство Республики Саха (Якутия);
- уполномоченный республиканский государственный орган исполнительной власти – Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия);
- Государственный комитет ценовой политики – Республиканский энергетический комитет (ГКЦП – РЭК);
- территориальные органы государственного надзора (ФГУ «Якутгосэнергонадзор», Госнефтеинспекция, Госгортехнадзор).
Основными принципами энергосберегающей политики являются:
- приоритет эффективности использования топлива и энергии над увеличением их добычи и производства;
- обязательность учета и контроля расхода используемых и отпускаемых энергоносителей юридическими лицами, а также учета физическими лицами получаемых ими энергетических ресурсов;
- сочетание интересов в энергосбережении потребителей, поставщиков и производителей топлива и энергии;
- обеспечение государственной финансовой поддержки программ и проектов повышения эффективности использования энергоресурсов и развития нетрадиционной энергетики;
- привлечение энергопроизводящих организаций в процесс повышения эффективности использования энергоресурсов и развития нетрадиционной энергетики.
Республиканская целевая программа «Энергосбережение Республики Саха (Якутия) на 2001–2005 годы» выполнена в соответствии с распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) «О разработке целевой программы “Энергосбережение Республики Саха (Якутия) на 2001–2005 годы”» и Законом Республики Саха (Якутия) «Об энергосбережении и эффективном использовании энергии».
Затраты Республики Саха (Якутия) на удовлетворение своих потребностей в топливе и энергии очень велики. Доля продукции топливно-энергетического комплекса в республике составляет 17 % от общего объема промышленного производства. Для удовлетворения внутренних энергетических потребностей республики используется 52 % объема продукции ТЭК (более 7 100 тыс. т. у. т.), 15 % потребляемых энергоресурсов (более 1 100 тыс. т. у. т.) завозится из-за пределов республики (горюче-смазочных материалов).
Высокая энергоемкость экономики республики обусловлена ее климатическими особенностями. Сложность жизнеобеспечения населения республики связана не только с долгой и морозной зимой, но и с большой территорией – более чем 3 млн км2, что составляет 1/5 часть территории России. Расстояния между населенными пунктами в отдельных улусах порой составляют 600–700 км. Слаборазвитая транспортная инфраструктура, сезонность завоза основных грузов, нефтепродуктов накладывают дополнительные расходы и трудности в энергообеспечении республики.
Большое негативное влияние на эффективность энергоиспользования оказывают энергорасточительство и бесхозяйственность, плохо налаженный и необустроенный соответствующим приборным парком контроль учета и регулирование использования топлива и энергии.
В республике до сих пор отсутствует Центр энергосбережения, который должен являться основным координатором реализации Республиканской целевой программы. Из-за недостаточной оснащенности приборами учета тепловой энергии и отсутствия Центра энергосбережения энергоснабжающие организации составляют договорные нагрузки по тепловой энергии потребителей расчетным путем. Оплата за тепловую энергию без средств коммерческого учета происходит исходя из договорных величин с учетом коэффициента температуры наружного воздуха.
Отделом энергоэффективности ФГУ «Якутгосэнергонадзор» был проведен анализ в плане фактического потребления и договорных величин тепловой энергии объектами Управления образования города Якутска. Для анализа были выбраны два типичных детсада: Детсад № 3, объемом 13 172 м3, оснащенный прибором коммерческого учета тепловой энергии (рис. 1), и детсад № 2, объемом 12 734 м3, без прибора коммерческого учета тепловой энергии (рис. 2).
Рисунок 1. Фактические и договорные показатели потребления тепловой энергии детсадом № 3 |
Рисунок 2. Фактические и договорные показатели потребления тепловой энергии детсадом № 2 |
Из приведенных графиков хорошо видно, что расхождение между договорными величинами и фактическим потреблением увеличивается с применением теплосчетчика. Фактическое потребление от договорных величин составило по детсаду № 3 – 83 %, по детсаду № 2 – 95 %. Разница в оплате за 2002 год по теплоэнергии между только двух рассмотренных детсадов составляет 54 тыс. руб. за год.
Выделение расходов на оплату отопления и освещения помещений организациям бюджетной сферы происходит на основании договорных величин. В среднем фактическое потребление тепло- и электроэнергии составляет 84 % от средств, выделяемых из бюджетов различных уровней, что в целом считается нормальным. Но с учетом наших климатических условий (продолжительной зимы, короткого дня и большого потребления теплоэнергии зданиями) разница в денежном эквиваленте составит сумму около 243 млн руб. по всей республике. Оснащенность объектов бюджетной сферы средствами учета тепловой энергии составляет всего 2,8 %, что, естественно, сказывается, в первую очередь на республиканском бюджете.
Неэффективное использование топлива и энергии в нашей экономике обусловлено также несовершенством действующих правовых, финансово-экономических и тарифно-ценовых механизмов, слабо стимулирующих производителей и потребителей энергоресурсов снижать затраты на топливо и энергию. Отделом энергоэффективности ФГУ«Якутгосэнергонадзор» были подготовлены и переданы в Правительство Республики Саха (Якутия) материалы о необоснованном применении штрафных санкций к организациям бюджетной сферы со стороны энергоснабжающих организаций за превышение температуры обратного теплоносителя, на основании чего было принято постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 октября 2001 года за № 565 «О штрафных санкциях за превышение температуры обратного теплоносителя в системах теплоснабжения». ОАО АК «Якутск-энерго» обратилось в Верховный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, ссылаясь на то, что их положения нарушают права ОАО АК «Якутскэнерго» и приняты они с превышением полномочий Правительства Республики Саха (Якутия), поскольку содержат нормы гражданского законодательства. Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2001 года в удовлетворении заявления ОАО АК «Якутск-энерго» отказано. В кассационной жалобе в Верховный суд Российской Федерации ОАО АК «Якутск-энерго» ставился вопрос об отмене решения суда Республики Саха (Якутия) по мотиву его незаконности. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации определила: решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2001 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО АК «Якутск-энерго» – без удовлетворения.
Энергозатратность производств все в большей степени определяется постоянно возрастающей долей устаревших производственных фондов, изношенностью оборудования, нехваткой квалифицированных кадров в области энергосбережения. Не проводится обучение и пропаганда эффективных методов экономии энергоресурсов среди населения.
Таким образом, в силу объективных причин в энергетике Якутии накопился ряд проблем, требующих безусловного решения:
- износ оборудования и устаревшие технологии на энергетических источниках;
- растущая зависимость экономического положения потребителей топливно-энергетических ресурсов от цен и тарифов;
- низкая эффективность производства и потребления топливно-энергетических ресурсов;
- высокая нагрузка, создаваемая энергосистемами на экологию республики.
Совокупность указанных проблем подрывает основу энергетической безопасности республики, оказывает сдерживающее влияние на развитие реального сектора экономики, ухудшает экологическую и социальную обстановку. Для обеспечения энергетической безопасности необходимо вместе с ростом производства энергетических ресурсов осуществлять их активное сбережение.
Основным направлением реализации республиканской Программы энергосбережения является обеспечение социально-экономического развития районов в период до 2005 года за счет ускоренного перевода экономики Республики Саха (Якутия) на энергосберегающий путь.
Основными задачами в области энергосбережения в Республики Саха (Якутия) являются:
- снижение затрат бюджетных средств на оплату энергоресурсов и дотационные выплаты из бюджета;
- повышение КПД действующих энергоустановок;
- уменьшение энергетической зависимости республики от завозимых извне топливных ресурсов;
- повышение теплозащиты зданий, сооружений, сетей;
- снижение удельных расходов топливно-энергетических ресурсов в ТЭК и ЖКХ;
- снижение удельного потребления энергии на единицу выпускаемой продукции на предприятиях промышленности, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в быту, сельском хозяйстве и т. д.;
- расширение применения технических средств измерений, учета и регулирования энергоресурсов;
- улучшение метрологического контроля, надзора и статического наблюдения за расходом энергоресурсов;
- сформирование действенных экономических и финансовых механизмов энергосбережения;
- повышение реальных доходов населения и прибыли предприятий за счет снижения платежей за энергию;
- повышение научно-технического потенциала республики.
Реализация энергосберегающей стратегии может оказать широкое и многогранное положительное влияние на развитие экономики республики и в том числе на совершенствование производственных, транспортных и коммунально-бытовых технологий, на рост внутреннего валового продукта и в конечном итоге на повышение уровня жизни якутян.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №4'2003
Статьи по теме
- Энергетика Екатеринбурга
Энергосбережение №6'2001 - Энергосбережение – одно из основных направлений выхода из энергетического дефицита
Энергосбережение №2'2007 - Политика Финляндии по энергосбережению
Энергосбережение №6'2001 - Вопросы энергосбережения: где найти информацию
Энергосбережение №3'2007 - Качество микроклимата и энергосбережение – стратегические задачи «АВОК»
АВОК №4'2002 - Энергосбережение – решение проблемы изменения климата
Энергосбережение №5'2007 - VIIKKI – новый взгляд на энергосбережение
АВОК №6'2002 - Программа энергосбережения Республики Бурятия
Энергосбережение №6'2007 - Энерго- и водосбережение в жилых и общественных зданиях. Проблемы и перспективы
Энергосбережение №1'2002 - Энергосбережение в жилищном фонде Москвы в свете проводимых реформ
Энергосбережение №8'2007
Подписка на журналы