Программа энергосбережения Республики Бурятия
На основе повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в регионах может быть определена зависимость региональной экономики от объемов и качества ввозимых энергоресурсов, снижены бюджетные дотации на энергообеспечение, уменьшены вредные выбросы в окружающую среду [1–3]. В статье приводится опыт Республики Бурятия в решении вопросов энергосбережения, и отмечаются основные направления, способствующие снижению энергопотребления в данном регионе.
Программа энергосбережения Республики Бурятия и ее нормативно-правовое обеспечение
На основе повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в регионах может быть определена зависимость региональной экономики от объемов и качества ввозимых энергоресурсов, снижены бюджетные дотации на энергообеспечение, уменьшены вредные выбросы в окружающую среду [1–3]. В статье приводится опыт Республики Бурятия в решении вопросов энергосбережения, и отмечаются основные направления, способствующие снижению энергопотребления в данном регионе.
Анализ энергопотребления в Республике Бурятия позволяет сделать следующие выводы:
– удельное энергопотребление по основным отраслям промышленности повышается;
– значительными удельными расходами ТЭР характеризуются заготовка и первичная переработка древесины, производство мяса и шерстяных тканей;
– высокие удельные показатели потребления тепла наблюдаются в целлюлозно-бумажной и текстильной промышленностях.
Резервы снижения энергопотребления отмечаются в лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, текстильной и пищевой отраслях, а также в производстве цемента и на транспорте. Большой потенциал энергосбережения имеет коммунально-бытовой сектор. Значительны нерациональные потери энергии при ее производстве, транспорте и конечном потреблении. Низкие теплозащитные характеристики зданий обусловливают повышенное энергопотребление. Устаревшие технологии, оборудование и системы освещения не позволяют увеличить эффективность использования электроэнергии. Недостаточен уровень приборного учета энергоресурсов. Низкая эффективность использования ТЭР не позволяет повысить уровень жизни населения и улучшить условия труда. Нерациональное энергопотребление приводит к росту вредных выбросов в окружающую среду и не позволяет привести качество воздуха, воды, почвы к экологическим стандартам.
Для решения задач повышения эффективности использования ТЭР на территории Республики Бурятия была разработана и реализована целевая программа энергосбережения на 1999–2003 годы, утвержденная Постановлением Правительства РБ № 210 от 8.06.1999 года. За счет реализации мероприятий программы получены существенные положительные результаты [4]. Экономический эффект составил 263 млн руб., вместо запланированного – 226,7 млн руб. За период 2000–2002 годов на трех демонстрационных объектах сэкономлено бюджетных средств на сумму 2 002,5 тыс. руб. Вложенный в программу 1 руб. затрат дал экономический эффект 2,41 руб., при плане 2,3 руб.
Анализ итогов выполнения программы энергосбережения РБ на период 1998–2003 годов показывает, что при реализации части проектов, включенных в программу, не были получены планируемые эффекты. Кроме того, оценка эффективности реализованных проектов была затруднена из-за отсутствия соответствующих методик и системы отчетности. В республике практически отсутствует система стимулирования энергосберегающей деятельности. За редкими исключениями, не применяются меры материального стимулирования за результаты, достигнутые в сфере энергосбережения. Не эффективна система информирования об энергосберегающей политике правительства РБ.
Для разрешения сложившейся проблемной ситуации правительством республики сформулирована генеральная цель политики энергосбережения: создание организационных, правовых, экономических, научно-технических и технологических условий, обеспечивающих снижение потребления ТЭР, вовлечение неиспользуемых источников энергии, согласование интересов территории, производителей и потребителей энергии по эффективному использованию энергетических ресурсов.
Достижение целевых установок осуществляется путем реализации следующих программных мероприятий [1, 2, 7, 8]:
– совершенствование нормативно-правовой базы; реализация бюджетной, инвестиционной, тарифной и социальной политики, создание рыночных инфраструктур и финансовых механизмов энергосбережения;
– реализация механизмов управления энергосбережением, сочетающих экономическую самостоятельность предприятий и расширение полномочий органов местного самоуправления;
– формирование общественного сознания по проблемам энергосбережения;
– проведение энергетических обследований, внедрение средств учета, контроля и регулирования энергопотребления.
Главным инструментом проведения активной энергосберегающей политики в регионах является разработка и реализация региональных программ энергосбережения.
В ст. 8 Федерального закона «Об энергосбережении» отмечается, что «энергосберегающая политика государства осуществляется на основе реализации федеральных и межрегиональных программ в области энергосбережения…».
В «Основных положениях энергетической стратегии России на период до 2020 года», одобренных Правительством РФ, подчеркивается, что «энергетическая стратегия предусматривает наделение региональных органов управления энергетическим хозяйством следующими функциями: проведение активной энергосберегающей политики на основе создания региональных программ, фондов и центров энергосбережения; именно в регионах должна быть сосредоточена основная работа по использованию потенциала энергосбережения».
Республика Бурятия имеет существенный потенциал энергосбережения. При выполнении комплексной научно-исследовательской работы «Основные направления экономического роста Республики Бурятия с позиций энергоэффективности на период до 2004–2007 годов и на перспективу до 2012 года» выявлены существенные резервы энергосбережения [6]. Использование этих резервов возможно только на основе разработки и практической реализации программы энергосбережения [5, 7]. Ниже приведена структурно-логическая схема взаимодействия блоков программы энергосбережения РБ на период 2006–2009 годов (рис. 1) и распределение финансирования по разделам (рис. 2) и годам (рис. 3).
Рисунок 1 (подробнее)
Структурно-логическая схема взаимодействия блоков программы энергосбережения |
Рисунок 2. Финансирование разделов программы |
Рисунок 3. Распределение финансирования по годам реализации |
Программа подготовлена на основании Федерального закона «Об энергосбережении» и соответствует основным положениям энергетической стратегии России на период до 2020 года. Программа одобрена Постановлением Правительства Республики Бурятия от 4.10.2005 года № 325.
При разработке программы использовались результаты научно-исследовательской работы «Основные направления экономического роста Республики Бурятия с позиций энергоэффективности на период до 2004–2007 годов и на перспективу до 2012 года», выполненной Институтом экономических исследований ДВО РАН [6], а также материалы регионального центра управления энергосбережением, г. Томск [1, 2].
Программа предусматривает реализацию значительного числа энергосберегающих проектов в промышленности, топливно-энергетическом комплексе, строительстве, сельском хозяйстве, коммунально-бытовой сфере и на транспорте. При полномасштабной реализации энергосберегающих проектов экономический эффект составит 2 140 млн руб. Эффект от вложения средств республиканского бюджета в энергосберегающие проекты планируется на уровне 2,3 руб. на рубль затрат.
Для осуществления региональной энергосберегающей политики и достижения результатов, прогнозируемых в программе энергосбережения Республики Бурятия на 2006–2009 годы, необходимы механизмы, которые позволили бы формировать государственные приоритеты и создать экономическую заинтересованность в повышении эффективности использования ТЭР как у потребителей, так и производителей топлива и энергии [1–8]. Для формирования таких механизмов, прежде всего, необходимо совершенствование нормативной базы энергосбережения на республиканском уровне и создание финансовых механизмов, обеспечивающих реализацию энергосберегающей политики в регионе. Республиканской целевой программой энергосбережения на 2006–2009 годы предполагается разработка следующих нормативно-методических документов:
– правового акта, регулирующего создание условий для функционирования рынка энергосервисных услуг на территории Республики Бурятия;
– правового акта, регулирующего порядок консолидации и использование средств на энергосбережение;
– правового акта, регулирующего стимулирование персонала организаций бюджетной сферы за практические результаты по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР);
– энергетического паспорта РБ;
– методики подготовки проектов для включения в программу энергосбережения РБ с учетом экономической и экологической эффективности, а также социальной значимости;
– системы отчетности по внедряемым проектам энергосбережения;
– методики рейтинговой оценки организаций по критерию эффективного использования ТЭР и внедрения энергосберегающих мероприятий;
– правовых актов, определяющих механизмы принудительного и поощрительного стимулирования энергосбережения в регионе, а также экономические меры содействия энергосбережению в РБ;
– методики расчета потенциала энергосбережения поселений и муниципальных образований;
– нормативного документа по обучению специалистов в области энергосбережения и их ежегодной аттестации;
– правового акта по использованию возобновляемых источников энергии на территории Республики Бурятия.
Ниже приведены концептуальные положения для основных из перечисленных выше нормативных документов и методик.
Рынок энергосервисных услуг.
В материалах центра по эффективному использованию энергии (Москва) отмечается, что энергосервисные компании (ЭСКО) превращают экономию на коммунальных издержках в капиталовложения для повышения энергоэффективности [3]. В республике есть исходные условия для формирования рынка энергосервисных услуг и эффективного управления энергоснабжением. Работу в этой сфере могут осуществлять [1–3, 7]:
– фирмы, специализирующиеся на поставках энергоэффективного оборудования и систем учета ТЭР;
– местные организации, занимающиеся установкой и обслуживанием узлов учета энергоресурсов и эксплуатацией зданий;
– дочерние предприятия ресурсоснабжающих и эксплуатационных организаций.
Основная сфера деятельность ЭСКО – практическая реализация энергосберегающих проектов. В сфере жилищно-коммунального хозяйства они могут осуществлять установку и поверку приборов учета, а также оказывать биллинговые услуги. Для промышленных и сельскохозяйственных предприятий могут выполняться следующие работы:
– проведение энергетических обследований;
– подготовка и технико-экономическое обоснование проектов энергосбережения, составление бизнес-планов;
– поиск источников финансирования;
– инженерные разработки, приобретение, монтаж и наладка оборудования;
– обучение персонала заказчика;
– эксплуатация внедренных энергоэффективных технологий;
– мониторинг уровня экономии энергоресурсов и качества электроэнергии;
– внедрение автоматизированных систем контроля и учета энергопотребления, а также систем управления энергоснабжением;
– разработка и реализация финансовых технологий, направленных на снижение фактического уровня расходов на энергообеспечение;
– разработка финансовых схем реализации энергосберегающих мероприятий с привлечением инвесторов, льготных кредитов, в том числе с использованием налоговых льгот;
– юридическое сопровождение энергосберегающих проектов.
Эффективное функционирование ЭСКО невозможно без создания соответствующей нормативной базы. На реализацию такой базы должен быть направлен пакет документов, регулирующих деятельность по оказанию энергосервисных услуг на территории РБ.
Стимулирование персонала организаций бюджетной сферы.
В регионе практически не применяются меры материального стимулирования за практические результаты, достигнутые в сфере энергосбережения. Разработка нормативного документа, регламентирующего порядок и механизмы стимулирования работников бюджетной сферы, позволит повысить эффективность использования ТЭР в бюджетных организациях, снизить затраты бюджетов всех уровней на энергообеспечение.
Энергетический паспорт РБ.
На современном этапе проблемы энергообеспечения регионов приобретают особую актуальность [2]. При этом становится необходимой разработка нормативно-технического документа – энергетического паспорта региона. На основании рекомендаций Томского центра управления энергосбережением [1, 2] предлагается структура энергетического паспорта, показанная на рис. 4.
Рисунок 4 (подробнее)
Структура энергетического паспорта |
При разработке паспорта предполагается проанализировать и обобщить результаты многочисленных энергообследований предприятий и организаций РБ, выполненные ГУ «Агентство по энергосбережению РБ», а также бывшим ФГУ «Госэнергонадзор по РБ».
Методика подготовки проектов.
Анализ предложений министерств, ведомств, предприятий и организаций РБ показывает, что в программу энергосбережения предлагаются мероприятия, направленные на решение насущных хозяйственных задач, а также проекты, имеющие низкую эффективность. Кроме того, оценка эффектов осуществляется преимущественно экспертным путем, т. к. разработчики не владеют методами определения технико-экономической эффективности энергосберегающих проектов. Вопросы социальной значимости проектных мероприятий и экологические результаты практически не учитываются.
Необходима разработка обобщенных критериев оценки экономической эффективности проектов в рыночных условиях, социальной значимости и экологичности, а также создание методики подготовки проектов для включения в программу энергосбережения РБ. Методика должна быть достаточно простой и доступной для понимания специалистам-энергетикам, не имеющим экономического и экологического образования. Основное приложение методики – проекты, претендующие на бюджетную поддержку. Для облегчения пользования к методике должен быть приложен программный продукт, реализованный в общедоступной программной среде, например, MS Excel.
Для внедрения методики необходимо предусмотреть обучение специалистов предприятий и организаций, ответственных за эффективное использование ТЭР. Для успешного усвоения материала должно быть подготовлено учебное пособие «Набор типовых решений по энергосбережению в организациях бюджетной сферы РБ с примерами расчета экономической и экологической эффективности».
Система отчетности по внедряемым энергосберегающим проектам.
Анализ итогов выполнения программы энергосбережения РБ на период 1998–2003 годов показывает, что при реализации части проектов, включенных в программу, не были получены планируемые эффекты. Для повышения реальной эффективности от проектов, включенных в республиканскую программу, необходимо создание системы отчетности по внедряемым проектам энергосбережения, а также разработка корпоративной базы данных по их реализации.
Методика рейтинговой оценки организаций по критерию энергоэффективности.
Стимулирование энергосбережения может осуществляться путем ежегодного выстраивания рейтинга муниципалитетов, предприятий и организаций по шкале энергоэффективности. Положительный эффект даст также ежегодное проведение конкурса «Энергоэффективное предприятие» с вручением дипломов и материальным поощрением организаций, финансируемых из бюджета. Для реализации этих мероприятий необходима разработка шкалы энергоэффективности [2] для муниципалитетов, бюджетных организаций, предприятий промышленности и ТЭК, энергосервисных компаний, а также методики их рейтинговой оценки по критерию эффективного использования ТЭР и внедрения энергосберегающих мероприятий. Для практической реализации методики должен быть создан программный продукт и база данных.
Механизмы стимулирования энергосбережения в регионе.
За исключением высоких тарифов на ТЭР, в республике практически отсутствует система стимулирования энергосберегающей деятельности. Необходима разработка и внедрение финансовых механизмов для принудительного и поощрительного стимулирования энергосбережения на основе тарифного и налогового регулирования, создания систем льготного кредитования энергосберегающих проектов, использования энергосберегающих перформанс-контрактов.
Литература
1. Литвак, В. В. Региональный вектор энергосбережения [Текст]: монография / В. В. Литвак, В. А. Силич, М. И. Яворский. – Томск: Научно-технический перевод, 1999.
2. Литвак, В. В. Основы регионального энергосбережения (научно-технические и производственные аспекты) [Текст]: монография / В. В. Литвак. – Томск: изд-во НТЛ, 2002.
3. Башмаков, И. А. Энергоэффективность: от риторики к действию [Текст]: монография / И. А. Башмаков. – М.: ЦЭНЭФ, 2001.
4. Дамбиев, Ц. Ц. Итоги выполнения программы энергосбережения Республики Бурятия в 1999–2003 гг. [Текст] / Ц. Ц. Дамбиев, А. В. Крюков, В. Б. Нимаев, Б. З. Тумуров // Материалы десятой Всероссийской конференции «Энергетика: экология, надежность, безопасность». – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – С. 296–304.
5. Дамбиев, Ц. Ц. Концептуальные положения программы энергосбережения Республики Бурятия [Текст] / Ц. Ц. Дамбиев, А. В. Крюков, В. Б. Нимаев // Новые экологобезопасные технологии для устойчивого развития регионов Сибири. – Т. 1. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. – С. 150–156.
6. Стратегия регионального развития: Республика Бурятия – 2015 [Текст]: монография / А. Г. Гранберг, П. А. Минакер, Л. В. Потапов и др. / Под общ. ред. А. Г. Гранберга, П. А. Минакера, Л. В. Потапова. – М.: Экономика, 2005.
7. Алексеев, С. Р. Энергосбережение в Бурятии: проблемы и перспективы [Текст]: монография / С. Р. Алексеев, Ц. Ц. Дамбиев, А. В. Крюков, В. Б. Нимаев. – Улан-Удэ, 2006.
8. Дамбиев, Ц. Ц. Энергосбережение в условиях Республики Бурятия [Текст]: учебное пособие / Ц. Ц. Дамбиев, А. В. Крюков, В. Б. Нимаев. – Улан- Удэ: Минпром РБ, 2006.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №6'2007
Статьи по теме
- Качество микроклимата и энергосбережение – стратегические задачи «АВОК»
АВОК №4'2002 - Вопросы энергосбережения: где найти информацию
Энергосбережение №3'2007 - VIIKKI – новый взгляд на энергосбережение
АВОК №6'2002 - Энергосбережение – решение проблемы изменения климата
Энергосбережение №5'2007 - Энерго- и водосбережение в жилых и общественных зданиях. Проблемы и перспективы
Энергосбережение №1'2002 - Энергосбережение в жилищном фонде Москвы в свете проводимых реформ
Энергосбережение №8'2007 - Энергосбережение в Калининградской области: проблемы и перспективы реализации
Энергосбережение №3'2002 - Городская система управления энергоэффективностью и энергосбережением
Энергосбережение №3'2008 - Энергосбережение и IT-технологии (опыт г. Краснознаменска Московской области)
Энергосбережение №6'2002 - Зарубежный опыт мотивации энергосбережения
Энергосбережение №3'2008
Подписка на журналы