Российский рынок бытовых газовых котлов
Бытовые газовые котлы являются тем видом оборудования, которое без преувеличения можно считать жизненно важным для значительной части российского населения, проживающего в сельской, а во многих регионах и в городской местности. Рынок этого оборудования сложился достаточно давно, но, тем не менее, продолжает интенсивно развиваться.
Российский рынок бытовых газовых котлов
Бытовые газовые котлы являются тем видом оборудования, которое без преувеличения можно считать жизненно важным для значительной части российского населения, проживающего в сельской, а во многих регионах и в городской местности. Рынок этого оборудования сложился достаточно давно, но, тем не менее, продолжает интенсивно развиваться.
В настоящей статье предметом исследования являются количественные
характеристики рынка. При этом авторы полагают, что читатели хорошо знакомы
с качественными характеристиками этой продукции, которая уже много лет
выпускается в России. С точки зрения источников поступления продукции
на рынок емкость рынка бытовых газовых котлов, как и рынка любой продукции,
имеет две составляющие: поставки отечественными производителями и поставки
по импорту. Рассмотрим эти составляющие более детально.
Отечественная продукция на рынке. Бытовые газовые
котлы выпускаются на многих машиностроительных предприятиях, расположенных
в различных регионах страны. Зачастую эта продукция не является профилирующей,
а интересы предприятия не выходят за границы местного рынка. Однако свыше
90% объемов выпуска приходится на предприятия, занимающие первые десять-двенадцать
мест по объемам производства.
Для этих предприятий, являющихся лидерами рынка, в табл. 1 представлены данные об объемах выпуска бытовых газовых котлов за последние 3 года.
Как видно из таблицы, с 1998 по 2000 год поставки на рынок котлов российскими производителями увеличились более чем на 20%. Однако увеличение пришлось на период с 1998 по 1999 год, а на протяжении 2000 года рост производства отсутствовал. В разрезе отдельных предприятий ситуация также не была однозначной. Так, на протяжении всего рассматриваемого периода Жуковский машиностроительный завод, «Завод Конорд», ОАО «Боринское» и «БМЗ-Викма» стабильно наращивали объемы выпуска, причем последнее из названных предприятий за два года увеличило выпуск более чем на 60%.
В то же время крупнейший производитель – «Ростовгазоаппарат»
– за последний год снизил производство котлов почти на 11%. Значительное
сокращение выпуска отмечено на «Красном котельщике», Гороховецком заводе
подъемно-транспортного оборудования, Чебоксарском ОАО «Энергозапчасть».
Тем не менее, предварительный анализ развития ситуации дает основания
говорить о том, что отсутствие общего роста поставок на рынок продукции
отечественными производителями в период 1999–2000 годов не является проявлением
каких-либо глубинных долговременных тенденций, а есть следствие локальных
проблем на конкретных предприятиях (поиск своей маркетинговой стратегии,
кадровые проблемы и т. д.). Вероятнее всего, в 2001–2002 годах рост поставок
отечественного оборудования на рынок продолжится. Это соответствует объективным
запросам рынка и достаточно благоприятному состоянию факторов, определяющих
спрос на котлы.
Таблица 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Импорт. Анализ поставок бытовых газовых котлов по импорту, проведенный на основе таможенной статистики, позволил оценить этот сегмент рынка в 2000 году следующим образом: всего ввезено около 32 тыс. единиц оборудования на общую сумму около 13,5 млн. долларов. Доли стран-поставщиков приведены в табл. 2.
Таблица 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Однако анализ структуры поставок по происхождению поставляемого оборудования показывает абсолютное доминирование итальянских фирм: на долю последних (LAMETALL, IABER, CALORTECNIKA, FERROLI, RIELO, LAMBORGHINI, MERLONI) приходится в сумме почти две трети объема поставок – существенно больше, чем в структуре поставок по странам отправления. На втором месте производители из Чехии и Словакии (DAKON NOVA, PROTHERM) – их доля в объеме поставок – около 16%. Немецкие фирмы (BOSCH, BUDERUS, DE DEITRICH, WOLF, VAILLANT) занимают третью позицию. Из числа других известных на российском рынке зарубежных производителей в 2000 году поставки осуществляли BRADFORD (США), KITTURAMI (Корея), SANNEBI (Словения).
Что касается динамики импортных поставок в течение года, то здесь даже в рамках одного года наблюдается естественная сезонная зависимость – основная масса оборудования ввозится во II–III кварталах года (рис. 1.).
Рисунок 1. Динамика импорта бытовых газовых котлов в 2000 году в стоимостном выражении |
Структура рынка газовых котлов по мощности агрегатов. Для выработки правильной маркетинговой стратегии производители газовых котлов должны предлагать своим потребителям широкую гамму оборудования для самых разных индивидуальных домов как по площади, так и по степени комфортабельности.
Номинальная тепловая мощность котла определяет основной потребительский и эксплуатационный его параметр – обогреваемую площадь. Очевидно, что при выборе мощности котла конечный потребитель будет в первую очередь руководствоваться тем, для обогрева какой площади он предназначен. Признание правомерности этого тезиса приводит к очевидному выводу: структура спроса на котлы должна коррелироваться со структурой существующего жилого фонда и структурой (по площади) вновь вводимого жилья.
В табл. 3 приведены данные (по состоянию на 1999 год) о структуре жилого фонда индивидуального сектора по количеству домов и площади проживания, а в табл. 4 – сведения о среднем размере построенных в последние годы индивидуальных жилых домов в некоторых регионах Европейской части России.
Таблица 3 | ||||||||||||||||||||
|
Приведенные данные показывают, что средний размер жилой площади в домах для постоянного проживания, для установки в которых потенциально могут приобретаться бытовые газовые котлы, составляет 140–150 м2.
Таблица 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Эти данные основываются на информации, полученной
непосредственно от основных производителей, о структуре производства и
реализации продукции в 2000 году.
«Ростовгазоаппарат»
агрегаты мощностью:
- 23 кВт – 38–40%;
- 29 кВт – 28–30%;
- 11 и 17 кВт – 22%;
- 31 и 35 кВт – 10%.
Жуковский машиностроительный завод
агрегаты мощностью:
- 11 кВт – до 30%;
- 17 кВт – менее 10%;
- 23 кВт – 50%;
- 29 кВт – 10%;
- прочие – около 1%.
Завод «Конорд»
Котлы мощностью 16, 20 и 31 кВт составляют в сумме
70%, распределенных приблизительно равномерно по трем номиналам мощности.
«БМЗ-Викма»
Свыше 90% в объеме выпуска приходится на агрегаты
мощностью 10 кВт, производство котлов 16 кВт – около 50 шт./мес., прочие
– также 50 шт./мес.
ОАО «Боринское»
Около 80% объема производства в 2000 году составили в сумме котлы мощностью 11 и 17 кВт, прочие – 20%.
Для учета влияния на структуру поставок импортной продукции было принято, что в объеме импорта 2/3 (24 тыс. шт.) приходится на агрегаты мощностью свыше 30 кВт.
Поскольку у различных производителей номинальные значения мощности не совпадают, для проведения обобщенного анализа были выделены несколько диапазонов значений этого параметра, границы которых, по мнению экспертов, отражают деление потребительского сектора на различные группы.
С учетом приведенных данных, охватывающих около 80% объема рынка, распределение спроса на котлы по мощности агрегатов имеет вид, представленный на рис. 2. Гистограммы этого рисунка характеризуют распределение с учетом и без учета импорта.
Рисунок 2. Структура спроса на бытовые газовые котлы по мощности агрегатов |
Перспективы развития рынка. Во-первых, проведенный анализ структуры спроса позволяет предложить российским производителям следующую оптимальную структуру выпуска (рис. 3).
Рисунок 3. Структура оптимального производства бытовых газовых котлов на ближнесрочную перспективу по мощности агрегатов |
Во-вторых, важным аспектом развития
рынка является развитие сферы газификации. Ведь только в газифицированной
местности возможно формирование устойчивого спроса на бытовые газовые
котлы. В табл. 5 приведены данные о наиболее перспективных с этой точки
зрения регионах.
Таблица 5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Согласно данным этой таблицы, республики Башкортостан и Татарстан лидировали два последних года по величине проложенных газовых сетей – в каждой из них было введено более 4 тыс. км. Около 1 тыс. км газовых сетей было проложено за 1999–2000 годы в Московской и Самарской областях и немного меньше – 760 км – в Нижегородской области.
По прогнозным показателям ввода сетей в ближайшем пятилетии эти же регионы также будут активно газифицироваться: в Республике Башкортостан и Московской области предполагается ввести по 5 тыс. км сетей. В Самарской, Нижегородской областях и в Республике Татарстан – от 1,5 до 2,5 тыс. км.
В-третьих, серьезное влияние на рынок котлов оказывает состояние индивидуального жилищного строительства.
Показатель интенсивности строительства индивидуальных домов в последние (послекризисные) годы характеризуется количеством (тыс. м2) сданного в эксплуатацию индивидуального жилья как в городской черте, так и в сельской местности. При наличии сетевого газа регионы с наибольшей интенсивностью индивидуального строительства являются наиболее привлекательными для сбыта в них газовых котлов (табл.6).
Таблица 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Как следует из таблицы, наиболее интенсивно индивидуальное строительство за указанный период велось в Московской области. Далее следуют, так же, как и по предыдущим двум критериям, республики Башкортостан, Татарстан и южные регионы – Краснодарский, Ставропольский край и Ростовская область.
Объем данной публикации не позволяет затронуть еще целый ряд аспектов, влияющих на формирование рынка газовых котлов. Назовем наиболее важные из них. Это и объем наличного парка газовых котлов, требующих обновления, и состояние денежных доходов населения, и целый ряд других.
Проведенный авторами подробный анализ позволяет оценить перспективы развития рынка бытовых газовых котлов как достаточно благоприятные.
Институт исследования товародвижения и конъюнктуры
оптового рынка (ОАО ИТКОР) имеет большой опыт в исследовании рынков продукции
строительного комплекса и инженерного оборудования. Институт имеет разнообразные
базы данных и обширные связи с информационными центрами РФ, которые
используются при проведении маркетинговых исследований. Тел. (095) 152-1630,
факс 152-1823, e-mail: itkor@mega.ru.
Комментарий к статье
Представленный в статье материал наверняка привлечет внимание специалистов в области индивидуального теплоснабжения.
Как и для большинства маркетинговых исследований, трудно предполагать абсолютную достоверность приведенных результатов, но общие тенденции и показатели достаточно хорошо корреспондируются с имеющейся у нас информацией. Приведем некоторые уточнения и дополнения, которые, по нашему мнению, позволят читателю расширить представление по затронутым проблемам.
Общее количество бытовых газовых котлов, находящихся в эксплуатации в стране, оценивается в 2,3–2,5 млн. единиц. Из общего объема ежегодных продаж бытовых газовых котлов 35–40 тыс. ед. идут в новостройки, остальные на замену физически и морально устаревших моделей.
Определяющим фактором при выборе мощности котла наряду с площадью дома является потребность в горячей воде. Расчетная тепловая мощность на один водоразборный прибор составляет 20–25 кВт. Наметилась устойчивая тенденция сокращения объемов продаж котлов меньшей мощности. Одновременно возрастает удельный вес двухконтурных котлов тепловой мощностью 20–25 кВт.
До настоящего времени значительная часть отечественного рынка (около 85%) ориентирована на малоимущие слои населения. Российский «народный» котел – газовый энергонезависимый водонагреватель, неприхотливый к давлению газа и, самое главное, дешевый. Показатели энергоэффективности, экологичности, автоматизации не являются приоритетами большинства отечественных производителей.
Характеристики рынка высокотехнологичных котлов в основном импортного производства существенно отличаются от показателей рынка «народных» котлов. По существу, речь должна идти о двух разных стратегиях маркетинга.
В России сформировались объективные условия для освоения производства отечественных высокотехнологичных котлов. Конкурентноспособная себестоимость может быть достигнута при высоко серийном производстве (не менее 50–70 тыс. ед. в год).
Анализ структуры строительства показывает тенденцию увеличения доли продаж высокотехнологичных котлов. Новый достаточно емкий сегмент рынка могут составить многоэтажные жилые дома, оборудованные системами поквартирного теплоснабжения на базе двухконтурных газовых котлов с герметичной камерой сгорания.
Индивидуальное теплоснабжение является не альтернативной централизованному, а его разумным дополнением. Прирост объемов продаж бытовых газовых котлов с 2–3% в год до 7–10% в ближайшие годы имеет объективные предпосылки.
А. Л. Наумов, вице-президент НП «АВОК», генеральный директор ООО «НПО Термэк»
Статья опубликована в журнале “АВОК” за №5'2001
Статьи по теме
- Тенденции развития теплоснабжения в России
АВОК №6'2001 - Отопление коттеджей
АВОК №8'2022
Подписка на журналы