Техническое регулирование и вопросы энергоэффективности в строительстве
Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) при участии ведущих институтов и организаций подготовило предложения по формированию нормативно-технической базы в области энергосбережения строительной отрасли. Ее актуализация предполагает гармонизацию национальных требований по эффективному использованию энергии с аналогичными международными и европейскими стандартами. В чем заключается российская концепция повышения энергоэффективности зданий и сооружений?
Техническое регулирование и вопросы энергоэффективности в строительстве
Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) при участии ведущих институтов и организаций подготовило предложения по формированию нормативно-технической базы в области энергосбережения строительной отрасли. Ее актуализация предполагает гармонизацию национальных требований по эффективному использованию энергии с аналогичными международными и европейскими стандартами. В чем заключается российская концепция повышения энергоэффективности зданий и сооружений?
Современным инструментом технического регулирования в российском строительстве выступают стандарты НОСТРОЙ на правила производства работ и методы контроля за их проведением и результатами, процедуры контроля за соблюдением требований стандартов, механизмы имущественной (в т.ч. страховой) ответственности за их соблюдение.
Разработка и применение стандартов НОСТРОЙ
Стандарты разрабатываются ведущими НИИ в области строительства, проходят публичное обсуждение, согласование с практикующими строительными организациями – членами СРО и профильными комитетами НОСТРОЙ. В целях всесторонней оценки разрабатываемых стандартов НОСТРОЙ согласовывает их со всеми заинтересованными структурами. Экспертиза стандартов НОСТРОЙ проходит в созданных приказами Росстандарта технических комитетах (ТК) по стандартизации. Утвержденные советом НОСТРОЙ стандарты (проекты стандартов) размещаются на сайте www.nostroy.ru.
Затем в соответствии с ГрК РФ стандарты НОСТРОЙ утверждаются общими собраниями СРО в качестве собственных и становятся для членов СРО обязательными для применения. Система стандартизации НОСТРОЙ обеспечивает входящим в СРО возможность устанавливать на основе стандартов НОСТРОЙ единые требования по выполнению работ в области строительства, по методам контроля их проведения и их результатов.
В соответствии с законом «О техническом регулировании» (ч. 4, ст. 16.1) допускается применять стандарты организации для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
СРО разрабатывает меры дисциплинарной ответственности за несоблюдение требований принятых стандартов СРО и раз в три года обязана контролировать соблюдение строительными компаниями – членами СРО требований стандартов. Более того, она несет имущественную ответственность за их несоблюдение (компенсационный фонд), и практически все строительные организации – члены СРО застраховали свою гражданскую ответственность.
Стандарты НОСТРОЙ широко используются при разработке вопросов ответов для тестов единой системы аттестации (ЕСА) руководителей и специалистов строительного комплекса. В настоящее время в базе ЕСА более 15500 вопросов-ответов.
За неполный год 139 СРО (члены НОСТРОЙ по всем 10 федеральным округам) уже приняли или запланировали рассмотрение и принятие стандартов НОСТРОЙ. В целом по стране таких СРО более 55% от общего числа, а по отдельным федеральным округам их количество варьируется от 60 до 90%.
Практически все СРО, принявшие стандарты НОСТРОЙ в качестве собственных, использовали при этом метод прямого применения. Это фактически обеспечивает стандартам НОСТРОЙ статус отраслевых, единых на пространстве от Калининграда до Сахалина, позволяющих строительным компаниям работать на любом объекте в любом месте страны по единым современным стандартам, учитывающим требования международных, европейских, зарубежных и федеральных норм в области строительства.
Реальное применение стандартов НОСТРОЙ в строительных компаниях во многом связано с тем, каким образом эти документы будут использованы при организации государственных и муниципальных закупок, проведении строительного контроля и надзора. В первую очередь необходимо было проработать возможность применения и статуса стандартов СРО (НОСТРОЙ) для этих целей, в т.ч. при разработке проекта организации строительства (ПОС), входящего в состав проектной документации, и проекта производства работ (ППР), технологических карт (ТК), входящих в состав рабочей документации.
Наличие в условиях договоров строительного подряда и конкурсов на выполнение строительных работ для государственных и муниципальных нужд ссылок на требования стандартов, в том числе стандартов организации, полностью соответствует законодательству Российской Федерации.
В проекте Федерального закона № 68702–6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» (принят в первом чтении Государственной Думой РФ) также предусмотрены нормирование требований в сфере закупок (ст. 20), достаточных для обеспечения деятельности заказчиков. При этом при составлении описания объекта закупок (ст. 32) должны использоваться, где это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупок, а описание объекта закупок может включать спецификации, планы, чертежи процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий.
Подтверждая статус и актуальность стандартов НОСТРОЙ при проведении работ по государственному строительному надзору, Ростехнадзор направил в свои территориальные органы соответствующее письмо от 14 августа 2012 года № 00–02–05/2054.
НОСТРОЙ подписал соглашения о сотрудничестве и применении стандартов НОСТРОЙ в качестве региональных методических документов со следующими субъектами РФ: Москва, Санкт-Петербург, Астраханская, Курская, Волгоградская, Тамбовская, Сахалинская, Еврейская автономная области и Краснодарский край. Готовится подписание соглашений о сотрудничестве еще с 16 администрациями республик и областей.
Учет мирового опыта стандартизации энергосбережения
НОСТРОЙ с привлечением ведущих институтов и организаций (НП «АВОК», ОАО «ЦНИИПромзданий», ОАО «СантехНИИпроект», НИИСФ РААСН, «НПО ТЕРМЭК», НП «РОСИЗОЛ») выполнил научно-исследовательскую работу (НИР), целью которой была подготовка предложений по формированию нормативной технической базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности зданий и сооружений.
В рамках НИР проведен анализ нормативных требований Европейского союза и США в области энергосбережения. Также изучен опыт реализации нормативных требований по повышению энергетической эффективности зданий в странах Прибалтики, Центральной и Восточной Европы. По результатам можно сделать следующие выводы:
1. Система стандартизации, действующая в ЕС, по сравнению с системой стандартизации, действующей в США, является более разработанной, и по мнению самих же американских специалистов, «страны Европы добились больших успехов, и этот опыт необходимо срочно изучать».
2. Система стандартизации ЕС основана на Директиве по энергетическим характеристикам зданий (Energy Performance of Buildings Directive, EPBD) (2010/31/ЕС), имеет системную убедительную структуру и проверена большим опытом ее реализации в различных странах ЕС (см. справку).
Директива EPBD предусматривает четкую систему поддерживающих ее стандартов ЕН: 5 блоков нормативных документов (всего 65 стандартов), включая стандарты, определяющие общие взаимосвязи, общие понятия, перечень показателей энергоэффективности, их определения, обозначения и единицы измерения (рис. 1). Директива EPBD устанавливает общую методологию требований по энергоэффективности зданий и сооружений, предоставляя каждой из стран возможность учитывать в нормах национальные особенности, связанные с климатом, ресурсными возможностями, состоянием экономики.
Рисунок 1 (подробнее)
Система стандартов, поддерживающих Директиву EPBD |
Предполагается, что национальные системы нормирования энергоэффективности зданий и сооружений интегрируют ключевые методологические стандарты директивы EPBD, позволяющие преодолеть межгосударственные барьеры.
К таким стандартам относят прежде всего стандарты общих положений, блоки стандартов, определяющих следующие показатели:
- показатели энергоемкости зданий,
- экономические методы оценки энергоэффективности,
- методы определения годового энергопотребления инженерными системами,
- методы испытаний и контроля энергоемкости зданий и сооружений,
- систему сертификации энергоэффективности зданий.
При этом планируется сохранить в рамках системы, возможно с некоторыми коррективами, национальные стандарты, определяемые в значительной мере климатом, ресурсными возможностями и уровнем экономики. К таким стандартам относят методы определения и требования к уровню теплозащиты ограждений зданий, параметры воздушно-теплового комфорта, расчетные наружные условия, методы определения расчетной мощности и технологические требования к инженерным системам.
Оценка энергоемкости зданий стран ЕС
Модель оценки энергоемкости зданий стран ЕС ориентирована не только на определение уровня теплозащиты наружных ограждающих конструкций и выбор расчетных максимальных энергетических характеристик систем инженерного обеспечения, но главным образом на оценку эксплуатационных динамических характеристик энергопотребления в течение всего года.
В данном случае под энергопотреблением понимаются все виды энергетических ресурсов:
- тепловая энергия для систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения;
- электрическая энергия на системы холодоснабжения, на привод вентиляторов и насосов, на системы освещения.
Более того, потребление отдельных видов энергии приводится к эквиваленту расхода первичного топлива и проводится оценка негативного воздействия на окружающую среду продуктов его сгорания, как правило, по показателю эмиссии в атмосферу углекислого газа.
Важно также понимание того, что энергоэффективность зданий и сооружений – это экономически целесообразное энергосбережение, т.е. показатель, характеризующий оптимизацию стоимости жизненного цикла (life cycle cost), включая первоначальные затраты на его жизнеобеспечение, на эксплуатацию, в том числе энергетические ресурсы, и на экологические издержки. Срок службы здания нередко составляет 100 лет и более, и поэтому стоимость его жизненного цикла должна учитывать прогнозы изменения энергетических ресурсов и их стоимости.
Требования по энергосбережению в российской строительной отрасли
Анализ требований закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении...»1 показывает, что они в значительной степени принципиально корреспондируются с концепцией нормирования, содержащейся в директиве EPBD, а указанные в законе требования формально могут быть удовлетворены нормативными документами, предусмотренными данной директивой.
Вместе с тем, отечественная система нормирования энергосбережения и энергоэффективности строительной отрасли далеко не в полной мере подготовлена к реализации задач, поставленных законом № 261-ФЗ.
Практика проектирования и строительства в нашей стране ориентирована на определение расчетных показателей максимального энергопотребления системами инженерного обеспечения зданий с учетом нормируемого уровня теплозащиты наружных ограждений. По расчетным максимальным показателям выбирается установленная мощность теплоэлектропотребляющего инженерного оборудования зданий.
Предпринимались попытки разработать нормативы годовой энергоемкости систем теплопотребления зданий (отопления, вентиляции) в отопительный период во взаимо-связи с уровнем теплозащиты наружных ограждений, модель энергетического паспорта зданий. К сожалению, при этом не удалось избежать серьезных системных ошибок. Следует отметить, что стандарты EPBD в значительной мере лишены указанных недостатков.
В результате было принято решение о целесообразности гармонизации отечественной концепции энергоэффективности с концепцией стран Европейского союза, определенной директивой EPBD, с обязательным учетом следующих факторов:
- отечественного опыта разработки нормативных документов,
- особенностей состояния и развития отечественной производственно-строительной индустрии и экономики,
- климатических и географических особенностей.
При этом имеет место еще одно важнейшее требование к отечественной концепции и системе нормативных документов – они должны быть научно гармонизированы с мировыми достижениями, т.е., прежде всего, недопустимо механическое переписывание зарубежных нормативных требований, экономически целесо-образных для соответствующих стран.
Концепция повышения энергетической эффективности зданий
По заказу НОСТРОЙ в 2011 году разработана концепция для реализации основных положений указа президента РФ № 8892 и закона № 261-ФЗ.
В результате научно-исследовательской работы подготовлена комплексная программа3 разработки нормативных документов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности зданий и сооружений на период до 2015 года (далее – Программа), предусматривающая разработку более 200 нормативных документов.
Минрегион России предложил заинтересованным организациям, в том числе НОСТРОЙ, принять участие в практической реализации Программы. НОСТРОЙ согласовал с Минрегионом России первоочередные темы для разработки проектов сводов правил:
- Энергетическая эффективность зданий. Общее потребление энергии и определение уровней энергопотребления.
- Энергетическая эффективность зданий. Расчет потребления энергии для отопления и охлаждения.
- Системы отопления зданий. Метод расчета энергетических характеристик и показателей эффективности системы отопления.
- Энергетическая оценка зданий. Методы выражения энергетических характеристик зданий и оценки показателей энергопотребления зданий.
Каталог технических решений
Помимо этого, в программе стандартизации НОСТРОЙ предусмотрена разработка каталога технических решений и практических рекомендаций по энергосбережению и повышению энергетической эффективности зданий и сооружений.
Целью создания каталога является разработка принципиальной структуры документа, установление принципов отбора технических решений и практических рекомендаций для их каталогизации, критериев их оценки и условий ранжирования.
Планируется сформировать доступный широкому кругу пользователей электронный ресурс доступа к каталогу с возможностью его дальнейшей актуализации.
Кроме того, целый ряд принятых и разрабатываемых стандартов НОСТРОЙ напрямую касается вопросов энергосбережения и энергоэффективности. Это устройство систем отопления горячего и холодного водоснабжения, вентиляции и кондиционирования, стандарты по светопрозрачным конструкциям, по фасадным и кровельным системам и т.д.
Зеленое строительство
Отдельного внимания заслуживает тематика зеленого строительства, предусматривающая установление и оценку показателей энергоэффективности, экологичности, комфортности зданий и сооружений. Первый (базовый) стандарт СТО НОСТРОЙ 2.35.4–2011 «"Зеленое строительство". Здания жилые и общественные. Рейтинговая система оценки устойчивости среды обитания» был разработан в 2011 году. В его основе – важнейшие принципы устойчивого развития, декларированные в соответствующих международных стандартах ИСО.
В 2012 году вышел стандарт СТО НОСТРОЙ 2.35.68–2012, дополняющий базовый коэффициентами учета региональных особенностей Российской Федерации. В том же году на основе базового СТО НОСТРОЙ 2.35.4 был разработан первый национальный стандарт в области зеленого строительства ГОСТ Р 54954–2012 «Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости», который содержит 95% требований и критериев, установленных в базовом стандарте.
В 2013 году запланирована разработка стандарта, дополняющего базовый стандарт коэффициентами учета особенностей по типам общественных зданий.
Система добровольной оценки соответствия
НОСТРОЙ создал и зарегистрировал систему добровольной оценки соответствия, которая будет способствовать проведению независимого контроля за соблюдением стандартов СРО. Главной особенностью этой системы является ее нормативная база – стандарты НОСТРОЙ (рис. 2).
Рисунок 2 (подробнее)
Место технического регулирования в системе саморегулирования в строительстве |
Учитывая статус стандартов СРО (НОСТРОЙ), применение их при повышении квалификации и аттестации, проведение периодического контроля за их соблюдением, это действительно документы, которые во многом могут изменить ситуацию с качеством и безопасностью в строительстве к лучшему.
Национальное объединение строителей совместно с другими национальными объединениями только за два прошедших года существенно изменили ситуацию в области технического регулирования в строительстве на всех уровнях: межгосударственном, федеральном и отраслевом, и практически по всем направлениям: нормирование, стандартизация, оценка соответствия, подготовка специалистов. По всем данным направлениям, в том числе по проблемным, оставшимся до настоящего времени нерешенными, выработана позиция национальных объединений, которая реализуется на практике в интересах как строительного сообщества, так и в целом общества потребителей услуг строительного комплекса.
1 Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2 Указ Президента РФ от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».
3 Рассмотрена и утверждена Минрегионом России 20 апреля 2012 года.
4 ISO 15392:2008 «Sustainability in building construction – General principles», ISO/TS 21929-1:2006, ISO 21930:2007, ISO/TS 21931-1:2006.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №2'2013
Подписка на журналы