Тарификация работ на основе профессиональных стандартов – эффективный инструмент обновления квалификаций в ЖКХ
Rate Setting for Works on the Basis of Industry Standards - an Efficient Tool to Update Qualifications in Housing and Utilities Sector
A.M. Kozlov, Chairman of the Housing and Utilities Committee of the Public Chamber of Moscow, Chairman of the Council on Professional Qualifications in Housing and Utilities, L.N. Chernyshov, Doctor of Economic, Professor, Deputy Chairman of the Council on Professional Qualifications in Housing and Utilities
Keywords: housing and utilities infrastructure, labor compensation, industry standard, job descriptions, labor market, rates and qualifications reference book, labor relations, qualification levels
Highly qualified staff is the underlying component for the city facilities, allowing for achievement of optimal functioning of the housing and utilities system and achievement of energy efficiency and energy conservation goals. Problems in this area were discussed at the round-table panel held during "Moscow - Energy Efficient City" conference (Moscow, 24 - 26 October 2018). We present the issues discussed at this round-table panel dedicated to switching from traditional calculation of labor costs in housing and utilities sector, based on rates and qualification reference books, to the tools developed on the basis of industry standards.
Высококвалифицированные кадры для городского хозяйства – основополагающая составляющая для оптимального функционирования системы ЖКХ и достижения результатов в вопросах повышения энергоэффективности и энергосбережения. Проблемам в этой области был посвящен круглый стол, организованный в рамках конференции «Москва – энергоэффективный город» (Москва, 24–26 октября 2018 года). Предлагаем рассмотреть обсуждавшиеся на данном круглом столе вопросы перехода при определении трудозатрат в ЖКХ от традиционных форм, основанных на тарифно-квалификационных справочниках, к инструментам, формируемым на базе профессиональных стандартов.
Тарификация работ на основе профессиональных стандартов – эффективный инструмент обновления квалификаций в ЖКХ
Высококвалифицированные кадры для городского хозяйства – основополагающая составляющая для оптимального функционирования системы ЖКХ и достижения результатов в вопросах повышения энергоэффективности и энергосбережения. Проблемам в этой области был посвящен круглый стол, организованный в рамках конференции «Москва – энергоэффективный город» (Москва, 24–26 октября 2018 года). Предлагаем рассмотреть обсуждавшиеся на данном круглом столе вопросы перехода при определении трудозатрат в ЖКХ от традиционных форм, основанных на тарифно-квалификационных справочниках, к инструментам, формируемым на базе профессиональных стандартов.
Изменения на рынке труда в ЖКХ
Процессы реформирования жилищно-коммунального хозяйства России свидетельствуют о том, что сложившаяся в советский период инфраструктура данного сектора муниципальной экономики в последние десятилетия претерпевает существенные изменения.
Появились совершенно новые виды профессиональной деятельности, связанные с управлением многоквартирными домами (МКД), организацией проведения капитального ремонта МКД, новые формы сбора и утилизации твердых коммунальных отходов, комплексного благоустройства городских территорий и др. [1–4].
Меняется организационно-экономическая основа управления объектами коммунальной инженерной инфраструктуры: на смену муниципальным унитарным предприятиям (МУП) приходят компании немуниципальной и негосударственной форм собственности для осуществления деятельности по производству ресурсов и предоставлению услуг в сфере водо-, газо-, тепло-, электроснабжения потребителей и обращения с отходами производства и потребления, в том числе на основе концессии [5–6].
В совокупности наличие этих факторов приводит к появлению новых и угасанию существующих в отрасли профессий рабочих и служащих, оказывает существенное влияние на изменение квалификационных требований к работникам жилищно-коммунального хозяйства [7–8].
Эти изменения на рынке труда требуют совершенствования действующей, основанной на тарифно-квалификационных справочниках, системы регулировании трудовых отношений.
Помимо указанного, необходимость использования современных инструментов регулирования трудовых отношений и системы оплаты труда в ЖКХ обусловлена также внедрением нового современного оборудования, технологий и материалов.
Совершенствование действующей системы регулирования трудовых отношений
В создавшихся условиях внедрение национальной системы квалификаций в целом и профессиональных стандартов как ее основополагающего элемента в практическую деятельность современных предприятий жилищно-коммунального хозяйства становится одной из важнейших задач региональных и муниципальных органов власти, а также руководителей предприятий этого сектора муниципальной экономики.
Необходимость формирования качественно нового рынка труда, в том числе и в ЖКХ, обозначена президентом Российской Федерации (см. послание президента РФ).
В настоящее время в сфере трудовых отношений имеет место практика установления требований к квалификации работника как на основании Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), так и на основании профессиональных стандартов. При этом необходимо понимать, что профессиональный стандарт – это продукт эволюции ЕТКС – документ более высокого порядка, разработку и профессионально-общественное обсуждение которого, в соответствии с действующим законодательством, осуществляют работодатели и/или их объединения.
Тарификация работ
Требования к квалификации работника в указанных документах схожи, но различаются по полноте описания, актуальности, точности и однозначности формулировок благодаря тому, что представленные в профессиональных стандартах виды деятельности ближе и понятнее работодателю.
П. 9 «Общих положений ЕТКС рабочих профессий народного хозяйства СССР»1 (далее – Общие положения) установлено, что тарификация работ производится на основе тарифно-квалификационных характеристик, в которых приведено описание основных, наиболее часто встречающихся работ по профессиям рабочих.
Ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) определяет тарификацию работ как отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда. В соответствии с данной статьей тарификация работ производится с учетом ЕТКС и ЕКС или с учетом профессиональных стандартов.
От правильности тарификации зависит правильность установления условий оплаты труда работников, определения их функциональных и должностных обязанностей.
Для этого тарифицируемая работа сопоставляется с соответствующими работами – аналогами, описанными в тарифно-квалификационных характеристиках, и с типовыми примерами (характеристиками) работ, приведенными в ЕТКС для работника соответствующей квалификации.
Дополнительные перечни работ
Учитывая, что приведенные в тарифно-квалификационных характеристиках профессий рабочих примеры работ, относящиеся к данному разряду, не исчерпывают всех работ, имеющихся в отрасли, соответствующие министерства и ведомства по согласованию с соответствующими ЦК профсоюза (ст. 135 ТК РФ) имеют право разрабатывать и утверждать дополнительно перечни примеров работ (п. 6 Общих положений).
В этой связи необходимо отметить, что для сферы ЖКХ такие дополнительные перечни никогда не разрабатывались и не утверждались.
Анализ действующей редакции ЕТКС (выпуск 69, раздел «Водопроводно-канализационное хозяйство») показал, что имеющиеся примеры работ не могут обеспечить в полной мере решения вопросов тарификации работ. Например, по профессии «Оператор на отстойниках» (§ 16–18) отсутствуют примеры работ, касающиеся проверки технического состояния технологического оборудования и инженерных коммуникаций отстойников, обеспечения предварительной очистки сточных вод в первичных отстойниках и др. По профессии «Оператор на аэротенках» (§ 27–30) отсутствуют примеры работ, касающиеся ведения технологического процесса разделения активного ила и воды на вторичных отстойниках и аэротенках, а также подготовки технологического оборудования и инженерных коммуникаций отстойников и аэротенков к зимним условиям эксплуатации и др.
Аналогичные несоответствия характерны и для других разделов тарифно-квалификационного справочника, описывающих примеры работ для профессий в жилищно-коммунальном хозяйстве.
В свою очередь, профессиональный стандарт в соответствии с п. 25 «Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов»2 применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении системы оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.
Профессиональный стандарт
В случае применения для тарификации работ профессионального стандарта используются содержащиеся в нем «Трудовые действия», описывающие последовательность выполнения работ для того или иного вида деятельности с учетом показателей уровней квалификации3.
Кроме того, в параграфе «Дополнительные характеристики» раздела III профессионального стандарта приводятся номера параграфов тарифно-квалификационных справочников по родственным или близким по содержанию работ профессиям, которые могут быть использованы специалистами экономических служб предприятий ЖКХ по аналогии с методом «сопоставления», применяемым при тарификации работ в соответствии с ЕТКС.
С точки зрения установления современных требований к квалификации работника именно профессиональный стандарт, в соответствии со ст. 195.1 ТК РФ, содержит характеристики квалификаций и требования к выполнению определенных трудовых функций, необходимых работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Порядок применения профессиональных стандартов регламентируется ст. 195.3 ТК РФ, которая устанавливает, что характеристики квалификации, содержащиеся в профессиональных стандартах, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой на предприятии организацией производства и труда.
На большинство предприятий ЖКХ распространяются требования постановления Правительства РФ № 5844, которое, с одной стороны, предписывает организациям разработать планы (алгоритм) применения профессиональных стандартов, а с другой – определяет срок по их реализации – 1 января 2020 года.
Уровень квалификации
Структура профессионального стандарта, как уже отмечалось, предусматривает наличие уровней квалификаций от 1-го до 9-го – аналога разрядов в ЕТКС и квалификаций в ЕКС. Например, вместо ранее существовавших в соответствии с ЕТКС «Операторов на иловых площадках 1-го; 2-го и 3-го разряда» в соответствии с профессиональным стандартом «Оператор по обработке сырого и илового осадка» Национальным агентством развития квалификаций (НАРК) утверждены наименования квалификаций «Помощник оператора по обработке сырого и илового осадка (2 КУ)», «Оператор по обработке сырого и илового осадка (3 КУ)» и «Техник-оператор по обработке сырого и илового осадка (4 КУ)».
То есть при тарификации работ в соответствии с профессиональным стандартом сохраняется главный тарифо-образующий фактор – сложность выполнения работ и уровень квалификации работника.
Тем не менее в процессе применения профессиональных стандартов работодатели высказывают озабоченность тем, что по некоторым профессиям один уровень квалификации в профессиональном стандарте соответствует нескольким разрядам в ЕТКС, что не позволяет при внедрении профессионального стандарта в полной мере учесть иерархию родственных квалификаций.
Подуровни квалификаций
В то же время в «Методических рекомендациях по разработке профессиональных стандартов»5 сказано: «Единые требования к квалификации работников, установленные уровнями квалификаций, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики конкретной трудовой функции. В этом случае разработчик профессионального стандарта может ввести подуровни квалификаций». Например, 2-й уровень квалификации в профессиональном стандарте «Рабочий по комплексной уборке территории многоквартирного дома» может иметь подуровни: 2.1 – «Рабочий по уборке общего имущества жилого дома» и 2.2 – «Рабочий по уборке придомовой территории жилого дома».
Минтруда России подготовлены соответствующие разъяснения по методологии введения в структуру наименований квалификаций подуровней квалификаций.
Структура и содержание
Как показывает практика применения профессиональных стандартов [9–11], утвержденных для сферы ЖКХ на отраслевых предприятиях, их структура и содержание:
• не нарушают взаимодействия зон ответственности работников при осуществлении производственных процессов, обеспечивающих предоставление конечной продукции, работ и услуг потребителям;
• имеют всю необходимую информацию для тарификации работ.
Например, раздел «Обобщенные трудовые функции» в профессиональных стандартах, разработанных для сферы ЖКХ (управление и капитальный ремонт МКД, водоснабжение и водоотведение, коммунальная энергетика, благоустройство и озеленение территорий, похоронное дело, обращение с отходами производства и потребления), предусматривает классификации по сложности выполняемых работ от 2-го до 7-го уровня, что полностью коррелируется со сложностью труда, выполняемого в этих отраслевых сегментах.
Раздел «Дополнительные характеристики» по каждой обобщенной трудовой функции и, соответственно, по каждому уровню квалификации содержат информацию о наименованиях профессий в соответствующих разделах ЕТКС, позволяющую, как отмечалось ранее, сопоставить действовавшие квалификационные требования по ЕТКС с уровнями квалификации и сложностью работ по профессиональному стандарту.
При этом приведенные в ЕТКС требования к опыту работы по соответствующей профессии и разряду в данном случае являются не единственным (исключительным), а лишь одним из возможных вариантов подтверждения квалификационных требований по тому или иному уровню квалификации в профессиональном стандарте.
Оценка опыта применения профессиональных стандартов
Имеющийся опыт применения профессиональных стандартов свидетельствует также о том, что:
1. Наличие утвержденных для сферы ЖКХ профессиональных стандартов дает кадровым и экономическим службам предприятий ЖКХ возможность не только реализовать в установленные сроки требования постановления Правительства РФ № 584, но и осуществлять соответствующие действия, связанные с последствиями их применения – тарификацией работ и формированием на ее основе системы оплаты труда.
2. Отдельные профессиональные стандарты уже требуют актуализации как в части применения на предприятиях отрасли более совершенных форм и методов организации и технологии производства и охраны труда, так и в части введения в них по отдельным квалификациям подуровней квалификации.
3. Формирование отраслевой системы квалификации наталкивается на ресурсные и социальные ограничения, а также на попытки сохранения существующей системы регулирования трудовых отношений с использованием ЕТКС и ЕКС путем консервации общественного сознания.
4. В общественном сознании бытует мнение о возможности отложить на какое-то время, как минимум до 1 января 2020 года, внедрение профессиональных стандартов в практическую деятельность предприятий ЖКХ.
Руководство отдельных предприятий «не видит пользы» во внедрении профессиональных стандартов, в том числе и по причине того, что при их внедрении потребуется изменить большое количество локальной нормативной документации, включая должностные/рабочие инструкции, имеющие привязку к разрядам, устанавливаемым в соответствии с действующей тарифно-квалификационной сеткой.
Удивляет также позиция отдельных чиновников региональных и муниципальных органов власти, которые настойчиво проповедуют необязательность применения профессиональных стандартов.
Казалось бы, президент России в 2012 году запустил механизм разработки профессиональных стандартов, в которых должны быть описаны прогрессивные требования к организации, технологии и охране труда по вполне конкретным видам деятельности. Это было сделано для того, чтобы применение профессиональных стандартов на предприятиях национальной экономики позволило привести компетенции работников к современным требованиям рынка труда, обеспечив тем самым повышение производительности труда и качество производимых предприятиями продукции, работ и услуг. Что же в этом плохого? Тем не менее за редким исключением органы власти на местах не уделяют должного внимания развитию отраслевого (жилищно-коммунального) сегмента Национальной системы профессиональных квалификаций.
Наличие таких тенденций, а также приведенная в статье хронология перехода на регулирование трудовых отношений в отрасли в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 584 ставит перед СПК ЖКХ задачу более активного использования информационно--коммуникационных инструментов органов власти и экспертов в области Национальной системы профессиональных квалификаций (конференций, семинаров, круглых столов, вебинаров), а также развития социального диалога на уровне трудовых коллективов предприятий ЖКХ по разъяснению положительных результатов внедрения не только профессиональных стандартов, но и всех элементов Национальной системы квалификаций.
Литература
- Збрицкий А. А., Чернышов Л. Н., Ивчик Т. А. Организационно-методические проблемы формирования системы независимой оценки квалификаций в ЖКХ // Экономика строительства. 2017. № 2. С. 3–12.
- Агапитов С. Н. Эффективность разработки профессиональных стандартов в ЖКХ – задача объединения работодателей // Экономика строительства. 2013. № 6. С. 28–32.
- Чернышов Л. Н. Методологические проблемы организации подготовки и переподготовки кадров для сферы ЖКХ // Экономика строительства. 2014. № 6. С. 63–75.
- Збрицкий А. А., Ивчик Т. А., Миронова Л. В., Шрейбер А. К. Профессиональные стандарты как основа повышения качества и престижности высококвалифицированного труда рабочих ведущих профессий в строительном производстве // Экономика строительства. 2015. № 4. С. 3–8.
- Блинов А. О., Угрюмова Н. В. Управленческие аспекты развития социально-экономических систем ЖКХ // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2015. № 1 (11).
- Цаплин Е. В., Волкова В. С. Эволюция реформирования жилищно-коммунального хозяйства в 1991–2017 годах // Экономика строительства. 2017. № 1. С. 34–44.
- Разуева О. В. Совершенствование управления предприятием в системе ЖКХ // Проблемы современной экономики. 2015. № 24.
- Поклонова Е. В., Ускова П. А. Рынок ЖКХ: состояние и проблемы // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2015. № 37-2.
- Збрицкий А. А., Чернышов Л. Н., Ивчик Т. А., Слободян А. А. Профессиональные стандарты – основа системы обеспечения отрасли ЖКХ профессиональными кадрами // Экономика строительства. 2013. № 6. С. 38–42.
- Чернышов Л. Н. Методология применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ // Экономика строительства. 2016. № 5. С. 22–31.
- Чернышов Л. Н., Збрицкий А. А., Ивчик Т. А., Миронова Л. В. Методология разработки профессиональных стандартов для рабочих специальностей жилищно-коммунального комплекса // Экономика строительства. 2015. № 4. С. 9–16.
1 Утверждены постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 года № 31/3-30.
2 Утверждены постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 года № 23.
3 Приведены в приказе Минтруда России от 12 апреля 2013 года № 148н
4 Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетным фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».
5 Утверждены приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 года № 170н.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №1'2019
pdf версияСтатьи по теме
- Кадры для умного города: вызовы и решения
АВОК №8'2021 - Организационно–правовые проблемы кадровой трансформации в жилищно-коммунальном хозяйстве и пути их решения
Энергосбережение №3'2024 - Умные технологии ЖКХ Москвы
Энергосбережение №7'2019 - Основы кадровой политики в сфере ЖКХ на период до 2035 года. Часть 2
Энергосбережение №1'2020 - Зачем России энергоэффективность?
Энергосбережение №8'2021 - Умные технологии Москвы – энергоэффективного города
АВОК №8'2022 - Центр управления комплекса городского хозяйства Москвы
Энергосбережение №8'2022 - Повышение энергоэффективности и энергосбережение в ЖКХ. Решения проблемы
Энергосбережение №1'2024 - Союз инженеров-профессионалов
АВОК №1'2015 - Стратегия энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве и социальной сфере
АВОК №6'2001
Подписка на журналы