Андрей Курбако: «Облачная программа EcoStruxure™ Facility Expert поможет отслеживать состояние инженерного оборудования в режиме реального времени…»
Цифровые технологии и облачные платформы уже перестали быть чем-то неосязаемым, это реальность текущего времени. Компания Schneider Electric активно внедряет и предлагает своим клиентам облачные платформы для решения различных задач, в том числе для управления и технического обслуживания активов и оборудования, входящего в систему электроснабжения. EcoStruxure Facility Expert – это облачное программное обеспечение, призванное упростить и наладить процесс и визуализацию технического обслуживания эксплуатируемого оборудования, включая оборудование системы электроснабжения, ОВК, пожарной безопасности и других инженерных систем.
АНДРЕЙ КУРБАКО:
ОБЛАЧНАЯ ПЛАТФОРМА EcoStruxure™ Facility Expert ПОМОЖЕТ ОТСЛЕЖИВАТЬ СОСТОЯНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ…
Цифровые технологии и облачные платформы уже перестали быть чем-то неосязаемым, это реальность текущего времени. Компания Schneider Electric активно внедряет и предлагает своим клиентам облачные платформы для решения различных задач, в том числе для управления и технического обслуживания активов и оборудования, входящего в систему электроснабжения. EcoStruxure Facility Expert – это облачное программное обеспечение, призванное упростить и наладить процесс и визуализацию технического обслуживания эксплуатируемого оборудования, включая оборудование системы электроснабжения, ОВК, пожарной безопасности и других инженерных систем.
Андрей Курбако, директор компании ООО «БелАГС Сервис» – партнера Schneider Electric, рассказал об опыте применения данного решения в своих проектах.
Ваша компания одной из первых в Белоруссии начала активно использовать программное обеспечение для управления техническим обслуживанием EcoStruxure™ Facility Expert. Какие задачи перед вами стояли?
Идея внедрить EcoStruxure™ Facility Expert появилась, когда мы столкнулись c проблемой бардака в эксплуатационном документообороте. У некоторых заказчиков возникают сложности с тем, чтобы найти нужную техническую документацию, поддерживать ее в актуальном состоянии и системно хранить.
В продукте EcoStruxure™ Facility Expert мы увидели прекрасные возможности asset-менеджмента1. Бесспорное преимущество этой программы в том, что она мультивендорная: заказчик может вносить туда абсолютно любое оборудование, которое у него есть, без привязки к определенному производителю, в том формате, в котором он хочет, и в той структуре, в которой он хочет. Это очень удобно.
Когда мы опробовали продукт с первым клиентом, мы отгружали шкафы для системы BMS2 и автоматически загружали всю информацию по ним в систему заказчика, включая схемы, паспорта и т. д. Затем аналогичным образом мы развернули еще 9 объектов в Минске и других городах Белоруссии: документация по готовому изделию предоставлялась в электронном виде путем заведения поставляемого оборудования в Facility Expert.
В упомянутом вами примере внедрение Facility Expert было реализовано на уже введенном в эксплуатацию объекте?
Да, это действующий объект. И в этом состоит еще одно преимущество этой системы. Если мы говорим о базовом функционале Facility Expert, то решение можно разворачивать на любой стадии жизненного цикла объекта. Не требуется вносить никаких изменений в действующую инфраструктуру. Все, что нужно, это трудозатраты, исходные данные, на основании которых будет наполняться система управления техническим обслуживанием.
На ваш взгляд, на каком этапе реализации проекта заказчику стоит начать задумываться о том, как будет обслуживаться его будущее оборудование?
Об эксплуатации, техническом обслуживании, документообороте, бюджетах, ведении регламентных работ, как и о формировании самой службы эксплуатации, необходимо задумываться еще на стадии проектирования. Тогда же надо привлекать будущего руководителя службы эксплуатации. Его присутствие необходимо и на стадии строительства. В этом случае он будет понимать все тонкости и нюансы вверенного ему в эксплуатацию объекта.
Такой же подход можно применять и к Facility Expert. Если мы говорим о мониторинге оборудования или энергоресурсов, на стадии проектирования можно подготовить инфраструктуру и сформировать архитектуру объекта таким образом, чтобы она потом позволяла безболезненно нарастить недостающий функционал. Это самый рациональный вариант. Преимущество Facility Expert в том, что это виртуальная среда, он не привязан к строительству объекта: объект еще может быть не построен, но уже есть чертежи, схемы, приемочные документы.
Например, вам отгрузили ИБП, чиллеры, дизели, вы заполнили акты приемки, протоколы и сразу внесли в систему. К моменту ввода в эксплуатацию у вас ничего не потеряется. Поэтому, на мой взгляд, подобные интеграционные решения по возможности лучше рассматривать и закладывать на наиболее ранней стадии проекта.
Некоторые заказчики настороженно относятся к применению облачных технологий и решений на своих объектах. Сталкивались ли вы с подобными отношением и как работали с ним?
Облачные сервисы, как и любая другая инновационная технология, всегда рассматриваются с точки зрения потенциальных рисков для заказчика. В случае с новыми продуктами некоторые заказчики опасаются, что проект свернется и его поддержка прекратится. Другие заказчики с подозрением смотрят на бесплатный функционал, поскольку ожидают, что вендор в определенный момент начнет взимать плату. Естественно, одним из важнейших вопросов остается обеспечение кибербезопасности.
Для каких заказчиков облачные решения вроде Facility Expert наиболее актуальны?
Прежде всего это организации, под управлением которых находятся серверная/аппаратная и/или несколько распределенных объектов с отдельной службой эксплуатации. Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда оборудование функционально одного назначения (ЦОД), но находится в зоне ответственности разных служб: например, аппаратная с ИБП находится в зоне ответственности ИТ-департамента, а чиллеры – в зоне ответственности службы главного энергетика, наряду со всей системой холодоснабжения и отвода тепла. И это создает путаницу. Когда какое-то оборудование находится в зоне ответственности другой службы, теряется контроль, теряется фокус. К примеру, одна из наших задач – передавать технические отчеты с рекомендациями о плановых и регулярных заменах, которые требуют определенного бюджета. Они могут охватывать разные типы оборудования, и из-за специфичного распределения зон ответственности отчет может не дойти до главной заинтересованной стороны – ИТ-департамента. В данном случае Facility Expert может не только выступить удобным инструментом для быстрого доступа к документам, но и помочь заказчику отслеживать состояние оборудования в режиме реального времени или по результатам технических выездов инженеров. То есть он сможет видеть, какие проблемы возникли, и принимать решения об их устранении и сопутствующем выделении бюджета.
Может ли это решение быть полезно сервисным подрядчикам, исполняющим свои обязательства по SLA-контрактам (соглашениям о предоставляемых услугах)?
Функции SLA-контрактов связаны с временем реагирования на инцидент, временем прибытия и временем восстановления. Если мы говорим о некоем критическом событии, я считаю, что на текущий момент нет ничего надежнее прямого звонка на номер колл-центра дежурного с переадресацией на нужного инженера. Тем не менее любой программный продукт – это некая формализация процесса. И как система для ведения истории выездов, проведения технических обслуживаний, ремонта, планирования задач Facility Expert показывает себя очень хорошо. Добавление в программу событий, оповещений и раннее планирование работ по оборудованию позволяет заказчику видеть наши рекомендации и минимизирует возможные претензии.
Получается, Facility Expert можно также использовать как инструмент для решения возникающих споров и разногласий между сторонами?
Как у компании, для которой сервис – это ключевой бизнес, у нас есть собственная CRM-система, в которой мы управляем своими инженерами, назначаем активности, отслеживаем историю по оборудованию заказчика, прикрепляем отчеты о проведенной работе. Но это непрозрачно для заказчика. Facility Expert как раз направлен на то, чтобы все процессы по обслуживанию для заказчика были как на ладони. Однако важно учитывать, что актуализация и сопровождение Facility Expert требуют дополнительных трудозатрат, а также существенного вовлечения со стороны заказчика. Эти усилия определенно того стоят: при должном уровне наполнения возможности ПО позволяют получать доступ к информации о каждой единице оборудования прямо на месте ее установки через QR-код, нанесенный на корпус, что очень удобно. Смартфон всегда под рукой – отсканировали QR-код и мгновенно получили доступ к документации по оборудованию. Для вышеупомянутого заказчика шкафов BMS мы промаркировали также все оборудование, которое обслуживаем. А это несколько площадок корпоративного ЦОДа, включая системы кондиционирования, чиллеры, насосы, ИБП. ¿
Узнайте больше о решении EcoStruxure Facility Expert на официальной странице или заполнив форму на нашем сайте.
1 Asset – от англ. «устройство», «актив».
2 BMS, Building management systems – от англ. «системы автоматизации зданий».
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №1'2021
pdf версияПодписка на журналы