Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 107-91-50 ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"

АВОК ассоциированный
член
...
Реклама ООО "Катюша" | ИНН 1659212383 | Erid: 2VtzquyHfbr
Summary:

Российский рынок кондиционеров. Что дальше?

Russian Air Conditioner Market. What's Next?

G. G. Litvinchuk, Director of Litvinchuk Marketing company

Keywords:split system, semi-industrial air conditioner

The special operation in Ukraine and subsequent western sanctions have drastically changed the game rules in many utility equipment markets. And while in many segments, such as ventilation, heating and utility plumbing systems, there are national manufacturers with high localization degree, the market of household and semi-industrial air conditioners is composed only of imported products. Are we facing a shortage of equipment? What will happen to the prices and sales volumes?

Описание:

Спецоперация на Украине и последовавшие за ней западные санкции очень сильно изменили правила игры на многих рынках инженерного оборудования. И если в таких сегментах, как системы вентиляции, отопления и инженерной сантехники, существует отечественное производство с высокой степенью локализации, то рынок бытовых и полупромышленных кондиционеров сформирован исключительно импортной продукцией. Грозит ли нам дефицит оборудования? Что будет с ценами и объемами продаж?

Российский рынок кондиционеров.
Что дальше?

Спецоперация на Украине и последовавшие за ней западные санкции очень сильно изменили правила игры на многих рынках инженерного оборудования. И если в таких сегментах, как системы вентиляции, отопления и инженерной сантехники, существует отечественное производство с высокой степенью локализации, то рынок бытовых и полупромышленных кондиционеров сформирован исключительно импортной продукцией. Грозит ли нам дефицит оборудования? Что будет с ценами и объемами продаж?

Чтобы лучше понимать происходящее, необходимо вернуться к событиям 2021 года. Минувшее лето стало для центральной России третьим по «жаре» после памятного 2010 и полумифического 1972-го, воспоминания о котором хранят только люди старшего поколения (рис. 1).

Рис. 1.

Количество жарких дней в Москве.
Источник: «Литвинчук Маркетинг»

 Из-за жары, охватившей центр страны, Поволжье, Урал и Западную Сибирь спрос существенно превысил возможности импортеров. Образовался дефицит, который можно было оценить в 300–400 тыс. кондиционеров при продажах порядка 2,65 млн сплит-систем. Дополнительно к этому было продано чуть более 100 000 мобильных моноблоков.

И, несмотря на рекордные объемы завоза в сентябре – декабре 2021 года, товарные остатки на конец прошлого года оказались около 340 000 сплит-систем – самый низкий уровень с памятного 2010 года (рис. 2).

Рис. 2.

Импорт сплит-систем по месяцам и остатки на начало года.
Источник: «Литвинчук Маркетинг»

Касательно 2021 года необходимо отметить, что основной рост продаж пришелся на столицы. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга объемы продаж существенно выросли только в городах вдоль границы с Казахстаном, куда жаркая погода пришла на 1-2 недели раньше. А далее столицы стали как губка впитывать все поступающее в РФ оборудование. Причина того, что техника не поступала в регионы, – цены, которые сложились в Москве и Санкт-Петербурге. В условиях повышенного спроса и двухнедельных очередей на установку кондиционеров стоимость срочной установки доходила до 30–40 тыс. рублей. В такой ситуации мобильные кондиционеры, которые монтажа не требуют, были распроданы почти мгновенно и до регионов просто не дошли.

При этом продажи импортеров оказались даже выше, чем продажи конечному заказчику. Причина в том, что в условиях дефицита монтажные компании предпочитают иметь запас оборудования, чтобы в какой-то момент не остаться без техники. А на рубеже 2021–2022 годов у них появились дополнительные стимулы к «хомячеству».

Во-первых, это информация о том, что заводские цены на кондиционеры вырастут на 20–25 %, а с учетом удорожания логистики рост цены можно оценить в 30–35 %.

Во-вторых – серьезная инфляция «твердых» валют. Официально доллар и евро потеряли в весе 7–8 %, при том что реальные цифры выше. Но что самое главное – инфляционная спираль продолжает раскручиваться. Цены на сырье продолжают расти, что неизбежно тянет за собой дальнейший рост стоимости любой готовой продукции. При таком раскладе самый очевидный способ сохранить средства – вложить их в ликвидные активы, стоимость которых вырастет в любой валюте. А для участников климатического рынка такой товар – кондиционеры.

В итоге спрос на оборудование оставался высоким всю осень и зиму. Реагируя на ситуацию, импортеры привезли в конце 2021 – начале 2022 года рекордные объемы.

Таким образом, к 1 апрелю наличие оборудования (остатки на 1 января + импорт) можно оценить в 1,637 млн сплит-систем. При этом за последние пять лет среднее наличие техники по итогам года равно 2,491 млн сплит-систем, т. е. на рынке уже имеется две трети от необходимого, если судить по последним годам. Плюс к этому завезено более 120 тыс. мобильных кондиционеров, спрос на которые в обычные годы не превышает 70–80 тыс. штук.

Есть только одно важное но. В последнее время китайские производители, на которых приходится около 93 % рынка, навязывают импортерам «сбалансированный завоз». Т. е. если импортер хочет купить только младшие модели «он/офф», то в нагрузку он должен взять старшие модели, инверторы и полупромышленные. Такая политика с очень высокой вероятностью приведет к излишкам по этим позициям.

Прогнозировать завоз оборудования в апреле и мае сложно. В условиях, когда единственным надежным каналом поставок из КНР оказалась железная дорога, а приплывшие в Европу контейнеры с техникой придется отправлять назад, он наверняка будет существенно ниже, чем в январе–марте.

Но даже если удастся завезти половину от прошлогоднего объема, жесткого дефицита удастся избежать. А в июне–июле поставки должны нормализоваться.

Теперь возникает другой вопрос – каков будет размер спроса? Если бы экономическая ситуация в 2022 году была аналогична 2021-му, его можно было бы оценить в 2,6–2,8 млн сплит-систем, из которых 0,3–0,4 млн – отложенный спрос, вызванный дефицитом 2021 года.

Однако повышение заводских цен на оборудование неизбежно скорректировало бы эти цифры. Дополнительные коррективы вносит подорожавшая логистика и, что еще важнее, – падение покупательной способности населения. В данный момент снижение реальных доходов можно оценить в 20 %. А применительно к подорожавшим кондиционерам – в 1,5 раза.

Насколько это критично? Изучим рис. 3.

Рис. 3.

Структура рынка по потребителям.
Источник: «Литвинчук Маркетинг»

Из него хорошо видно, что начиная с 2015 года доля техники, идущей на замену, постоянно растет. В 2020–2021 годах ее размер превысил 60 %. Чем выше этот показатель, тем стабильнее рынок. Если человек никогда не имел кондиционера, он достаточно легко отказывается от покупки. А вот если он за много лет привык к комфорту, то при малейшей возможности купит новый кондиционер на замену сломавшемуся. Пусть даже с потерей качества.

Применительно к бизнесу это работает еще надежнее. Новые объекты могут быть заморожены, а вот работоспособность действующих нужно поддерживать. А кафе или магазин без кондиционера в летний период останутся без посетителей.

Отказаться от покупки заставят только крайние обстоятельства. И в этой связи нелишне вспомнить, что в средней полосе России портрет типичного покупателя кондиционера очень сильно отличается от портрета заказчика на юге страны.

Если в средней полосе кондиционеры в жилье наиболее активно покупают семьи с доходом от 100 тыс. рублей на человека, то на юге – от 30–40 тыс. Там сплит-система – предмет первой необходимости и по социологическим опросам, в списке бытовой техники он стоит на втором месте после холодильника. И как раз на юге падение продаж может быть максимальным.

Резюмируя все вышесказанное, можно прогнозировать объем продаж 2022 года на уровне 2,1 млн сплит-систем. Однако в случае жаркого лета эта цифра может оказаться выше.

купить online журнал подписаться на журнал
Поделиться статьей в социальных сетях:

Все иллюстрации приобретены на фотобанке Depositphotos или предоставлены авторами публикаций.

Статья опубликована в журнале “АВОК” за №4'2022

PDF pdf версия


Реклама на нашем сайте
...
ООО «Арктика групп» ИНН: 7713634274 erid: 2VtzqvPGbED
...
Реклама / ООО «ИЗОЛПРОЕКТ» / ИНН: 7725566484 | ERID: 2Vtzqw8FGZ4
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Реклама на нашем сайте
...
реклама ООО "БДР ТЕРМИЯ РУС" / ИНН: 7717615508 / Erid: 2VtzqvBV5TD
BAXI
...
реклама ООО «ВЕНТЕХ» / ИНН: 6825007921 / Erid: 2Vtzqux3SzJ
Онлайн-словарь АВОК!