Добровольные-обязательные нормативные требования: «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
Voluntary-Mandatory Regulatory Requirements: Technical Regulations on Safety of Buildings and Structures
Yu. A. Tabunschikov, President of NP ABOK
Keywords: Federal Law, technical regulations, set of rules, standard
The draft federal law "On Amendments to the Federal Law "Technical Regulations on Safety of Buildings and Structures" and Federal Law "On Standardization in the Russian Federation" is already prepared. This article does not aim to analyze the document, its objective is to inform specialists about the main provisions of the final version of the draft law, which was sent to the Government for approval.
В настоящее время подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и в Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации». Данная статья не предполагает анализа документа и призвана проинформировать специалистов об основных положениях финальной версии проекта, направленной на утверждение в правительство.
Добровольные-обязательные нормативные требования:
«Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
В настоящее время подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и в Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации». Проект прошел экспертную комиссию по техническому регулированию Минпромторга России. В ходе прохождения экспертизы авторами документа был получен ряд замечаний и предложений. Данная статья не предполагает анализа документа и призвана проинформировать специалистов об основных положениях финальной версии проекта, направленной на утверждение в правительство. Полагаем, что мы еще вернемся к обсуждению этого законопроекта после его утверждения и официальной публикации.
Цели законопроекта сформулированы в п. 22, 23, 25 плана мероприятий («дорожной карты») реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности «Трансформация делового климата» «Реинжиниринг правил промышленного строительства» (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации № 2692-р от 27.09.2021) [1]. Согласно данному документу, изменения в Федеральном законе «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» должны привести:
• к расширению доказательственной базы технических регламентов; обеспечению возможности использовать стандарты организаций в качестве доказательной базы соответствия требованиям технического регламента о безопасности зданий и сооружений;
• к расширению доказательной базы «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» и других нормативно-правовых актов, устанавливающих требования к зданиям и сооружениям;
• к внедрению новых зарубежных технологий без необходимости перепроектирования, разработки документов по стандартизации под новые технологии; упрощению внедрения иностранных технологий на территории Российской Федерации.
Проект узаконивает в частности и в главном добровольность применения стандартов и сводов правил, включенных в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ (утвержден приказом Росстандарта от 02.04.2020 № 687; с изменениями, отраженными в приказе Росстандарта № 567 от 20.04.2021) [2].
Многие годы проектировщики были чрезвычайно обеспокоены тем обстоятельством, что в одном и том же нормативном документе содержались обязательные и «необязательные» нормативные требования. Наконец проблема разрешилась.
Специалисты с глубоким удовлетворением встретили и приказ Росстандарта № 687, и проект Закона: многие годы проектировщики были чрезвычайно обеспокоены тем обстоятельством, что в одном и том же нормативном документе содержались обязательные и «необязательные» нормативные требования. Наконец проблема разрешилась.
В проекте Закона предлагается наделить Минстрой России полномочием по утверждению Перечня документов добровольного применения, что позволит устранить противоречия и дублирование многочисленных требований.
Добровольность применения стандартов и сводов правил, включенных в Перечень, утвержденный приказом Росстандарта № 687, не означает, что они могут не соблюдаться. Добровольность применения предоставляет проектировщикам возможность использовать либо добровольные требования, либо, на альтернативной основе, – другие правила при дополнительном обосновании того, что они обеспечивают соблюдение требований Закона № 384-ФЗ.
Применение стандартов организаций для оценки соответствия требованиям настоящего Федерального закона допускается в случае, если они прошли экспертизу в техническом комитете по стандартизации в сфере строительства и зарегистрированы в Федеральном информационном фонде стандартов.
В случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных документами по стандартизации, проектные значения должны быть обоснованы одним или несколькими из следующих способов:
• результаты исследований, расчеты и (или) испытания;
• моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в т. ч. при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;
• оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.
По нашему глубокому убеждению, разрешение на отступление от требований сводов правил в обоснованных случаях может дать только орган, которым этот документ введен на территории Российской Федерации, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований с авторами указанных документов и органами надзора. В противном случае возникнут серьезные трудности в оценке качества и надежности выполненных обоснований.
Юридические и физические лица несут ответственность за нарушение требований и правильность применения положений указанных нормативных документов в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с проектом Закона отказ от обязательных требований национальных стандартов и сводов правил позволит отказаться от необходимости разработки специальных технических условий (далее – СТУ).
В настоящее время действительно актуальной является проблема быстрого вывода на рынок строительных ресурсов, которые должны восполнить дефицит, образующийся в связи с невозможностью их дальнейших поставок из стран, оказывающих санкционное давление. Однако при этом должно сохраняться требование проведения в необходимых случаях верификации показателей, декларирующих качество продукции [3].
Литература
1. План мероприятий («дорожная карта») реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности «Трансформация делового климата» «Реинжиниринг правил промышленного строительства». – URL: static.government.ru/media/files/jKwopGLKPSU0PpzWCyFw0W8KshnbA7l7.pdf.
2. Приказ Росстандарта от 02.04.2020 № 687 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
3. Постановление Правительства РФ от 23.12.2021 № 2425 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Статья опубликована в журнале “АВОК” за №2'2023
pdf версияСтатьи по теме
- Техническое регулирование в строительстве
АВОК №1'2012 - Хроника прошедшего 2018 года
АВОК №1'2019 - Энергоменеджмент – инструмент повышения энергоэффективности и снижения издержек в энергетике, промышленности и ЖКХ
Энергосбережение №5'2016 - Нормативно-техническое регулирование подтверждения соответствия напорных труб из термопластов
Сантехника №2'2019 - СП 160.1325800.2014: пожарная безопасность многофункциональных зданий
Сантехника №6'2019 - Современное проектирование: проблемы и перспективы
АВОК №7'2016 - Нормативные документы: кто главный?
АВОК №1'2020 - Актуализация нормативной базы: СП 60.13330-2020 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»
АВОК №6'2020 - Нормативные документы НП «АВОК» в системе стандартизации
АВОК №2'2018 - Подтверждение соответствия требованиям безопасности импортируемого оборудования водоподготовки и водоочистки
Сантехника №5'2020
Подписка на журналы