Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 107-91-50 ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"

АВОК ассоциированный
член
...
Реклама ООО "Катюша" | ИНН 1659212383 | Erid: 2VtzquyHfbr
Summary:

Экологически ориентированные энергоэффективные решения для обеспечения безопасной внутренней среды: дошкольные образовательные учреждения

Environmentally Determined Energy Efficient Solutions to Ensure Safe Indoor Environment: Preschool Education Institutions

M. M. Brodach, Professor at Moscow Institute of Architecture, Vice President of NP ABOK, Chairman of NP ABOK Committee on Technical Rating, Standardization and Certification; A. I. Seregin, General Director at ClimaTech Engineering Company, Premium Member of NP ABOK

Keywords: energy efficiency, microclimate, preschool educational institutions, ventilation, air distribution

The subject of this article is quite relevant and, at the same time, absolutely not elaborated, which is mainly related to a lack of a regulatory basis governing the design of preschool and other education institutions (PEI). Usually the design documentation that has passed state expert assessment refers to state standards GOST 30494, SP 118.13330, SP 251.1325800, SP 252.1325800, which, without any exaggeration, don't even mention the ventilation, and include a mandatory reference to SP 60.13330, which, most regrettably, also does not cover the questions raised in the article, namely, creation of an optimal indoor climate in PEI premises.

Описание:

Тема данной статьи довольно актуальная и в то же время совершенно не раскрытая, что, в первую очередь, связано с отсутствием нормативной базы для проектирования дошкольных и прочих образовательных учреждений (ДОУ). Как правило, в проектной документации, прошедшей государственную экспертизу, будут фигурировать ГОСТ 30494, СП 118.13330, СП 251.1325800, СП 252.1325800, в которых, без какого-либо преувеличения, практически ни слова нет о вентиляции, будет и обязательная ссылка на СП 60.13330, который, к большому сожалению, также совершенно не охватывает вопросы статьи, а именно создания оптимального микроклимата в помещениях ДОУ.

Экологически ориентированные энергоэффективные решения для обеспечения безопасной внутренней среды: дошкольные образовательные учреждения

Мы продолжаем обсуждать проблему обеспечения безопасной внутренней среды в социально значимых объектах. Тема сегодняшней статьи довольно актуальная и в то же время совершенно не раскрытая. Если провести некую аналогию с тематикой предыдущей статьи1, регламентирующая литература для проектирования и создания инженерных решений лечебно-профилактических учреждений хоть и часто противоречит себе, описывая крайне узко очень широкие вопросы и не раскрывая большинство из самых важных, все-таки есть и представлена более чем 40 различными документами. В случае дошкольных и прочих образовательных учреждений (ДОУ) документации просто нет. Как правило, в проектной документации, прошедшей государственную экспертизу, будут фигурировать ГОСТ 30494 [1], СП 118.13330 [2], СП 251.1325800 [3], СП 252.1325800 [4], в которых, без какого-либо преувеличения, практически ни слова нет о вентиляции, будет и обязательная ссылка на СП 60.13330 [5], который, к большому сожалению, также совершенно не охватывает вопросы сегодняшней статьи, а именно создания оптимального микроклимата в помещениях ДОУ.

Возможно, проблема отсутствия регламентирующей литературы по проектированию инженерных систем ДОУ и других образовательных учреждений обусловлена сложившимися на протяжении десятилетий и устоявшимися типовыми строительными проектами, где стандартная схема воздухоподготовки заключается исключительно в проветривании помещений. Мы не ошибемся, если скажем, что механическая вентиляция представлена исключительно в виде вытяжных систем из санузлов, как правило, граничащих с групповыми ячейками, кухонь или столовых и спортивных залов в относительно недавно построенных строениях. Аналогичная ситуация и со среднеобразовательными учреждениями (СОУ). Причем проветривание в групповых ячейках детских садов или классах и других помещениях школ происходит круглогодично – и зимой в -20 °С, и летом в +30 °С. Конечно, проветривание происходит в отсутствие детей в помещении, но каждые 45 минут во время уроков вентиляции физически нет, так же как ее нет на протяжении практически всего времени пребывания детишек в ДОУ, за исключением времени, когда они на прогулке, при условии, что регламент по проветриванию не нарушается.

Абсурдность ситуации становится еще более очевидной при сравнении выделяемой тепловой нагрузки при строительстве ДОУ с требуемой нагрузкой в случае размещения полноценных систем вентиляции, базирующихся на комплексе энергоэффективных решений. Она снижается практически в два раза.

Говоря о комплексе энергоэффективных мер (рис. 1), мы подразумеваем и энергоэффективные инженерные решения в совокупности с системой автоматизации, и само вентиляционное оборудование.

Выбор наиболее энергоэффективных инженерно-технических решений, конечно, должен быть произведен на основе климатологии места строительства ДОУ и СОУ, доступных ресурсов возобновляемой и невозобновляемой энергии и подтвержден технико-экономическим расчетом.

Как правило, на большей части территории нашей страны для достижения высокой энергоэффективности вентиляционных агрегатов достаточно предусмотреть:

  • низкую скорость воздушного потока через поперечное сечение установки;
  • систему рекуперации с переносом тепла и влаги без передачи патогенной среды;
  • вентиляторы с двигателями класса эффективности не менее IE5.

Для достижения высоких значений энергоэффективности систем холодоснабжения достаточно предусматривать:

  • компрессоры инверторного типа с электронными регулирующими вентилями, работающие на хладагенте со значением ПГП не более 10;
  • вентиляторы конденсаторов холодильных машин с двигателями класса эффективности не менее IE4.

При внимательном рассмотрении представленного примера энергоэффективной системы вентиляции можно сделать условное деление на явные и косвенные элементы. (рис. 1). В случае с явными элементами системы, описанными выше, все довольно понятно и в целом подобные инструменты на сегодняшний день уже довольно рутинны, находя применение в совершенно разноплановых проектах, где в принципе необходимо применение энергоэффективных систем. В то же время стоит обратить внимание и на косвенные элементы системы. В нашем случае стоит обратиться к специфике нахождения детишек на территории ДОУ. Как и в случае с СОУ, на протяжении всего времени пребывания в образовательном учреждении дети постоянно меняют помещения в зависимости от образовательных программ, при этом количество маленьких потребителей кислорода в здании не меняется, соответственно, такие элементы системы автоматизации, как датчики CO2, позволят точечно изменять производительность всей системы вентиляции, не расходуя энергоресурс на пустые помещения, например кабинет музыки, столовую или спортивный зал, в случае если они не востребованы в конкретный момент времени. Эффект внедрения подобных решений значительно увеличивается в случае поддержания в обслуживаемых помещениях не только необходимого воздухообмена, но и наличия системы кондиционирования и особенно поддержания параметров относительной влажности, так необходимой в зимний период времени, не говоря уже о системе осушения в случае наличия в составе ДОУ или СОУ бассейна.

Внедряя подобные системы, конечно, не стоит ограничиваться только воздухоподготовкой, важно правильно распределять воздушные потоки, не допуская дутья, сквозняков и застойных зон (рис. 2а, б).

При работе в различных режимах систем вентиляции и кондиционирования для возможности оптимального круглогодичного движения воздушных потоков рекомендуется совмещать вытесняющий и турбулентный (перемешивающийся) типы воздушных потоков.

Не стоит забывать и об элементах системы, требующих особого внимания, например элементах систем увлажнения воздуха, также необходимых для создания комфортных условий пребывания детей в ДОУ или СОУ.

Необходимо уделять этому вопросу особое внимание, поскольку при неправильном проектировании, не говоря об эксплуатации, системы увлажнения могут стать источником распространения патогенной бактериальной среды. В этом вопросе аналогия с ЛПУ максимально схожая: увлажнение необходимо осуществлять паром, приготовленным в парогенераторах из воды питьевого качества, либо адиабатической системой увлажнения водой питьевого качества с обязательным последующим обеззараживанием воздуха с эффективностью не менее 99 % по общему микробному числу. Конструкция устройств увлажнения воздуха и место их расположения должны исключать образование конденсата и капель влаги после секции увлажнения и попадание их в сеть приточных воздуховодов. Конструктивные элементы устройства увлажнения должны быть стойкими к коррозии.

Еще один важный момент заключается в том, что при эксплуатации ДОУ с данными техническими решениями понадобятся или квалифицированные специалисты для обслуживания вентиляционных систем, которых нет в штатном расписании обычных ДОУ, или организации, которые возьмут на себя сервисное обслуживание.


В настоящий момент в НП «АВОК» идет работа над рекомендациями «Вентиляция и кондиционирование воздуха в дошкольных образовательных организациях». Традиционно Стандарты НП «АВОК» содержат повышенные требования к уже существующим и действующим на практике нормам, в результате чего разработанные НП «АВОК» стандарты становились драйвером для актуализации СНиП и СП. Стандарты НП «АВОК» можно по праву отнести к области опережающей стандартизации, поскольку они, являясь основой для внедрения технологических новинок, стимулируют ускоренное инновационное развитие отрасли. Можно надеяться, что рекомендации «Вентиляция и кондиционирование воздуха в дошкольных образовательных организациях» также послужат мотивацией для пересмотра регламентирующей литературы по проектированию инженерных систем ДОУ и других образовательных учреждений в сторону повышения требований к микроклимату.

Литература

  1. ГОСТ 30494-2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях».
  2. СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения».
  3. СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования».
  4. СП 252.1325800.2016 «Здания дошкольных общеобразовательных организаций. Правила проектирования».
  5. СП 60.13330.2020 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха».

1 М. М. Бродач, А. И. Серегин «Экологически ориентированные энергоэффективные решения для обеспечения безопасной внутренней среды в социально значимых объектах: операционные" (АВОК, № 2, 2024).

купить online журнал подписаться на журнал
Поделиться статьей в социальных сетях:

Все иллюстрации приобретены на фотобанке Depositphotos или предоставлены авторами публикаций.

Статья опубликована в журнале “АВОК” за №4'2024

PDF pdf версия


Статьи по теме

Реклама на нашем сайте
...
ООО «Арктика групп» ИНН: 7713634274 erid: 2VtzqvPGbED
...
Реклама / ООО «ИЗОЛПРОЕКТ» / ИНН: 7725566484 | ERID: 2Vtzqw8FGZ4
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Реклама на нашем сайте
...
реклама ООО "БДР ТЕРМИЯ РУС" / ИНН: 7717615508 / Erid: 2VtzqvBV5TD
BAXI
...
реклама ООО «ВЕНТЕХ» / ИНН: 6825007921 / Erid: 2Vtzqux3SzJ
Онлайн-словарь АВОК!