Тепловая изоляция корпуса центральных кондиционеров: новые решения
При проектировании вентиляционного оборудования с большим перепадом температур как внутри корпуса, так и между внутренним и внешним объемами разработчик неизбежно сталкивается с вытекающими последствиями. К ним относятся тепловые потери, конденсация влаги из воздуха или образование инея, наледи на поверхностях.
Тепловая изоляция корпуса центральных кондиционеров: новые решения
При проектировании вентиляционного оборудования с большим перепадом температур как внутри корпуса, так и между внутренним и внешним объемами разработчик неизбежно сталкивается с вытекающими последствиями. К ним относятся тепловые потери, конденсация влаги из воздуха или образование инея, наледи на поверхностях.
![](/for_spec/articles/43/8784/art.jpg)
Давайте разберем эту проблему более основательно. Конструкция корпуса установок центрального кондиционирования, как правило, устроена следующим образом: из профиля специальной формы собирается каркас корпуса блока, а в качестве внешних ограждений выступают теплоизолированные панели типа сэндвич. Также корпус блока может быть сконструирован без применения профиля каркаса, и тогда вся несущая нагрузка ложится на соединенные между собой особым образом панели. Тем не менее в обоих случаях мы имеем дело с завершенной конструкцией корпуса, призванной служить надежной оболочкой устройств приема, очистки, обработки и перемещения воздуха, а также формировать каналы движения воздуха. Помимо очевидных функций блоков установок центрального кондиционирования корпус блока также должен обеспечивать достаточную жесткость конструкции, приемлемую плотность как на разрежение, так и под избыточным давлением, эффективные шумоизоляционные свойства, а также достаточно высокую тепловую изолированность. В соответствии с европейским нормативом EN 1886, тепловая изолированность корпуса вентиляционных установок характеризуется двумя критериями – это класс коэффициента теплопередачи и класс коэффициента теплового моста. Первый из них – это величина, которая характеризует интенсивность передачи тепла между внутренним объемом и окружающей средой в единицу времени через 1 м2 корпуса установки при установившейся разнице температур воздуха 20 К. Коэффициент теплопередачи в конечном счете дает понимание о величине тепловых потерь корпуса, материалах, применяемых при производстве корпуса установки, уровне технологического совершенства. Чем меньше данная величина, тем лучше и тем меньше тепловые потери через корпус кондиционера, и это характеризует уровень энергоэффективности корпуса установки. Коэффициент теплопередачи описывается классами, приведенными в табл. 1.
![](/for_spec/articles/43/8784/1.jpg)
Второй критерий – класс коэффициента теплового моста. Эта величина косвенным образом характеризует наличие в конструкции корпуса установки участков, имеющих пониженное термическое сопротивление. Присвоенный класс теплового моста дает понимание не столько о тепловых потерях, сколько о наличии объектов на поверхности корпуса, где наиболее вероятно выпадение конденсата из воздуха, инея или наледи, будь то внешняя или внутренняя часть корпуса. В отличие от класса коэффициента теплопередачи здесь имеет место обратная ситуация: чем выше значение коэффициента, тем лучше – слабее сформирована тепловая связь между внутренними и внешними элементами корпуса установки. Коэффициент теплового моста и соответствующие ему классы даны в табл. 2.
![](/for_spec/articles/43/8784/tab1.jpg)
Становится полностью очевидным, что для достижения целей сохранения тепловой энергии, подводимой (в случае нагрева) или отводимой (в случае охлаждения) от воздуха, обрабатываемого внутри центрального кондиционера, как используемая конструкция корпуса и технология его производства, так и применяемые материалы должны быть наилучшими для достижения как можно более высокого класса. То же самое касается и теплового моста.
![](/for_spec/articles/43/8784/tab2.jpg)
Компанией «ВЕЗА» было инициировано построение испытательной лаборатории для исследования проблем тепловой изоляции корпуса центральных кондиционеров «ВЕРОСА». На базе новой лаборатории были проведены многочисленные испытания центральных кондиционеров, произведенных по классической технологии, а также сделаны новые разработки, которые лягут в основу будущих специальных исполнений установок «ВЕРОСА».
![]() |
Испытания показали отличные результаты: класс коэффициента теплопередачи T2 и наивысший класс коэффициента теплового моста TB1 |
Так, в ходе цикла последних испытаний специалистами компании были получены беспрецедентные результаты по тепловой изоляции корпуса установок «ВЕРОСА» – класс коэффициента теплопередачи T2 и наивысший класс коэффициента теплового моста TB1.
В основу полученных результатов положены две базовые разработки. Первая – это внедрение специального композитного терморазрывного профиля, которым оборудуется периметр панелей корпуса.
![](/for_spec/articles/43/8784/3.jpg)
Примененный композит разрывает тепловую связь между внутренней и внешней стальными обшивками панелей и тем самым препятствует передаче тепла из одного объема в другой. Благодаря этому нововведению самая обширная теплопередающая поверхность корпуса была усовершенствована и изолирована от влияния перепадов температур. Вторая разработка заключается во внедрении инновационного профиля каркаса корпуса, выполненного из прочного огнеупорного композитного материала на базе разнонаправленных стекловолоконных нитей с прочной связующей основой.
Прочность нового профиля была подтверждена натурными испытаниями. Помимо этого, профиль полностью безопасен и гигиеничен, абсолютно не боится коррозии и воздействия ультрафиолета. Данное техническое решение дополняет и завершает совокупное техническое решение по тепловой изоляции корпуса центральных кондиционеров «ВЕРОСА».
![](/for_spec/articles/43/8784/4.jpg)
В каких же областях может понадобиться применение такого рода разработки? Вне всякого сомнения, первое, что приходит на ум, – это объекты с высокими требованиями по энергетической эффективности инженерных систем и здания в целом. Также в фокус внимания попадают объекты, где вентиляционные установки размещаются под открытым небом и при этом выполняют свою работу при значительных перепадах температур между обработанным воздухом внутри установки и наружной атмосферой. Это касается перепадов более 60 К для холодного времени года и более 20 К для теплого времени года. Здесь минимизация тепловых потерь через корпус «ВЕРОСА» ведет к экономии энергоресурсов, а также снижению капитальных затрат на энергетическое оборудование. Что касается минимизации тепловых мостов, то данное решение находит свое применение в тех сферах, где выпадение конденсата или изморози на поверхностях вентиляционного оборудования выступает настоящим бичом ответственного потребителя. К таковым можно отнести помещения с повышенным выделением влаги – бассейны, аквапарки, бани, сауны и т. п.; холодные помещения обработки продукции пищевых предприятий; медицинские и чистые помещения, где выпадение влаги внутри корпуса кондиционера рождает риски развития патогенной микрофлоры в проточном канале обрабатываемого воздуха.
Соблюдение основных критериев качества оборудования и стремление к наилучшим результатам – основополагающий принцип, лежащий в основе всех разработок компании «ВЕЗА».
![](/_templates/abok_v2/img/img5.jpg)
Статья опубликована в журнале “АВОК” за №5'2024
![PDF](/_templates/abok_v2/img/ico-pdf.png)
Статьи по теме
- Тепловая изоляция и энергосбережение
Энергосбережение №2'1999 - «ВЕЗА»: 27 лет на рынке промышленной вентиляции
АВОК №5'2022 - Проектирование тепловой изоляции трубопроводов тепловых сетей
Энергосбережение №1'2015 - ImprEVO – новое рабочее колесо от компании «ВЕЗА»
АВОК №3'2024 - Тепловая изоляция металлических стволов дымовых труб
Энергосбережение №5'2001 - Так все-таки дымовой люк или фонарь?
АВОК №4'2024 - Региональные нормы по тепловой изоляции промышленного оборудования и трубопроводов
Энергосбережение №6'2001 - Трубы с тепловой изоляцией из пенополиуретана – реальный путь усовершенствования системы теплоснабжения
Энергосбережение №2'2002 - Обследование технического состояния и реконструкция тепловой изоляции эксплуатируемых магистральных теплопроводов
Энергосбережение №3'2002 - Тепловая изоляция трубопроводов тепловых сетей
Энергосбережение №5'2002