Экомаркировка – стимул к созданию устойчивой среды обитания. Часть 1. Виды и роль экологических заявлений в мире
Eco-labeling – incentive for creating a sustainable living environment. Part 1. Types and role of ecological declarations in the world
Yu. A. Gracheva, Candidate of Biology, Director of Environmental Union, Member of the Board of Directors of Global Eco-labeling Association (GEN), head of the Central Authority of the Ecological Certification System «Listok zhizni»
Keywords: sustainable development goal (SDG), life cycle evaluation (LCE), international standards, life cycle eco-labeling
Building materials have the greatest potential for the green construction development, so the most important objective is their responsible production that considers the ecological requirements, and their application. Product eco-labeling allows for confirmation of the level of conformity to certain ecological criteria.
Наибольшим потенциалом для развития зеленого строительства обладают строительные материалы, поэтому важнейшей задачей становится их ответственное производство, учитывающее экологические требования, и потребление. Подтвердить уровень соответствия тем или иным экологическим критериям позволяет экомаркировка продукции.
Экомаркировка – стимул к созданию устойчивой среды обитания.
Часть 1. Виды и роль экологических заявлений в мире
Наибольшим потенциалом для развития зеленого строительства обладают строительные материалы, поэтому важнейшей задачей становится их ответственное производство, учитывающее экологические требования, и потребление. Подтвердить уровень соответствия тем или иным экологическим критериям позволяет экомаркировка продукции.
На февраль 2024 года 36 % опрашиваемых граждан отметили, что, по их мнению, экологическая обстановка в регионе их проживания за последние два-три года ухудшилась [1]. ВЦИОМ фиксирует достаточно высокий общественный запрос на экологические действия крупных промышленных предприятий. Компании отвечают тем же: в 2023 году 74 % компаний [2] назвали «Ответственное потребление и производство» среди ключевых целей устойчивого развития (ЦУР) для бизнеса, что совпадает с целями для России.
Определить, насколько продукция экологична, позволяет экомаркировка. О существовании специальной экологической маркировки товаров и продукции, по данным исследования НАФИ и Экологического союза, уже знают большинство жителей российских городов-миллионников (87 %) [3].
результате продукция с экомаркировкой находится среди самых популярных товаров – 86 % [4] людей с той или иной частотой проверяют заявления компаний и брендов об экологичности. Каждый второй респондент (52 %) [3] относит к экотоварам те продукты, на которых есть соответствующий знак – экомаркировка.
Строительные материалы входят в топ-3 направлений строительной отрасли, обладающих наибольшим потенциалом для развития зеленого строительства, по мнению 85 % опрошенных [5].
Виды экологических заявлений согласно ISO
Согласно международному стандарту ISO 14020, обновленная версия которого вышла в 2022 году, экологические заявления делятся на несколько типов. Международные стандарты ISO 14021, 14024 и 14025 и их российские версии устанавливают требования к программам добровольной экологической маркировки трех основных типов – в зависимости от критериев оценки соответствия и степени вовлеченности в процесс экологической маркировки независимой (третьей) стороны (рис. 1).
Стоит отметить, что стандарт ISO 14020:2022 еще не принят в обновленной версии в системе ГОСТ Р, следовательно, действующий эквивалентный стандарт ГОСТ Р ИСО 14020–2011, а также сопутствующие стандарты ГОСТ Р ИСО 14024-2022, ГОСТ Р ИСО 14021-2023 и ГОСТ Р ИСО 14025-2012 уже не отражают текущую терминологию в международной стандартизации экологических заявлений. Приведем виды и определения экологических заявлений, как они указаны в ISO 14020:2022.
1. Экомаркировка (ecolabel) – ранее экомаркировка I типа
Экомаркировка на продукте указывает на его общую экологическую предпочтительность в рамках определенной категории товаров, основанную на соответствии нескольким критериям, которые учитывают жизненный цикл продукта. Разрешение на использование экомаркировки выдается независимой, добровольной программой экомаркировки, которая управляется стороной, не связанной с поставщиком данного продукта. Требования, рекомендации и дополнительная информация по экомаркировке изложены в стандарте ISO 14024 (на сегодня находится на пересмотре в ISO).
2. Самодекларируемые экологические заявления (self-declared environmental claim) – ранее экомаркировка II типа
Самодекларируемое экологическое заявление о продукте предоставляется лицами или организацией, участвующими в маркетинге данного продукта, с целью продемонстрировать его конкретные положительные экологические аспекты и повлиять на продвижение на рынке. Требования, рекомендации и дополнительная информация по самодекларируемым экологическим заявлениям изложены в стандарте ISO 14021.
3. Экологическая декларация на продукт (environmental product declaration) – ранее экомаркировка III типа
Экологическая декларация на продукт предоставляет экологические данные о продукте, основанные на заранее определенных параметрах, полученных в результате оценки жизненного цикла (ОЖЦ), а также дополнительную экологическую информацию. Заранее определенные параметры охватывают значимые воздействия и выводятся из ОЖЦ с использованием правил категории продукции. Такими параметрами могут быть:
- набор результатов индикаторов категорий воздействия;
- набор инвентаризационных данных, представляющих элементарные потоки (например, железная руда);
- набор данных, не относящихся к элементарным потокам (например, отходы).
Требования, рекомендации и дополнительная информация по экологическим декларациям на продукты представлены в стандарте ISO 14025.
С точки зрения эффективности применения для разных целевых аудиторий можно провести сравнение между этими тремя типами заявлений (см. табл.). Также обновленный ISO 14020 включает такие виды экологических заявлений, как информация об экологическом следе продукции (например, углеродный след).
Остановимся подробнее на особенностях и роли экомаркировки (ISO 14024). Поскольку в России принято называть экомаркировкой любой вид экологического заявления, то в тексте данной статьи и коммуникациях Экологического союза и партнеров экомаркировка – это знак, который присваивается товару/услуге после прохождения процедуры добровольной сертификации на соответствие экологическим/устойчивым стандартам в аккредитованном органе по сертификации.
Экомаркировка по жизненному циклу в мире
Каждая экомаркировка основывается на строгих стандартах, по которым независимые эксперты-экологи проводят всестороннюю проверку продукции. Критерии сертификации охватывают широкий спектр аспектов, включая происхождение сырья, безопасность состава для окружающей среды и здоровья человека, экологичность производственного процесса, возможность переработки упаковки и другие параметры. Только успешное соответствие этим требованиям дает производителю право заявлять о своем продукте как об экологичном, а потребителю – гарантии, что он приобретает действительно экологичный товар.
В мире существует более 500 экологических маркировок, но наиболее надежными считаются те, которые оценивают продукт на всех этапах его жизненного цикла. Такие маркировки признаны ООН ключевым инструментом для продвижения ответственного производства и потребления. Их стандарты охватывают весь процесс создания и использования продукции: от выбора сырья и производства до транспортировки, использования и утилизации упаковки.
Экомаркировки, основанные на подходе жизненного цикла, объединены во Всемирную ассоциацию экомаркировки (GEN). В ее составе более 30 международных программ, включая такие известные системы, как «Голубой ангел» (Германия), «Северный лебедь» (Скандинавские страны), «Европейский цветок» (Европейский союз), а также программы из Китая, Индии и других стран (рис. 2).
Россию в GEN представляет негосударственная экомаркировка «Листок жизни» (рис. 2, https://ecounion.ru/). Благодаря многолетней деятельности на российском рынке и участию в международных проектах эта программа самостоятельно достигла мирового уровня и в 2007 году стала полноправным членом GEN.
Во многих странах экомаркировка тесно интегрирована с системами государственных зеленых закупок. Например, в Китае, Японии и Тайване действует законодательство, обязывающее государственные учреждения закупать исключительно экологически сертифицированные товары в определенных категориях. Это стимулирует рост спроса на добровольную экологическую сертификацию и побуждает производителей внедрять более строгие экологические стандарты.
В Индии, Австралии и Новой Зеландии экомаркировка особенно актуальна для строительных материалов, которые составляют основную часть сертифицированных товаров. В этих странах критерии экомаркировки интегрированы в стандарты зеленого строительства: использование сертифицированных материалов позволяет застройщикам получать дополнительные баллы при сертификации зданий. Аналогичные требования предусмотрены и в российских стандартах зеленого строительства, таких как ГОСТы для многоквартирных домов и индивидуального жилищного строительства, а также частные системы сертификации «Клевер» и Green Zoom.
Экомаркировка также является мощным инструментом для продвижения ответственного потребления. В отличие от экологических деклараций (EPD), она представляет собой простой и понятный знак на упаковке, который сигнализирует потребителю о высоких экологических характеристиках товара. В ретейле экомаркировка играет двойную роль: формирует экологические требования к поставщикам и способствует информированию покупателей.
Литература
- Экологическая ситуация в России: мониторинг // ВЦИОМ новости. 2024. 6 февраля. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ehkologicheskaja-situacija-v-rossii-monitoring-2.
- Барометр устойчивой трансформации бизнеса // Исследование E+Сhange и Ipsos. 2023. https://drive.google.com/file/d/1FxJsRPpFgf6R8kMMobSa2iCiMcfu-NWe/view.
- НАФИ и Экологический союз: исследование об отношении россиян к экотоварам и экомаркировке // НАФИ. 2023. 1 июня. https://nafi.ru/analytics/nafi-i-ekologicheskiy-soyuz-issledovanie-ob-otnoshenii-rossiyan-k-ekotovaram-i-ekomarkirovke-/.
- Отношение российских потребителей к социально ответственному бизнесу, его товарам и услугам // Исследование E+ и Better. 2023. Ноябрь. https://drive.google.com/file/d/11mrRrWT5hP5T30uTUUVvodOqFTEsJtvU/view.
- Обзор перспектив зеленого строительства в России // ООО «Кепт Налоги и Консультирование». 2024. Апрель. https://assets.kept.ru/upload/pdf/2024/04/ru-green-construction-overview.pdf. ¢
Продолжение статьи читайте в следующем номере журнала «Энергосбережение».
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №1'2025
pdf версияСтатьи по теме
Подписка на журналы