Перспективы развития рынка керамической плитки
Приведенные данные показывают, что в последние годы этот рынок активно развивается. При этом наблюдается как рост отечественного производства, так и увеличение поставок по импорту. Такому развитию, безусловно, способствует растущий спрос на качественную керамическую плитку как со стороны населения, так и со стороны деловой и социальной сферы.
Перспективы развития рынка керамической плитки
В предыдущих публикациях были описаны параметры и тенденции рынка керамической плитки. Приведенные данные показывают, что в последние годы этот рынок активно развивается. При этом наблюдается как рост отечественного производства, так и увеличение поставок по импорту. Такому развитию, безусловно, способствует растущий спрос на качественную керамическую плитку как со стороны населения, так и со стороны деловой и социальной сферы.
В свою очередь, производители продолжают расширять и совершенствовать свое производство для удовлетворения этого спроса. Среди этих новых шагов, сделанных за последний год, можно выделить следующие.
Рисунок 1. увеличить Прогноз динамики производства керамической плитки в РФ по видам |
ОАО «Стройфарфор» (г. Шахты, Ростовская обл.) в сентябре 2001 года запустил новую итальянскую линию по производству керамической плитки. Оборудование было приобретено у итальянской фирмы Sacmi при участии Ростовского филиала Внешторгбанка, который предоставил предприятию кредит на сумму свыше 1 млн долл. США. Техническое перевооружение «Стройфарфора» началось еще несколько лет назад, и нынешняя технологическая линия – уже третья по счету, приобретенная в Италии. Главное достоинство нового оборудования состоит в том, что оно позволяет выпускать плитку популярного в Европе стандарта (25х33 см). Кроме этого, линия предполагает применение расходных материалов (в частности, красителей и глазури) испанской фирмы Ferro – крупнейшего в мире производителя подобного рода продукции. На 2002 год «Стройфарфор» закупил расходных материалов Ferro более чем на 1 млн евро. По предварительным оценкам, плитка европейского качества будет предлагаться по ценам в 2–3 раза ниже мировых.
В июле 2001 года ООО «Башкерама», образованное на базе Октябрьского завода керамической плитки и фарфоровых изделий, заключило контракт с одной из известных итальянских фирм на поставку двух автоматических линий с годовой производительностью 1,1 млн м2 облицовочной, стеновой и напольной плитки каждая.
Рисунок 2. увеличить Прогноз динамики импортных поставок в РФ по видам керамической плитки |
Северо-Западный банк Сбербанка России предоставил лизинговой компании ООО «Глобус-Лизинг» кредитные средства с целью приобретения и передачи в лизинг ОАО «Нефрит-Керамика» линии по производству керамической плитки для внутренней облицовки стен. ОАО «Нефрит-Керамика» было создано в 1990 году на базе плиточного производства № 4 Ленинградского завода керамических изделий. Предприятие является крупнейшим на Северо-Западе России производителем керамической плитки для внутренней облицовки стен. Нынешний лизинговый проект предполагает расширение объема выпуска плитки ОАО «Нефрит-Керамика» в 1,7 раза посредством установки на производственных площадях современной комплексной линии по производству керамической облицовочной глазурованной настенной плитки. Производителем и поставщиком оборудования выступает фирма SITI (Италия).
После проведения ярмарки инвестиций «Орел-2001» летом 2001 года достигнуто соглашение о вложении итальянской компанией «Велко Индустриале» 50 млн долл. США в предприятие по выпуску керамической плитки.
В мае 2001 года сделаны первые шаги по созданию совместного с итальянцами производства керамической плитки в Сызрани, на финансирование проекта направлены первые полмиллиона долларов.
В ближайшее вpемя белорусское ОАО «Кеpамин» намеpено coздать кopпopативнoе coвмеcтнoе пpoизвoдcтвo с фиpмoй SACMI в Калужcкoй и Челябинcкoй oблаcтяx (любoпытнo, чтo в г. Cнежинcк меcтные влаcти coздают ocoбые льгoтные уcлoвия для пpивлечения инвеcтиций).
Рисунок 3. увеличить Прогноз емкости рынка керамической плитки на среднесрочную перспективу |
Все это позволяет прогнозировать дальнейший рост отечественного производства (рис. 1).
Второй важнейшей составляющей рынка являются поставки по импорту. При прогнозе импортных поставок следует учитывать влияние двух разнонаправленных факторов. С одной стороны, присутствие импортной составляющей на российском рынке необходимо ввиду имеющегося спроса на высококачественную продукцию для отделки представительских помещений, уникальных объектов культуры и социальной сферы, а также некоторой части жилой сферы. С другой стороны, наблюдается активное создание совместных производств с использованием импортного оборудования, расходных материалов и достижений в области дизайна, что позволяет эффективно заместить прямые импортные поставки.
Поэтому в среднесрочной перспективе можно говорить о том, что к 2005 году абсолютный объем импортных поставок возрастет до 24 млн м2 (рис. 2). При этом основной прирост по сравнению с докризисным периодом придется на неглазурованную плитку. Доля импорта по отношению к отечественному производству прогнозируется несколько меньше 30%.
Говоря о поставках из Белоруссии, можно ожидать, что и они будут расти. В связи с тем, что Россия уже не является единственным адресатом экспортных поставок керамической плитки из Белоруссии, а также учитывая тенденции к созданию совместных предприятий, на среднесрочную перспективу можно прогнозировать 20%-й рост.
Экспорт из России также несколько возрастет.
Все эти составляющие позволяют говорить о следующих параметрах рынка керамической плитки к 2005 году:
1. Отечественное производство 62,0 млн м2
2. Импорт 24,2 млн м2
3. Ввоз из Белоруссии 7,8 млн м2
4. Экспорт 1,5 млн м2
Итого (1 + 2 + 3 - 4): 92,5 млн м2
Динамика емкости рынка и прогноз до 2005 года приведены на рис. 3.
Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ОАО «ИТКОР») имеет большой опыт в исследовании рынков продукции строительного комплекса и инженерного оборудования. Институт имеет разнообразные базы данных и обширные связи с информационными центрами РФ, которые используются при проведении маркетинговых исследований.
Статья опубликована в журнале “Сантехника” за №4'2002
Статьи по теме
- Керамическая плитка
Сантехника №2'2001 - Производство и потребление керамической плитки в Российской Федерации
Сантехника №2'2002 - Импорт керамической плитки в Российской Федерации
Сантехника №3'2002
Подписка на журналы