Производство и потребление керамической плитки в Российской Федерации
Интерес к рынку керамической плитки обусловлен в первую очередь тем, что в последние годы он активно развивается, причем во многом за счет роста отечественного производства.
Производство и потребление керамической плитки в Российской Федерации
Интерес к рынку керамической плитки обусловлен в первую очередь тем, что в последние годы он активно развивается, причем во многом за счет роста отечественного производства.
Анализируя данные 2000–2001 годов можно отметить, что по сравнению с 1999 годом рост производства основной продукции – облицовочной плитки и плитки для полов – составил около 48%, что значительно выше, чем темпы роста в промышленности в целом и в промышленности стройматериалов в частности. Здесь надо отметить, что керамическая плитка как рыночный товар занимает специфическое место. С одной стороны, это продукция производственного назначения, объемы потребления которой должны определяться темпами развития строительного комплекса и коррелироваться с таким показателем, как объем инвестиций в основной капитал. С другой стороны, керамическая плитка является, безусловно, товаром народного потребления, который используется при ремонте и строительстве индивидуального жилья, и здесь ее потребление определяется только спросом со стороны конечного потребителя. В этом качестве потребление керамической плитки однозначно определяется реальными доходами населения, т. к. улучшение качества жилья является одной из первоочередных потребностей населения и в этот сектор направляется значительная часть свободных средств.
Для участников рынка важной характеристикой является потребление плитки по регионам. Очевидно, реальное потребление керамической плитки в каждом регионе зависит от целого ряда факторов, главными из которых являются:
- объем строительства в промышленной, деловой, социальной и жилой сфере;
- объем реконструкции существующих зданий;
- наличие собственного производства в регионе;
- активность поставщиков, осуществляющих ввоз продукции из других регионов и по импорту;
- покупательная способность населения.
С учетом интегрального действия всех этих факторов оценка потребления плитки по федеральным округам Российской Федерации представлена на рис. 1.
Рисунок 1. (увеличить) Региональная структура потребления керамической плитки в 2001 году |
Аналогично рынкам других строительных материалов наибольший спрос характерен для областей Центрального, Уральского, Сибирского, а также Южного федеральных округов. При этом, однако, внутри округов области также сильно дифференцированы по объемам потребления. В табл. 1 приведены оценочные данные по областям, являющимся крупнейшими потребителями плитки.
Таблица 1 Регионы РФ – крупнейшие потребители керамической плитки в 2000–2001 годах |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Данная оценка сделана на основе информации Госкомстата России о сложившихся межрегиональных поставках керамической плитки с учетом импорта и ввоза из Республики Беларусь.
В настоящее время производством керамической плитки в России занимаются более 30 специализированных предприятий. За последние годы введены большие мощности с использованием современного, как правило, импортного оборудования. В качестве примера можно привести ЗАО «Велор» в Орловской области, АО «Оскольский металлургический комбинат» в г. Старый Оскол Белгородской области. Также с использованием итальянского оборудования на базе старых заводов практически заново созданы АО «Экспериментальный керамический завод» в п. Подрезково и АО «Сокол» в г. Дедовске Московской области. Ведутся реконструкции Воронежского и Волгоградского керамических заводов и ряда других предприятий.
Реконструкция старых производств и ввод новых производственных мощностей – отражение растущего спроса на керамическую плитку.
Динамика объемов производства плитки отечественными производителями изображена на рис. 2.
Рисунок 2. (увеличить) Динамика производства керамической плитки в России |
Обращает внимание опережающий рост выпуска напольной плитки. Здесь одним из ведущих предприятий является АО «Сокол», использующее итальянское оборудование фирмы NASSETI ETTORE S.p.A. Пигменты, материал для глазурирования и дизайнерские разработки закупаются у известной испанской фирмы FRITTA s.I. Шелкографические машины фирмы SIMEK S.p.A. позволяют выпускать плитку широкой цветовой палитры с матовой, полуматовой и глянцевой поверхностью. Продукция использовалась при строительстве Храма Христа Спасителя, гостиничного комплекса «Прага» в Москве, Шахматного Дворца в г. Элиста, Санкт-Петербургской сети ресторанов «Гриль-Мастер», филиалов Сбербанка, салонов красоты и множества других объектов.
В 2000 году введены в строй две линии по производству плитки для пола на ОАО «Велор», предназначенные для гостиной, кухни, коридора, холла.
ОАО «Стройфарфор», г. Шахты, также постоянно ведет реконструкцию производства, сотрудничая с ведущими итальянскими производителями оборудования для керамики (фирмами SITI, SACMI, TSC, BCF и др.). Разработка новых современных дизайнов проводится совместно с фирмами FERRO и
COLOROBBIA, расходные материалы, определяющие качество покрытия и дизайна, закупаются у известных производителей, в числе которых BASF, HERAEUS, GLAZURA. Все это позволило более чем в 2 раза увеличить объем выпускаемой продукции – от 1 604,1 тыс. м2 в 1999 году до 3 374,8 тыс. м2 в 2001 году.
Как отмечалось в последнем отчете Госстроя России по итогам 2001 года, более 75% выпускаемой в Российской Федерации плитки является продукцией мирового уровня.
Следует сказать, что рост производства плитки в стране в значительной мере был спровоцирован последствиями финансового кризиса 1998 года, когда резко подорожала импортная продукция.
Структурные изменения в производстве керамической плитки хорошо видны на рис. 3.
Рисунок 3. (увеличить) Динамика структуры производства керамической плитки в России |
Доля напольной плитки в 2000–2001 годах увеличилась в 1,5 раза по сравнению с 1997 годом.
В табл. 2 содержатся данные о производстве керамической плитки в разрезе предприятий.
Таблица 2 (подробнее) Производство керамической плитки в 2000–2001 годах |
Таблица 3. Производство керамической плитки в 2001 году по областям РФ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Как и во многих других отраслях, производство керамической плитки неоднородно распределено по территории России. На уровне областей оно представлено в табл. 3 и на уровне экономических районов – на рис. 4.
Рисунок 4. (увеличить) Распределение производства керамической плитки по регионам России в 2001 году |
Рисунок 5. (увеличить) Структура поставок керамической плитки на российский рынок в 2001 году |
Общая емкость рынка керамической плитки в 2000 году с учетом импорта и ввоза из Республики Беларусь оценивается авторами величиной 59,2 млн. м2, а в 2001 году – 69,3 млн. м2. Таким образом, объем поставок отечественными производителями в эти годы составляет 70% (рис. 5).
С точки зрения углубленного анализа ситуации на рынке представляется необходимым, кроме отечественного производства, проанализировать и те изменения, которые происходят в достаточно большом сегменте импортной керамической плитки в последние годы. В двух словах положение можно охарактеризовать следующим образом. После финансового кризиса 1998 года происходит постепенное восстановление абсолютных объемов поставок импортной продукции на российский рынок. Однако этот вопрос заслуживает отдельного рассмотрения, и авторы намерены посвятить ему специальную публикацию.
Тел. (095) 152-1630, факс (095) 152-1823
E-mail: itkor@mega.ru
Статья опубликована в журнале “Сантехника” за №2'2002
Статьи по теме
- Керамическая плитка
Сантехника №2'2001 - Импорт керамической плитки в Российской Федерации
Сантехника №3'2002 - Перспективы развития рынка керамической плитки
Сантехника №4'2002
Подписка на журналы