Концепция внедрения энергоэффективных технологий в городское хозяйство
По заданию Правительства Москвы Департамент топливно-энергетического хозяйства г. Москвы разработал Концепцию внедрения энергоэффективных технологий в городское хозяйство. Данная Концепция призвана сыграть важную роль в повышении эффективности использования энергоресурсов в большинстве отраслей городского хозяйства. Представляется, что она будет весьма интересна для крупных городов России. В связи с этим мы публикуем проект Концепции и приглашаем заинтересованных специалистов высказать свое мнение.
Концепция внедрения энергоэффективных технологий в городское хозяйство
По заданию Правительства Москвы Департамент топливно-энергетического хозяйства г. Москвы разработал Концепцию внедрения энергоэффективных технологий в городское хозяйство. Данная Концепция призвана сыграть важную роль в повышении эффективности использования энергоресурсов в большинстве отраслей городского хозяйства. Представляется, что она будет весьма интересна для крупных городов России. В связи с этим мы публикуем проект Концепции и приглашаем заинтересованных специалистов высказать свое мнение.
Глава I
(Введение)
Кардинальное повышение энергоэффективности отечественной экономики является одной из важнейших стратегических задач социально-экономического развития страны и Москвы – крупнейшего мегаполиса России. Ее успешное решение в значительной степени будет определять процессы оздоровления и подъема экономики.
На федеральном уровне постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2001 года № 796 утверждена единая для топливно-энергетического комплекса и энергетического хозяйства страны в целом федеральная целевая программа «Энергоэффективная экономика» на 2002–2005 годы и на перспективу до 2010 года.
Разработка данной программы вызвана изменениями в экономике России (удешевление рубля, дефицит востребованных разработок, удлинение сроков окупаемости проектов), произошедшими в 1998–2000 годах, а также необходимостью решить главную задачу – обеспечить программные мероприятия энергосбережения реальными финансовыми механизмами. Эта работа выполнена исходя из основных положений Энергетической стратегии России на период до 2020 года.
Для Москвы проблемы внедрения энергоэффективных технологий, оборудования систем и материалов в топливно-энергетическом хозяйстве города в силу масштабов производства и потребления энергоресурсов приобретают особую актуальность.
Объем внутреннего потребления городом топливно-энергетических ресурсов в 2002 году составил более 27,5 млрд кВт•ч электроэнергии, более 83,7 млн Гкал тепловой энергии, свыше 25,8 млрд м3 природного газа, свыше 2 млрд м3 воды.
Отличительной особенностью Москвы является то, что в ней, как столице России, сосредоточена значительная часть предприятий, организаций и учреждений бюджетной сферы федерального уровня.
В соответствии с генеральным планом г. Москвы, определяющим параметры долгосрочного социально-экономического развития города, к 2020 году прогнозируется рост валового регионального продукта в 4–5 раз, увеличение физического объема производства промышленной продукции в 8–9 раз, увеличение жилищного фонда за счет строительства нового и реконструкции существующего более чем в 1,2 раза.
В целях снижения энергоемкости выпускаемой в Москве продукции, наряду со структурной перестройкой экономики, необходима целенаправленное проведение организационных и технологических мероприятий по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов путем реализации программы энергосбережения.
Цели и задачи программы, задания по снижению объема потребляемых топливно-энергетических ресурсов, сокращению объема дотаций и бюджетных расходов должны определять необходимые меры по их достижению за счет проведения научно-технических, технических и организационно-технических мероприятий.
В городе накоплен достаточный опыт реализации современных эффективных технологий энергосбережения. Но этот опыт охватывает сравнительно небольшой объем объектов «коммерческого заказа», в то время как сфера реконструкции объектов энергоснабжения в первую очередь нуждается в тиражируемых научно-технических разработках.
Наиболее рациональным является включение перспективных технологических решений в комплексные малозатратные программы модернизации энергетических объектов города.
В Департаменте топливно-энергетического хозяйства г. Москвы 19 сентября 2003 года состоялось совещание «О проведении тепловизионной съемки законченных строительством и реконструкцией жилых зданий» На совещании было отмечено, что тепловизионная съемка фасадов зданий является качественной оценкой возможных дефектов строительства и не исключает необходимости проведения согласно ГОСТ 26629-85 и ГОСТ 26254-84 тепловых испытаний с замером фактического теплопотребления здания для установления соответствия требованиям проекта здания по теплозащите ограждающих конструкций. В настоящее время Госстандартом России аттестована методика диагностики и энергетических обследований наружных ограждающих конструкций строительных сооружений тепловизионным бесконтактным методом. Было признано целесообразным выполнение тепловизионной съемки фасадов зданий на стадии окончания строительства как первый этап контроля за качеством строительства. Решено провести в 2003 году выборочные обследования домов типовых серий индустриального строительства П44Т, П44ТМ, П3М, П46М, ПД4М, КОПЭ, И-155, 111-МО школ, детских дошкольных учреждений, поликлиник типовых серий и домов повторного применения с качественной оценкой возможных дефектов строительства. Результаты обследования будут представлены в Москомэкспертизу. |
Глава II
Полномочия органов власти г. Москвы в области энергосбережения и внедрения
энергоэффективных технологий
1. К ведению органов исполнительной власти г. Москвы относится:
- исполнение законодательных актов Российской Федерации и г. Москвы в области энергосбережения и внедрения энергоэффективных технологий;
- разработка и осуществление городских и отраслевых программ энергосбережения и энергоэффективности;
- осуществление правового, организационного и финансово-экономического регулирования деятельности в области энергосбережения и энергоэффективности;
- применение мер ответственности за нарушение законодательных актов г. Москвы в области энергосбережения и энергоэффективности;
- разработка и проведение пропагандистских, просветительских и иных мероприятий, способствующих энергосбережению;
- осуществление иных, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством г. Москвы, полномочий в области энергосбережения и энергоэффективности.
2. К ведению территориальных органов власти г. Москвы относится:
- исполнение законодательных актов Российской Федерации и г. Москвы и распорядительных документов Правительства Москвы в области энергосбережения и внедрения энергоэффективных технологий;
- разработка и осуществление окружных программ энергосбережения и энергоэффективности;
- привлечение инвестиционных ресурсов на основе использования средств, сэкономленных в результате реализации окружных программ энергосбережения;
- проведение мониторинга энергопотребления в разрезе районов и определение критериев эффективности энергосберегающих мероприятий и технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве округа;
- разработка и проведение пропагандистских, просветительских и иных мероприятий на территориальном уровне, способствующих энергосбережению и энергоэффективности;
- осуществление иных, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством г. Москвы, полномочий в области энергосбережения и энергоэффективности.
Глава III
Основные цели и задачи реализации Концепции
Приоритетными целями и задачами реализации Концепции на территории г. Москвы являются:
1. Разработка и внедрение организационных механизмов контроля и управления потреблением топливно-энергетических ресурсов бюджетными организациями всех уровней и сокращение бюджетных затрат на их энергообеспечение на 13 % к 2007 году путем:
- обеспечения бюджетных организаций приборами учета и регулирования потребления энергоресурсов к 2004 году;
- энергетической паспортизации всех объектов бюджетных организаций к 2005 году.
2. Снижение на 6 % к 2007 году затрат на энергоснабжение объектов жилищно-коммунального хозяйства при обеспечении соблюдения санитарных правил и норм и строительных норм и правил путем реализации энергосберегающих мероприятий.
3. Снижение на 8 % к 2007 году бюджетных расходов на дотации населению по оплате коммунальных услуг за счет повышения эффективности использования энергетических ресурсов.
4. Снижение на 5 % к 2007 году себестоимости энергоресурсов, предоставляемых энергоснабжающими организациями за счет повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и снижения издержек производства путем проведения энергосберегающей тарифной политики.
5. Сокращение на 15 % относительно показателей 2002 года затрат тепла на отопление в строящихся и проектируемых объектах путем обеспечения внедрения на стадии проектирования в строительстве современных энергоэффективных решений, применения энергоэффективных строительных материалов и конструкций.
6. Снижение на 6 % к 2006 году себестоимости предоставляемых услуг организаций городского транспорта за счет повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.
7. Полное обеспечение к 2006 году приборного учета при производстве, передаче и потреблении топлива, энергии и воды на основе применения автоматизированных схем коммерческого учета расхода энергетических ресурсов и воды, диспетчерского контроля и управления.
8. Создание к 2005 году в каждом районе города энергоэффективных зон и демонстрационных объектов.
9. Обеспечение постоянной подготовки (переподготовки) технических специалистов по эксплуатации энергосберегающих систем и нового энергоэффективного оборудования, подготовки управленческих кадров по энергосбережению.
10. Создание условий для развития на основе межрегиональной ко-операции производственной высокотехнологической базы по выпуску энергоэффективной продукции.
11. Разработка городских стандартов, норм и правил в области внедрения энергоэффективных и экологически эффективных технологий, оборудования, систем и материалов в городском хозяйстве.
12. Введение в действие финансовых механизмов, обеспечивающих самоокупаемость городских целевых программ энергосбережения и внедрения энергоэффективных технологий, привлечение необходимых источников их финансирования, обеспечение консолидации финансовых ресурсов в качестве поддержки программ.
13. Улучшение экологической обстановки в г. Москве.
Глава IV
Основные направления формирования целевых программ проведения научно-технической
политики реализации Концепции
Научно-техническая политика г. Москвы в области внедрения энергоэффективных и энергосберегающих технологий, оборудования, систем и материалов в городском хозяйстве является одним из приоритетных направлений и реализуется в соответствии с действующим законодательством путем реализации федеральных, городских, окружных, а также отраслевых и пообъектных программ энергосбережения.
Данные задачи решаются при взаимодействии и поддержке органов государственной власти города с привлечением научно-исследовательских организаций и коллективов Москвы, других регионов Российской Федерации, а также международных и иностранных организаций и предприятий.
Федеральные программы энергосбережения на территории г. Москвы разрабатываются, утверждаются и реализуются органами государственной власти Российской Федерации. Органы власти г. Москвы принимают участие в осуществлении федеральных программ энергосбережения в случаях и порядке, установленных законами Российской Федерации и правовыми актами г. Москвы.
Городские программы энергосбережения разрабатываются специально уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы в области топливно-энергетического хозяйства, утверждаются Правительством Москвы и осуществляются в порядке, установленном федеральным законодательством, законодательными актами г. Москвы и распорядительными документами Правительства Москвы.
Окружные программы энергосбережения разрабатываются, принимаются и реализуются в порядке, устанавливаемом Правительством Москвы.
Отраслевые программы энергосбережения разрабатываются отраслевыми органами исполнительной власти г. Москвы, утверждаются руководителем соответствующего комплекса Правительства Москвы и осуществляются в порядке, установленном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами г. Москвы.
Пообъектные программы энергосбережения разрабатываются, принимаются и осуществляются владельцами (арендаторами) объектов в соответствии с законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и г. Москвы.
Программы энергосбережения разрабатываются и принимаются в соответствии со следующими принципами:
- повышение комфортности проживания и экономичности энергоснабжения и энергопотребления;
- снижение бюджетных расходов на оплату энергоресурсов;
- снижение выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;
- повышение конкурентоспособности производимой в городе продукции за счет снижения энергетической составляющей в себестоимости.
Глава V
Городские нормы и нормативы эффективности энергосбережения
Органами исполнительной власти г. Москвы разрабатываются и утверждаются для всех потребителей и поставщиков, а также проектных организаций городские нормативы эффективности, которые могут иметь статус обязательных или рекомендательных. Нормированию по энергетической эффективности подлежат показатели энергопотребления и энергосбережения, нерегламентированные государственными стандартами и правилами, а также показатели, содержащие по сравнению с ними повышенные требования по энергосбережению. Результатом нормирования должно стать достижение основных целей и задач реализации Концепции (глава III).
Нормативы повышения энергоэффективности разрабатываются по следующим основным направлениям:
1. Новое строительство и реконструкция по городскому заказу жилых, общественных и производственных зданий и сооружений. Цель – повышение тепловой эффективности зданий массовой застройки на основе реконструкции систем теплоснабжения, отопления, вентиляции с применением рекуперации тепла вентиляционных выбросов; повышение тепловой защиты ограждающих конструкций, на основе обязательного применения современных высокоэффективных утеплительных материалов и технологий.
2. Проектирование, строительство и реконструкция инженерных сетей и коммуникаций. Цель – повышение эффективности транспортировки и распределения энергоресурсов от производителя до потребителя с обязательным применением эффективной тепловой изоляции, технологий бесканальной прокладки тепловых сетей в пенополиуретановой изоляции, а также трубопроводов из полимерных материалов.
3. Проектирование и строительство автономных источников энергоснабжения. Цель – определение критериев наиболее эффективного использования автономных энергоисточников.
Глава VI
Контроль за соблюдением решений органов власти г. Москвы и законодательства
в области энергоэффективности
1. Контроль за соблюдением требований по энергоэффективности на территории г. Москвы осуществляется органами государственного энергетического надзора, а также специально уполномоченными органами исполнительной власти г. Москвы путем проведения:
- учета производства, распределения, передачи и потребления топлива и энергии;
- энергетических обследований потребителей с составлением энергетических паспортов организациями, аккредитованными органами государственного энергетического надзора;
- энергетической экспертизы проектов и оборудования;
- лимитирования энергопотребления организаций, финансируемых из бюджета г. Москвы;
- создания и функционирования информационно-аналитических систем, обслуживающих органы исполнительной власти г. Москвы и обеспечивающих проведение единой организационно-технической политики в области энергосбережения.
2. Обеспечение соответствия процессов производства, распределения, передачи и потребления энергии требованиям органов власти г. Москвы и законодательства в области энергоэффективности осуществляется путем проведения:
- обязательной сертификации энергопотребляющей продукции;
- государственного метрологического контроля и надзора в области энергосбережения;
- мониторинга состояния энергетического оборудования и передающих сетей;
- других энергосберегающих мероприятий, предусмотренных законодательными и нормативными правовыми актами Российской федерации и г. Москвы.
3. Энергетическим обследованиям, проводимым в обязательном порядке и в сроки, устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор за эффективным использованием энергетических ресурсов, подлежат организации, годовое потребление энергетических ресурсов которых составляет более 6 000 т. у. т. или более 1 000 т моторного топлива. Организации, финансируемые из бюджетов всех уровней, подлежат обязательным энергетическим обследованиям независимо от объема потребления энергетических ресурсов.
Энергетические обследования организаций, годовое потребление энергетических ресурсов которыми составляет менее 6 000 т. у. т. или менее 1 000 т моторного топлива, проводятся по специальному решению уполномоченного органа исполнительной власти г. Москвы в области топливно-энергетического хозяйства в порядке, определяемом законодательными и нормативными правовыми актами г. Москвы об энерго-сбережении.
Энергетические паспорта составляются для потребителей энергоресурсов и оценки показателей эффективности их использования для формирования энергосберегающих программ и проектов стимулирования энергосбережения.
4. Энергетическая экспертиза проектов в части энергетической эффективности и повышения тепловой защиты ограждающих конструкций на основе обязательного применения современных высокоэффективных утеплительных материалов и технологий по всем реконструируемым, модернизируемым и вновь строящимся объектам осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством и иными нормативными правовыми актами.
5. Производители, поставщики и потребители энергоресурсов обязаны предоставлять государственным контролирующим органам по их запросам достоверную, своевременную и полную информацию об использовании энергоресурсов и энергосбережении.
Органы, осуществляющие государственный надзор за эффективным использованием энергоресурсов, в случае обнаружения фактов непроизводительного расхода энергетических ресурсов или уклонения от исполнения предписаний, направленных на устранение таких фактов, вправе налагать на организацию и должностных лиц организаций, использующих энергоресурсы, административные штрафы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами г. Москвы.
Глава VII
Обеспечение расчетов за энергоресурсы и воду на основе приборов коммерческого
учета
Весь объем производимых и потребляемых на территории города энергоресурсов и воды подлежит обязательному учету с использованием технических средств. Порядок и сроки оснащения техническими средствами учета определяются целевой программой, утверждаемой Правительством Москвы. При новом строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов установка приборов учета расхода, распределения, передачи ресурсов является обязательной.
В период после 1 января 2007 года, по истечении установленного срока проведения общегородской программы по установке приборов учета, производство, поставка и расчет за потребление энергоресурсов и воды без применения приборов и систем коммерческого учета допускаются только на время выполнения нормативных ремонтов и замены приборов. В жилых зданиях расчет с жителями за потребленные энергоресурсы допускается как с использованием поквартирных, так и подомовых приборов учета после утверждения Правительством Москвы порядка расчета с потребителями по показателям подомового прибора учета энергоресурсов. В регламентированных порядком случаях допускается использование для расчетов с населением приборов учета энергоресурсов, установленных на ЦТП.
Целью предполагаемой программы является объединение автоматизированных систем коммерческого учета энергоснабжающих предприятий, автоматизированных систем коммерческого учета потребления энергоресурсов у потребителей в единую общегородскую систему контроля балансов в энергоснабжении и расчета за потребляемые энергоресурсы и воду.
Глава VIII
Обеспечение создания эффективной городской энергосистемы на основе ввода новых
генерирующих мощностей
Эффективная работа городской энергосистемы, предусматривающей как надежное и бесперебойное тепло-, электроснабжение уже существующих потребителей, так и присоединение дополнительных городских нагрузок, не может быть осуществлена без ввода новых генерирующих мощностей.
С целью повышения надежности энергоснабжения города необходимо осуществить внедрение генерирующих мощностей на основе строительства в столице ГТУ средней и малой мощности, имеющих более высокие показатели экономичности и надежности, чем действующие московские ТЭЦ.
Кроме ГТУ-ТЭЦ предполагается внедрение альтернативных источников энергии, таких как биотехнологии, мини-ТЭЦ на основе газо-поршневых двигателей, ГТУ на основе редуцирования газа и др.
Чтобы обеспечить покрытие прироста городских нагрузок в течение 2003–2020 годов необходимо обеспечить ввод следующих мощностей по годам (с нарастающим итогом):
|
Прирост мощности необходимо обеспечить за счет строительства новых мощностей на вновь осваиваемых территориях, на территории действующих ТЭЦ, РТС, объектах городского хозяйства, промышленных, торговых объектах, а также в районах существующей жилой застройки.
Глава IX
Основные мероприятия по повышению энергоэффективности городского хозяйства
Для целенаправленной работы по внедрению энергоэффективных технологий, оборудования, систем и материалов в городском хозяйстве разрабатываются программы на основе Концепции, содержащие перечень конкретных мероприятий по внедрению технологий, оборудования, систем и материалов.
Отбор проектов и исполнителей проектов по энергоэффективности осуществляется на конкурсной основе.
Мероприятия по внедрению энергоэффективных технологий, оборудования, систем и материалов в топливно-энергетическом хозяйстве города по степени приоритетности разделяются на:
- долгосрочные высокозатратные мероприятия, требующие значительных капитальных затрат со сроком окупаемости более 5 лет;
- среднесрочные мероприятия со сроком окупаемости от 2 до 5 лет;
- первоочередные малозатратные мероприятия со сроком окупаемости до 1–2 лет.
Стратегия разработки целевых программ повышения энергоэффективности должна состоять из комплекса долгосрочных высокозатратных, среднесрочных и первоочередных малозатратных мероприятий, обеспечивающих быстрое достижение окупаемости финансирования.
К долгосрочным высокозатратным мероприятиям относятся:
1. Строительство новых генерирующих мощностей с использованием энергоэффективных технологий в соответствии с утвержденными градостроительными планами разви-
тия территорий округов и районов, показателями тепло-, электро-, водо- и газоснабжения Москвы.
2. Прокладка новых и реконструкция существующих тепловых магистралей с использованием труб с пенополиуретановой теплоизоляцией, обеспечивающей снижение тепловых потерь в 2–3 раза, а также труб из полимерных материалов.
3. Прокладка новых и реконструкция действующих водопроводных и канализационных сетей с использованием труб с внутренними покрытиями и пластиковых труб.
4. Строительство теплонасосных установок, использующих тепло земли, промышленных и бытовых стоков, вентиляционного воздуха в интеграции с централизованными системами теплоснабжения.
5. Прокладка новых и реконструкция существующих электрических сетей с использованием кабеля из сшитого полиэтилена.
6. Утепление наружных стеновых и чердачных ограждений зданий с использованием жестких плит и гибких матов, замена оконных блоков.
7. Внедрение системы электроснабжения городского электротранспорта с рекуперацией электроэнергии, обеспечивающей 20 % экономию энергии на тягу подвижного состава.
К среднесрочным мероприятиям относятся:
1. Оптимизация процессов горения топлива в котлах и внедрение оптимальных систем регулирования режимов сжигания топлива с использованием эффективных горелочных устройств соответствующих экологическим нормам и требованиям, средств автоматики и контроля, в том числе в части контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу.
2. Оптимизация режимов работы систем отопления, вентиляции и кондиционирования на основе использования автоматизированных тепловых пунктов и термостатических регуляторов.
3. Оптимизация водоподготовки на источниках тепла с использованием современных средств противонакипной и противокоррозионной обработки воды, обеспечивающих исключение сбросов загрязняющих веществ в сети городской канализации и водные объекты.
4. Внедрение рациональных схем теплопотребления установок на центральных тепловых пунктах, обеспечивающих минимальное потребление сетевой воды.
5. Замена наиболее изношенных участков тепловых сетей, находящихся в аварийном состоянии, на трубы с заводской теплоизоляцией на основе пенополиуретана.
6. Замена внутридомовых систем холодного и горячего водоснабжения с установкой приборов учета и регулирования отпуска тепловой энергии, включая в первую очередь системы панельного отопления.
7. Реконструкция внутридомовых систем холодного водоснабжения с установкой водосберегающей арматуры и домовых приборов учета.
8. Реконструкция внутридомового электрохозяйства с прокладкой нулевого провода и установкой устройств защитного отключения.
9. Замена электрических квартирных счетчиков на двухтарифные.
10. Проведение утеплительных мероприятий:
- утепление оконных и дверных проемов;
- обеспечение нормативного тепловлажностного режима в чердачных помещениях;
- утепление и герметизация межпанельных стыков;
- утепление путем напыления пенополиуретана наружных стеновых панелей в жилых домах с промерзаниями с одновременным проведением мероприятий по выведению грибка.
11. Внедрение на транспортных предприятиях города автоматизированных систем учета электроэнергии.
12. Строительство модульных котельных с тепловой мощностью от 1–3 до 30 МВт в отдельных районах города, испытывающих дефицит тепловой энергии, обеспечивающих соблюдение экологических норм и требований при технико-экономическом и экологическом обосновании таких проектов.
Первоочередные малозатратные мероприятия
Эти мероприятия включают широкий комплекс работ и характеризуются быстротой внедрения и небольшим сроком окупаемости (до 1–2 лет). Они позволяют повысить надежность и эффективность работы источников тепла и тепловых сетей, внутридомовых инженерных систем, автоматизировать системы отопления в зданиях, снизить расходы теплоносителя, горячей и холодной воды при относительно небольших затратах и одновременном достижении экологического эффекта.
Глава X
Основные технологии, включаемые в городские программы внедрения новых энергоэффективных
технологий в городском хозяйстве
I. Нетрадиционные технологии, ранее не применявшиеся в Москве и требующие проведения НИОКР для внедрения в городское хозяйство:
1. Создание котлоагрегатов с использованием катализатора беспламенного окисления топлива.
2. Создание энергоэффективных электронных пускорегулирующих аппаратов для ламп уличного освещения высокого давления типа ДНАТ.
3. Использование энергии движущейся воды для получения тепловой энергии.
4. Внедрение источников энергии, использующих топливо, полученное путем переработки бытовых отходов, осадка сточных вод, при условии положительного заключения Государственной экологической экспертизы.
5. Внедрение экологически чистых источников тепловой и электрической энергии на базе топливных элементов.
6. Снижение расхода топлива за счет использования электромагнитного катализатора.
II. Новые энергоэффективные технологии, предназначенные для внедрения в городское хозяйство на среднесрочную перспективу с учетом имеющегося положительного опыта применения:
1. Выработка электроэнергии при редуцировании природного газа.
2. Внедрение теплонасосных установок.
3. Увеличение тепловой мощности действующих районных тепловых станций без расширения их территории с одновременным сокращением выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
4. Получение энергии из твердых бытовых отходов при соответствующем экологическом обосновании и положительном заключении Государственной экологической экспертизы.
5. Внедрение новых технологий для снижения потерь тепловой энергии при ее передаче.
5.1. Изоляция трубопроводов тепловых сетей.
5.2. Диагностика тепловых сетей.
6. Внедрение кабеля из сшитого полиэтилена для снижения потерь при передаче электрической энергии и повышения долговечности электрических сетей.
7. Внедрение частотно регулируемого привода на энергоустановках.
8. Внедрение нового оборудования для снижения потребления электроэнергии установками наружного и внутреннего освещения.
8.1. Внедрение энергоэффективных ламп высокого давления типа ДНАТ.
8.2. Внедрение групповых световых регуляторов на базе вольтодобавочных трансформаторов.
8.3. Внедрение светотехнических приборов наружного и внутреннего освещения и архитектурной подсветки на базе отечественных светодиодных технологий.
9. Повышение ресурса и снижение затрат на эксплуатацию тепловых пунктов за счет внедрения блочных тепловых пунктов заводской готовности.
10. Внедрение систем регулирования подачи теплоносителя потребителям.
11. Внедрение автоматизированных систем учета энергоресурсов и контроля эффективности их производства, передачи и использования.
12. Санация трубопроводов.
13. Внедрение PLC – технологий при создании автоматизированных систем учета энергоресурсов.
Глава XI
Финансово-экономические механизмы и методы экономического стимулирования энергосбережения
По предварительной оценке для реализации целевых программ, разрабатываемых по основным направлениям Концепции до 2010 года, потребуется 8,5 млрд руб. Источниками финансирования мероприятий могут быть:
- целевые ассигнования, предусмотренные отдельной строкой в бюджете г. Москвы на соответствующий год;
- целевое финансирование федерального бюджета;
- средства, получаемые за счет применения методов экономического стимулирования энергосбережения;
- включение в состав тарифа на электрическую и тепловую энергию воду и водоотведение от централизованных и местных источников экономически обоснованных затрат на снижение потребления топливно-энергетических ресурсов у потребителей;
- собственные средства генерирующих предприятий и поставщиков;
- кредитные ресурсы, привлекаемые организациями для выполнения указанных работ;
- фонд энергосбережения;
- средства, получаемые в виде инвестиций и иных дотаций;
- привлечение средств частных инвесторов через инвестиционный сертификат и др.;
- добровольная оплата проводимых мероприятий;
- прочие источники финансирования, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Экономическому стимулированию в соответствии с настоящей Концепцией подлежит:
- экономия топливно-энергетических ресурсов, фактически достигнутая предприятием (организацией) в процессе основной деятельности по сравнению с установленным лимитом (нормативом) либо с соответствующим предыдущим периодом;
- производство и выпуск промышленной и строительной продукции (работ, услуг, технологий), обладающей улучшенными характеристиками в области эффективности использования ресурсов, при условии соблюдения всех требований к качеству, производительности и экологии, а также имеющей сертификаты соответствия установленным стандартам;
- производство и использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
Стимулирование энергосбережения путем лимитирования энергопотребления в бюджетных учреждениях, подведомственных комитетам и департаментам Комплекса социальной сферы Правительства Москвы, а также в организациях жилищно-коммунального хозяйства осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Москвы.
Средства, сэкономленные за счет потребления энергоресурсов ниже лимитированного, остаются в распоряжении учреждения и могут быть использованы руководителем учреждения на финансирование мероприятий по энергосбережению, ремонт учреждения, закупку оборудования и инвентаря, а также премирование работников, ответственных за энергосбережение, при условии подтверждения экономии распорядителем бюджетных средств.
Производители электрической и тепловой энергии, не входящие в городские энергоснабжающие организации, имеют право на отпуск энергии в сети этих организаций в количествах и режимах, согласованных с энергоснабжающей организацией и Региональной энергетической комиссией г. Москвы. Энергоснабжающие организации обязаны обеспечить прием энергии от указанных производителей в свои сети по ценам, формируемым в порядке, утвержденном Региональной энергетической комиссией г. Москвы.
При реализации проектов в области повышения эффективности использования энергоресурсов Правительство Москвы или уполномоченный им орган исполнительной власти может выступать в качестве поручителя перед инвесторами в порядке, определенном Законом г. Москвы «О государственном долге города Москвы».
Физическим и юридическим лицам, осуществляющим оснащение жилых домов, квартир приборами учета и регулирования расхода энергоресурсов, проведение теплоизоляционных мероприятий, других мероприятий, направленных на энергосбережение, по решению органов исполнительной власти г. Москвы могут предоставляться дотации из средств, выделенных на программы энергосбережения, при условии, что соответствующей программой энергосбережения определены порядок и условия выделения таких дотаций.
Глава XII
Управление Концепцией внедрения энергоэффективных технологий
Основной задачей комплексной системы управления внедрения энергоэффективных технологий в г. Москве является обеспечение координации и согласованности выполнения в городе работ, прежде всего связанных:
- с анализом состояния и развитием нормативно-правовой базы;
- с совершенствованием механизмов финансово-экономического обеспечения и стимулирования повышения энергоэффективности в экономике и бюджетной сфере, жилищно-коммунальном и социальном секторе;
- с осуществлением мониторинга городской программы Концепции с целью:
1) получения систематизированной информации о выполнении программы, состоянии проводимых работ по энергоэффективности, внедрении приборного учета и регулирования расхода энергоресурсов, поиске и использовании резервов экономии топливно-энергетических ресурсов;
2) выявления динамики энергоэффективности, определения положительных (негативных) тенденций;
3) оценки и прогноза выполнения заданий программы внедрения энергоэффективных технологий в целом с выработкой соответствующих рекомендаций по корректировке ее дальнейшего осуществления и реализации необходимых технических решений;
4) организации проведения единой научно-технической политики в области внедрения энергоэффективных технологий.
Для решения этих и ряда других задач в городе формируется структура управления энергоэффективностью на городском, окружном, отраслевом и муниципальном уровне во главе с организацией, наделенной Правительством Москвы необходимыми полномочиями выполнять функции, связанные с координацией работ по повышению энергоэффективности, проведением мониторинга показателей городской программы внедрения энергоэффективных технологий, оборудования, систем и материалов.
Глава XIII
Информационное обеспечение и подготовка кадров
Информационное обеспечение
Информационное обеспечение внедрения энергоэффективных технологий осуществляется путем:
- организации и проведения международных, межрегиональных, городских и окружных выставок, симпозиумов, конференций и совещаний по проблемам Концепции;
- создания базы данных о технических, экономических и социальных результатах выполнения городских и окружных программ внедрения энергоэффективных технологий;
- предоставления потребителям энергетических ресурсов информации по вопросам энергоэффективности;
- освещения в средствах массовой информации передового опыта в области повышения энергоэффективности и энергосбережения;
- использования информационно-коммуникационных технологий.
Основным направлением развития информационных и коммуникационных технологий в области энергоэффективности в городской инфраструктуре является создание Единой автоматизированной системы контроля и управления на основе телекоммуникационных систем, распределительной информационной системы диспетчерского контроля и управления жилищно-коммунальным хозяйством, а также информационно-расчетных систем, обеспечивающих:
- осуществление расчетов между участниками рынка энергии и воды в г. Москве;
- оптимизацию и мониторинг использования электрической и тепловой энергии, топлива, воды;
- сбор, обработку данных и диспетчерское управление производством, транспортировкой, распределением и потреблением ресурсов;
- накопление и анализ данных об использовании ресурсов в городском хозяйстве г. Москвы.
Подготовка кадров
В программы учреждений высшего и среднего специального образования, старших классов общеобразовательных школ, а также учреждений по подготовке и переподготовке кадров в области топливно-энергетического хозяйства г. Москвы должны включать основы рационального использования топливно-энергетических ресурсов.
Органы исполнительной власти г. Москвы организуют и проводят в пределах своей компетенции повышение квалификации должностных лиц, занятых решением вопросов обеспечения города топливом и энергией.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №5'2003
Статьи по теме
- Энергосберегающие и энергоэффективные технологии – основа энергетической безопасности
АВОК №4'2006 - Класс энергоэффективности жилых зданий: теория и практика
Энергосбережение №4'2011 - Применение энергоэффективных технологий в ГУП \"МОСГАЗ\"
Энергосбережение №6'2000 - Первая школа без парниковых газов в Канаде
Энергосбережение №1'2019 - Премиальные климатические системы: крупный план
АВОК №2'2020
Подписка на журналы