Технологии сокращения затрат по взысканию долгов в сфере ЖКХ
Минэкономразвития РФ разработало законопроект о финансовом оздоровлении коммунальных предприятий, который даст возможность реструктуризировать задолженность перед поставщиками.
Технологии сокращения затрат по взысканию долгов в сфере ЖКХ
По данным Минэкономразвития РФ, долги предприятий ЖКХ оцениваются в 360 млрд руб. Каковы последствия такой задолженности для предприятий?
Во-первых, недостаток средств для осуществления текущих и капитальных ремонтов оборудования, подготовки мощностей к зимнему периоду; во-вторых, неуплата налогов в федеральный и местный бюджеты; в-третьих, задержка выплаты заработной платы работникам; в-четвертых, отсутствие интереса к сфере ЖКХ со стороны частных инвесторов, что препятствует развитию отрасли.
Минэкономразвития РФ разработало законопроект о финансовом оздоровлении коммунальных предприятий, который даст возможность реструктуризировать задолженность перед поставщиками. Поскольку задолженность во многом появилась из-за недофинансирования предприятий ЖКХ бюджетами различных уровней, предполагается, что бюджеты всех уровней должны взять на себя обязательства вернуть деньги коммунальщикам. Будут ли государственные меры эффективными? Поскольку большую часть долгов придется выплачивать из местных бюджетов, которые являются дефицитными, пока сложно прогнозировать эффективность работы нового закона для решения проблемы ЖКХ.
Кроме того, в настоящее время решается вопрос о реструктуризации долгов ЖКХ в федеральный бюджет. Однако, по мнению чиновников, 100 %-ого списания долгов предприятий ЖКХ не произойдет, поскольку это поставит в неравное положение те предприятия, которые добросовестно платили заработную плату и налоги. По словам министра финансов РФ Алексея Кудрина, «условия реструктуризации должны быть льготными, но она не должна быть нулевой». Один из рассматриваемых проектов реструктуризации – списание пеней и штрафов с тех организаций, которые сумеют соблюсти предусмотренные реструктуризацией сроки погашения долгов.
Сейчас сложно прогнозировать, сколько потребуется времени для решения проблемы долгов ЖКХ на федеральном уровне, тем более, что первый проект федерального закона о финансовом оздоровлении отрасли был подготовлен Министерством экономического развития РФ несколько лет назад.
В этих условиях предприятиям необходимо предпринимать самостоятельные меры по погашению размера дебиторской задолженности.
Традиционные способы решения проблемы долгов:
– предупреждение образования задолженности (правильный выбор поставщика, обеспечительные меры в договорах – неустойки, договоры поручительства, банковские гарантии);
– эффективная работа по недопущению образования задолженности (контроль платежей, пропагандистская работа, оперативная претензионная работа, пропаганда идеи «неотвратимости наказания»);
– эффективная работа по взысканию задолженности – оперативное взыскание просроченной дебиторской задолженности.
Для предприятий ЖКХ меры по предупреждению дебиторской задолженности осложнены тем, что такое предприятие подчас не имеет свободы выбора при заключении договора на поставку услуг и в связи с большим количеством поставщиком. Таким образом, для предприятий ЖКХ основные способы решения проблемы долгов сосредоточены на вариантах 2 и 3 (эффективная работа по недопущению образования задолженности и эффективная работа по взысканию задолженности).
Что необходимо предприятию для эффективной работы по недопущению образования задолженности?
Прежде всего – контроль оплаты. Необходимо вести учет платежей и при образовании просрочки, например, более чем в 10 дней, напоминать должнику об оплате. Если такая тактика не действует или от должника невозможно получить вразумительный ответ, необходимо подготовить претензию с уведомлением о последующем обращении в суд и звонить снова.
Важна также пропагандистская деятельность – формирование у должников понимания неотвратимости наказания. Такая деятельность ведется на многих предприятиях ЖКХ посредством информирования общественности через объявления и местные СМИ о конкретных фамилиях и названиях организаций-должников, об успешном взыскании с неплательщиков, о последствиях, которые вызывают неплатежи в отрасли. В результате такой работы должник должен четко понять, что платить придется в любом случае. По мнению самих предприятий ЖКХ, такая работа очень эффективна.
Немалую роль в вопросе недопущения образования задолженности играет кадровый ресурс. Наличие определенного количества сотрудников юридического или планового экономического отдела, которые в установленный срок сообщают должникам о просрочке, направляют претензии, контролируют погашение и в случае неоплаты готовят документы в суд.
Что необходимо предприятию для эффективной работы по взысканию задолженности?
Предприятие должно обладать технологией взыскания долгов. Технология взыскания – совокупность правил и процедур, позволяющих минимизировать сроки взыскания и максимизировать итоговую сумму.
В технологию включаются юридические и психологические аспекты:
- правильный анализ размера задолженности и размера штрафных санкций;
- обоснованное заключение о наличии вероятности добровольного погашения долга или ее отсутствии и необходимости подготовки документов в суд;
- правильно выстроенные переговоры с должником;
- правильное оформление документов в суд;
- грамотная защита предприятия в суде, не позволяющая должнику затягивать дело и уменьшать сумму исковых требований;
- хорошее знание всех стадий процесса взыскания, в том числе одной из самых сложных и нерегламентированных стадий взыскания – стадии фактического исполнения судебного решения (исполнительного производства).
Как и для недопущения образования задолженности предприятию необходимо иметь кадровый ресурс. Однако для эффективного взыскания специалисты не просто должны быть в наличии, они должны владеть правильной технологией.
Как правило, предприятия ЖКХ способны не допустить образование задолженности, но они не обладают средствами для ее взыскания, т. к. не знакомы с технологией взыскания и не имеют кадрового ресурса, владеющего такой технологией. Поэтому на стадии, когда предприятие считает для себя претензионную работу исчерпывающей, оно обращается в специализированную компанию по взысканию долгов и заключает с ней договор на взыскание.
Что такое аутсорсинг (outsourcing) в сфере взыскания долгов?
Аутсорсинг – передача части функций предприятия профессиональной компании. Аутсорсинг в сфере взыскания долгов – передача функций предприятия по сбору долгов самостоятельной компании, специализирующейся в этой области.
Передача профессиональной компании функций по взысканию может происходить на любой стадии существования долга (на стадии выявления просрочки платежа, на стадии подготовки и передачи дела в суд, на стадии фактического взыскания – после получения исполнительного листа на принудительное взыскание).
На основании опыта работы с предприятиями ЖКХ, можно сделать следующий вывод – те предприятия, которые приняли для себя решение о сотрудничестве с профессиональной компанией на стадии образования долга, погашают не менее 50 % долгов этой стадии (без обращения в суд), а на некоторых предприятиях погашение достигает 100 %.
Почему должник платит быстрее, когда от лица предприятия выступает специализированная компания?
1. С предприятием должник всегда пытается договориться, со специализированной компанией договориться можно только в случае, когда предлагаемые сроки оплаты соответствуют интересам клиента.
2. «Неотвратимость наказания». Если в дело вмешалась профессиональная компания, платить рано или поздно придется.
Если должник делает это быстрее, то платит в итоге меньше, т. к. судебная процедура грозит ему дополнительно штрафными санкциями.
3. Узнаваемость профессиональной компании на рынке. Если должник может из открытых источников получить информацию о работе профессиональной компании и ее результатах, это мотивирует его на оплату.
Преимущества работы предприятия со специализированной компанией по сбору долгов:
– сроки: профессиональная компания обеспечивает сокращенные сроки взыскания на всех стадиях, т. к. владеет технологией взыскания;
– результат: профессиональная компания достигает результата (взыскания долга) в несколько раз чаще, чем юристы, не специализирующиеся на предмете;
– отсутствие затрат: профессиональная компания, как правило, берет на себя все затраты по возврату долга. Вознаграждение профессиональной компании определяется обычно как процент от суммы долга.
Юридической компании «Юрколлегия» удалось взыскать 92,65 % от общей суммы взыскиваемых и планируемых к погашению долгов в 2005 году. Эти показатели существенно превышают средние показатели отрасли. 4 рабочих дня – зарегистрированный минимальный срок возврата долга при обращении в компанию (по данным на 25.10.2006 года).
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №1'2007
Статьи по теме
- Альтернативные источники тепла в ЖКХ
Энергосбережение №1'2006 - Управление жилыми домами. Опыт одного ЖСК
Энергосбережение №4'2008 - Кому считать деньги за энергоресурсы в ЖКХ?
Энергосбережение №8'2012 - «Интернет вещей» поможет ЖКХ
Энергосбережение №7'2018 - Сохранение природы начинается с учета
Энергосбережение №8'2018 - Умные технологии ЖКХ Москвы
Энергосбережение №7'2019 - Основы кадровой политики в сфере ЖКХ на период до 2035 года. Часть 2
Энергосбережение №1'2020
Подписка на журналы