Новое соглашение о снижении выбросов парниковых газов
Десять лет, прошедших с момента принятия Киотского протокола, – очень большой срок для быстро растущей проблемы климата. За это время произошел кардинальный переход от климатической теории к экономической практике, накопился необходимый научный потенциал знаний, чтобы заключить с вероятностью не менее 90 %, что текущее резкое изменение климата последних десятилетий вызвано антропогенными выбросами парниковых газов
Новое соглашение о снижении выбросов парниковых газов
В декабре 2007 года прошла конференция ООН по проблеме изменения климата (Бали, Индонезия), на которой были заложены юридические основы нового международного соглашения о сокращении выбросов парниковых газов, главная роль в снижении которых отводится энергосбережению, повышению энергоэффективности и развитию возобновляемых источников энергии.
Десять лет, прошедших с момента принятия Киотского протокола, – очень большой срок для быстро растущей проблемы климата. За это время произошел кардинальный переход от климатической теории к экономической практике, накопился необходимый научный потенциал знаний, чтобы заключить с вероятностью не менее 90 %, что текущее резкое изменение климата последних десятилетий вызвано антропогенными выбросами парниковых газов1. Раз причина антропогенная и выбросы надо снижать – вопрос перешел в практическую плоскость2.
1 IPCC. 2007. Fourth Assessment Report, Working Group 1, 2 and 3. www.ipcc.ch.
2 The Economics of Climate Change. 2006. The Stern Review. Nicholas Stern. Cabinet office – HM Treasury, UK. www.sternreview.org.uk (обзор на русском языке имеется на www.wwf.ru).
Главная роль в снижении выбросов отводится энергосбережению и повышению энергоэффективности, развитию возобновляемых источников энергии, а в перспективе – улавливанию и захоронению СО2, образующегося при сжигании топлива на ТЭЦ. Но это лишь примерно 80 % решения проблемы. Другая сторона вопроса – роль лесов в стабилизации концентрации СО2 в атмосфере. Сведение тропических лесов дает остающиеся 20 % антропогенного влияния на климат. Опыт Киотского протокола (КП) показал, что в новом соглашении нужно иметь более действенные и совершенные «лесные» механизмы.
Результаты Киотского протокола подводить еще рано, но можно выделить три главных момента:
1. Идет успешная отладка и развитие рыночного подхода к регулированию выбросов. Число и объемы проектов по снижению выбросов парниковых газов во всем мире быстро растут (особенно в Китае, Индии и Бразилии). Уже работает европейская торговая система, ожидается, что к 27 странам ЕС присоединятся Норвегия, Швейцария и Исландия. Россия может входить в данную систему торговли через проекты по снижению выбросов, т. к. в нашей стране их также подготовлено немало.
2. К концу 2012 году есть все основания ожидать выполнения условий протокола по снижению выбросов для 36 развитых стран-участников. У Канады, Японии, ряда стран ЕС будут немалые трудности, но коллективно, а также с помощью проектов по снижению выбросов в Китае, России и других странах, они преодолимы.
3. Вероятно, главным итогом КП станет его роль «катализатора» всей климатической деятельности в целом: развития по всему миру энергоэффективных технологий, возобновляемой энергетики и использования природного газа, поддержка науки и образования.
Выполнение Киотского протокола существенно зависит от успеха принятия нового соглашения. Пять лет действия КП – очень маленький срок, нужна возможность работать на перспективу – ускоренно снижать выбросы, понимая, какие выгоды это принесет за 10–20 и более лет. В целом новое соглашение должно:
– показать миру, что проблема решаема и решается;
– дать бизнесу уверенность, что будет найден экономический оптимум, а деньги, вложенные в чистые технологии, не будет потрачены напрасно;
– убедить правительства, что груз расходов и усилий по решению проблемы справедливо разделен между странами;
– дать людям, особенно из беднейших стран и наиболее уязвимых регионов, возможность получить помощь в адаптации к изменению климата: засухам, наводнениям, ураганам, волнам жары и т. п.
Принципиальным отличием нового соглашения от КП должна стать его прямая связь с долгосрочной глобальной стратегией снижения выбросов парниковых газов. Наука уже ответила на вопрос, какое изменение климата является допустимым для природы и человека – 2 °С глобального потепления является границей, которую лучше не переходить1.
Чтобы остановить глобальное потепление на уровне 2 °С, нужно, чтобы в будущем концентрация СО2 и других парниковых газов в атмосфере (в эквиваленте парникового эффекта, вызываемого СО2) стабилизировалась на уровне никак не выше 550 объемных частей на млн. А для этого необходимо к середине века снизить выбросы примерно в 2 раза от уровня 1990 года. Мировая экономика способна так снизить выбросы без больших потерь ВВП. Пик выбросов должен прийтись на 2020-е годы, после чего должно начаться значительное снижение. В противном случае ущерб будет намного больше2: до 5 % мирового ВВП прямых «монетарных» потерь и 10 или даже 20 % потерь мирового ВВП от социальных катастроф – миграции населения, конфликтов между странами, массовой потери капиталовложений и т. п.
1 2007. Fourth Assessment Report, Working Group 2. Climate Change Impact, Adaptation and Vulnerability. www.ipcc.ch.
2 The Economics of Climate Change. 2006. The Stern Review. Nicholas Stern. Cabinet office – HM Treasury, UK. www.sternreview.org.uk (обзор на русском языке имеется на www.wwf.ru).
Таким образом, основные задачи конференции о создании нового соглашения можно сформулировать следующим образом:
– принять юридически обязательное решение о выработке международного соглашения;
– определить, какие страны и в какой мере могут брать на себя обязательства;
– назначить срок окончания выработки нового соглашения и составить рабочий план ведения переговоров.
В процессе любых переговоров каждая страна стремится получить для себя те или иные привилегии, не взять больший груз, чем другие и т. п. Далее вопрос заключается в достижении компромисса. На эту общую проблему накладываются особенности переговоров по климату. Поскольку в РКИК ООН решения принимаются только консенсусом, то даже одна страна может заблокировать весь процесс. Это обстоятельство сильно осложняет процесс. Другая трудность – особая роль США. Нужно было найти правовую основу для равноправной выработки обязательств всех развитых стран, а не только стран Киотского протокола. Традиционным «тормозом» переговоров в РКИК ООН выступает Саудовская Аравия, настаивающая на том, что страны, сильно зависящие от экспорта нефти, должны получать компенсацию при падении спроса на нефть из-за снижения выбросов парниковых газов. Вопрос тут сугубо риторический, т. к. цены на нефть определяются иными факторами, а снижения спроса не предвидится. Учитывая место проведения конференции, особое внимание уделялось тропическим лесам, в частности, мерам по прекращению их вырубки.
В общих чертах действия основных участников переговоров можно представить следующим образом (это результат личных наблюдений автора, не претендующих на глубокий анализ ситуации).
США признает научную обоснованность двукратного снижения выбросов к 2050 году и в целом готовы следовать данной цели. Однако, прежде всего, США хотят занять роль мирового климатического лидера и выстроить удобную для себя систему принятия обязательств. Для этого американцы пытались «вытащить» переговоры по климату за пределы РКИК ООН. Идея президента Буша – собрать 20 крупнейших стран-эмиттеров парниковых газов (MEM – Major Emitters Measures) и сообща договориться о том, какие меры каждая страна на национальном уровне предпримет для снижения выбросов парниковых газов. В этом случае теряется глобальный углеродный рынок (в том числе система международных проектов по снижению выбросов парниковых газов); обязательства будут экологически слабее (страны не смогут сопоставить принимаемый на себя груз и будут принимать минимальные обязательства); более 150 стран мира останутся за бортом системы принятия решений, что вызовет немало конфликтов.
Европейский Союз стремится максимально сохранить формат Киотского протокола и добиться от всех стран жестких обязательств по снижению выбросов. В целом ЕС сейчас является мировым лидером в деле снижения выбросов и собирается в любом случае к 2020 году снизить выбросы до уровня на 20 % ниже, чем в 1990 году, а если ЕС поддержат другие страны, то снижение может достичь 30 %. ЕС стремится зафиксировать в документах индикаторы снижения выбросов, рекомендованные учеными1, – к 2020 году развитые страны в целом должны достичь снижения до уровня на 25–40 % ниже, чем в 1990 году.
Китай также признает рекомендации ученых по снижению выбросов, жестко отстаивает необходимость значительного снижения выбросов развитыми странами, защищает и продвигает развитие системы международных проектов по снижению выбросов (Механизм чистого развития, МЧР). С другой стороны, Китай очень осторожно подходит к принятию собственных международных обязательств, ссылаясь на то, что и ВВП на душу населения, и удельные выбросы в Китае СО2 на душу населения гораздо ниже, чем в развитых странах. Невелика и «карбоноемкость» экономики Китая (выбросы СО2 на 1 000 долл. ВВП). В частности ВВП на душу населения в России сейчас почти на 40 % выше, чем в Китае. Примерно на столько же ниже «карбоноемкость» китайской экономики. Несмотря на принятие жестких внутренних планов по ограничению выбросов парниковых газов, Китай не хочет делать их своими международными обязательствами.
Россия признает научную обоснованность двукратного снижения выбросов к 2050 году, но в силу национальных обстоятельств не готова принимать предлагаемые ЕС обязательства на 2020 год. Россия отстаивает идею максимально широкого и дружественного вовлечения сильнейших развивающихся стран в принятие обязательств, подчеркивая возможность комбинированных подходов. Например, в ряде секторов мировой экономики (энергетика, металлургия) могут приниматься цели по снижению выбросов в абсолютных единицах и там будет «работать» углеродный рынок. Для остальных секторов экономики могут быть установлены цели в удельных единицах (на тонну произведенной продукции и т. п.).
Индия, а также большая группа развивающихся стран настаивали на всесторонней помощи со стороны развитых стран и подчеркивали, что для них слишком рано говорить о снижении или ограничении выбросов парниковых газов.
По вопросу о параметрах снижения выбросов развитыми странами был найден компромисс: в основном решении конференции2, обязательном для всех стран, никакие цифры не содержатся в явном виде, но говорится, что страны будут признавать срочность решения проблемы и действовать на базе рекомендаций ученых (в документе дана сноска на конкретные страницы, где содержатся численные рекомендации). В решении для развитых стран-участников Киотского протокола диапазон 25–40 % содержится, но не как индикатор будущих обязательств, а как признание мнения ученых.
1 IPCC. 2007. Fourth Assessment Report, Working Group 3. Technical Summary, p. 39, 90, and Chapter 13, p. 776. www.ipcc.ch.
2 Документ FCCC/CP/2007.L.7. www.unfccc.int.
Таблица Базовые экономические показатели стран как индикаторы развития и карбоноемкости экономики |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник: International Energy Agency, Key world energy statistics, 2006. |
В процессе конференции были решены важные вопросы: согласованы сроки выработки нового соглашения – 2008–2009 годы – и план переговорных сессий; достигнуты соглашения по Адаптационному фонду Киотского протокола и отчислениям в этот фонд со стороны текущих проектов по снижению выбросов парниковых газов; рамочная договоренность о деятельности по прекращению сведения тропических лесов (REDD – Reduction Deforestation and Degradation) и ряд других менее значимых решений.
Итак, выполнена главная задача: принято рамочное решение о подготовке нового соглашения о снижении выбросов парниковых газов с 2013 года – юридическая основа будущей деятельности, а также установлен срок его подготовки – декабрь 2009 года. В документе имеется четыре основных раздела:
1. Выбросы снижают все развитые и сильнейшие развивающиеся страны в зависимости от уровня их экономического развития и имеющегося потенциала. Развитые страны помогают развивающимся странам снижать выбросы.
2. Предпринимается широкий спектр мер по адаптации к изменению климата.
3. Облегчается передача экологически чистых технологий с низкими выбросами парниковых газов.
4. Развивающимся странам, прежде всего бедным и наиболее уязвимым к изменениям климата, оказывается финансовая поддержка.
Теперь можно планировать более долгосрочную деятельность, но при этом надо принимать во внимание следующие ключевые моменты:
– в новом соглашении будут экономические механизмы, аналогичные Механизму чистого развития и Проектам совместного осуществления, т. е. проекты как бы продолжатся;
– но это будет новое соглашение; вероятно, результаты проекта, достигнутые в 2008–2012 годах, нельзя будет «запасти» и «перенести» на будущее;
– «процедуры» лесных проектов в новом соглашении должны быть значительно упрощены, но основополагающие принципы будут те же;
– принятая на конференции программа работ REDD касается только тропических лесов (прекращение вырубки и деградации).
В целом страны продемонстрировали способность достигать согласия в рамках ООН и мыслить на долгосрочную перспективу.
Принятые на конференции решения требуют подготовки нового соглашения к декабрю 2009 года – конференции ООН по климату в г. Копенгагене. В декабре 2008 года пройдет ежегодная конференция ООН по климату в Познани – своего рода промежуточный этап переговоров. Кроме этого, в Бонне будет организовано 6 переговорных сессий, по три в 2008 и 2009 годах, на которых речь пойдет об обязательствах развитых стран, в том числе России, в абсолютных единицах снижения выбросов (в процентах от уровня 1990 года). Для этого нужны максимально достоверные оценки развития экономики России в целом и вклада отдельных возможных мер. Эти меры, например, повышение энергоэффективности, прекращение сжигания попутного газа в факелах или перевод общественного транспорта на газ, нужны в любом случае, но в рамках нового международного соглашения они могут внедряться в ускоренном режиме и получить дополнительные стимулы.
Задачей нового соглашения является именно поворот мировой экономики на оптимальный сценарий развития1. В его основе должно лежать создание экономических стимулов для развития технологий с низкими уровнями выбросов и соответствующее влияние на конкуренцию технологий2.
В России выбросы парниковых газов с 1990 по 2000 годы снизились более чем на 30 %, а затем начался их небольшой рост, примерно на 1 % в год, что является очень хорошим результатом на фоне 6–7 % роста ВВП. В нашей стране есть как увеличивающие выбросы экономические факторы и тенденции, так и снижающие выбросы процессы. Картина достаточно сложная и ее нелегко надежно просчитать на 2020 или 2030 годы за 1–2 года, остающихся до принятия нового соглашения. В отличие от большинства развитых стран, Россия еще не достигла фазы стабилизации выбросов, ожидается, что до 2020 года они продолжат рост.
С учетом нынешнего уровня выбросов примерно на 25 % более низкого, чем в 1990 году, к 2020 году вероятен уровень, равный 15 % от 1990 года. Это предполагает сохранение и развитие успешных тенденций снижения энергоемкости экономики нашей страны на 4–5 % в год (за 2000–2006 годы этот параметр улучшился более чем на 25 %)3. В худшем случае этот процесс прекратится, и Россия будет оставаться среди самых энергорасточительных стран мира, что влечет и технологическое отставание, причем не только от развитых, но и от ведущих развивающихся стран. Тогда выбросы возрастут до -10– -5 % от 1990 года.
С другой стороны, в 2020–2030 годах при успешном инновационном развитии экономики наша страна может не только стабилизировать, но и значительно снизить выбросы. По предварительной оценке Россия может к 2030 году «вернуть» выбросы на уровень 2005 года или на -30 % от 1990 года. Оценка основывается на трех предположениях:
1. 4-кратный рост ВВП;
2. Темпы снижения энергоемкости или «карбоноемкости» экономики (выбросов СО2 на единицу ВВП), равные 4–5 % год;
3. Повышение к 2030 году доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ – биомасса, ветровая, солнечная и геотермальная энергия, малые ГЭС и т. п., крупные ГЭС здесь не учитываются) до 20 %.
В этом контексте представляется целесообразным, чтобы Россия, а вероятно, и ряд других стран взяли гораздо более значимые и экологически эффективные обязательства на 2030 год, чем приняли слабые обязательства на 2020 год. Тем более что сейчас Россия готовит новую энергетическую стратегию именно на период до 2030 года.
Во-вторых, на переговорных сессиях в Бонне будут обсуждаться обязательства о снижении или ограничении выбросов парниковых газов сильнейшими развивающимися странами. Очевидно, что они будут увязываться с технологической и инвестиционной поддержкой со стороны развитых стран, помогающей снижать выбросы. Наверняка будет рассматриваться гораздо более широкий спектр возможного формата обязательств. Например, может использоваться сочетание секторного подхода с обязательствами в удельных единицах.
В этом случае для ряда наиболее энергоемких секторов экономики (энергетика, металлургия, производство цемента и т. п.) устанавливаются обязательства в абсолютном выражении (в процентах от определенного года, т. е. в миллионах тон СО2 эквивалента). Для остальных секторов экономики таких обязательств не принимается, а для страны в целом принимаются обязательства по снижению удельных выбросов СО2 на тысячу долл. ВВП (менее вероятен, но возможен вариант удельных выбросов на душу населения). В эту схему может быть встроена система экономического стимулирования сохранения тропических лесов, называемая REDD.
1 IEA WEO 2006, IEA WEO 2007. www.iea.org ; Climate Solutions. WWF’s Vision for 2050. – WWF Intl., 2007. www.wwf.ru/resources/publ/book/220/; Greenpeace «Энергетическая революция», 2007 г., www.greenpeace.org/russia/ru/press/reports/1309441.
2 IEA. 2006. Energy Technology Perspectives – 2006, OECD/IEA, 2006, 458 pp. www.iea.org (обзор на русском языке имеется на www.wwf.ru).
3 Что будет после Киотского протокола? Международное соглашение об ограничении выбросов парниковых газов после 2012 г. / Кокорин А. О., Сафонов Г. В. – WWF России, GOF, 2007. www.wwf.ru.
Заключение
С любой точки зрения во внутренней и внешней российской экономической политике важно следовать единой энергетической и климатической стратегии – взаимосвязанной и долгосрочной.
Такая стратегия, с одной стороны, будет прочной основой получения прибылей от продажи нефти, газа и других энергоносителей в условиях регулируемого спроса и поддержания высоких цен. С другой стороны, эта стратегия значительно ускорит технологическое перевооружение страны на современные энергосберегающие технологии с низкими выбросами парниковых газов. Стратегия поможет населению перейти на современный стиль потребления энергии и ресурсов. Тогда, как показывают оценки, Россия без проблем внесет достойный вклад в решение глобальной задачи двукратного снижения выбросов к середине XXI века и предотвращения катастрофических последствий изменения климата. Тем самым мы поможем и всему миру, и самим себе.
Россия сможет извлечь выгоду из более сильного снижения выбросов в последующем соглашении, поскольку в этом случае рыночные цены на разрешения на выбросы будут на достаточно высоком уровне, а частные инвесторы будут иметь определенность на будущее. Так будут созданы стимулы по широкомасштабному развитию проектов по снижению выбросов и проектов по поглощению СО2 лесами России.
Немаловажна и имиджевая роль сильных экологических обязательств. Забота об экологии и климате планеты становится неотъемлемым элементом внешней и внутренней политики любой высокоразвитой страны мира, любой современной компании и каждого цивилизованного человека.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №3'2008
Статьи по теме
- Киотский протокол: еще один шаг вперед
Энергосбережение №3'2007 - К вопросу о климатических изменениях
Энергосбережение №1'2023 - Сценарии движения России к углеродной нейтральности
Энергосбережение №1'2023 - Основная развилка на траекториях достижения углеродной нейтральности
Энергосбережение №1'2024 - Измерение потоков метана с поверхности естественного водоема
Сантехника №3'2024 - Низкоуглеродные технологические схемы утилизации метана и углекислого газа
Сантехника №5'2024
Подписка на журналы