Противопаводковые инженерные системы
В статье мы хотим рассказать о двух наиболее известных противопаводковых системах, одна из них располагается в Японии и защищает Токио и его окрестности, другая находится в Малайзии в Куала-Лумпур.
Противопаводковые инженерные системы
Паводок – сравнительно кратковременное и непериодическое поднятие уровня воды в реке, возникающее в результате быстрого таяния ледников, снега при оттепели, обильных дождей, попусков воды из водохранилищ. В отличие от половодий, паводки случаются в любое время года. Если паводок образуется вследствие быстрого увеличения расхода воды на отдельном участке реки, то он распространяется вниз по течению с большой скоростью, достигающей на равнинных реках 5 км/ч, на горных – 45 км/ч. Значительный паводок может вызвать наводнение. Больше всего страдают от паводков районы, находящиеся в низинах. Чем ниже располагается тот или иной населенный пункт, тем чаще он страдает от неравномерных и кратковременных поднятий уровня воды в близлежащих реках и озерах. Паводки бывают как кратковременные, так и более длительные, несущие с собой множество разрушений, а часто и являющиеся губительными.
В нашей статье мы хотим рассказать о двух наиболее известных противопаводковых системах, одна из них располагается в Японии и защищает Токио и его окрестности, другая находится в Малайзии в Куала-Лумпур.
Токийский противопаводковый коллектор
Площадь бассейна реки Нака, протекающей в Восточной Японии на территории равнины Канто и впадающей в токийский залив, составляет 286 км2. Он представляет собой топографически чашеобразную впадину с небольшим уклоном в сторону океана. Также рядом протекают полноводные реки Эдогава и Аракава. Равнина окружена горами. Климат Токио является субтропическим мусонным, частые тайфуны в летний период вызывают сильные осадки. Такие географические особенности района приводят к тому, что в случае сильных дождей равнинные территории затапливаются и уровень воды снижается очень медленно.
Темпы урбанизации района в пределах от 20 до 40 км от Токио приближаются к 50?%. Агломерация Токио (включает 3 соседние префектуры) насчитывает 37,1 млн человек. Этот высокоурбанизированый район неоднократно подвергался серьезным затоплениям, муссонные дожди и тайфуны унесли тысячи жизней и уничтожили миллионы домов. Для предотвращения затопления больших территорий и обеспечения безопасности населения была спроектирована и построена противопаводковая инженерная система. Официальное название этих подземных туннелей – «Токийский противопаводковый коллектор» (Metropolitan Area Outer Underground Discharge Channel), в просторечии «G-Cans».
Система тоннелей, расположенная на окраине столицы является одним из крупнейших в мире подземных каналов, сооруженных для отведения паводковых вод. Система предназначена для сбора излишков воды от малых и средних рек, таких как Нака, Курамутсу и Отостуфурутон, с последующим сбросом собранных дождевых вод в реку Эдогава, русло которой лежит вне зоны затопления. Работы по монтажу системы были начаты в марте 1993 года с использованием новейших японских инженерных технологий. Тоннель необходимо было проложить на глубине 50 м. С учетом глубины залегания, а также того, что в этом районе мягкие грунты, для проведения работ был выбран проходческий щит роторного типа. Из-за масштабов проекта, размера туннеля и повышенной водонасыщенности грунта при бурении была использована суспензия, химические добавки которой вступали в реакцию с водой, содержащейся в грунте, что сокращало подвижность грунта в почве и стабилизировало слой грунта вблизи стенок тоннеля. На бетонирование коллектора ушло 180 млн т бетона.
После строительства, продолжавшегося 13 лет, в июне 2006 года стало возможным направить воду из реки Отостуфурутон в Эдогава.
Основа эта огромной подземной системы управления водными ресурсами – пять подземных вертикальных бункеров, глубиной до 72 м и диаметром до 32 м, в которые по специальным каналам и стокам попадают излишки воды из рек. В нижней части бункеров устроены водосвязывающие туннели диаметром 10,6 м – намного больше диаметра тоннелей метрополитена. Общая длина туннелей превышает 6300 м. Емкости действуют как сообщающиеся сосуды – при переполнении всех вода поступает в большой зал, получивший название «Подземный храм». «Подземный храм» является жемчужиной противопаводкового коллектора. Размеры этого гигантского резервуара составляют 25,4x177x78 м, поддерживается он 59 гигантскими колоннами. В конце зала расположено четыре гидронасоса, приводимых в движение газовыми турбинами.
Диспетчерская, из которой контролируется система, расположена также в туннеле. Общая мощность насосов 10,3 млн Вт, пропускная способность 200 м3/с. Олимпийский плавательный бассейн такая система осушит менее чем за минуту.
Стоимость строительства составила более $2 млрд и чтобы окупить хотя бы часть расходов, в сухой период года коллектор сдают в аренду кинокомпаниям для съемок кинофильмов и телевизионных программ.
SMART-тоннель в Малайзии
В малазийском городе Куала-Лумпур существовали две основные проблемы, препятствующие нормальному функционированию города: периодические наводнения, вызванные сильными ливнями в период муссонных сезонов, а также серьезные заторы на улицах города в часы пик. Для борьбы с этими проблемами решено было использовать высокотехнологичное и в то же время экономичное решение – построить многоуровневый тоннель, который одновременно будет отводить излишние ливневые воды от места слияния двух крупнейших рек Кланг и Керайонг, протекающих через центр города, и пропустит основной трафик машин для предотвращения скопления у южных ворот, также расположенных в центре города.
В 2003 году началась реализация проекта SMART – самого длинного туннеля в Малайзии. Диаметр тоннеля 13,2 м, протяженность тоннеля для отвода воды в специально построенный бункер 9,7 км, тоннеля двойного назначения – 4 км. SMART-туннель начинается у озера Кампунг Берембанг и заканчивается у озера Деза.
SMART был открыт для движения 14 мая 2007 года. Стоимость объекта составила около $514 млн. Проект был подготовлен по заказу правительства Малайзии. Пропускная способность тоннеля составляет 30?000 автомобилей в день. За время эксплуатации тоннель был использован 44 раза для отвлечения паводковых вод, способных вызвать большое наводнение. SMART-тоннель состоит из трех уровней: верхние два используются для движения автомобилей, нижний – для отвода ливневых вод.
SMART-тоннель работает в трех различных режимах в зависимости от погодных условий:
режим 1: нормальные условия – малое количество осадков. Участок автомагистрали открыт для автомобилистов, осадки отводятся через нижнюю часть тоннеля;
режим 2: умеренный шторм. Паводковые воды отводятся через средний и нижний уровни тоннеля, верхний уровень открыт для автомобилистов;
режим 3: буря. Тоннель закрыт для автомобилистов. После того как все транспортные средства покидают тоннель, автоматические водонепроницаемые ворота открываются, чтобы пропустить паводковые воды по всем трем уровням туннеля.
В течение 48 ч после паводка в тоннеле проводится проверка оборудования, грязь, принесенная сточными водами, убирают и тоннель снова готов к работе в нормальном режиме.
Для выбора оптимального в данный момент режима работы туннель оборудован сложной системой автоматизации и диспетчеризации. Программная система обнаружения наводнения (FDS) была разработана специально для системы SMART. Эта программа позволяет в режиме реального времени предсказать степень тяжести наводнений.
Основные компоненты ливневой системы SMART:
1. Система улавливания плавающего мусора бонами перед слиянием двух рек, часть мусора вывозится, а часть проходит переработку прямо на месте;
2. Система регулирования потока реки Кланг, состоящая из восьми отсеков. Эта система регулирует поток с помощью плотины структурного типа, снабженной радиальными воротами с гидравлическим приводом;
3. Пруд с функцией водохранилища объемом 600 тыс. м3, расположенный выше по течению тоннеля. Поток направляется в этом пруду через структуру отвода;
4. Тоннель для отвода ливневых вод, имеющий емкость объемом около 1 млн м3 при работе в третьем режиме во время бури. Когда вода в пруду с функцией водохранилища достигает уровня 34 м выше уровня моря, поток через раструб тоннеля водозабора поступает в SMART-тоннель;
5. Пруд объемом 1,4 млн м3, расположенный на выходном конце туннеля. Чуть выше по течению вверх от выхода из устья SMART-тоннеля есть еще один набор ворот, которые используются для изоляции тоннель от водохранилища. Они предназначены для того, чтобы предотвратить попадание воды из водохранилища и позволить обезводить туннель после паводка.
6. Тоннель двойного назначения, входящий в систему деривационного туннеля.
Для обеспечения безопасности в тоннеле предусмотрена система вентиляции, вентиляционные стволы располагаются в тоннеле на расстоянии 1 км друг от друга. Они постоянно обновляют воздух и поддерживают нормируемое качество воздуха в пределах одного участка автомагистрали туннеля.
Для защиты системы вентиляции во время наводнения система состоит из серии валов, каждый из которых содержит инжектор выхлопных газов и свежего воздуха. Это позволяет вентиляторам, которые находятся за пределами тоннеля, создавать продольный поток воздуха между валами, т. е. воздух в тоннеле постоянно обновляется, а выхлопные газы или дым в случае пожара – удаляются.
Статья опубликована в журнале “Сантехника” за №5'2013
Статьи по теме
- Опыт проектирования и эксплуатации систем вентиляции и кондиционирования новых многоэтажных жилых зданий и многофункциональных высотных комплексов Москвы
АВОК №1'2006 - Надежность и резервирование инженерных систем здания: о терминах и определениях
АВОК №6'2020 - Проектирование и прокладка инженерных систем и коммуникаций – можно ли на этом сэкономить?
АВОК №7'2011 - Цифровые методы проектирования зданий. Практические результаты
Энергосбережение №7'2021 - Новые нормы и правила проектирования инженерных систем высотных зданий
АВОК №2'2016 - Как применить концепцию бережливого производства в сервисном обслуживании инженерных систем
- СП 253.1325800.2016 «Инженерные системы высотных зданий»
АВОК №8'2016 - Проектирование систем отопления и вентиляции в зданиях православных храмов в период с конца XIX по начало XX века
АВОК №4'2023 - Эффективность работы вертикального транспорта высотных зданий
АВОК №1'2017 - Православный храм: архитектура и инженерия
АВОК №2'2017
Подписка на журналы