Модернизация жилищного фонда с использованием энергосервиса
В период с апреля по ноябрь 2013 года Аналитический центр при Правительстве РФ провел мониторинг использования энергосервисной модели для энергоэффективной модернизации жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры. Итоги мониторинга показали, что на отечественном рынке существуют компании, обладающие материальными и интеллектуальными ресурсами для такой модернизации.
Модернизация жилищного фонда с использованием энергосервиса
В период с апреля по ноябрь 2013 года Аналитический центр при Правительстве РФ (далее – АЦ РФ) провел мониторинг использования энергосервисной модели для энергоэффективной модернизации жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры. Итоги мониторинга показали, что на отечественном рынке существуют компании, обладающие материальными и интеллектуальными ресурсами для такой модернизации.
Динамика и структура энергопотребления жилищного фонда России
Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство в целом, и жилищный фонд в частности (см. справку 1), является одним из основных потребителей энергоресурсов.
Сектор жилых зданий – крупный потребитель энергии, на долю которого от общего объема российской экономики приходится 23% первичной энергии; 21% конечной энергии; 42% конечной тепловой энергии; 16% конечной электроэнергии; 25% конечного природного газа и почти треть суммарного потребления природного газа.
СПРАВКА 1 |
Объемы жилищного фонда РоссииПо данным Росстата на конец 2012 года жилищный фонд составил 19 971 тыс. зданий общей площадью жилых помещений 3 349 млн м2, в том числе в городских поселениях 2 425 млн м 2 (72,4 %). На конец 2013 года общая площадь жилищного фонда РФ превысила 3 400 млн м2. Структурно жилищный фонд состоит из следующих секторов: За 2000–2012 годы площадь жилищного фонда увеличилась на 20 %. |
В 2012 году 64,6% потребления энергии в жилищном секторе пришлось на цели отопления, еще 18,3% – на ГВС, а на прочие нужды – около 17%.
К сожалению, эффективность потребления энергетических ресурсов жилым фондом крайне низка, что напрямую ведет к росту платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги (см. справку 2).
СПРАВКА 2 |
Расходы граждан на ЖКУВ 2010 году доля расходов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) в потребительских расходах домашних хозяйств вошла в «красную» зону за порогом доступности ЖКУ и оставалась в ней на протяжении 2011–2012 годов. Существуют два порога доступности ЖКУ, «заступ» за их пределы приводит к снижению уровня сбора платежей. Первый, для среднего отношения «платеж за ЖКУ/доход», равен 7 %; второй для отношения «платеж за ЖКУ/бюджет прожиточного минимума (БПМ)», равен 15 %. Повышать тарифы на ЖКУ можно только до тех пор, пока платежи за ЖКУ не превысят 7 % от среднего дохода населения и/или 15 % от БПМ. При довольно значительной экономической нагрузке и росте расходов на коммунальные услуги в 12 раз в 2000–2013 годах большая доля россиян все еще не может получить надежные и качественные услуги по энергоснабжению жилища.
|
Барьеры внедрения энергосервиса в жилищной сфере
Пока внедрение энергосбережения в жилищную сферу продвигается крайне медленными темпами. Среди основных факторов, сдерживающих развитие энергосервиса в жилищной сфере, можно выделить следующие:
- сложная процедура утверждения условий энергосервисного договора на общем собрании собственников;
- необходимость взаимоувязать интересы множества участников отношений в сфере энергосервиса (собственники, управляющая компания, банк, энергосервисные компании);
- отсутствие достоверной информации о техническом состоянии жилищного фонда, необходимой для выборки объектов энергосервиса;
- отсутствие или неработоспособность приборов учета энергетических ресурсов, необходимых для осуществления расчетов по энергосервисному договору;
- низкая информированность собственников, управляющих организаций и ТСЖ о механизмах и результатах мероприятий по энергосбережению.
Методика привлечения энергосервисных компаний в жилищную сферу
Для решения указанных проблем специалистами АЦ РФ подготовлена методика вовлечения энергосервисных компаний (ЭСКО) в модернизацию регионального жилищного фонда в рамках энергосервисных договоров (http://ac.gov.ru/events/announcements/01987.html). Ключевые задачи методики:
- Формирование адресного перечня многоквартирных домов (МКД) региона, в которых энергосервисные мероприятия будут экономически оправданными как для собственников, так и для энергосервисной компании.
- Создание в регионе постоянно действующей системы обучения всех ключевых групп участников отношений в сфере энергосбережения: собственников, управляющих организаций и ТСЖ, энергосервисных компаний.
- Снятие организационных и нормативно-правовых барьеров.
Этапы внедрение методики
В настоящее время в некоторых российских регионах при непосредственном участии специалистов Аналитического центра и органов власти субъектов Российской Федерации реализуется первый (подготовительный) этап указанной методики1, куда входят следующие мероприятия:
- Сбор информации и сплошной камеральный анализ жилищного фонда (по методикам АЦ РФ).
- Первичная выборка объектов энергосервиса и запрос по ним дополнительной информации.
- Формирование адресных перечней объектов для энергосервиса.
- Организационно-методическая подготовка всех участников взаимодействия (НПА, методички, обучение).
- Предпроектная подготовка энергосервисных мероприятий.
- Организация и проведение общих собраний.
Далее начнется основной этап: заключение и реализация энергосервисных договоров в МКД, в который входят следующие мероприятия:
- Заключение энергосервисного договора.
- Реализация энергосберегающих мероприятий.
- Достижение и поддержание планового уровня экономии ТЭР с обеспечением комфортных условий проживания.
- Документационное оформление в соответствии с условиями договора.
- Передача оборудования в состав общедомового имущества.
Экспертную поддержку всех регионов страны специалисты АЦ РФ обеспечить не могут, поэтому после завершения подготовительного этапа работ и перехода к заключению и исполнению реальных энергосервисных договоров необходимо создание центра компетенции, который поддерживал бы созданную систему энергоэффективной модернизации МКД и развивал ее. Роль такого центра могут принять на себя различного рода ассоциации и саморегулируемые организации, которым АЦ РФ передаст наработанные методики и посодействует в организации работы в регионах.
Обеспечить сохранение налаженной системы реализации энергосервиса в МКД позволит выполнение третьего – системного – этапа, для реализации которого необходимо формирование специализированной региональной нормативно-правовой базы и создание организационных условий.
Используемые данные
При разработке методики вовлечения энергосервисных компаний в энергоэффективную модернизацию регионального жилищного фонда в рамках энергосервисных договоров специалисты АЦ РФ выявили ряд критериев и показателей по объектам, публичное размещение которых позволит потенциальному инвестору (ЭСКО) принять решение о более детальном изучении объекта (энергоаудите) в целях вложения средств в его энергоэффективную модернизацию. Например, для МКД это технические характеристики дома и его инженерных систем, количество общедомовых приборов учета энергоресурсов по видам ресурсов и т.п., а также данные фактического потребления ресурсов.
При реализации конкретных пилотных проектов АЦ РФ собиралась информация о потреблении тепловой энергии:
- характеристика отношений с поставщиком ресурсов,
- схема теплоснабжения и тип подключения дома,
- количество приборов учета тепловой энергии,
- суммарное фактическое потребление МКД по всем вводам помесячно за три последних отопительных периода,
- методы расчета с поставщиком, договорная нагрузка, нормативный температурный график,
- схема присоединения системы отопления (зависимая/независимая), количество элеваторных узлов (при их наличии), наличие транзита на отопление (разгружен/не разгружен).
Критерии отбора МКД
На основании этого формировались адресные перечни МКД для проведения более глубокого (в том числе инструментального) анализа.
В адресные перечни подлежали включению дома, отвечающие определенным признакам.
Основные критерии отбора:
- потребление тепловой энергии за 2013 год превысило 699 Гкал либо нагрузка превысила 0,30 (0,25) Гкал/ч;
- зависимая система подключения теплоснабжения;
- установлены приборы учета и по ним осуществляется расчет;
- отсутствие транзит на отопление (либо он разгружен);
- фактическое потребление превышает расчетную нагрузку.
Дополнительные критерии отбора:
- присутствует хотя бы один элеваторный узел;
- удельное потребление тепловой энергии превышает среднее значение удельного потребления для соответствующей серии в 2 раза и более;
- превышение потребления тепловой энергии в 2013 году по сравнению с 2012 годом составляет более 10%.
Далее в указанных домах проводится полноценный энергоаудит и разрабатывается комплекс энергосервисных мероприятий.
План развития энергосервисных услуг в жилищном фонде
С учетом огромной социальной и политической значимости вопросов энергосбережения перед государством особо остро стоит задача поиска путей решения этой проблемы. В соответствии с поручением заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 22 ноября 2013 года № 4 в настоящее время ведется разработка плана мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в области оказания энергосервисных услуг.
Планом предусматривается комплекс мер, направленных на развитие и совершенствование нормативной правовой базы в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Мероприятия предусмотрены по всем ключевым направлениям. Отдельно хотелось бы отметить раздел «Обеспечение развития энергосервисных услуг в жилищном фонде», включающий следующие задачи:
- обеспечение правопреемственности новых собственников помещений многоквартирного дома по обязательствам, возникшим из энергосервисных договоров, заключенных в отношении многоквартирного дома, при продаже помещения;
- создание дополнительных гарантий исполнения энергосервисного договора заказчиком при изменении способа управления многоквартирным домом или при смене лица, ответственного за управление многоквартирным домом;
- обеспечение возможности делегирования собственниками помещений в многоквартирных домах на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме права подписания энергосервисного договора (контракта) определенному ими лицу в упрощенном порядке;
- обеспечение сохранения мер социальной поддержки по оплате ЖКУ и энергосервисных услуг;
- разработку методических рекомендаций по фиксации экономии, внесению информации в единый платежный документ и оплате энергосервисных договоров в многоквартирных домах с учетом действующих нормативно-правовых актов;
- обеспечение условий для сбора и систематизации достоверной информации о системах коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, используемой для подготовки и заключения проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по схеме энергосервисного контракта.
1 Вся документация, разрабатываемая в ходе реализации проекта, размещается на сайте Аналитического центра при Правительстве РФ.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №5'2014
pdf версияСтатьи по теме
- Энергосервис: проблемы и позитивные примеры
Энергосбережение №7'2012 - Особенности заключения энергосервисного контракта в системе образования
Энергосбережение №8'2012 - Энергосервис – способ привлечения инвестиций в энергосбережение
Энергосбережение №3'2015 - Энергосервисные контракты на объектах бюджетной сферы. Проблемы и пути решения
Энергосбережение №2'2018 - Развитие законодательства в области оказания энергосервисных услуг
Энергосбережение №5'2014 - Как стимулировать внедрение энергосервиса в России?
Энергосбережение №1'2015 - Энергосервис: быть или не быть?
Энергосбережение №1'2015 - Энергосервисная деятельность сегодня – практика и инвестиционная привлекательность энергосберегающих проектов
АВОК №5'2015 - Энергосервис – что на повестке дня?
Энергосбережение №7'2015 - Энергоменеджмент – инструмент повышения энергоэффективности и снижения издержек в энергетике, промышленности и ЖКХ
Энергосбережение №5'2016
Подписка на журналы