Энергосервис – способ привлечения инвестиций в энергосбережение
Привлечение инвестиций в энергосберегающие проекты является важнейшей государственной задачей, а использование механизма энергосервиса позволяет ее решить.
Энергосервис – способ привлечения инвестиций в энергосбережение
Привлечение инвестиций в энергосберегающие проекты является важнейшей государственной задачей, а использование механизма энергосервиса позволяет ее решить.
В столице выбор и внедрение новых эффективных методов в ходе реализации государственной программы города Москвы «Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережение» осуществляет ГКУ «Энергетика». В его функции входит технико-экономический контроль по реализации инвестиционных энергосберегающих проектов, в том числе в рамках энергосервисного контракта. Редакция журнала «Энергосбережение» обратилась к директору ГКУ «Энергетика» Игорю Анатольевичу Фролову с просьбой рассказать о достигнутых результатах, включая опыт заключения энергосервисных контрактов (далее – ЭСК).
В столице реализуется подпрограмма «Энергосбережение», координируемая ГКУ «Энергетика». Каков на сегодняшний день энергетический и экономический эффект?
Уточню, что с 2014 года программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» объединена с государственной программой города Москвы «Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережение» на 2012–2018 годы. Это вовсе не означает, что вопросы энергосбережения утратили свою актуальность или ушли на второй план. Наоборот, основной вектор программы – это энергосбережение и повышение энергоэффективности. Причем второе направление я бы выделил особенно, поскольку любое сокращение потребления электроэнергетических ресурсов направлено на повышение эффективности. Иными словами, что бы мы ни делали: строили здание или обучали школьников, везде затрачиваются энергетические ресурсы, и, снижая энергопотребление данных процессов, мы получаем более энергоэффективную услугу. В данном ключе отмечу, что воспитание группы детей из 20 человек по программе энергосбережения приносит не меньшую пользу, чем выработка 1 киловатт-часа электроэнергетической мощности на ТЭЦ.
Безусловно, эта программа очень важна для города. Для тех, кто сомневается в ее эффективности, я приведу цифры. С 2010 года за счет реализации программы было сэкономлено около 6 тыс. т у.т. по всем видам ресурсов. Жители города и бюджет сэкономили примерно 32 млрд руб.
С 2014 года в программе есть новые требования: теперь для оценки реализации программы мы используем не абсолютные величины, а удельные показатели. Они нагляднее демонстрируют эффективность программы. Например, при новом строительстве удельные показатели потребления не должны превышать 160 кВт•ч в год на 1 м2 по всем видам ресурсов. В дальнейшем планируется сократить данный показатель до 150 кВт•ч. Для сравнения скажу, что еще 5 лет назад этот показатель равнялся 250 кВт•ч, то есть за это время жилье стало гораздо энергоэффективнее, и реализация программы на этом не останавливается.
Что могло бы способствовать развитию рынка энергосервисных контрактов в России, и в частности в Московском регионе?
На мой взгляд, 2014 год стал отправной точкой для привлечения инвестиций в энергосбережение. Программа не сможет полноценно развиваться без бизнеса, цель реализации энергосервисных контрактов в том, чтобы сделать энергосберегающие проекты инвестиционно привлекательными и выгодными.
Но, как оказалось, мало только привлечь инвесторов. Для того чтобы вкладчики были уверены, что ЭСК окупится в течение 5 лет, необходимо заниматься энергоэффективным воспитанием населения. Потребитель должен понимать, что, меняя лампочку на более энергоэффективную, он в итоге экономит, а не тратит. Если население будет понимать, что энергосервисные мероприятия проводятся в первую очередь для него, инвесторы получат обратную связь от потребителей и будут вкладывать в проект энергосервисных контрактов больше средств.
Основные сферы для реализации энергосервисных контрактов: |
• Жилой фонд • Бюджетная сфера (объекты образования, социальной защиты,
физкультуры и спорта, культуры) • Объекты регулируемых организаций • Уличное освещение |
ГКУ «Энергетика» ведет активную работу по реализации крупного пилотного проекта по внедрению энергосберегающих мероприятий на базе ЭСК в многоквартирных жилых домах (МКД) города Москвы. Каких результатов удалось достичь?
В рамках анализа информации об объемах потребления, строительных характеристиках домов и их техническом состоянии отобрано более 8000 МКД, на которых в ближайшие три года запланирована реализация энергосервисных мероприятий за счет привлечения средств инвесторов. Реализация этих мероприятий позволит снизить потребление тепловой и электрической энергии и сэкономить средства жителей на оплату коммунальных ресурсов.
В 2014 году проведено более 800 собраний собственников жилья с участием управляющих и энергосервисных компаний. По результатам заключено 23 энергосервисных контракта на 57 МКД.
В 2015 году ведется дальнейшая работа по формированию адресного перечня домов с целью определения экономии тепловой и электрической энергии. По результатам согласования этих списков с энергосервисными компаниями, управляющими компаниями и префектурами будет сформирован график проведения собраний собственников жилья.
Разработан и находится на согласовании порядок расчета начислений за энергосервисные мероприятия и отопление основной площади для многоквартирных жилых домов, в которых в рамках энергосервисных договоров внедрены энергосберегающие мероприятия.
Также осуществлена значительная нормотворческая и методическая работа: разработан проект постановления Правительства Москвы об организации энергосервисной деятельности в многоквартирных жилых домах и на объектах бюджетной сферы.
Схема организации заключения энергосервисного договора в МКД |
Какие многоквартирные дома включаются в эту программу и какие мероприятия в них выполняются?
Поскольку новое строительство использует современные нормативы, в которых уже заложен принцип энергоэффективности, программа реализуется за счет домов старого типа, иногда это жилье постройки начала прошлого века. Сегодня в таких домах установлен элеваторный узел, который не может учитывать изменение температуры теплоносителя, в результате потребитель часто переплачивает.
Одна из главных задач для нас – провести в домах старого типа такие мероприятия, которые позволят оперативно отрегулировать температуру теплоносителя, сделать ее комфортной для обывателя в зависимости от погодных условий. Особенно это актуально для осенне-весеннего периода.
Также в рамках проекта производится модернизация домовых систем освещения. В среднестатистическом доме в местах общего пользования установлено около 400 ламп накаливания мощностью от 40 до 60 Вт. Представьте, что мы заменим их на энергосберегающие светодиодные источники света мощностью не более 6 Вт. При этом будут еще установлены датчики движения, присутствия и освещенности, позволяющие снизить среднюю мощность потребления до 3 Вт. Умножьте полученную разницу на тариф электроэнергии и на количество часов эксплуатации осветительных приборов. Экономия на один дом колоссальная, а сэкономленные средства управляющая компания может направить на решение текущих задач по эксплуатации данного многоквартирного жилого дома.
Как привлечь внимание населения к теме энергосбережения и энергоэффективности?
Интерес к этой теме со стороны населения есть, но его недостаточно. После проведения большого количества собраний с жителями многоквартирных домов стало очевидно, что, к сожалению, население пока еще не всегда понимает, зачем его приглашают. Проводить многочасовые собрания нет смысла, потому что на них не приходят, а за 10–15 минут крайне сложно донести до человека всю пользу и эффективность новых мероприятий. Большинство населения настроено скептически и уверено, что наша цель – собрать с него лишние деньги. Конечно, мы объясняем, что часть экономии останется у жителя, а по окончании действия ЭСК собственник получает 100%-ную экономию.
Реализация энергосберегающих мероприятий по схеме ЭСК зависит от эффективности популяризации вопросов энергосбережения на уровне населения. У нас есть положительный опыт пилотных проектов, теперь для нас важно полномасштабно и массово осветить его.
В ГКУ «Энергетика» создан Центр компетенции по предоставлению информации в части организации и проведения энергосервисных мероприятий, где жители могут задать интересующие их вопросы. Вся информация для приема обращений и вопросов граждан размещена на официальном сайте ГКУ «Энергетика».
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №3'2015
pdf версияСтатьи по теме
- Энергосервис: проблемы и позитивные примеры
Энергосбережение №7'2012 - Как бюджетным учреждениям оплачивать услуги энергосервисной компании?
Энергосбережение №6'2011 - Экономия на продажу. Перспективы энергосервиса в России
Энергосбережение №1'2011 - Реализация энергосервисных контрактов в России
Энергосбережение №3'2012 - Особенности заключения энергосервисного контракта в системе образования
Энергосбережение №8'2012 - Энергосервисные контракты на объектах бюджетной сферы. Проблемы и пути решения
Энергосбережение №2'2018 - Рынок энергосервисных услуг в России: смутные перспективы или инструмент роста?
Энергосбережение №3'2015 - Москва – энергоэффективная столица России
Энергосбережение №8'2016 - Развитие законодательства в области оказания энергосервисных услуг
Энергосбережение №5'2014 - Капитальный ремонт в России – больше, чем ремонт
Энергосбережение №5'2017
Подписка на журналы