Рынок энергосервисных услуг в России: смутные перспективы или инструмент роста?
Российский рынок энергосервисных услуг практически сформировался. Однако сегодня, из-за введенных против нашей страны санкций, он, как и другие направления экономики, переживает неблагоприятный период. Проанализируем, каков потенциал роста энергосервиса и что препятствует его реализации.
Рынок энергосервисных услуг в России: смутные перспективы или инструмент роста?
Российский рынок энергосервисных услуг практически сформировался. Однако сегодня, из-за введенных против нашей страны санкций, он, как и другие направления экономики, переживает неблагоприятный период. Проанализируем, каков потенциал роста энергосервиса и что препятствует его реализации.
Частный сектор является основой рыночной экономики. В области энергосбережения и повышения энергетической эффективности он играет не менее значимую роль, независимо от того, осуществляются ли соответствующие мероприятия для собственных нужд частных предприятий или же государство привлекает внебюджетные средств для обеспечения рационального использования энергетических ресурсов в бюджетной сфере. Активность частного сектора, по существу, выступает индикатором развития рынка и успешности проведения государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Рынок энергосервисных услуг в данном отношении уникален, поскольку его развитие отражает предпринимательскую активность одновременно как в частном секторе, так и в бюджетной сфере. По существу, он кристаллизует в себе все лучшее, что есть в сфере повышения энергетической эффективности, начиная от технологий и заканчивая методологией, и является локомотивом, который инициирует и продвигает развитие в соответствующих областях. Подобный подход к работе обусловлен инвестиционной природой энергосервисных проектов, и соответственно повышенной ответственностью и повышенными рисками, которые несут исполнители энергосервисных услуг.
Сложившиеся реалии в области энергосервиса
В целом в России данный рынок можно считать сформировавшимся, хотя и нишевым. На сегодняшний день на рынке энергосервисных услуг осуществляют деятельность более 100 энергосервисных компания, которые заключили энергосервисные договоры (контракты, далее – ЭСК) в различных сферах, причем около 40% из них заключили более одного ЭСК. Наибольшее число таких контрактов заключено в бюджетной сфере (более 300), хотя в перспективе ЭСК в жилищном фонде, которые активно развиваются в Мурманской области, Москве и Московской области, могут оказаться более массовыми. Наиболее крупные энергосервисные договоры заключены в секторе регулируемых организаций, прежде всего на тепловых источниках (с объемом инвестиций до 1,6 млрд руб. на один проект) и в промышленности, в сфере повышения энергетической эффективности использования электродвигателей и систем освещения.
Лидирующее положение не означает доминирующее. Наоборот: 20% рынка энергосбережения и повышения энергетической эффективности по принципу Парето для энергосервисных услуг является недосягаемой величиной, и с учетом опыта зарубежных государств их фактические возможности не превышают 8–10%. В России в общем объеме работ и услуг, а также реализованной продукции высокой энергетической эффективности он занимает не более 0,1%.
Тем не менее и такой показатель является значительным достижением с учетом большого объема бюджетных средств, которые были выделены в предшествующие годы на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, а также объема финансирования за счет тарифных источников мероприятий, осуществляемых в рамках инвестиционных программ регулируемых организаций.
Негативное влияние на рынок энергосервиса
В 2015 году в связи с падением цен на нефть и неблагоприятной внешнеполитической конъюнктурой, которые привели к необходимости оптимизации бюджетных расходов, было фактически приостановлено софинансирование за счет средств федерального бюджета региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Это, в свою очередь, заметно снизило активность субъектов Российской Федерации в их реализации и, как следствие, повлияло на снижение объемов средств региональных и местных бюджетов, направляемых на соответствующие мероприятия. Существенно ухудшившийся инвестиционный климат и рост процентной ставки по кредитам также оказали негативное влияние на инвестиционные программы регулируемых организаций и мероприятия по энергосбережению, осуществляемые в промышленности и энергетике.
Рынок энергосервисных услуг также не избежал отрицательного воздействия спада экономики, который выразился в том, что в силу особенностей возврата вложений по энергосервисной схеме и так невысокая рентабельность уже заключенных ЭСК заметно уменьшилась, а в некоторых случаях оказалась отрицательной.
Особенно ухудшились показатели проектов, реализация которых была основана на использовании импортного оборудования и валютных кредитах. И если ранее банки с недоверием относились к финансированию энергосервисных проектов, то сейчас условия кредитования и стоимость кредитных денег уже становятся малопривлекательными для энергосервисных компаний.
С одной стороны, данные обстоятельства обозначают смутные перспективы для последующего развития рынка энергосервисных услуг в России. С другой стороны, для отечественных энергосервисных компаний общий экономический спад может оказаться инструментом роста. Для этого есть все необходимые предпосылки. Они связаны как с теми инициативами, которые удалось запустить еще до существенного изменения социально-экономической ситуации в России, так и с положительным влиянием самого кризиса, который стимулирует развитие внебюджетных форм финансирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Совершенствование госрегулирования в области энергосервиса
Ключевые инициативы 2013–2014 годов в области развития энергосервиса в России, которые в настоящее время дают свои результаты, связаны с совершенствованием методологии и нормативной правовой базы, а также с консолидацией участников рынка энергосервисных услуг.
В соответствии с пунктом 9 решения по итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, которое состоялось 23 ноября 2013 года по вопросу об инновационном развитии в области энергосбережения и энергоэффективности, Минэкономразвития России, Минфину России, Минэнерго России совместно с Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации, Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов и общероссийскими объединениями предпринимателей было поручено разработать и в установленном порядке внести в правительство РФ план мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в области оказания энергосервисных услуг (далее – План).
Данный План после длительного межведомственного согласования был утвержден1. На сегодняшний день это ключевой инструмент развития нормативного правового регулирования, методологии оказания энергосервисных услуг и снятия правовых барьеров для развития соответствующего рынка, начиная от бюджетной сферы, жилищного фонда и регулируемых организаций и до мер экономического стимулирования и информационной поддержки.
Активность участников энергосервиса – залог успеха
Насколько эффективным будет использование Плана, зависит от активности участников рынка – энергосервисных компаний – в формировании и согласовании предлагаемых ими решений.
Безусловно, важную роль в формировании предложений по совершенствованию правового регулирования играет участие таких федеральных государственных учреждений, как Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации и Российское энергетическое агентство, которые уже подготовили материалы для выполнения отдельных поручений Плана.
В то же время федеральные органы исполнительной власти – ответственные исполнители мероприятий Плана – ожидают предложений по его реализации прежде всего от энергосервисных компаний, поскольку речь идет о поддержке и решении проблем бизнеса. Наивно полагать, что государство сможет эффективно решить проблемы бизнеса без участия самого бизнеса. Существенные изменения в государственном регулировании требуют активного участия представителей рынка энергосервисных услуг.
Консолидация энергосервисных компаний
Весной 2014 года крупнейшие участники рынка энергосервисных услуг сделали шаг в сторону консолидации. Была создана Российская ассоциация энергосервисных компаний (РАЭСКО), на площадке которой организована работа по подготовке и общественному обсуждению проектов соответствующих нормативных правовых актов, формированию методологии и бизнес-кейсов, а также обучению специалистов новым требованиям.
За год функционирования организации удалось достигнуть заметных результатов в части проведения образовательных мероприятий и пропаганды, в разработке стандартов измерения и верификации. Для того чтобы такие же результаты можно было показать в сфере совершенствования правового регулирования участникам рынка энергосервисных услуг, необходимо продолжить консолидацию и объединение ресурсов на площадке РАЭСКО в целях выработки общей позиции по вопросам развития законодательства и методологии.
Рост рынка энергосервиса
Следует также отметить некоторое положительное влияние самого кризиса на рынок энергосервисных услуг.
Сокращение доли бюджетного финансирования, тарифных ресурсов и собственных резервов промышленных предприятий для осуществления проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности приводит к росту доли рынка энергосервисных услуг. Возможности государственных и иных заказчиков самостоятельно обеспечивать финансирование и реализацию таких проектов становятся все более ограниченными. Ниша, которую ранее занимало собственное финансирование, постепенно освобождается. Это приводит к увеличению заинтересованности в поиске внешних ресурсов и компетенций для решения задач развития инфраструктуры. Рынок энергосервисных услуг растет не только в долевом, но и в абсолютном выражении.
Рост цен на импортное оборудование заставляет энергосервисные компании искать альтернативы отечественного производства, что стимулирует его поддержку и развитие, а также формирование собственных компетенций в области создания объектов высокой энергетической эффективности.
Финансирование энергосервисных проектов
В части банковского финансирования следует отметить, что реализация многих энергосервисных проектов осуществляется за счет оборотных средств, займов, инвестиций, не связанных с банковскими кредитами. В ряде случаев такие проекты рассматривались и продолжают рассматриваться крупными организациями, которые намерены выйти на этот рынок, в большей степени как инструмент развития и научная деятельность, нежели как устойчивый бизнес. Иизменение условий предоставления кредитов не сильно повлияло на их заинтересованность и активность реализации соответствующих проектов.
В то же время стагнация в банковском секторе стимулирует формирование новых банковских продуктов и поиск новых рынков, среди которых энергосервис также может занять свою нишу. Так, в апреле 2015 года произошли изменения в руководстве РАЭСКО, которые должны способствовать сближению данной организации и банковского сообщества, что будет стимулировать повышение доступности капитала для реализации энергосервисных проектов.
Потенциал развития энергосервиса
В заключение можно отметить, что, несмотря на неблагоприятный экономический фон, рынок энергосервисных услуг имеет существенный потенциал роста. Проблемы первоначальной отработки технологий реализации энергосервисных проектов уже преодолены. Сокращение бюджетных расходов и ограничение финансирования инвестиционных программ стимулируют к поиску внешних исполнителей мероприятий по энергосбережению, которые готовы брать на себя риски эффективности их реализации.
Возможности привлечения кредитных средств на финансирование энергосервисных проектов существенно ограничены, тем не менее они уже не вызывают отторжения в банковском сообществе. Остается ряд правовых проблем; хотя они и не препятствуют реализации энергосервисных проектов, их решение позволило бы расширить условия проектов реализации и спектр применяемых моделей энергосервиса, включая расчетно-измерительные методы определения экономии энергетических ресурсов. Для этого необходимо продолжить консолидацию и объединение ресурсов участников рынка энергосервисных услуг на площадке РАЭСКО в целях выработки общей позиции по вопросам развития законодательства и методологии.
1. Утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А. Дворковичем 20 ноября 2014 года (№ 7803п-П9).
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №3'2015
pdf версияСтатьи по теме
- Энергосервис – способ привлечения инвестиций в энергосбережение
Энергосбережение №3'2015 - Энергосервис: проблемы и позитивные примеры
Энергосбережение №7'2012
Подписка на журналы