Прорыв в энергосервисе ожидается не первый год. Эксперты обсуждают барьеры, препятствующие внедрению механизма энергосервиса в российских условиях, и предлагают различные решения. Благодаря утверждению «плана Дворковича»1 (далее – План) процесс на рынке энергосервисных услуг активизировался. По итогам экспертного совещания по вопросам развития энергосервиса, проведенного в Москве 13 августа 2015 года, посмотрим, какой достигнут прогресс.
Энергосервис – что на повестке дня?
Прорыв в энергосервисе ожидается не первый год. Эксперты обсуждают барьеры, препятствующие внедрению механизма энергосервиса в российских условиях, и предлагают различные решения. Благодаря утверждению «плана Дворковича»1 (далее – План) процесс на рынке энергосервисных услуг активизировался. По итогам экспертного совещания по вопросам развития энергосервиса, проведенного в Москве 13 августа 2015 года, посмотрим, какой достигнут прогресс.
Совершенствование государственного регулирования в области оказания энергосервисных услуг остается актуальным, поскольку в сферах производства, передачи и потребления энергетических ресурсов сохраняется значительный нереализованный потенциал повышения энергоэффективности, при этом акцент в создавшихся макроэкономических условиях смещается в сторону поиска вариантов внебюджетного финансирования проектов.
Возможность реализации энергосервисных договоров (контрактов – далее ЭСК) предусмотрена Федеральным законом № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» и рядом нормативных правовых актов, принятых позже и раскрывающих особенности реализации ЭСК в отдельных секторах экономики, включая бюджетный сектор и жилищный фонд.
Первый этап решения проблем энергосервиса
На сегодняшний день можно сделать вывод, что рынок энергосервисных услуг создан, хотя о его массовом распространении пока говорить рано. Барьеры на этом пути обозначены, и дальше требуется совместная работа уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (далее – ФОИВ): как по развитию методологии и внесению изменений в нормативно-правовые акты, так и в части разработки и согласования моделей дальнейшего развития государственного регулирования.
Поскольку для решения ряда проблем изначально не было ясно, какую модель применить, в Плане в качестве результата исполнения поручений указывается не создание проектов нормативных правовых актов, а лишь разработка «доклада в правительство». На данном этапе консолидируются предложения по решению тех или иных проблем от вовлеченных ФОИВ, чтобы затем определить согласованный путь их решения.
В настоящее время этот этап практически завершен: по результатам работы экспертного сообщества большая часть предложений ФОИВ в форме докладов представлена в правительство РФ. Кроме того, уже подготовлен ряд рекомендаций, а также проектов нормативных правовых актов, которые находятся на той или иной стадии согласования и утверждения.
В Плане 29 пунктов, которые условно можно разделить на несколько блоков:
- обеспечение развития энергосервисных услуг:
- в государственном и муниципальном секторах,
- вв жилищном фонде,
- вв секторе организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
- общая методическая поддержка развития энергосервисных услуг и технического регулирования;
-развитие мер экономического стимулирования и информационная поддержка развития рынка энергосервисных услуг.
Развитие энергосервиса в государственном и муниципальном секторах
Основными исполнителями поручений Плана в сфере обеспечения развития энергосервисных услуг в государственном и муниципальном секторах являются Минэкономразвития и Минфин России.
Как правило, Минфин России готов поддержать конструктивные предложения экспертов и других федеральных органов исполнительной власти, если они не приводят к увеличению бюджетных расходов и не накладывают дополнительных обременений и рисков на бюджетный сектор. В большинстве остальных пунктов Минэкономразвития России является соисполнителем, а в ряде случаев его позиция является определяющей.
Текущее состояние исполнения поручений об обеспечении развития энергосервисных услуг в государственном и муниципальном секторах:
- готовится вторая версия рекомендаций по вопросу планирования бюджетных ассигнований и определения нормативных затрат на оплату ЭСК казенными, бюджетными и автономными учреждениями, более полная с точки зрения учета практических проблем такого планирования;
- Минфином России в июне 2015 года утверждены рекомендации государственным и муниципальным заказчикам, бюджетным учреждениям по вопросу передачи оборудования, установленного в рамках энергосервисного договора, заказчику (содержат не только рекомендации по срокам и стоимости передачи оборудования, отражению передачи в бухгалтерском учете, но и важные положения в случае досрочного расторжения ЭСК);
- на стадии внутриведомственных согласований в Минэкономразвития России находятся методические рекомендации для государственных и муниципальных заказчиков, бюджетных и автономных учреждений по вопросу подготовки энергосервисных договоров;
- Минэкономразвития России2 разработан проект изменений в требования к условиям контракта на энергосервис, установленные Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2010 года № 636. Проект включает создание дополнительных возможностей для получения кредитных ресурсов и уступки прав требования оплаты по энергосервисному договору, уточнение порядка распределения дополнительной экономии, порядка оплаты при переходе с одного вида топлива на другой, порядка оплаты в случае частичного недостижения экономии. Документ прошел общественное обсуждение и в настоящее время в него вносятся окончательные изменения;
- идет работа по расширению перечня форм оказания энергосервисных услуг, включая комбинацию энергосервиса с эксплуатацией. Предлагается внести изменения в федеральные законы № 261-ФЗ и № 44-ФЗ и другие нормативные правовые акты, в том числе постановление правительства РФ № 636. Однако обеспечение возможности учета экономии эксплуатационных расходов при оплате ЭСК является непростой задачей. В отличие от потребления энергетических ресурсов приборный контроль объемов и эффективности осуществления эксплуатационных расходов практически невозможен. При этом исполнитель не может быть застрахован от неэффективной эксплуатации по вине заказчика, которую весьма непросто доказать;
- подготовлен доклад в правительство РФ о необходимости обращения к Центральному банку России по вопросу снижения требований к банкам по резервированию, что позволит снизить процентную ставку по выдаваемым кредитам на проекты по энергоэффективности и расширит доступ к кредитным ресурсам.
Энергосервис в жилищном фонде
Ключевым исполнителем поручений Плана в области обеспечения развития энергосервисных услуг в жилищном фонде является Минстрой России, который, решая проблемы ЖКХ, не забывает и об экономии энергии. Так, при министерстве создан экспертный совет по энергоэффективности, благодаря которому получили развитие в форме проектов законодательных и иных нормативных правовых актов ключевые темы отрасли, включая энергосервис в жилищном фонде:
Подготовлен3 проект федерального закона о внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты. Законопроект внесен в правительство РФ и находится на рассмотрении в Государственно-правовом управлении Президента РФ. Документ включает следующие вопросы:
- обеспечение правопреемственности собственников помещений в многоквартирных домах при их продаже;
- исполнение ЭСК при изменении способа управления многоквартирным домом или смене лица, ответственного за управление многоквартирным домом;
- уточнение количества собственников помещений в многоквартирном доме, необходимое для принятия решений о заключении ЭСК;
- установление порядка определения размера платы за коммунальные услуги, включение в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги платы по ЭСК;
- уточнения в законе № 261-ФЗ (ч. 4, ст. 19) случаев получения согласия в письменной форме собственника помещения многоквартирного дома при реализации ЭСК.
В законопроект также включены положения, направленные на решение таких проблем, как обеспечение внесения платы за энергосервисные услуги нанимателями помещений в многоквартирном доме, предоставление за счет средств федерального бюджета льгот по оплате ЭСК, заключенных в отношении многоквартирного дома, и установление возможности предоставления в составе субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг субсидии на оплату ЭСК.
Разработан новый приказ4 Минстроя России «Об утверждении примерных условий энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме». В ближайшее время ожидается его регистрация в Минюсте России. Приказ содержит новации, которые будут способствовать заключению новых ЭСК в многоквартирных домах, в том числе применение расчетно-измерительного метода для определения экономии энергетических ресурсов.
Завершается работа над рекомендациями для субъектов Российской Федерации по предоставлению льгот по оплате ЭСК, заключенных в отношении многоквартирного дома, лицам, имеющим право на льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и, аналогично, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Полноценная их реализация будет возможна только после внесения изменений в Жилищный кодекс РФ.
Подготовлен приказ Минстроя России, который вносит уточнения в указания по заполнению формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг с тем, чтобы появилась возможность учесть услуги энергосервисной компании. После того как будут приняты изменения в Жилищный кодекс РФ, будут созданы условия для разработки унифицированной формы платежного документа, включающей энергосервисные услуги, а затем утверждения ее приказом Минстроя России.
Энергосервис для регулируемых видов деятельности
По развитию энергосервисных услуг в секторе организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в правительство РФ представлен доклад по вопросу формирования системы «белых сертификатов» и в целом по частичному возмещению конечным потребителям энергии затрат на энергосбережение со стороны регулируемых организаций.
Внесение изменений в определение порядка учета расходов на оплату ЭСК в производственных, инвестиционных и энергосберегающих программах, и в их заключение и исполнение, а также в требования к условиям регуляторных соглашений5, по мнению ФСТ России, является нецелесообразным. Данная позиция, по всей видимости, объясняется отсутствием четкого понимания конкретной проблемной ситуации, которую эти изменения могли бы разрешить. Нужна реакция со стороны энергосервисных компаний и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, чтобы были понятны конкретные потребности. Возможности для совершенствования соответствующего правового регулирования и изменения позиции регулятора сохраняются, в том числе с учетом перехода полномочий ФСТ России к ФАС России.
Так, 4 сентября 2015 года прошло совещание по вопросу реализации п. 21 Плана, в соответствии с которым Минэкономразвития России поручено подготовить доклад о целесообразности (с оценкой рисков и экономических эффектов) включения в договоры энергоснабжения условий ЭСК. Было отмечено, что согласно закону № 261-ФЗ экономия энергетических ресурсов, полученная регулируемыми организациями при осуществлении регулируемых видов деятельности, может сохраняться за ними (на период не менее чем пять лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута). Это создает возможности для регулятора по своему усмотрению принимать решение о ее сохранении, и, как правило, не в пользу регулируемой организации. На совещании было поддержано предложение по внесению изменений в закон № 261-ФЗ (ч. 8 ст. 25), замене возможности на обязанность регулятора сохранять экономию энергетических ресурсов за регулируемыми организациями.
Методическая поддержка энергосервиса
В контексте общей методической поддержки развития энергосервисных услуг и технического регулирования экспертами РАЭСКО подготовлен проект национального стандарта ГОСТ Р «Измерение и верификация энергетической эффективности. Общие положения по определению экономии энергетических ресурсов». Документ проходит необходимые процедуры в Росстандарте, и ожидается, что в ноябре 2015 года он будет утвержден. Дорабатывается проект сопутствующего стандарта – ГОСТ Р «Измерение и верификация энергетической эффективности. Определение экономии энергетических ресурсов при эксплуатации отдельных видов оборудования (метод изоляции зоны модернизации)».
Продолжаются межведомственные консультации по новой форме федерального статистического наблюдения для мониторинга заключения и реализации ЭСК. Минэкономразвития России совместно с Аналитическим центром при Правительстве РФ рассмотрели возможности упрощения процедуры предоставления государственных и муниципальных гарантий по кредитам и займам, привлекаемым в том числе государственными и муниципальными автономными и бюджетными учреждениями на реализацию энергосервисных проектов. Предложения внесены в правительство РФ. Речь идет в том числе о снятии необходимости согласования с антимонопольным органом, а также о снижении обеспечения по гарантиям, предоставляемым на энергосервисные проекты (сегодня требуется 100 %-ное покрытие).
Обсуждаются предложения по развитию мер налоговой поддержки энергосервисных компаний. Пока речь идет только о возможности ускоренной амортизации по объектам, которые энергосервисная компания устанавливает по ЭСК, а также о внесении изменений в постановление правительства РФ № 6006 с перечнем энергоэффективного оборудования для получения соответствующих льгот.
Еще один важный для отрасли вопрос – разработка методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для целей расчетов по ЭСК, заключаемым в бюджетной сфере. Минэкономразвития России имеет ряд замечаний к проекту методики, поддерживая имеющийся вариант лишь для проектов в освещении. Для других направлений энергосервиса есть опасения получения при расчете значительных погрешностей, приводящих к излишним платежам со стороны заказчиков.
Скорейшее принятие соответствующей методики, по мнению Минэнерго России, позволит существенно увеличить рынок энергосервисных услуг в сфере повышения энергетической эффективности систем освещения, повысит гарантированность выплат со стороны заказчиков, снизит процентные ставки и риски. Новый вариант методики ожидается в четвертом квартале текущего года.
Сочетание энергосервиса и капремонта
В настоящее время активно обсуждается развитие факторинга и иных подобных схем по энергосервисным проектам. Наибольшую перспективу Минэнерго России видит в сочетании энергосервиса и капитального ремонта зданий. На данном рынке есть понятные игроки, и между ними можно выстраивать системное взаимодействие. Для интеграции энергосервиса и капитального ремонта необходимо определить схему разделения эффекта, возможно даже с зачетом результатов в пользу энергосервисных компаний.
В целом все участники реализации Плана положительно оценивают его выполнение. И хотя между ФОИВ сохраняются некоторые разногласия, явно виден прогресс. Налажено взаимодействие между государственными органами и экспертным сообществом, в частности РАЭСКО, выступающей от лица российских энергосервисных компаний и прорабатывающей любые вопросы в тесном сотрудничестве со всеми участниками рынка и ответственными исполнителями поручений плана.
Для принятия управленческих решений сегодня как никогда нужна экспертная поддержка, и здесь РАЭСКО занимает четкую позицию, призывая к активизации всех участников энергосервисного рынка. Любой барьер, с которым сталкивается энергосервисная компания, необходимо преодолевать и работать дальше. РАЭСКО готова оказывать активное содействие в решении проблем, начиная с получения необходимых разъяснений от уполномоченных ФОИВ и до организации подготовки изменений в нормативно-правовую базу.
1 План мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в области оказания энергосервисных услуг (утвержден заместителем председателя Правительства РФ А. Дворковичем 20 ноября 2014 года № 7803п П9), содержащий перечень поручений федеральным органам исполнительной власти и Аналитическому центру при Правительстве РФ по разработке нормативного и методического обеспечения развития энергосервиса.
2 При участии РАЭСКО и с привлечением многих экспертов.
3 Минстроем России совместно с Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации и при участии экспертов РАЭСКО.
4 Вместо действующего Приказа Минрегиона России от 27 июня 2012 года № 252.
5 Заключаемых между организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
6Постановление Правительства РФ от 17 июня 2015 года № 600 «Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности».
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №7'2015
pdf версияСтатьи по теме
- Реализация энергосервисных контрактов в России
Энергосбережение №3'2012 - Энергосервис: проблемы и позитивные примеры
Энергосбережение №7'2012 - Особенности заключения энергосервисного контракта в системе образования
Энергосбережение №8'2012 - Энергосервис – способ привлечения инвестиций в энергосбережение
Энергосбережение №3'2015 - Энергосервисные контракты на объектах бюджетной сферы. Проблемы и пути решения
Энергосбережение №2'2018 - Развитие законодательства в области оказания энергосервисных услуг
Энергосбережение №5'2014 - Модернизация жилищного фонда с использованием энергосервиса
Энергосбережение №5'2014 - Как стимулировать внедрение энергосервиса в России?
Энергосбережение №1'2015 - Энергосервис: быть или не быть?
Энергосбережение №1'2015 - Энергосервисная деятельность сегодня – практика и инвестиционная привлекательность энергосберегающих проектов
АВОК №5'2015
Подписка на журналы