Системы жизнеобеспечения жилищно-коммунального хозяйства малых городов России. Точка поворота
Life support systems of the public housing and utilities sector in small towns of Russia. Turning point
А. E. Sikorskiy, Candidate of Engineering, Associate Professor, Honored Energy Worker of Russia
Keywords: public housing and utilities (PHU), modernization, imports substitution, tariff increase, engineering complexes (EC), qualified personnel
Some of the most important functions in the public housing and utilities sector of Russia – provision of services to the consumers of heat supply, water supply and water disposal services. We are not going to look into metropolitan cities, where these life support systems became cluttered with numerous problems requiring unique solutions. Let's look at provision of PHU services in small towns and townships with population up to 100 thousand, which account for 85% of the total number of settlements in our country.
В сложной системе жилищно-коммунального хозяйства России одними из важнейших являются функции обеспечения потребителей услугами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Не будем касаться мегаполисов, где эти системы жизнеобеспечения обросли множеством проблем, требующих уникальных решений.Остановимся на обеспечении услуг ЖКХ городов и поселков городского типа с населением до 100 тыс. человек, которых в нашей стране насчитывается 85 % от общего числа населенных пунктов.
Системы жизнеобеспечения жилищно-коммунального хозяйства малых городов России. Точка поворота
В сложной системе жилищно-коммунального хозяйства России одними из важнейших являются функции обеспечения потребителей услугами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Не будем касаться мегаполисов, где эти системы жизнеобеспечения обросли множеством проблем, требующих уникальных решений. Остановимся на обеспечении услуг ЖКХ городов и поселков городского типа с населением до 100 тыс. человек, которых в нашей стране насчитывается 85 % от общего числа населенных пунктов.
Где бы ни проживал человек, ему всегда требуется тепло, чистая вода и канализация. Предоставление этих услуг на современном уровне призвана обеспечить реформа ЖКХ, проводимая в соответствии со «Стратегией развития ЖКХ Российской Федерации на период до 2035 года» [1]. В рамках реформы в том числе должны быть решены задачи:
- модернизация мощностей ЖКХ и жилищного фонда;
- перевод ЖКХ на рыночные правила работы (с упразднением государственной монополии, привлечением частного бизнеса и созданием конкуренции);
- достижение высокого уровня качества коммунальных услуг и соблюдение социальных гарантий.
Сегодня основная тенденция – передача объектов теплоснабжения (ТС), водоснабжения (ВС) и водоотведения (ВО) от администраций муниципальных образований ресурсоснабжающим и эксплуатирующим организациям по концессионным соглашениям. Органы местного самоуправления оставляют за собой функции контроля и финансирования затрат, не входящих в структуру тарифов на предоставляемые услуги. Полномочия органов местного самоуправления закреплены в Жилищном кодексе РФ (ст. 14).
Определение технико-экономического состояния систем ТС, ВС и ВО, как база принятия дальнейших управляющих решений, осуществляется на основе регулярных технических обследований. Обследования проводятся либо самими ресурсоснабжающими организациями, либо консалтинговыми фирмами в соответствии с требованиями приказов Министерства строительства и ЖКХ РФ1.
Опыт проведения таких обследований, в том числе в регионах Севера, Востока и Западной Сибири, позволяет сформулировать точку зрения на сегодняшнее состояние ЖКХ и хода его реформирования.
Дополнительные проблемы
Можно констатировать, что принятая ранее концепция обеспечения функционирования и развития ЖКХ оказалась неактуальной после 24 февраля 2022 года в связи с коренным скачкообразным изменением внешних условий. Для страны в целом ситуация некритичная, и не такое преодолевали, а вот для систем, от которых напрямую зависит качество жизни населения, положение очень серьезно. Самая мирная сфера оказания услуг оказалась практически в состоянии военной мобилизации. Накопленные ранее проблемы не исчезли, но к ним добавились новые, причем более сложные:
- Прекращение поставок импортного оборудования, доля которого в системах ЖКХ сегодня крайне значительна. В целом под угрозой сейчас не только монтаж новых инженерных систем, но, главное, ремонт действующих, где импортное оборудование установлено.
- Сокращение инвестиций в ЖКХ из-за общего ухудшения экономической ситуации и, соответственно, дополнительное замораживание планов обновления и развития при удорожании изделий и материалов. Принятые долгосрочные инвестиционные программы повисли в воздухе. Денег становится меньше, выбор оборудования существенно сократился, цена на каждый образец выше, что обострит проблему выбора.
- Сюда можно отнести и необходимость комплексного восстановления структуры и функций разрушенных в результате боевых повреждений систем жизнеобеспечения в освобожденных районах Донбасса и Украины, поскольку очевидно, что никто, кроме России, этим заниматься не будет. Решение потребует направления туда огромных ресурсов, количество которых пока трудно оценить. Естественно, взять эти ресурсы можно только в других регионах страны, сократив их обеспечение.
- Невозможность в создавшихся условиях поднятия тарифов как источника средств для решения названных проблем (пункты 1-3). Ресурсоснабжающим и эксплуатирующим организациям проще всего спрятать свои сложности именно в тариф (может, и прибыль на этом еще увеличить), но потребитель повышения не выдержит – людям сейчас и так тяжело. Вот тут муниципальным образованиям надо «власть употребить» и, несмотря на главную цель концессионеров и эксплуатантов, а именно получение прибыли, жестко напоминать им о социальной ответственности бизнеса.
- Неподготовленность управленческих кадров к работе в изменившихся условиях – возможно, главная проблема в ЖКХ. Относительно спокойные для отрасли и «сытые» (раньше так не считали, но все познается в сравнении) годы отучили лиц, принимающих организационно-технические решения (ОТР) и особенно готовящих эти решения, и от напряженной работы, и от жесткой ответственности за ее результаты. Возник значительный разрыв между специалистами, работающими «на земле», непосредственно в котельных, насосных, сетях и т. д., и управленческой надстройкой, почти повсеместно превратившейся в классическую бюрократию. Эта бюрократия еще как-то справляется с рутинными задачами, такими как формирование отчетности, но теряется в нестандартных ситуациях, требующих технических знаний и опыта организации процессов.
Искать выход из сложившихся проблем нужно немедленно. Следует признать, что системы жизнеобеспечения функционируют сегодня в условиях мобилизационной экономики, когда рыночные принципы отходят на второй план, а все действия должны быть подчинены главной цели – безусловному выполнению системами своей функции: удовлетворению требований потребителей в тепловодоснабжении и водоотведении при заданном уровне качества, надежности и при ограничениях по использованию ресурсов.
Системотехническая модель входных-выходных потоков, адаптированная к инженерным системам ЖКХ
Должна быть срочно, в течение нескольких месяцев, разработана и утверждена правительством РФ новая стратегия ЖКХ. Мобилизационное управление не терпит простоев, а требует повышения обоснованности ОТР и сокращения времени их принятия, что возможно только при использовании средств системного подхода и системного анализа. Напомним, что классическим случаем такого подхода считается, например, план ГОЭЛРО. С тех времен у нас накоплен большой опыт решения сложных задач, шло и продолжается развитие методов анализа и синтеза систем.
Не меньшее внимание данному направлению уделяют и наши западные партнеры. В последние десятилетия на системных принципах были построены, например, все стандарты менеджмента международной организации по стандартизации (ISO). Понимание способов решения перечисленных проблем облегчает адаптированная к системам ТС, ВС и ВО известная системотехническая модель входных-выходных потоков [2] (см. рис.). В ней представлены все основные составляющие, элементы и связи организации процессов тепловодоснабжения и водоотведения.
Рис. Системотехническая модель систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и процессов в них |
Восстановление жизнеобеспечивающей структуры Донбасса представляет собой трудоемкую, но наименее сложную проблему. Это последовательно-параллельное решение классических задач исследования операций по распределению ресурсов, главное эти ресурсы обеспечить. Организовывать и координировать данную деятельность может только непосредственно Минстрой России, указывая организациям в регионах, как, с кем и чем поделиться (см. рис., «Внешние ресурсы, внешние управляющие воздействия»). В помощь министерству – опыт восстановления народного хозяйства после 1945 года и других великих дел, от освоения космоса до строительства БАМа, пусть вспоминают и учатся. В самих ресурсоснабжающих организациях на территории страны также придется перераспределять ресурсы, уже внутренние, компенсируя нехватку внешних. Это может делаться на основе, например, метода расстановки приоритетов по критерию безусловности оказания услуг потребителям (см. рис., «Функция системы»). Другие цели и критерии (внутреннее развитие, улучшение экологии, а главное, увеличение прибыли верхнего эшелона собственников и руководителей) придется на время отодвинуть на задний план.
Импортозамещение в отрасли, несмотря на некоторую присутствующую сейчас растерянность, является решаемой проблемой.
Например, в открытом доступе в сети числится 164 российских производителя насосных агрегатов. Конечно, не все насосы применимы в ЖКХ, но все равно и количество производств, и славные исторические имена многих из них вселяют надежду, уверенность в наших силах и возможностях.
С котлами, трубами, запорно-регулирующей арматурой такая же ситуация. В целом считается, что зарубежные агрегаты более энергоэффективны, требуют меньшего обслуживания, адаптированы к автоматизированному управлению. Все это так, но сейчас в приоритете надежность. При обследованиях инженерных систем встречаются отечественные котлы и насосы, эксплуатирующиеся без замены более 50 лет. На отдельных крупных котельных в стране еще работают установки, смонтированные в сороковых годах прошлого века. То, что производится сейчас, также надежно и вполне себе конкурентоспособно. Положение было бы еще лучше, если бы промышленность столько лет целенаправленно не разрушалась в угоду иностранным компаниям. Загвоздка заключается в использовании заграничных комплектующих; способы их замещения или поиск путей продолжения поставок должны в каждом конкретном случае рассматриваться отечественными заводами-изготовителями по методикам, уже действующим в «оборонке».
Недопустимость увеличения тарифов, по крайней мере резкого, требует поиска внутренних резервов и оптимизации действий, что непосредственно связано с проблемой управления. Напомним, что речь идет о множестве теплохозяйств и водоканалов не самых больших, разбросанных по стране городов, поселков и сельских поселений. Несмотря на отличия, они во многом подчиняются общим закономерностям существования и развития.
В соответствии с этими закономерностями системное управление (см. рис.) должно осуществляться в координатах:
- внутреннего пространства структуры систем ТС, ВС и ВО, сформировавшихся в сложные инженерные комплексы (ИК);
- внешнего пространства окружающей среды и надсистемы ИК;
- связанных во времени этапов жизненного цикла ИК.
Инженерные комплексы ЖКХ
Этап создания
Рациональность технического облика ИК на этапе создания определяется документами «Схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения», включающими совокупность графического (схемы, чертежи, планы подземных коммуникаций на основе топографо-геодезической подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы) и текстового описания технико-экономического состояния централизованных систем ТС, ВС и (или) ВО и направлений их развития2. Схемы являются основным предпроектным документом в отношении ИК на перспективу и должны регулярно актуализироваться. На практике при обследованиях не встречалось ни одного случая, когда разработанные и утвержденные схемы были бы в полном объеме и в установленные сроки реализованы. Соответственно, не практикуются ежегодные отчеты и анализ причин невыполнения мероприятий. В результате схемы становятся дорожными картами, ведущими в никуда.
Этапы проектирования и монтажа
Проектирование и монтаж ИК отдается на откуп подрядчикам, недооценивается роль их сопровождения заказывающими организациями. Так, в 2021 году, во время монтажа одного из комплексов очистных сооружений в восточной части РФ, из-за отсутствия контроля за ходом строительства с основного сооружения… сдуло крышу. Само проектирование, от заказа до появления на титульном листе «клятвы ГИПа», из-за обсуждений, согласований и корректировок растягивается, особенно по канализационным очистным сооружениям, на срок до 6–8 лет. Не единичны случаи, когда новые котельные сдаются в эксплуатацию без систем автоматики или водоподготовки, их «домонтаж» и пусковая наладка затем длятся годами. Обычные объяснения – у эксплуатантов нет рычагов воздействия, а у администраций нет сил и времени. Нелишне напомнить, что, как считается у инженеров, устранение ошибки на этапе проектирования, стоящее рубль, при монтаже стоит десять, а во время эксплуатации цена устранения той же ошибки возрастает до ста.
Стадия эксплуатации
Эксплуатация инженерных комплексов – это основное содержание деятельности ресурсоснабжающих организаций и объект контроля органов власти – муниципалитетов и администраций. Практика показывает, что весь комплекс эксплуатационных мер на уровне цехов и участков в 80 % случаев сводится к оперативному управлению работой систем, послеотказовому ремонту оборудования (как правило, в объеме текущего), аварийному устранению утечек, прорывов и засоров сетей. Бывшая ранее законом система планово-предупредительного обслуживания и ремонта (ППОиР) осталась в основном на бумаге. Планы ППОиР разрабатываются, но исполняются только частично. Из повседневной деятельности исключаются такие профилактические мероприятия, как регулярные обходы сетей линейным персоналом с целью раннего выявления дефектов и плановые технические обслуживания – первичное средство поддержания технического состояния.
К чести административно-технического персонала объектов ИК, необходимо отметить повсеместное проведение полного объема предусмотренных испытаний и измерений, профилактических наладок котлоагрегатов и сложного оборудования, разработку, наличие и соблюдение режимных карт. В результате квалифицированной работы наладочных организаций КПД котлов, даже эксплуатируемых длительное время, доводится практически до паспортных значений. Зная состояние дел, линейные руководители объективно и своевременно формируют предложения по капитальным ремонтам и техническому перевооружению оборудования, замене изношенных сетей. Это фактически тоже предпроектные документы, которые после рассмотрения в верхних управленческих эшелонах в силу ряда причин такими и остаются. Реально капитальный ремонт своевременно проходит около 10 % выработавших ресурс котлов, для насосного, вентиляторного, компрессорного, водоочистного оборудования глубокие ремонты и вовсе почти не рассматриваются. Из общепринятых для поддержания состояния сетей 3–4 % ежегодной замены участков реально перекладываются не более 1,5 %. При этом замена не носит комплексного характера, запорно-регулирующая арматура, строительная часть камер и колодцев, как правило, остаются за рамками восстановления.
Сейчас привычка к замене выработавших ресурс составляющих систем ТС, ВС и ВО на новые будет наталкиваться на все большие трудности, и роль капитального ремонта должна возрастать. Теория говорит, что в условиях ограничения внешних ресурсов и отсутствия средств на коренную модернизацию необходимо стремиться к продлению работы систем восстановлением их состояния именно профилактическим обслуживанием и ремонтами.
Назревшие меры в условиях мобилизации сил – возвращение к нормальной планово-профилактической эксплуатации, качественное комплектование аварийных бригад мобильной техникой для ликвидации повреждений сетей, создание собственных ремонтных и наладочных баз оборудования, неснижаемых запасов запасных частей, расширение самостоятельности в принятии решений руководителями эксплуатационных подразделений. Обоснованность принятия ОТР должна обеспечиваться в каждой ситуации сбором достоверных данных, их анализом, разработкой вариантов решения и выбором из них, на основе риск-ориентированного подхода, наиболее рационального.
Крайне положительно, что в последние годы качество первичной информации и ее использование достигли нового уровня благодаря цифровизации. В самых отдаленных районах не вызывает удивления наличие в смартфонах обычных слесарей электронных карт и точных схем сетей, с помощью которых можно оперативно «привязать» место повреждения, автоматическая передача данных учета энергоресурсов, автоматизированная работа котельных и насосных без участия операторов и т. д. Именно в эти направления необходимо продолжать вкладывать средства, именно они должны дать стратегический толчок в преобразовании ИК в целом на перспективу.
Управленческий персонал
Все управляющие воздействия на объектах ИК, от закручивания гайки до глобальных решений, осуществляются людьми, обладающими квалификацией как специфическим и ценным видом ресурса. Человеческий фактор не поддается формализации математическими методами, поэтому приводится субъективная оценка состояния дел в инженерных комплексах ЖКХ в данной области.
Линейные руководители и персонал
Лучшие результаты достигаются там, где линейные руководители рассматривают свою деятельность не как очередную ступеньку в карьере, а как составляющую нормальной жизни на своей земле. В этом смысле труд в ЖКХ сродни, простите, крестьянскому, он не дает быстрых результатов и потому не терпит «летунов». Сейчас много молодых производственных руководителей выросло из получивших образование слесарей и сварщиков. Они выучились, приобрели опыт, женились и живут там, где трудятся. Такие специалисты отлично знают дело и заинтересованы не оставить свои семьи и соседей без тепла и воды. Жизнь воспитала в них профессиональное достоинство, осознание своей цены и ответственность.
А вот опыт использования в качестве линейного персонала вахтовиков оказывается отрицательным. Как правило, это ребята из бывших советских республик, рукастые, но мотивированные только зарплатой. Они не заинтересованы в изучении местных схем и условий, не болеют за развитие хозяйства. Бывает, что в сложных технических и финансовых ситуациях такие бригады в полном составе просто покидают объекты.
Управленческий персонал ресурсоснабжающих организаций
Сразу оговорюсь – цель раскритиковать кого-либо не ставится, а, скорее, делается попытка констатировать тенденции, имеющие место в аппарате ресурсоснабжающих организаций. Тенденции же формируются на основе целей и интересов. Коммерческие интересы сегодня требуют от тех, кто призван готовить проекты ОТР для топ-менеджмента, благополучной отчетности, обоснований высоких тарифов и получения бюджетного финансирования, все остальное – вторично. К сожалению, перечисленное не имеет отношения к системному управлению, поэтому даже опытные работники, погруженные в текучку и рутину мелких задач, теряют квалификацию и мотивированность. Самостоятельность не приветствуется, квалификация и опыт вызывают подозрения, профессионализму противопоставляется лояльность к руководству. Безусловно, такая грустная картина имеет место далеко не во всех организациях, но речь, повторюсь, идет о нарастающей тенденции. Даже обычный учет наталкивается на разночтения и противоречия в многочисленных нормативных документах, в итоге – несовпадения в данных разных отделов, а значит, отсутствие достоверности информации при подготовке решений. У этого имеются конкретные следствия. Например, анализ показывает, что продолжительность ликвидации аварий в инженерных сетях уменьшается (заслуга аварийных бригад), а общее время перерыва в предоставлении услуг ТС, ВС и ВО растет из-за просчетов в управлении (своевременность направления бригады, ожидание материалов и оборудования, инженерной техники и т. д.).
Аппарат может быть результативным, только если в нем реализуются все функции управления: прогнозирование, планирование, организация, координация, регулирование, контроль, учет и анализ. Кроме того, необходимо, чтобы были поставлены правильные цели, за обоснованием и реализацией которых должны следить органы власти. Сейчас среди глав администраций на уровне городов и районов по всей России действительно много деятельных, работоспособных и, что немаловажно, порядочных людей, настойчиво стремящихся вникнуть в проблемы ЖКХ. Тем важнее роль тех их сотрудников, кто взаимодействует с ресурсоснабжающими компаниями и готовит решения для руководства. В этом же социальном срезе часто приходится слышать: «Делаем, что сказал глава». Позиция похвальная, но имеет оборотную сторону: а если глава не сказал – не делаем. В ответ на вопрос о наличии своей головы такие чиновники недоуменно пожимают плечами. Курирующим ИК управленцам в администрациях, к сожалению, далеко не всегда хватает профессионализма, самостоятельности, а часто и профильного образования. Наилучшим решением станет назначение туда специалистов, работавших «на земле» и обладающих практическим опытом и инициативой, но для этого нужно поднять престиж административных должностей.
Новое время выдвигает новые требования и новых людей. Лозунг «Кадры решают все» никто не отменял. Сегодня становится окончательно ясно: время «эффективных менеджеров» прошло, наступает эпоха профессиональных инженеров и организаторов. В ЖКХ сейчас много таких специалистов. Главное – поставить им правильные цели, вооружить методами управления, дать самостоятельность, и тогда им хватит сил и ответственности для преодоления любых сложностей.
Резюме автора
- Казалось, что из-за недоработок ЖКХ мы живем недостаточно хорошо и удобно. Теперь очевидно, что плохо – это когда люди месяцами находятся в подвале разбитого дома, а выход за водой может закончиться смертью. Никто не мог себе такого представить. И сегодня не только перед работниками ЖКХ, но и перед всем населением стоит задача, несмотря на давление извне, не допустить разрухи в своих городах и поселках, просто продолжать каждый день работать и делать жизнь лучше.
- Низкий поклон простым инженерам, электрикам, сантехникам, слесарям, сверхчеловеческими усилиями восстанавливающим сейчас под обстрелами системы жизнеобеспечения Донбасса. Вы показываете пример самого академического и высоконаучного системного подхода в обеспечении нормальной жизни в сложнейших условиях. Всем вам удачи и здоровья!
Литература
1. Стратегия развития ЖКХ Российской Федерации на период до 2035 года (проект).
2. Международный стандарт ISO 13600:1997 Technical energy systems. Basic concepts («Системы технические энергетические. Основные положения»).
1 Приказы Минстроя России: от 5 августа 2014 года № 437/пр, от 21 августа 2015 года № 606/пр и от 10 апреля 2020 года № 199/пр.
2 Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2012 года № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» (с изменениями и дополнениями) и Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2013 года № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» (с изменениями и дополнениями).
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №4'2022
Статьи по теме
- Развитие рынка энергосервисных услуг и иных форм инвестиционной деятельности в сфере модернизации освещения
Энергосбережение №6'2022 - Новый вектор развития: особые экономические зоны
АВОК №7'2023 - Умные технологии в жилищно-коммунальном хозяйстве Москвы
Энергосбережение №8'2019 - Модернизация отопительного твердотопливного жаротрубного котла – повышение эффективности и ресурсосбережение
Энергосбережение №5'2020 - Технический аудит систем водоподготовки: выжать максимум пользы
Сантехника №5'2022 - Декарбонизация в строительстве и жкх: приоритеты
Энергосбережение №2'2022 - Повышение энергоэффективности и энергосбережение в ЖКХ. Интересы сторон
Энергосбережение №8'2023 - О нюансах реализации энергосервисных контрактов простыми словами. Системы освещения
Энергосбережение №1'2024 - О нюансах реализации энергосервисных контрактов простыми словами. Системы освещения
Энергосбережение №2'2024 - Организационно–правовые проблемы кадровой трансформации в жилищно-коммунальном хозяйстве и пути их решения
Энергосбережение №3'2024
Подписка на журналы