Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 107-91-50 ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"

АВОК ассоциированный
член
...
Реклама ООО "Катюша" | ИНН 1659212383 | Erid: 2VtzquyHfbr
Summary:

Развитие рынка энергосервисных услуг и иных форм инвестиционной деятельности в сфере модернизации освещения

Development of energy service market and other forms of investment activities in lighting modernization

A.V. Tulikov, General Director of RAESKO Association

Keywords: lighting systems, energy service contracts, modernization, energy conservation, imports substitution, lighting equipment lease, BOT projects, new government program in energy conservation

Projects in modernization of outdoor, including street lighting systems with replacement of outdated lighting fixtures with LED lights and lamps are some of the key directions of implementation of the Russian state policy in energy conservation and energy efficiency improvement. And, despite the difficulties with imports substitution, these projects remain highly competitive and dominate in the total volume of the national energy service market.  What affect implementation of energy service contracts in this area today? What other forms of investment activities are attractive for investors and clients in addition to the classic energy service contracts?

Описание:

Проекты по модернизации систем наружного, в том числе уличного, и внутреннего освещения с переходом с устаревших световых приборов на светодиодные светильники и лампы выступают одним из ключевых направлений реализации государственной политики России в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Причем данные проекты, несмотря на возникшие сложности с импортозамещением, и сейчас продолжают оставаться высококонкурентными и доминируют в общем объеме отечественного рынка энергосервисных услуг. Что влияет сегодня на реализацию энергосервисных контрактов в данной области? Какие другие формы инвестиционной деятельности кроме классических энергосервисных контрактов привлекательны для инвесторов и заказчиков?

Развитие рынка энергосервисных услуг и иных форм инвестиционной деятельности в сфере модернизации освещения

Проекты по модернизации систем наружного, в том числе уличного, и внутреннего освещения с переходом с устаревших световых приборов на светодиодные светильники и лампы выступают одним из ключевых направлений реализации государственной политики России в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Причем данные проекты, несмотря на возникшие сложности с импортозамещением, и сейчас продолжают оставаться высоко-конкурентными и доминируют в общем объеме отечественного рынка энергосервисных услуг. Что влияет сегодня на реализацию энергосервисных контрактов в данной области? Какие другие формы инвестиционной деятельности кроме классических энергосервисных контрактов привлекательны для инвесторов и заказчиков?

Рынок энергосервиса в сфере модернизации систем освещения

Проекты по модернизации систем наружного освещения продолжают доминировать в общем объеме отечественного рынка энергосервиса. По результатом закупок, осуществляемых в соответствии с федеральными законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ1, в 2021 году в сегменте энергосервисных контрактов до 100 млн руб. в сфере модернизации освещения заключено 635 энергосервисных контрактов (66,6 %) с плановым объемом достигаемой экономии в стоимостном выражении в объеме 4,2 млрд руб. (57,3 %). Это указывает на преобладание проектов данного типа по количеству и стоимости контрактов в общем объеме заключенных энергосервисных контрактов. В сегменте энергосервисных контрактов более 100 млн руб. на объектах систем уличного освещения заключено 15 контрактов (42,9 %) стоимостью 4,4 млрд руб. (8,8 %). В этом сегменте больших показателей удалось достигнуть только по проектам, связанным с модернизацией дизельной генерации с переходом на использование возобновляемых источников энергии, интенсивное развитие которых произошло именно в прошлом году.

В целом в 2021 году количество и суммарная стоимость энергосервисных контрактов достигли максимальных значений за все предшествующие годы. Особенностью рынка энергосервисных услуг в прошедшем году также стало достижение максимально высокого за последние годы процента закупок, по которым в результате конкурентных процедур были заключены контракты (77,2 %).

Рынок энергосервиса в сфере модернизации систем освещения продолжает быть высококонкурентным. На нем преобладают производители светодиодной продукции, инжиниринговые компании и полиотраслевые компании, выступающие в роли супер-ЭСКО. С учетом особенностей законодательства о контрактной системе закупочные процедуры, как правило, сопровождаются большой активностью как участников закупок, так и иных лиц по обжалованию действий заказчиков в ФАС России и его территориальных органах, а также в арбитражных судах. С одной стороны, данные обстоятельства затягивают сроки заключения энергосервисных контрактов, а с другой – кристаллизуют рынок вокруг сильных игроков, имеющих большую базу реализованных проектов.

Благодаря последовательно проводимой государственной политике в области импортозамещения и с учетом позиции антимонопольного органа, который в своих рекомендациях приблизил энергосервис к договорам поставки с монтажом, на энергосервисные проекты в настоящее время принято распространять действие постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года № 6162, устанавливающего запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Тогда как два года назад данные меры, по сути, привели к массовому обжалованию размещаемых заказчиками закупок и приостановке заключения новых контрактов в сфере наружного и в отдельных случаях – внутреннего освещения, к настоящему времени рынок адаптировался и принял новые правила игры. Это также способствовало развитию собственного производства, прежде всего в сфере корпусирования светодиодов, со стороны ряда крупнейших производителей светотехники.

Говоря об успехах 2021 года, невозможно не отметить предварительные данные о состоянии энергосервисного рынка первой половины 2022 года, которые из-за особенностей сложившей социально-экономической ситуации в России и мире и введенных в отношении России санкций характеризуются существенным снижением деловой активности: количество заключенных контрактов снизилось более чем в 3 раза по отношению к показателям 2021 года, что также затронуло и проекты в сфере модернизации освещения. При этом в последние годы, как минимум для систем уличного освещения, энергосервис стал одним из ключевых инструментов реализации светотехнической продукции отечественных производителей, и снижение количества заключаемых контрактов негативно отразилось не только на энергосервисных компаниях (ЭСКО), но и на производителях.

Уменьшению объема контрактации в весенний период текущего года в большей степени способствовала нестабильная ситуация на финансовых рынках и запретительная ключевая ставка ЦБ РФ на уровне 20 %, поскольку к зарубежным санкциям и нарушению цепочек поставок комплектующих рынок светотехнической продукции оказался в целом неплохо подготовлен благодаря высокому уровню импортозамещения, чему в том числе способствовали ранее принятые в России запреты и ограничения в сфере закупок.

Реализация энергосервисных контрактов

Несмотря на возникшие сложности, абсолютное большинство контрактов, которые были заключены до марта 2022 года и в кризисный период вошли в инвестиционную стадию, продолжают исполняться.

Увеличение сроков реализации

При реализации энергосервисных контрактов с использованием иностранного оборудования и материалов энергосервисные компании переориентировались на отечественные аналоги, что привело к увеличению сроков реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, в связи с необходимостью налаживания новых цепочек кооперации и перепроектирования технических решений.

В марте 2022 года был резкий подъем стоимости оборудования и материалов во всех отраслях (до 200 %). Однако к концу июня вслед за стабилизацией ситуации на финансовых рынках на рынке светодиодных светильников и ламп ситуация также стабилизировалась, по некоторым отечественным производителям цены вернулись на уровень начала года с удорожанием до 20 %. По производителям, использующим преимущественно иностранные комплектующие, цены выросли на 30–50 %.

Указанные обстоятельства, а также более низкий темп роста цен на энергетические ресурсы, чем рост стоимости оборудования, привели к увеличению сроков энергосервисных контрактов, заключаемых в текущем периоде. Раньше средний срок контрактов в сфере модернизации освещения составлял 5–7 лет, текущие сроки приближаются к уровню 7–10 лет.

Доступность кредитного финансирования

Реализация энергосервисных проектов целесообразна и возможна при доступности кредитного финансирования при ставках на уровне до 12,0–13,5 % годовых. Обычная ставка для кредитного финансирования энергосервисных контрактов, которое распространено преимущественно для проектов в крупных городских поселениях и городских округах, – ключевая ставка ЦБ РФ плюс 5 %. Факторинговое финансирование, которое в настоящее время предоставляет ряд финансовых институтов, увеличивает стоимость привлекаемых средств еще на 2–3 %. Поэтому снижение ключевой ставки до 8 % в настоящее время стимулирует к заключению новых крупных контрактов и развитию кредитных и факторинговых продуктов.

Различные формы инвестиционной деятельности

Кроме классических энергосервисных контрактов для модернизации систем уличного освещения все большее внимание инвесторов и администраций муниципальных образований привлекают формы инвестиционной деятельности, позволяющие наряду с заменой освещения «точка в точку» сокращать сроки реализации проектов или осуществлять создание новых и реконструкцию существующих линий освещения, а также повышать качество эксплуатации осветительного оборудования, обеспечивать более масштабное внедрение систем учета электрической энергии и управления системой освещения.

Среди таких инвестиционных форм на практике были отработаны контракты жизненного цикла, договоры финансовой аренды (лизинга) и концессионные соглашения. Тогда как контракты жизненного цикла большого распространения пока не получили (из наиболее значимых в настоящее время реализуется контракт в Нижнем Тагиле), лизинг и концессия в настоящее время набирают обороты благодаря наличию структурированной договорной базы, положительного опыта реализации проектов и потенциальной готовности финансовых институтов к их финансированию.

Лизинг светотехнического оборудования

Ближе всего к энергосервису как по техническим особенностям реализации, так и по срокам подготовки проекта, а также финансовым потокам находится модель лизинга. Она, так же как и энергосервисные договоры (контракты), реализуется в соответствии с законодательством о закупках (законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ), но при этом опирается на общие положения о закупочных процедурах, а не на специальные, как в случае с энергосервисом. При этом в качестве отраслевой нормативной правовой базы лизинг светотехнического оборудования предполагает не столько законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, сколько Федеральный закон от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».

Предметом договора лизинга является предоставление лизингополучателю имущества за плату во временное владение и пользование. Договор лизинга может предусматривать оказание дополнительных услуг (например, демонтаж, монтаж), которые включаются в общую цену договора лизинга, при этом договор не предполагает возложение на лизингодателя обязательства по обеспечению эффективного функционирования соответствующего оборудования. Договор лизинга также юридически не связан по своим финансовым потокам с достигаемой экономией энергетических ресурсов и проведением мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, и поэтому может по срокам реализации укладываться в 5-летний горизонт, который для энергосервиса становится все сложнее обеспечить. Имущественная база договора лизинга может выходить за рамки замены оборудования существующей системы освещения и предусматривать также передачу во временное владение и использование оборудования для создания новых линий освещения. В то же время финансовое обеспечение договора лизинга со стороны заказчика требует выделения дополнительных средств, поскольку его финансирование из достигаемой экономии электрической энергии по тем же кодам бюджетной классификации невозможно и требует других подходов к планированию расходов местного бюджета.

Договором лизинга может быть предусмотрено условие о выкупе лизингополучателем предмета лизинга, и, как правило, в конце срока действия договора предусматривается переход права собственности к лизингополучателю по минимальной остаточной стоимости с учетом возможностей ускоренной амортизации. Лизингодатель вправе передать предмет лизинга в залог, при этом залог является одной из основных форм обеспечения исполнения обязательств лизингодателя перед инвесторами.

Опыт реализации лизинговой модели для модернизации уличного освещения представлен, в частности, в Камышине (Волгоградская область) и в Сочи.

Концессионные проекты

В отличие от энергосервиса и лизинга концессионные проекты являются наиболее длительными и сложными в части подготовки и реализации, но в то же время обеспечивают комплексность – охватывают как проектирование и строительство, так и эксплуатацию системы освещения. Заключение и исполнение концессионных соглашений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», который предусматривает возможность заключения таких соглашений как по результатам конкурса, так и без проведения конкурса, в том числе на основании так называемой частной концессионной инициативы (подачи инвестором предложения о заключении концессионного соглашения) при отсутствии альтернативных предложений от других рыночных игроков. Заключению концессионного соглашения предшествует принятие концедентом (публично-правовым образованием в лице его уполномоченных органов) ряда решений, оформляемых правовыми актами, включая решение о заключении концессионного соглашения.

По концессионному соглашению концессионер обязуется создать и (или) реконструировать и эксплуатировать имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой), предназначенное для осуществления деятельности по концессионному соглашению.

В проектах по наружному освещению недвижимым имуществом могут выступать сети наружного освещения, поставленные на кадастровый учет, права владения и пользования на которые переданы концессионеру, операционные центры, пункты питания и др. К движимому имуществу, технологически связанному с недвижимым, относятся светильники, шкафы ПУНО, кабели и иное имущество. Особенностью подготовки таких проектов, наряду с полноценным техническим обследованием их имущественной базы, также является необходимость обеспечения надлежащего кадастрового учета и оформление прав собственности публично-правового образования на недвижимое имущество в составе объекта концессионного соглашения, а также земельные участки, предоставляемые концессионеру для реконструкции и осуществления деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения.

Для реализации таких проектов, как правило, привлекаются кредитные ресурсы, и по этой причине подготовка договорной базы проекта и финансовой модели редко обходится без привлечения специализированных юридических и финансовых консультантов. Из-за сложности и длительности подготовки концессионных проектов, а также потребности в первоначальных финансовых вложениях и при этом увеличивающихся конкурентных рисках целесообразность данной инвестиционной формы в большей степени характерна для крупных городов, в том числе региональных центров.

Концессионное соглашение предполагает развитые и гибкие механизмы финансирования и привлечения частных инвестиций, гарантии прав инвестора и инструменты, обеспечивающие эффективность использования бюджетных средств, создает условия для осуществления концессионером предпринимательской деятельности за счет использования опор уличного освещения, в том числе для проектов по цифровизации, с возможным разделением получаемых доходов между сторонами концессионного соглашения. Более длительные по сравнению с договором лизинга и энергосервиса сроки действия концессионного соглашения гарантируют поддержание нормативных уровней освещенности городских территорий и обеспечение надлежащей эксплуатации системы уличного освещения на больший период.

Опыт реализации концессионных соглашений в отношении систем наружного освещения представлен, в частности, в Волгограде, Благовещенске (Амурская область), отдельных городах Московской области.

Как лизинг, так и концессия требуют принятия публично--правовыми образованиями дополнительных бюджетных обязательств и решений о заключении соответствующего соглашения или договора на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Выбор инвестиционной формы для модернизации освещения

Наличие различных инвестиционных форм для модернизации освещения предоставляет широкие возможности для конфигурации юридической, финансово-экономической и технической частей проекта с учетом индивидуальных особенностей системы освещения в конкретном муниципальном образовании, его бюджетной обеспеченности, потребности в реконструкции и (или) строительстве линий освещения, повышении эффективности технического обслуживания системы, а также с учетом наличия надлежащим образом оформленной имущественной базы.

Ключевым фактором для принятия публично-правовым образованием решения о предпочтительной инвестиционной форме и возможности реализации проекта в целом остаются финансово-экономические показатели. В условиях сохранения рисков нарушения функционирования финансовых рынков и повышения ключевой ставки растет востребованность мер государственной поддержки, направленных на снижение стоимости привлеченного финансирования для реализации проектов.

Текущие меры поддержки, доступные в отдельных субъектах Российской Федерации, позволяют получать субсидируемую процентную ставку по кредитам на приемлемом уровне. Однако для достижения таких показателей в масштабах всей России необходимо финансовое плечо со стороны федерального бюджета.

Новая государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» как основа для формирования специальных финансовых продуктов для модернизации систем освещения

В соответствии с поручением президента Российской Федерации В. В. Путина осуществляется разработка новой государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» на период до 2035 года. Среди предложений для включения в проект данной государственной программы, представленных в адрес Минэкономразвития России как ответственного исполнителя данной разработки, также присутствуют меры по внедрению мер поддержки реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализуемых на условиях энергосервисных договоров (контрактов), концессионных соглашений, лизинговых договоров, договоров поставки (подряда) с рассрочкой оплаты, внедрение мер поддержки реализации таких проектов за счет предоставления субсидий из федерального бюджета, в том числе обеспечивающих предоставление:

• субсидируемых кредитов (займов) энергосервисным компаниям, концессионерам и частным партнерам, реализующим проекты в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

• субсидируемых кредитов (займов) факторинговым организациям, финансирующим энергосервисные и иные проекты в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности под уступку прав требования оплаты по таким проектам;

• субсидируемых кредитов (займов) лизинговым компаниям, финансирующим лизинговые проекты в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Дальнейшая проработка указанных мер, включая их финансово-экономическое обоснование на основе объективных потребностей рынка и формирование необходимой нормативной правовой базы в соответствии с бюджетным законодательством, позволит заложить основу для формирования специальных банковских и иных финансовых продуктов для реализации проектов в области модернизации систем освещения и повышения их энергетической эффективности, а также в целом будет стимулировать подготовку и реализацию таких проектов.

Прошедшие полгода дали возможность участникам рынка взять паузу для анализа результатов реализации существующих и проработки новых проектов, выстраивания новых цепочек кооперации с производителями оборудования, а появление на отечественном энергосервисном и инвестиционном рынке крупных игроков, структурирование и отработка капиталоемких проектов в энергетике и промышленности, развитие импортозамещения, а также существенное снижение ключевой ставки Банка России и разработка новой государственной программы РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» на период до 2035 года дают основания для скорейшего восстановления рынка энергосервисных услуг, а также развития иных форм привлечения инвестиций на модернизацию освещения.

1 Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муници- пальных нужд» и Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (с изменениями и дополнениями).

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из ино- странных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».

купить online журнал подписаться на журнал
Поделиться статьей в социальных сетях:

Все иллюстрации приобретены на фотобанке Depositphotos или предоставлены авторами публикаций.

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №6'2022

PDF pdf версия


Реклама на нашем сайте
...
ООО «Арктика групп» ИНН: 7713634274 erid: 2VtzqvPGbED
...
Реклама / ООО «ИЗОЛПРОЕКТ» / ИНН: 7725566484 | ERID: 2Vtzqw8FGZ4
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Реклама на нашем сайте
...
реклама ООО "БДР ТЕРМИЯ РУС" / ИНН: 7717615508 / Erid: 2VtzqvBV5TD
BAXI
...
реклама ООО «ВЕНТЕХ» / ИНН: 6825007921 / Erid: 2Vtzqux3SzJ
Онлайн-словарь АВОК!